Главные вкладки

    Рабочая программа «Расти здоровым» по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни
    рабочая программа по зож (1 класс) на тему

    Сабельникова Елена Владимировна

     

    Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    «Расти здоровым»

    по   физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

    для  класса (общеобразовательного)

    на 2015-2016  учебный год

    Срок реализации - один год.

    Дополнительная образовательная программа по   физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г), на основе  программы Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

                                     

                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                                                                                                     Е.В.Сабельникова

                                                                                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                     первая квалификационная категория  

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                 

    Паспорт

    рабочей программы по физкультурно-оздоровительному направлению и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

    Тип программы: программа начального общего образования.

    Статус программы: дополнительная образовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о

    правилах безопасного поведения и здорового образа жизни

    Назначение программы:

    • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
    • для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании  начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации дополнительных образовательных программа общего образования;
    • для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего образования.

    Категория обучающихся: учащиеся  1-г класса

    Сроки освоения программы: 1 год.

    Объем учебного времени: 33 часов.

    Форма обучения: очная.

    Режим занятий:  1 ч в неделю

    1. Пояснительная записка.

    Дополнительная образовательная программа физкультурно--оздоровительной направленности и формированию у детей знаний о

    правилах безопасного поведения и здорового образа жизни разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей младших школьников и на основе  программы Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения» (2014г), программы "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования и следующими нормативными  правовыми документами

    1. Закон РФ «Об образовании»  от 10 июля 1992 г. N 3266-1  Последнее обновление: 27.12.2009 г.
    2. Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования».
    1. Конвенция о правах ребенка
    2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

    (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 № 30-15-433/16).

        5    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

        6    .Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».

        7     Примерная образовательная программа начального (среднего) общего образования.

        Выбор данной программы может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.

    Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности уч-ся.

    Актуальность: современные школьники отличаются  любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия.Отличительные особенности программы: программа составлена с  учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам физкультурно-спортивной  направленности и формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  которые пользуются популярностью в повседневной жизни.

    Программа  нацелена на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки, тренировка самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, овладение способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

    Сроки реализации: 1 год.  Допускаются  учащиеся  не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на  занятиях.

    Форма организации занятий – групповая.

    Цель: формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой, воспитание нравственных и волевых качеств,формирование установки на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

    Задачи: 

    -формирование  позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих, которая базируется на потребности ребёнка в здоровье, здоровом образе жизни, а так же самооценке им своего здоровья. Предусматривает: знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знания о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в защите; знание о своём физическом развитии, уровне физподготовленности

    -укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности; опорно-двигательного аппарата; комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость

    -развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.

    -формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;  развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

    -стабилизировать эмоции, обогатить  детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;

    -развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг; воспитывать  волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность; формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.

    Принципы:

    Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

    Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

    Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих у детей развитию самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

    Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в интеграции различных видов деятельности (речевая, продуктивная, ФЭМП, экологическое воспитание…), в тесном взаимодействии педагогов и специалистов ДОУ.

    Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении , в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

    Принцип креативности (способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации)

    Принцип личности ребёнка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательной деятельности.

    Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка по формированию основ здорового образа жизни.

    Планируемые результаты работы:

    учащиеся должны знать:

    -  различать опасные ситуации и правильно вести себя в той или иной ситуации;

     - осторожно пользоваться доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода;

    - оказывать элементарную помощь при ранах, ушибах, ожогах;

    - обращаться за помощью в случае необходимости к взрослым или по телефонам: 01,02,03;

     -следить за своим здоровьем;

     - различать и называть дорожные знаки, выполнять правила дорожного движения;

    - бережно относится к живой природе, не допускать загрязнения окружающей среды.

     Расширить  и обогатить словарь детей

     Закрепить навыки диалогической речи и объяснительной речи и др.

    Уметь:

    -выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;

    -играть по упрощенным правилам в подвижные игры для развития физических качеств;

    -соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;

    Режим занятий: пятница.

    Программа реализуется по шести разделам, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.

    1. «Ребёнок и другие люди».

    Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в школе. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

    День здоровья: «Путешествие на остров Нехочух»

    2. Ребенок и природа.

    Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

    День здоровья: «Кругосветное путешествие Айболита»

    3. Ребенок дома.

    Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Можете ли вы спокойно оставить ребёнка дома? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности.

    День здоровья: «Кошкин дом»

    4. Здоровье ребенка.

    Как сберечь и приумножить здоровье ребёнка? Что делать и чего стоит избегать, чтобы организм хорошо развивался, а физическая активность приносила только радость? Четвёртый раздел программы расскажет ребятам об организме человека, ценности здорового образа жизни, напомнит о пользе витаминов, личной гигиены, утренней гимнастики, закаливания, прогулок на свежем воздухе, и важности своевременного обращения к врачу.

    День здоровья: «Секреты здоровья»

    5.Эмоциональное благополучие ребенка.

    Отдельный раздел в программе посвящен эмоциональной «безопасности» и защите от психического травматизма - благоприятной атмосфере, которая должна сопутствовать воспитанию ребёнка.. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения. Этот раздел поможет ребёнку научиться нормальному взаимодействию с людьми и комфортному общению.

    День здоровья: «Как утенок Крячик подружился с тенью»

    6. Ребенок на улице.

    Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль),знакомство  с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, рассказ о работе ГАИ и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

    День здоровья: «Путешествие в страну дорожных знаков»

    В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

    экскурсии, целевые прогулки;

    наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;

    рассказы на тему безопасности жизнедеятельности;

    анализ различных ситуаций;

    чтение и обсуждение художественных произведений;видео

    рассматривание иллюстраций;

    беседы с детьми на темы безопасного поведения;

    игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;

    праздники и досуги.

    Учебно - тематический план

    № п/п

    Тема занятий

    Кол-во часов

    1

    Ребёнок и другие люди

    5

    2

    Ребёнок и природа

    5

    3

    Ребёнок дома

    6

    4

    Эмоциональное благополучие ребенка.

    6

    5

    Ребенок на улице.

    11

    Итого

    33 ч

    Содержание программы

    Дата

    Блок

    Задачи

    Занятия

    Совместная деятельность

    Развивающая среда

    Ожидаемый результат

    РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ -5ч

    Опасные ситуации.

    - Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда бывает с добрыми намерениями.

    - Выработать у детей алгоритм действий в типичных опасных ситуациях  при контакте с опасными людьми на улице, дома.

    - Формировать навыки правильного поведения в опасных ситуациях.

    1. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

    - Чтение сказок: «Жихорка», «Красная шапочка».

    - Театрализация сказки «Заюшкина избушка».

    - Показ сказки «Коза и семеро козлят».

     - С \ р. игра «Хозяюшка».

    - Чтение

    - Моделирование ситуации «Потерялся» (алгоритм действий).

    - Описательный рассказ «Когда я был один дома».

    -Д / игра «Знакомый, свой, чужой».

    - Д / упражнение – рассмотреть изображение незнакомого человека и раскрасить те предметы, которые он может предложить.

    Иллюстрации к сказкам.

    Подборка книг в книжном уголке.

    Раскраски.

    Атрибуты к игре.

    - Выработка алгоритма действий в ситуациях:

    - ребёнок потерялся;

    - встреча с незнакомым человеком.

    - Владеют навыками безопасного поведения в опасных ситуациях.

    РЕБЕНОК И ПРИРОДА -5ч

    Мы и природа.

    - Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, а человек часть природы.

    -  Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

    - Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений. Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

    - Воспитывать у детей природоохранное поведение.

    1.Чтение рассказа «Умная галка» (с проведением опыта).

    2. Лепка «Ёжик».

    3. Физкультурное развлечение «Зов джунглей».

    4. Драматизация «Разговор с пчелой».

    - Наблюдение на прогулке.

    - Разучивание стихов о птицах.

    - Составление описательного рассказа о птицах.

    - Загадывание загадок.

    - Описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».

    - Рассматривание иллюстраций, картин.

    - Д / игра «Как избежать неприятностей в природе», лото «Цветы», «Животные», «Хорошо – плохо».

    - Рассматривание «Веселая и грустная полянка».

    - Совместная трудовая деятельность.

    - Подборка книг

    - Иллюстрации,

    картинки о птицах.

    - Картина «Кошка с котятами».

    - Д / игры: «Хорошо – плохо», «Как избежать неприятностей на природе»,

    лото «Цветы», «Животные».

    РЕБЁНОК ДОМА -6ч

    Опасные бытовые предметы

    - Уточнить представления об опасных ситуациях дома и в детском саду. Обратить внимание на группу опасных предметов.

     - Познакомить с правилами пользования опасными предметами и электроприборами.

    -Познакомить детей с оказанием первой помощи себе или другому при ушибах, порезах, кровотечениях.

    1.Предметы, требующие осторожного обращения, их хранение и использование.

    2. Осторожно – электроприборы!

    3. Экскурсия на кухню столовой

    - Рассматривание иллюстрации о предметах, которые могут служить источником опасности дома и в детском саду.

    - Моделирование опасных ситуаций, проговаривание алгоритма действий.

    - Учебная эвакуация детей при экстренных случаях.

     - Встреча с пожарным инспектором.

    - С \ р. игра «Повар», «Кукла заболела».

    - Чтение книги Г.Циферова «Жил на свете слоненок»,

    «Осторожные сказка – осколок стекла».

    - Загадывание загадок.

    - Д / игра «Подбери игрушку Танюшке»,

    «Домик улитки»,

    «Так не так», «Убери на место», «Что мы знаем о вещах» (лото).

    - Д \ упражн. «Я иголки не боюсь»,

    «Мы спасатели».

    - Подбор книг.

    - Оформление альбома загадок.

    - Атрибуты к игре «Больница».

    - Д / игры:

    «Так не так»,

    «Убери на место»,

    «Мы спасатели»,

    «Что мы знаем о вещах»,

    «Домик улитки»,

    «Я иголки не боюсь».

    - Выполняют правила пользования опасными предметами (ножницами, иголкой, ножом), электроприборами (утюгом).

    - Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при: ушибах, порезах, кровотечениях

    ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЁНКА -6ч

    Игры детей.

    - Формировать навыки безопасного поведения, самоконтроля в совместных подвижных играх.

    - Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении.

    1. Игры во дворе.

    2. Игры на спортивных площадках.

    - Игра – тренинг: «Игры во дворе».

    - Беседы «Правила поведения на ледяной горке», «Чем опасны санки (коньки, лыжи) и как на них кататься.

    - Рассматривание иллюстраций и обсуждение опасных игровых моментов.

     – Моделирование ситуаций, проигрывание этюдов с неопределённым концом.

    - Подбор книг.

    - Оформление альбома загадок.

    - Атрибуты к игре «Больница».

    - Самостоятельно организуют совместные подвижные игры: обговаривают, и соблюдаю правила.

    - Знают правила обращения со спортивным инвентарём и правила пользования им.

    - Владеют навыками оказания первой медицинской помощи при ушибах, носовом кровотечении, переохлаждении.

    РЕБЕНОК НА УЛИЦЕ -11ч

    Ребёнок и улица.

    - Познакомить детей с понятием: проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, светофор, перекрёсток, площадь.

    - Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках дороги (дорожные «ловушки»).

    - Закреплять знания о культуре поведения на улице, в транспорте.

    - Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

    - Формировать навыки безопасного поведения на дороге.

    1. Знай и выполняй правила дорожного движения.

    2. Зачем нужны дорожные знаки.

     3.  Рисование «Моя любимая улица».

    - Экскурсии по улицам города (перекрестку, площади, светофору).

    - С/р. игра «Автобус».

    - Моделирование улицы, ситуаций «найдите дорогу в школу».

    - Наблюдение на прогулке за работой шофера

    - Отгадывание загадок.

    - Просмотр мультфильмов.

    - Развлечение «Красный, желтый, зеленый».

    - Конкурс рисунков.

    - Иллюстрации городского транспорта.

    - Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

    - Схема улиц города.

    - Схема построек.

    - Подборка книг в книжном уголке.

    - Д \ игры «Как избежать неприятностей на дворе, на улице»,

    «Волшебная дорога»,

    «Так не так»,

    «Дорожные знаки».

    Владеют навыками безопасного поведения на дороге:

    - правилами пешехода (алгоритм перехода через проезжую часть: по светофору, по «зебре» и дорожным знакам);

    -правостороннее движение;

    - различают дорожные знаки по внешнему виду и знают их название («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт первой медицинской помощи», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено», «Дети»).  

    5.Перечень учебно-методического обеспечения.

    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

               1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

              3. Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival. I september .ru

              4. DVD диски

              Технические средства обучения

              1. Компьютер

              2 Мультимедийный проектор

              3.Интерактивная доска

    1. Список литературы.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)

    Программа Р. С. Койбаева  «Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры и ОБЖ в условиях реализации ФГОС нового поколения»

    Программа "Основы безопасности детей» авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева

    Шорыгина Т.А. “Осторожные сказки: Безопасность для малышей”

    Сапронов, В. Концепция развития образовательной области “Безопасность жизнедеятельности”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

    План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня), на год

    План работы по обогащению представлений у детей о правилах безопасного поведения на улице (в группе продлённого дня),  на год...

    Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».

    Консультация для родителей на тему:«По  обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....

    Занятие на тему "Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа". Беседа : "Вредные привычки нужны ли они человеку?"

    Занятие на тему " Охрана здоровья и физкультурно - оздоровительная работа".Беседа : " Вредные привычки нужны ли они человеку?"...

    Детям о правилах безопасного поведения в Интернете.

    ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!Использование Интернета – это радость. Получай максимум удовольствия, оставаясь в безопасности.Научись безопасно использовать свой компьютер.«Подозрительные» сайты. Будь...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления "Шахматная азбука"...