Пальчиковые игры на уроках в начальной школе
статья по зож на тему

В данной работе представлены обучающие пальчиковые игры,сопровождаемые стихами. Они предназначены для использования на уроках в начальной школе. Каждая пальчиковая игра имеет свое уникальное название. Все игры в работе представлены в алфавитном порядке. Диапазон использования игр с 1 - 4 класс на уроках письма, русского языка, математики, окружающего мира, ИЗО, технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_v_nachalnoy_shkole.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры на уроках в начальной школе

Движение руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют ее развитию.

                                                                                                         В. М.  Бехтерев

Развитие речи и интеллекта ребенка тесно связано с тем, насколько сформировано его моторное развитие. Уникальным средством развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это упражнения, направленные на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов.

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение жизни. За их простотой скрывается великая  педагогическая и воспитательная ценность. В процессе игры происходит речевое и умственное развитие, совершенствуется мелкая моторика рук. Через нервные окончания пальцев рук происходит эмоциональное воздействие на кору головного мозга, что положительно влияет на работу внутренних органов.

Невозможно переоценить роль пальчиковых игр в структуре урока в начальной школе.   Учителя используют их перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом. Они незаменимы на физкультминутках. При этом роль таких игр велика в расширении словарного запаса ребенка, его представлений об окружающем мире.

В своей работе я активно применяю пальчиковые игры. При этом диапазон  их использования не ограничен. Большой интерес у детей вызывают игры не только на уроках письма, но и на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, чтения.

Наряду с упражнениями на укрепление и разогревание мышц рук (поглаживание пальчиков, растирание ладошек, «Надеваем волшебные перчатки», растирание кулачков «стирка», разминание подушечек пальчиков, растирание карандаша между ладошками и др.) в своей работе я использую обучающие пальчиковые игры, сопровождаемые стихами. 

Изучив огромный объем методической литературы по данной теме, опыт коллег и обобщая накопленный опыт,  я определила для себя ряд таких игр,  используемых мною на уроках.  При этом более активно данная работа ведется  в первом и во втором классе.

Арбуз

Посмотрите, вырос мяч!

Левой рукой обхватить правый кулак.

Только он не мчится вскачь (совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч),

На бахче он у меня,

Положить кисти на стол.

И растет день ото дня.

Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик»

Братья

Большаку – дрова рубить,

Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака.

А тебе – воды носить,

А тебе – печку топить,

А тебе – тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами.

Родных братьев потешать.

Белка

Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)

                        

Встреча

Показываем разных животных и то, как они говорят.

Вот пришли к нам два гуся:

Га-га-га! Га-га-га!

Вот пришли два попугая:

Да-да-да! Да-да-да!

Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками.)

Раз-два-три! Раз-два-три!

Вот пришли к нам две собачки:

Посмотри! Посмотри!

Две козы к нам прибежали,

И друг дружку забодали!

В лесу

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел, Ну а этот лишь глядел.

Гусенок

Пальчики, как человечек, идут по ноге до колена.

Шел гусенок по дорожке,

Видит: вкусные горошки. (Указательным пальцем дотрагиваемся до ладошки.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Пощипываем ладошку – гусенок ест.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как травку.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел утенок через бор

И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)

«Знаю точно я, друзья: (Гусенок говорит.)

Мухоморы есть нельзя!» (Качает головой.)

Гули-гули

Люли, люли, люли (хлопать в ладоши),

Прилетели гули (взмахивать кистями рук перед собой, как крыльями).

Сели гули на кровать (ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом)

Стали Маше ворковать (сложить пальцы обеих рук щепотью, изображая головки птичек: «клювики» то открываются, то закрываются):

– Баю-бай, баю-бай («покачать» воображаемого младенца),

Поскорее засыпай! Положить ладони под щеку.

Дрова

Раз-два, раз-два, (Ребром правой ладони ударяем поочередно по левой ладони, по левой руке, по правой ноге, по левой ноге.)

Рубим-рубим мы дрова.

И по вербе – тук!

По березе – тук!

По осине – тук!

По рябине – тук!

Раз-два, раз-два.

Будем мы пилить дрова. («Пилим» ребром ладони.)

Вот так, вот так,

Будем мы пилить дрова.

Раз-два, раз-два,

Будем складывать дрова. (Приближаем друг к другу ладони, поочерёдно соединяем пальцы.)

Вот так, вот так,

Будем складывать дрова. (Повторяем упражнение левой рукой)

Дерево

Из-под серых влажных кочек

Появился вдруг росточек. (Поднимаем ладони, прижатые друг к другу.)

Крошкой не остался,

Быстро вверх поднялся.

Ветки появились, (Разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)

Листья распустились. (Разворачиваем ладони наружу.)

Ветер завывает, (Дуем на ладони.)

Дерево качает. (Качаем руками.)

Листья на ветру дрожат, (Трясем ладонями.)

Отрываются, кружат. (Крутим кистями.)

Листья падают, кружатся.

Тихо на траву ложатся. (Кладем руки на колет.)

Дождик

Копчиками пальцев стучим по ножкам.

Дождик капает из тучки,

Дождик каплет на дорожки.

Подрастайте, наши ручки! (Гладим руки.)

Подрастайте, наши ножки! (Гладим ноги.)

Первый скоро подрастет, (Тянем за каждый палец по очереди.)

И второй не отстает.

Третий подрастает,

Четвертый догоняет.

Пятый стал совсем большой,

Подрастает и шестой.

А седьмой, седьмой, седьмой Станет больше, чем восьмой.

А потом девятый Станет выше брата.

Дождик все сильней, сильней! (Трясем кистями рук.)

Наши пальцы все длинней! (Растопыриваем пальцы, поднимаем вверх.)

                        

Десять внучат

У нашей бабушки (руки сжать в кулаки).

Десять внучат (разжать кулаки и показать 10 пальцев):

Две Акульки сопят в люльке,

Шевелить мизинцами.

Две Аринки спят на перинке,

Шевелить безымянными пальцами.

Две Аленки глядят из пеленки,

Шевелить средними пальцами.

Два Ивана на лавках сидят,

Шевелить указательными пальцами.

Два Степана учиться хотят.

Шевелить большими пальцами.

Десять внуков,

Показать 10 пальцев.

А бабушка одна.

Показать 1 палец.

Жираф

Он высокий и пятнистый,

Поднять руки и голову вверх, встать на цыпочки.

С длинной, длинной шеей.

Правой рукой изобразить жирафа: поднять руку, согнутую в локте, вверх, большой, указательный и средний пальцы собрать в щепоть, а безымянный и мизинец поднять вверх – это «рожки» жирафа.

А питается он листьями

Листьями с деревьев.

«Жираф» срывает воображаемые листья с дерева.

Забавные пальчики

Загибаем пальчики по одному.

Этот пальчик – одуванчик.

Положу его в карманчик.

Этот пальчик – тараканчик,

Убежал он в свой чуланчик.

Этот пальчик – зайчик.

Барабанит в барабанчик.

Этот пальчик – добрый мальчик,

Он уселся на диванчик.

Этот пальчик – девочка,

Рыженькая белочка.

Белка прячется в дупле,

Не найдешь ее нигде.

Забор

Растопыриваем перед собой все десять пальцев – это забор.

 Вот забор большой стоит.

Кто из-за него глядит? (Выглядываем из-за забора.)

Может, зайчик? (Показываем зайчика.)

Нет, нет, нет. (Качаем головой.)

Может, кошка? (Делаем ушки на голове.)

Тоже нет. (Качаем головой.)

Может, северный олень (Растопыриваем пальцы, скрещиваем руки над головой.)

Здесь пасется целый день?

 Может, это смелый гусь: (Показываем гуся.)

«Никого я не боюсь!» (Гусь говорит.)

Может, это петушок – (Показываем петушка.)

Золотистый гребешок?

 Это пес там лает, (Показываем собаку. Она лает.)

Дом свой охраняет.

Зоопарк

Долго мы шагали —

В зоопарк попали! (Ладонями хлопаем по коленям, имитируя шаги.)

Слоник нас встречает, (Приставляем ладони к голове – это уши. Киваем.)

Головой качает.

Крокодил рот открыл– (Поднимаем одну руку вверх, другую опускаем вниз – это пасть.)

Кушать хочет крокодил.

Обезьянки дразнятся. (Две кисти пред лицом изображают длинный нос, шевелим пальцами.) Ах, они проказницы!

Из-под камня у ручья (Рука извивается.)

Выползает к нам змея.

А у маленьких зайчат (Ладошки сверху на голове. Шевелим ими.)

Ушки серые торчат.        

Игрушки-погремушки

Погремушечки гремят,

Потрясти воображаемой погремушкой.

Всех ребяток веселят.

Колокольчики звенят,

Скрестите пальцы рук, ладони округлите. Средний палец правой руки опустите – это «язычок» колокольчика, которым можно без труда шевелить. Выполняя упражнение, повторяйте: «Динь-динь, динь-динь, динь-динь» (рис. 29). При этом покачивать «язычком» колокольчика – средним пальцем, опущенным вниз.

Всех ребяток веселят.

Балалаечки бренчат (левую руку поднять вверх и «зажимать» пальцами воображаемые струны),

Всех ребяток веселят. Кистью правой руки «бить» по струнам.

Игра «Лыжи, санки и коньки»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад.

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад.

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе.

Мчатся наперегонки.        

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим),

Мы капусту трем, трем (кулачками трем друг о друга),

Мы капусту солим, солим (солим щепоткой),

Мы капусту мнем, мнем (пальчиками сжимаем),

В баночку кладем и пробуем.

Кукла

Наша куколка гуляла («шагать» по столу указательным и средним пальцами)

И скакала (пальчики «прыгают» на месте),

И плясала. Вращать пальцами, стоящими на столе, как циркулем.

До чего ж она устала! Положить кисть руки на стол: все пальцы, кроме указательного и среднего сжаты в кулак.

И легла под одеяло. Накрыть правую кисть левой.

Кукла спит в кроватке (пальчиковая игра «Кровать»

Сладко, сладко, сладко. Положить руки под щеку.        

Кукушечка

Ку-ку, ку-ку, кукушечка!

Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.

Лети скорей в лесок. Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Ку-ку, ку-ку, кукушечка! Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.

Подай свой голосок. Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.

Листопад

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки),

Листья березы, листья осины, листья тополя, листья рябины, листья дуба мы соберем (загибаем пальцы, начиная с большого).

Лодочки

Лодочки красивые

На волнах качаются. (Складываем из ладошек лодочки, качаем.)

Лодочки красивые

С чайками встречаются. (Руки перекрещиваем. Машем кистями – это чайки.)

Начинают волны (Делаем волнообразные движения с большой амплитудой.)

В море подниматься.

Маленькие чайки (Чайки опускаются вниз.)

В лодочки садятся.

Мышки

Правую руку сжимаем в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мышки погулять. (Левой рукой разгибаем по одному пальцы на правой руке.)

По полянке скачут. (Средний и указательный пальцы левой руки прыгают на раскрытой ладони правой.)

Зерна в норке прячут. (Пальцы левой руки скребут по ладони правой.)

Раз, два, три, четыре, пять!

В норке спрятались опять! (Левой рукой загибаем по одному пальцы на правой руке.)

Музыканты

Мы на дудочке играли: (Пальчики бегают перед лицом по воображаемой дудочке.)

Ду-ду-ду!

Ду-ду-ду!

Мы на кнопки нажимали:

Ду-ду-ду!

Ду-ду-ду!

А потом на пианино: (Пальчики бегают перед грудью – играем на пианино.)

Тра-ля-ля!

Тра-ля-ля!

Быстро-быстро заиграем:

Тра-ля-ля!

Тра-ля-ля!

А потом на барабане: (Сжимаем руки в кулаки, барабаним перед собой.)

Бам-бам-бам!

Бам-бам-бам!

Громко-громко барабанит Барабан, барабан!

Сразу папа прибежал, (Прячем руки за спину.)

Барабан у нас отнял.

Моем руки

Моем, моем руки, (Делаем движения, как при мытье рук.)

Моем, моем чисто.

Чтоб не были руки,

Как у трубочиста.

Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы на левой.)

Моем указательный.

И про средний не забудем —

Моем обязательно.

А потом и безымянный,

И мизинчик тоже.

Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже.

Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.)

И все капельки стряхнем.

Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.)

И к обеду приступаем. (Правая рука изображает ложку.)

Повторяем упражнение – «моем» пальцы па правой руке.

Мальчик-с-пальчик

– Мальчик-с-пальчик, в лес ходил? (Пальчики, как человечек идут по ладошке.)

–Да-да-да, да-да-да.

– Сколько ты нашел грибов?

– Целых два, целых два. (Показываем два пальца.)

– А орехов?

– Целых три, целых три, (Показываем три пальца.)

Их в лукошке посмотри, посмотри. (Складываем из пальцев лукошко.)

А потом попался волк. (Показываем волка.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! (Скрещиваем руки на груди, боимся.)

Он зубами щелк да щелк! (Стучим пальцами по большому пальцу – это зубы.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! (Скрещиваем руки на груди, боимся.)

Как же быстро я бежал! (Два пальчика бегут по ладошке.)

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Ну а волк свалился в яму:

Шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп! (Хлопаем ладонями по ногам.)        

Наша мебель

Вот это стул – на нем сидят.

Вот это стол (изобразить стол: левую руку сжать в кулак, на который сверху положить ладонь правой руки

За ним едят.

Вот там кровать (пальчиковая игра «Кровать»

 Чтобы лежать.

А вот диван (изобразить диван: установить под углом  90 градусов друг к другу ладони тыльными сторонами наружу

Присядьте там.

А этот шкаф – совсем как дом.

Изобразить закрытые дверцы шкафа: держать ладони вплотную, вертикально вверх, тыльной стороной наружу.

Живет одежда в доме том. Раскрыть «дверцы» – установить ладони параллельно друг другу.

Напротив вешалка стоит,

Изобразить вешалку: поднять правую руку вверх, растопырив слегка округленные пальцы.

На ней пальто и плащ висит.

                        

Охотники

По дорожке мы бежали– (Поворачиваем правую руку тыльной стороной вверх. От сгиба локтя до запястья правой руки бегут два пальца левой руки – это человечек.)

Бегемота мы поймали. (Хватаем левой рукой большой палец.)

По дорожке мы бежали —

Крокодила мы поймали. (Хватаем левой рукой указательный палец.)

По дорожке мы бежали —

И слоненка мы поймали. (Хватаем левой рукой средний палец.)

По дорожке мы бежали —

Обезьянку мы поймали. (Хватаем левой рукой безымянный палец.)

По дорожке мы бежали —

Попугайчика поймали. (Хватаем левой рукой мизинец.)

Повторяем упражнение левой рукой.        

Обед

 Жучка косточку грызет,

(Показываем левой рукой собачку. Она «грызет» указательный палец правой руки.)

 Зайчик ест морковку.(Показываем зайчика левой рукой, а правую руку складываем щепотью – это морковь.)

Ежик яблочко везет (Растопыриваем пальцы на левой руке, сверху яблочко – кулачок правой руки.)

На иголках ловко.

Птичка зернышки клюет. (Указательный палец левой руки – клюв, который стучит по ладошке правой руки.)

Лошад ь травку ищет. (Левой рукой пощипываем пальцы правой.)

Каждый зверь на свете ждет

Ему нужной пищи. (Указательные пальцы двух рук касаются груди.)

Повторяем упражнение, поменяв руки.

Огород

В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.)

Их зароем (Слегка царапаем ладошку.)

И польем. (Трясем кистью над ладошкой.)

Вырастет капуста. (Складываем руки в замок.) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)

Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)

Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.)

И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.)

А еще картошка. (Показали кулачки.)

Будет славный урожай, (Большой палец вверх.)

Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь.)

Оладушки у бабушки

Ладушки, ладушки -

Хлопать в ладоши – «печь» пирожки.

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Левая ладонь в горизонтальной плоскости, правая собрана в щепоть и стучит кончиками пальцев по левой.

Детушкам давала.

Обе руки вытянуть перед собой.

Даше – два (показать два пальца на правой руке: средний и указательный),

Паше – два,

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный.

Ване – два,

Показать два пальца на правой руке: средний и указательный.

Тане – два,

Показать два пальца на левой руке: средний и указательный.

Всем дала.

Руки вытянуть вперед и в стороны, слегка поклониться.

                                                 Повстречались два котенка

Повстречались два котенка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Мяу-мяу! Мяу-мяу! (Соприкасаются кончики мизинцев двух рук.)

Повстречались два щеночка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Гав-гав! Гав-гав! (Касаются кончики безымянных пальцев двух рук.)

Повстречались два козла. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Ме-ме-ме! Ме-ме-ме! (Соприкасаются кончики средних пальцев двух рук.)

Повстречались два барана. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Бе-бе-бе! Бе-бе-бе! (Соприкасаются кончики указательных пальцев двух рук.)

Повстречались два быка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)

Му-му-му! Му-му-му! (Соприкасаются кончики больших пальцев двух рук.)

Эту вкусную траву (Растопыриваем пальцы на двух руках.)

Не отдам я никому! (Прячем пальцы под мышками.)

                        

Пальчики

Мы пальчики погладим,

Гладим, гладим, гладим. (Левая рука гладит пальцы правой.)

Мы пальчики потрем,

Трем, трем, трем. (Левая рука трет пальцы правой.)

Мы пальчики помнем,

Мнем, мнем, мнем. (Левая мнет пальцы правой.)

Мы пальчики пощиплем,

Щиплем, щиплем, щиплем. (Левая рука пощипывает пальцы правой.)

И в кулачок сожмем.

Повторяем упражнение правой рукой.

Пирожки

Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)

Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)

Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)

И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)

Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.) Угощайся, мой дружок!

Прогулка

Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек.

Мы бежим по горкам,

По крутым пригоркам.

Долго мы бежали,

В ямку мы попали. (Человечек оказывается в ямке между указательным и большим пальцем.)

Выбирались из норы. (Медленно поднимаемся по большому пальцу.)

Покатились мы с горы. (Скользим по руке.)

Повторяем упражнение левой рукой.        

Пирожок

Месим, месим тесто, (Мнем ладошки.)

Месим понемножку.

Из такого теста

Сделаем лепешку. (Разглаживаем одной ладошкой другую.)

Внутрь яблочко кладем, (Кладем на ладошку кулачок.)

Уголочки мы загнем. (Загибаем пальчики внутрь.)

Получился пирожок:

Кушай, кушай,

Мой дружок! (Делаем вид, что откусываем.)

Пальчики рисуют

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.

Нарисует пальчик круг,

А потом овал.

Букву А и букву Б Пальчик рисовал.

Может О нарисовать,

Может цифру 5.

Не устанет никогда Пальчик рисовать.        

Пошли пальчики гулять

Пошли пальчики гулять,

Большие пальцы синхронно двигаются по столу «прыжками».

А вторые догонять (указательные пальцы «скачут» по столу).

Третьи пальчики бегом (по столу в быстром темпе «скачут» средние пальцы),

А четвертые пешком (по столу, не спеша, двигаются безымянные пальцы),

Пятый пальчик поскакал (по столу «скачут» мизинцы),

И в конце пути упал. Расслабленные ладони «падают» на стол).        

Птички

Пой-ка, подпевай-ка,                

Десять птичек стайка (сжимаем ладошки).

Эта птичка – соловей (массировать подушечку каждого пальчика),

Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик,

Это – стриж,

Это – развесёлой чиж.

Ну, а это - злой орлан.

Птички, птички – по домам.

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) 

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик».) 

Паучков на землю смыл.

                          (Хлопок ладонями по столу или коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, покачайте руками.) 

Паучок ползет опять,

                          (Делайте такие же движения, как и вначале.) 

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

                         («Паучки» ползают по голове.)

Рыбки

Рыбки плещутся в воде (Машем ладошками.)

Рыбки плавают везде. (Выполняем волнообразные движения кистями.)

Только щука не дремала (Правую руку складываем в щепоть. Четыре верхних пальца сгибаются, разгибаются, касаясь кончика большого пальца.)

И одну из них поймала. («Щука» хватает левую кисть.)

Только рыбка убежала! (Левая рука вырывается и уплывает от «щуки».)

Репка

Тянет репку дедушка, (Правая рука сжимает пальцы левой и тянет ее.)

Тянет репку бабушка,

Тянет репку внучка,

Тянет репку Жучка,

Тянет репку мышка,

Мышка-шалунишка.

Вытянули репку– (Показываем кулачок.)

Гладкую и крепкую! (Гладим кулачок.)

Рисуем человечка

Точка,

Указательным пальцем в воздухе или на столе «нарисовать» точку.

Точка,

Рядом вторую точку и пониже – запятую.

Запятая.

Вышла рожица кривая. «Нарисовать» ротик в виде дуги.

Ручки (одновременно обоими указательными пальцами «нарисовать» «ручки» – прямые линии, расходящиеся от центра в стороны),

Ножки,

Одновременно обоими указательными пальцами «нарисовать» «ножки» – прямые линии, расходящиеся сверху вниз.

Огуречик (правым указательным пальцем «нарисовать» овал – «туловище»)

Получился человечек.

Солнце

Солнце поднимается. (Поднимаем правую руку ладошкой к себе, растопырив пальцы.)

Пальцы просыпаются. (Постепенно разгибаем пальцы на обеих руках.)

Вместе по порядку. (Энергично сгибаем, разгибаем пальцы.)

Делают зарядку.

Пальцы мы водой польем, (Трясем опущенной левой кистью над растопыренной правой кистью.) А потом ее стряхнем. (Встряхиваем обеими кистями.)

Поскакали, (Пальцы прыгают на коленях.)

Поплясали, (Поднимаем руки, крутим кистями фонарики.)

И конечно же, устали. (Медленно опускаем руки на колени.)

Солнышко садится. (Опускаем растопыренную правую руку.)

Спать велит ложиться.

Пальцы засыпают, (Медленно сжимаем в кулачки.)

Глазки закрывают.        

Слон

К нам пришел огромный слон. (Ставим кисть на четыре пальца – это ноги слона, средний палец вытягиваем вперед – это хобот.)

Деткам кланяется он. (Сгибаем средний палец.)

Медленно ступает, (Передвигаем четыре пальца друг за другом – слон ходит.)

Хобот наклоняет. (Сгибаем средний палец.)

Хочет слоник наш поспать. (Кладем кисть.)

Положи его в кровать.

Одеялом накрывай (Накрываем второй ладонью.)

И немножко покачай. (Качаем.)

Баю-бай! Баю-бай!

Милый слоник, засыпай!

Суп

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп.)

Надо овощи помыть. (Выполняем движение – моем овощи.)

А потом порезать ловко (Ребром правой руки «режем» по ладошке левой.)

Лук, картошку и морковку.

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой суп.)

Надо в чан воды налить. (Складываем из правой руки стаканчик и наливаем.)

И капусту порубить, (Ребром левой руки рубим ладошку правой.)

И немножко посолить. (Выполняем движение– солим.)

И еще немножко (С левой ладошки берем по одному горошку.)

Положить горошку.

Закипела вдруг вода. (Волнообразные движения руками.)

Значит, суп сварился? Да! (Киваем.)

Солдаты

Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».

Аты-баты, аты-баты!

Мы отважные солдаты!

А теперь, ребятки, (Показываем две руки с растопыренными пальцами.)

Встали по порядку!

Каждого мы знаем.

Всех пересчитаем. (Считаем пальцы, загибая их.)

Первый, второй, третий, четвертый, пятый,

Шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.

Слышишь колокольный звон?

Выходи из строя вон!

Первый, пятый и седьмой. (Разгибаем и показываем только те пальцы, которые называются.)

И четвертый, и восьмой.

А теперь шестой, десятый,

Третий и второй, девятый.

Вы, ребята, – молодцы! (Показываем большие пальцы.)

Настоящие бойцы!

Стирка

Мы стираем и стираем, (Трем кулачки друг о друга.)

Своей маме помогаем.

Полоскаем, полоскаем, (Болтаем руками из стороны в стороны.)

Выжимаем, выжимаем. (Вращаем кулачками в противоположные стороны.)

А потом белье все вместе (Поднимаем высоко руки.)

На веревочку повесим —

Мы прищепки прищемили, (Соединяем пальцы, как будто прикрепляем прищепки.)

Хорошенько просушили.

Травка

Если дождик поливает,

Наша травка вырастает. (Пальцы на двух руках постепенно разгибаются.)

Если ветер завывает, (Дуем на пальцы.)

Нашу травку он качает. (Наклоняем руки с растопыренными пальцами в разные стороны.)

Гром гремит и всех пугает, (Стучим кулачками друг об друга.)

Нашу травку наклоняет. (Постепенно сгибаем пальцы.)

А садовник – чик-чик-чик! (Указательными и средними пальцами изображаем ножницы.)

Нашу травку всю постриг! (Показываем кулачки.)

Теремок

Видишь, в поле теремок? (Скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика.)

Из трубы идет дымок. (Отгибаем мизинец и дуем на него.)

Там живет колючий еж, (Растопыриваем пальцы.)

Муха там живет. (Скрещиваем руки, машем кистями, как крылышками.)

И веселый петушок

Песенки поет. (Показываем петушка.)

Если вдруг придет медведь (Медведь неуклюже идет на двух ногах – указательном и среднем пальцах.)

И разрушит дом. (Показываем, как сломалась крыша.)

Звери дом большой построят, (Поднимаем руки, скрещиваем пальцы – это новая крыша.)

Будут жить в другом.                

Угадай кто это?

Из пальцев складываем колечки, прижимаем их к переносице, мизинцы подняты вверх.

Кто это такая?

Совушка лесная.

Это кто такая?

Бабочка порхает. (Скрещиваем руки и машем ими.)

Это кто такой?

Попугай смешной. (Приставляем ладонь с растопыренными пальцами к голове – попугай.) Это кто такой?

Гномик с бородой. (Кисти прижимаем к подбородку, болтаем пальчиками.)

Это кто такие?

Зайцы озорные. (Показываем обеими руками зайчиков.)

Это что такое?

Яблоко большое. (Двумя руками показываем шар.) Это что такое?

Солнце золотое? (Прижимаем две кисти запястьями друг к другу, пальцы растопыриваем.)

Улитка

Тук-тук, улитка (левую руку сжать в кулак и положить на стол – это «улитка»; правой рукой, также сжатой в кулак, постучать по левой),

Высуни рога (из левого кулака высвободить указательный и средний пальцы и слегка пошевелить ими – это «рожки» улитки)

Дам тебе я хлеба (Протянуть вперед ладони обеих рук).

И кринку молока. (Сложить ладони чашечкой)

Фигуры

Пальцы мы сложили вдруг.

Сразу получился… (Круг.) (Складываем из пальцев круг.)

А вот так. Кто угадал?

Что получится?… (Овал.) (Складываем из пальцев овал.)

Вместе три угла сложили —…

(Треугольник получили.) (Складываем из пальцев треугольник.)

А потом, потом, потом,

Получился у нас… – (Ромб.) (Складываем из пальцев ромб.)

Я спросить хочу ребят:

– Ну а это что? (Квадрат.) (Складываем из пальцев квадрат.)        

Цыпа - цыпа

– Цыпа-цыпа,

(Обеими руками «сыпать» корм, массируя большим пальцем подушечки остальных пальцев от мизинца к указательному).

Гуль, гуль, гуль!

Я посыплю,

Ты – поклюй! «Клевать» воображаемый корм указательными пальцами обеих рук.

Клю-клю-клю. Одновременно стучать по столу.

Часы

Имитируем движения, описанные в стихотворении.

Если бьет девятый час,

Пальцы моются у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы в сад идут у нас.

Если бьет уж первый час,

Пляшут пальчики у нас.

Если бьет уж третий час,

Пальцы прыгают у нас.

Если бьет четвертый час,

Пальцы плавают у нас.

Если бьет девятый час,

Пальцы кушают у нас.

Если бьет десятый час,

Пальцы спать идут у нас.

Через палочки шагай

Разложить на столе 8 счетных палочек на расстоянии 2 см одна от другой. Читать стихотворение и «шагать» указательным и средним пальцами через них сначала вперед, а потом – в обратном направлении.

Через («перешагнуть» через палочку указательным пальцем)

Па- («перешагнуть» через палочку средним пальцем)

– лочки (указательным пальцем)

шагай (средним пальцем)

И (указательным пальцем)

на них (средним пальцем)

не на- (указательным пальцем)

ступай. Средним пальцем.

А («шагать» в обратном направлении указательным пальцем)

теперь (средним пальцем)

шагай (указательным пальцем)

назад (средним пальцем) -

И (указательным пальцем)

так много (средним пальцем)

раз (указательным пальцем)

Подряд. Средним пальцем.

Шарф

Дорожка сшита-связана,

Изобразить вязание на спицах.

Постирана,

Изобразить стирку белья.

Разглажена.

Изобразить, как гладят утюгом: провести ладонью по столу в направлении от себя.

Антошку охраняет,

Погрозить указательным пальцем.

Холод отгоняет.

Махать руками в направлении от себя.

Эта ручка – правая, эта ручка - левая

Эта ручка – правая,

Сжать правой рукой небольшой, слегка надутый воздушный шарик.

Эта ручка – левая.

Переложить шарик в левую руку и сжать его левой рукой.

Я на шарик нажимаю,

Перекладывать шарик из руки в руку, каждый раз сжимая его.

Я зарядку делаю.        

Я рисую

Указательным пальцем правой руки рисуем на левой ладошке все, о чем говорится в стихотворении.

Я сижу рисую

Речку голубую, (Рисуем волнистую линию.) Солнышко лучистое, (Кружок.)

Облако пушистое. (Овал.)

Травка подрастает, (Линии.)

Бабочки летают. (Многоточек.)

Только вдруг закапал дождь (Кончиками пальцев касаемся ладошки.)

На моей картинке,

Все: и бабочек, и травку —

Залили дождинки.

А потом настала ночь– (Трем правой ладошкой о левую.)

Черным все закрашу.

Ничего теперь не видно

На рисунке нашем.

        Список литературы

1. Анищенкова Е. С.  Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. – Москва.: ООО  «Издательство Астрель», 2006 – 41 с.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

3. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. – Москва.: Генезис, 2008. – 117 с.

4. Мошковская Э. Книга для друга. – М, 1978. – 42 с.

5. Нова Е. Пальчиковые игры и гимнастика для малышей. – Белготор, 2014. – 71 с.

6. Новиковская О.    Умные пальчики. Игры для развития речи . 4 – 7 лет. - АСТ, Астрель-СПб, Астрель, 2009. – 31 с.

7. Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М.: Астрель; С.-П.: Сова, 2010

8. Ульева Е. А. Пальчиковые игры. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Приведены в пример некоторые игры с уроков....

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Дидактическая игра на уроках в начальной школе

В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

Развивающие игры на уроках в начальной школе

Выступление на кафедре по теме самообразования "Развивающие игры на уроках в начальной школе".(актуальность данной темы,как добиться, чтобы ученик с удовольствием изучал тот или иной предмет,примеры и...

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе....