Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"
статья по зож на тему

Погодина Светлана Васильевна

"Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В ОСВОЕНИИ НАВЫКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ БЕЗОПАСНОЕ УЧАСТИЕ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Цель: сформировать у слушателей способность и готовность разрабатывать паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении.

Задачи:

  • проанализировать содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по проблеме формирования и развития у учеников 5-9 классов навыков безопасного участия в дорожном движении;
  • познакомить слушателей с программой формирования культуры безопасного участия в дорожном движении;
  • охарактеризовать цели и обязательный минимум содержания основной образовательной программы формирования и развития навыков безопасного участия в дорожном движении учеников 5-9 классов;
  • сформировать навыки управления процессом формирования компетенций и навыков безопасного участия в дорожном движении учеников 5-9 классов.

Содержание:

  1. Содержание федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по проблеме формирования и развития у учеников 5-9 классов навыков безопасного участия в дорожном движении.
  2. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  3. Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования.
  4. Обязательный минимум содержания ООП в области безопасности дорожного движения.
  5. Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения на уроках «Безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах.

Основная цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Человек ХХI века, его социальные характеристики:

  • Ориентированность на знания и использование новых технологий.
  • Активное стремление расширить жизненный горизонт.
  • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование  своего будущего.
  • Активное финансовое поведение.
  • Здоровый и безопасный образ жизни.
  • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Основы школьного стандарта представляют собой общественный договор, направленный на удовлетворение социального запроса семьи, общества и государства.

Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор:

1.        Семья

  • Личностная успешность
  • Социальная успешность
  • Профессиональная успешность

2.        Общество

  • Безопасность и здоровье
  • Свобода и ответственность
  • Социальная справедливость
  • Благосостояние

3.        Государство

  • Национальное единство
  • Безопасность
  • Развитие человеческого потенциала
  • Конкурентоспособность

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы:

1.        Личностные:

А)        Самоопределение:

  • внутренняя позиция школьника;
  • самоидентификация;
  • самоуважение и самооценка.

Б)        Смыслообразование:

  • мотивация (учебная, социальная);
  • границы собственного знания и «незнания».

В)        Ценностная и морально-этическая ориентация:

  • ориентация на выполнение морально-нравственных норм;
  • способность к решению моральных проблем на основе децентрации;
  • оценка своих поступков.

2.        Метапредметные:

А)        Регулятивные:

  • управление своей деятельностью;
  • контроль и коррекция;
  • инициативность и самостоятельность.

Б)        Коммуникативные:

  • речевая деятельность;
  • навыки сотрудничества.

В)        Познавательные:

  • работа с информацией;
  • работа с учебными моделями;
  • использование знако-символических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

3.        Предметные:

А)        Основы системы научных знаний.

Б)        Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

В)        Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
  12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Изучение предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить:

  1. физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
  2. формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  4. овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
  5. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
  6. развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  7. установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Предметные результаты изучения предметной области "Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности" должны отражать:

  1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  2. формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  3. понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  4. понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  5. понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
  6. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  7. формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  8. понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  9. знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
  10. знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  11. умение оказать первую помощь пострадавшим;
  12. умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
  13. умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  14. овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
  • Реализация модульных образовательных программ.
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся.
  • Просветительская работа с родителями.

Программа должна обеспечивать:

  • развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
  • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т.д.);
  • овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Обязательный минимум содержания ООП в области безопасности дорожного движения:

  • Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
  • Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.
  • Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.

В результате изучения основ безопасности дорожного движения ученик должен:

знать/понимать

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия;

уметь

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
  • проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 5 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».

Тема «Город как среда обитания»

  • Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: способность использования понятий и учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике.
  • Предметные компетенции: готовность использовать знания правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

Тема «Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность»

  • Личностные компетенции: готовность и способность к саморазвитию, предупреждению опасных ситуаций, оценке своих действий.
  • Метапредметные компетенции: способность устанавливать разные отношения в социальной практике.
  • Предметные компетенции: готовность выступать в разных социальных ролях «пешеход», «пассажир».

Тема «Основы безопасности жизнедеятельности человека»

  • Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные компетенции: освоение правил безопасного движения и поведения на дорогах.
  • Предметные компетенции: способность определять опасные и безопасные ситуации на дорогах и регулировать свое поведение.

Тема «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»

  • Личностные компетенции: сформированность морально-нравственных норм безопасного движения на дорогах.
  • Метапредметные компетенции: овладение правилами дорожного движения, правами и обязанностями участников дорожного движения.
  • Предметные компетенции: использовать на практике знания безопасного поведения в транспорте и на улицах.

Тема «Пешеход. Безопасность пешехода»

  • Личностные компетенции: готовность и способность выступать в роли пешехода, оценивать свое поведение.
  • Метапредметные компетенции: овладение способностью управлять и контролировать свои действия в роли пешехода.
  • Предметные компетенции: готовность выполнять обязанности пешехода и осуществлять рефлексивный анализ безопасности своего поведения на дороге.

Тема «Пассажир. Безопасность пассажира»

  • Личностные компетенции: готовность и способность выступать в роли пассажира, оценивать свое поведение.
  • Метапредметные компетенции: овладение способностью управлять и контролировать свои действия в роли пассажира.
  • Предметные компетенции: готовность выполнять обязанности пассажира и осуществлять рефлексивный анализ безопасности своего поведения в транспорте.

Тема «Водитель»

  • Личностные компетенции: сформированность системы социально-значимых отношений «водитель-пассажир».
  • Метапредметные компетенции: освоение способами коммуникации с водителями.
  • Предметные компетенции: готовность к использованию знаний общих обязанностей водителей в социальной практике.

Тема «Обеспечение личной безопасности на улице»

  • Личностные компетенции: готовность и способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Метапредметные компетенции: развитие инициативности и самостоятельности.
  • Предметные компетенции: готовность определять и корригировать уровень личной безопасности на улицах.

Тема «Первая медицинская помощь при различных видах повреждений»

  • Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: освоение способами оказания ПМП при разных видах повреждений.
  • Предметные компетенции: готовность и способность оказать ПМП человеку при разных видах повреждений.

Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 6 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».

Тема «Ориентирование на местности»

  • Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение средствами и способами ориентировки в пространстве города.
  • Предметные компетенции: способность и готовность ориентироваться в пространстве города любыми возможными средствами и способами.

Тема «Определение своего местонахождения и направление движения на местности»

  • Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Метапредметные компетенции: овладение учебными навыками определения своего местонахождения и осуществления движения на местности.
  • Предметные компетенции: способность ориентироваться и передвигаться в пространстве города.

Тема «Велосипедные походы и безопасность туристов»

  • Личностные компетенции: способность к самоидентификации и самооценке.
  • Метапредметные компетенции: овладение познавательными учебными действиями в социальной практике.
  • Предметные компетенции: готовность соблюдать требования к движению велосипедистов.

Тема «Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме»

  • Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  • Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями туриста.
  • Предметные компетенции: способность прогнозировать и избегать факторов, представляющих опасность для туриста.

Тема «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта»

  • Личностные компетенции: готовность к саморазвитию и самоопределению во время следования к местам отдыха наземными видами транспорта.
  • Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными действиями во время следования к местам отдыха наземными видами транспорта.
  • Предметные компетенции: способность обеспечить личную безопасность на транспорте во время следования к местам отдыха.

Тема «Оказание первой медицинской помощи при травмах»

  • Личностные компетенции: сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции.
  • Метапредметные компетенции: овладение действиями при оказании ПМП при травмах.
  • Предметные компетенции: способность оказать ПМП при травмах.

Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 7 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».

Тема «Опасные и чрезвычайные ситуации»

  • Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение определениями и характеристиками опасных и ЧС.
  • Предметные компетенции: готовность к эффективной жизнедеятельности в опасных и ЧС.

Тема «Психологическая уравновешенность»

  • Личностные компетенции: способность строить систему значимых социальных и межличностных отношений.
  • Метапредметные компетенции: овладение регулятивными и коммуникативными действиями в процессе социального взаимодейтствия.
  • Предметные компетенции: готовность использовать психологические техники для нормализации эмоционально-волевой сферы.

Тема «Стресс и его влияние на человека»

  • Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами снятия стресса.
  • Предметные компетенции: готовность осуществлять в отношении себя и других антистрессовые мероприятия.

Тема «Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних»

  • Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  • Метапредметные компетенции: овладение основами правовой культуры.
  • Предметные компетенции: готовность осуществлять социальное взаимодействие в рамках правовых и законодательных актов РФ.

Тема «Общие правила оказания первой медицинской помощи»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП.
  • Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП.

Тема «Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при наружном кровотечении.
  • Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при наружном кровотечении.

Тема «Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при ушибах и переломах.
  • Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при ушибах и переломах.

Тема «Общие правила транспортировки пострадавшего»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение правилами транспортировки пострадавшего.
  • Предметные компетенции: готовность применить в социальной практике правила транспортировки пострадавшего.

Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 8 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности»

Тема «Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей»

  • Личностные компетенции: способность ставить цели и строить жизненные планы.
  • Метапредметные компетенции: овладение регулятивными, коммуникативными и познавательными учебными действиями.
  • Предметные компетенции: готовность к преобразованию и применению знаний и опыта в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Тема «Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров»

  • Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению, саморазвитию и самоопределению.
  • Метапредметные компетенции: овладение общими представлениями об организации дорожного движения в городе.
  • Предметные компетенции: готовность соблюдать обязанности пешеходов и пассажиров в социальной практике.

Тема «Велосипедист – водитель транспортного средства»

  • Личностные компетенции: способность к самоидентификации и самооценке.
  • Метапредметные компетенции: овладение познавательными учебными действиями в социальной практике.
  • Предметные компетенции: готовность соблюдать требования к движению велосипедистов.

Тема «Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности»

  • Личностные компетенции: соформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами организации ЗОЖ и БЖ.
  • Предметные компетенции: готовность к формированию научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Тема «Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
  • Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП.
  • Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП.

Тема «Первая медицинская помощь при травмах»

  • Личностные компетенции: сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности
  • Метапредметные компетенции: овладение способами оказания ПМП при травмах.
  • Предметные компетенции: готовность оказать человеку ПМП при травмах.

Компетенции и навыки, реализуемые в рамках программы безопасности дорожного движения в 9 классе на уроках «Безопасности жизнедеятельности».

Тема «Формирование общей культуры населения в области БЖ»

  • Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  • Метапредметные компетенции: освоение межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  • Предметные компетенции: владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами формирования общей культуры населения.

Тема «Опасные и ЧС. Общие понятия, определения, классификации»

  • Личностные компетенции: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Метапредметные компетенции: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
  • Предметные компетенции:формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Тема «Международный терроризм – угроза национальной безопасности России»

  • Личностные компетенции: способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
  • Метапредметные компетенции: овладение межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
  • Предметные компетенции: преобразование и применение новых знаний и опыта в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Тема «Единая система предупреждения и ликвидации ЧС»

  • Личностные компетенции: сформированность социальных компетенций в области взаимодействия с представителями и организациями по предупреждению и ликвидации ЧС.
  • Метапредметные компетенции: способность использования в учебной, познавательной и социальной практике регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.  
  • Предметные компетенции: готовность осуществить взаимодействие с представителями и организациями по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задание для самоконтроля.

Разработать программу и паспорт компетенции безопасного поведения на транспорте и на дорогах у учащихся 5-9 классов (на выбор одну личностную, метапредметную или предметную компетенцию) по предложенному образцу (см. Приложение 1 и Приложение 2):

Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Название учреждения

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель учреждения

«……» _______________

КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
как совокупный ожидаемый результат образования
по завершении освоения ООП

г. Ростов-на-Дону

2012

Коды
компетенций

Название компетенции

Краткое содержание / определение
и структура компетенции.

Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции
у выпускника вуза

1

2

3

ЛК

ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ЛК–1

ЛК–2

МПК

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

МПК–1

МПК–2

ПК

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК–1

ПК–2

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки (код, наименование)        

                 .

Автор(ы)         

Рецензент(ы)         

Документ одобрен на заседании         

(Наименование уполномоченного органа факультета, института (УМК, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Приложение 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Название учредждения

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель учреждения

«……» _______________

ПАСПОРТ И ПРОГРАММА
формирования у учащихся

_______________________________________________________
(личностной, метапредметной или предметной компетенции)

компетенции: «________________________________________»

(название компетенции и ее код)

при освоении ООП, реализующей ФГОС основного общего образования

  1. ПАСПОРТ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) КОМПЕТЕНЦИИ
  1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

Под «компетенцией» _____________________ понимается …

(код, название)

(общая характеристика компетенции)

Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника школы по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП основного общего образования

(общее описание)

  1. Принятая структура компетенции

Обучающийся должен

Знать:

Уметь:

Владеть:

  1. Технологии формирования и средства оценки сформированности компетенции

Используемые технологии формирования компетенции:

(указать виды проводимых занятий)

Средства оценивания сформированности компетенции:

(указать формы мероприятий, по которым производится текущая, промежуточная и итоговая аттестация)

  1. Планируемые уровни сформированности компетенции у учеников-выпускников школы

Курс

Уровни
сформированности компетенции

Содержательное описание уровня

Основные
признаки уровня

Пороговый уровень

Повышенные уровни (относительно порогового уровня)

Пороговый уровень
(как обязательный для всех учеников-выпускников вуза по завершении освоения ООП)

Повышенные уровни (относительно порогового уровня)
(повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по нескольким признакам), 3) по всем признакам.

  1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧЕНИКОВ ШКОЛЫ КОМПЕТЕНЦИИ
  1. Цель программы формирования данной компетенции у учеников школы при освоении ООП ВПО:

(формулировка)

  1. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у учеников школы данной компетенции.

Основные понятия: …

Базовая структура знаний(БЗС), необходимая школьнику для освоения данной компетенции

Курс

Компоненты

    БСЗ

Названия учебных дисциплин, планируемых для включения в учебный план ООП

        Вывод: данная компетенция формируется в процессе освоения учениками дисциплин  __________________________ циклов________________________.

Окончение табл.

  1. Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

Характеристика, виды оценочных средств для обеспечения аттестации обучающихся.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у учеников школы данной компетенции при освоении ООП

а) основная литература (прежде всего, учебно-методическаое обеспечение учебной работы) – 2-3 наименования ( выбрать из рабочей программы);

б) дополнительная литература 1-2- наименования ( выбрать из рабочей программы);

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1-2- наименования (выбрать из рабочей программы)

  1. Основные условия, необходимые для успешного формирования у учеников данной компетенции при освоении ООП

Описание необходимых средств обучения (помещений, учебного реквизита)

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки (код, наименование        )

                 .

Автор(ы)         

Рецензент(ы)         

Документ одобрен на заседании         

(Наименование уполномоченного органа факультета, института (УМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

Литература

  1. Долгоруков А.М.. Рабочая тетрадь 1 "Методы эффективного самообразования или как правильно учиться". М.: Центр интенсивных технологий образования, 1999
  2. Долгоруков А.М.. Развитие образования в условиях информатизации общества. Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4
  3. Долгоруков А.М.. Вернется ли европейское сознание к идеалу образования в ХХI веке. "Труды конференции". Вузовские вести, № 2, февраль 1997.
  4. Долгоруков А.М.. Новые тенденции в образовании на исходе ХХ века. "Труды конференции". Жуковский: Международный центр дистанционного обучения ЛИНК, 1996
  5. Долгоруков А.М., Казакова Е.А.. Методика подготовки преподавателей Международного учебного центра "ЛИНК". Выпуск 2. Жуковский
  6. Щедровицкий Г.П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993
  7. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"

Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"...

Своя игра "Азбука безопасности" по правилам дорожного движения 1 - 4 классы

Свою игру "Азбука безопасности" можно использовать на классных часах, во время занятий во внеурочной деятельности для проверки знаний правил дорожного движения. Данный ресурс поможет сделать классный ...

Методические рекомендации для проведения "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения

Данные рекомендации позволяют правильно организовать "Минутки безопасности" по правилам дорожного движения в начальных классах....

Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения учащихся 1-4 классов

Инструктаж по технике безопасности и правилам дорожного движения учащихся 1-4 классов...

«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

laquo;Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)...