Комплексный подход к формированию культуры здоровья и безопасного поведения учащихся младшего школьного возраста
статья по зож на тему

В  статье  рассматривается  опыт  работы  учителя  начальных  классов    по  формированию  ЗОЖ  и БДД   посредством    комплексного  подхода  в  учебной ,  кружковой  деятельности  и  внеклассной  работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Комплексный  подход    к  формированию  культуры  здоровья  и  безопасного  поведения  учащихся  младшего  школьного  возраста.

                                                                                                        Учитель  начальных  классов  

                                                                  МКОУ «СОШ №2» г. Кирова  Калужской  области

                                                                                                   Борисова  Людмила  Георгиевна

     Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Наряду  с этим  остро  стоит  проблема  профилактики  безопасного  поведения  учащихся  в  учебное  и  каникулярное  время.

     Как помочь школьнику,  чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается   актуальность программы  внеурочной  деятельности «Планета Здоровья», которая  реализуется  в  начальных  классах  нашей  школы.

     Данная    программа   является  комплексной   программой    по   формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.     Программа   составлена  на  основе   учебно - методического комплекта  «Безопасность на дорогах» для обучающихся  1 – 4 классов, подготовленного в рамках  проекта «Издание научно – методических материалов, программ, научных пособий для учреждений дошкольного образования, общеобразовательных учреждений системы  и общеобразовательных учреждений системы дополнительного образования детей» приложения 3 федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2011 года № 2387. В программу   для  3 класса  включены 8 занятий из программы М. М. Безруких «Разговор о правильном питании» из 2 части для 3-4 классов «Две недели в лагере здоровья  и  18 занятий  из  учебно- методического  комплекта «Безопасность  на  дорогах»  для  обучающихся  1-4  классов  общеобразовательных  учреждений. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей  цели: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

     Изучение программного материала предполагается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка.  Для достижения планируемых результатов  используются  разнообразные методы и формы: тестовые материалы, дискуссионное общение,  тренинги, кроссворды, рисунки, игры, конкурсы, практические работы, наблюдения. Используемые формы и методы   носят игровой характер, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

   Комплексный  характер в  нашей  школе носит и здоровьесберегающее   направление   воспитательной  работы ,  которое  прослеживается  на  уроках  ,  в  кружковой  работе  и  внеклассных  мероприятиях. Учащиеся  моего  класса  активно  принимают  участие  в  спортивных  праздниках, акциях. Так с  10  декабря   по  25  декабря  проходила  Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (подготовка  детей  к  ЗИМНИМ  каникулам) ,организованная  Фондом детских благотворительных программ развития культуры, экологии и спорта «Веселые медвежата» в рамках проекта «Охрана жизни и здоровья детей в дорожных условиях. От формирования дорожной культуры к безопасности жизни». Цель  акции - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры безопасного поведения участников дорожного движения. Акция проводилась  на базе обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет или «Школа юного пешехода» в трех Конкурсных направлениях: обучающий урок «Зимние правила и забавы»; творческая мастерская «Новогодняя открытка»; акция «Домашний урок». Конкурсанты могли  принять участие как в одном, так и во всех направлениях. Активными  участниками   акции   стали  ученики   3 а  класса  (кл. руководитель   Борисова  Л.Г.)  и  др. На  уроке  учащиеся   повторили  основные правила поведения в дорожных условиях, познакомились с особенностями дорожного движения в зимних условиях  ,  с  понятием «тормозного пути автомобиля» и влияющих на него факторов, с причинами ДТП с пешеходами в темное время суток, закрепили  знания по безопасности жизнедеятельности в зимнее время и при пользовании праздничной пиротехникой.  На  уроке  использовалась презентация,  листовка для родителей «Сделай своего ребенка заметнее», электронная версия   пособия  «Путешествия на зеленый свет»№12/2015, посвященные данной теме. Как сделать стать видимым водителю – тема «Домашнего урока с родителями». В конце урока, каждый из  учащихся  получил  листовку, которую надо было передать родителям и вместе с ними  изучить этот «Урок». Учащиеся  3  а  класса  продолжили   занятие   на улице :  дети   знакомили   с  этими  правилами  прохожих . Самыми  смелыми   оказались  Воробьёв  Денис, Ипполитова  Алина,  Яунюс  Софья, Валишев  Руслан, Смирнова  Диана. На  уроке  технологии  была  организована  творческая  мастерская  «Новогодняя  открытка». Дети  сделали  открытку  для  своих  родных  и  друзей: « Школа  юного  пешехода  и  ученики  МКОУ  «СОШ №2»  поздравляют  Вас   с  Новым  2016  годом!»

    Всемирной  организацией  здравоохранения  дано  самое  популярное  определение  понятия здоровья - «состояние  полного  физического,  душевного  и  социального  благополучия». Считаю,  что  только  комплексный  подход  позволяет сформировать у обучающихся культуру здорового образа жизни, ценностные представления о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;  навыки сохранения собственного здоровья, овладеть  здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения   и  во внеурочное время.

Литература

1.  Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.

2.  Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.

3.  М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева  Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М .: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.

  1. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72с.
  2. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
  3. Е. В. Езушина . Азбука правильного питания. - Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. УМК  Безопасность на дорогах - М.:Интеллин, 2011.