Главные вкладки

    Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.
    статья по зож ( класс) на тему

    Суховей Светлана Николаевна

    Статья о необходимости использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 81

    Калининского района Санкт-Петербурга

    Учитель начальных классов – Суховей С.Н.

    Создание здоровьесберегающей среды в процессе обучения младших школьников с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. 

    Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

    Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

    На сегодняшний день организация и  оценка эффективности создаваемых условий для поддержания и укрепления здоровья учащихся начальной школы является одной из актуальных проблем. Правильно созданные условия, рациональный  подбор образовательных программ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, своевременное комплексное оказание помощи детям поможет обеспечить их благополучное развитие в стенах образовательных учреждений. Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих десяти лет. Состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

    Здоровье как основа жизнедеятельности человека включает в себя соматические, психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты. Обеспечение  жизнедеятельности  на соматическом, психическом и социальном уровнях происходит посредством основополагающих механизмов формирования, укрепления и сохранения здоровья, повышения его резервов. Основу нравственного здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Сущность педагогического компонента заключается в формировании у человека с самого раннего возраста  индивидуального способа здорового образа жизни.

    Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:

    •        умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

    •        проявляет высокие умственные способности, обладает любознательностью, воображением, самообучаемостью (интеллектуальный аспект здоровья);

    •        честен, самокритичен (нравственное здоровье);

    •        коммуникабелен (социальное здоровье);

    •        уравновешен (эмоциональное здоровье).

    К сожалению, анализ школьной практики показывает, что на здоровье отрицательно влияют факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности учащихся, плохая организация питания в школе, возрастание учебных нагрузок, недостаточная  компетентность участников педагогического процесса и др.

    По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25 % всех воздействий; 20% составляют биологические факторы (наследственность); 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55%, является образ жизни.

    По мнению специалистов-медиков, 75% всех потенциальных болезней человека закладывается в детские годы. Вот почему необходимо серьёзно заниматься вопросами формирования культуры здоровья именно в детстве.

    Необходимо вести работу по всем направлениям:

    1. В работе по формированию, сохранению и укреплению физического здоровья учащихся педагогический коллектив ставит такие задачи:

    •        мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;

    •        совершенствовать физкультурно-оздоровительные технологии;

    •        вести систематический мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов;

    1. Сфера психического здоровья учащихся укрепляется за счёт:

    •        создания комфортных условий для психического развития учащихся

    •        совершенствование психолого-педагогических технологий.

    1. Задачи в сфере социального здоровья следующие:

    •        создать комфортные условия для успешного социального развития учащихся;

    •        совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

    •        соорганизовать деятельность  школы, родителей учащихся и социума.

    1. Задачи нравственного воспитания.

    Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни.

    Ведущие составляющие здоровьесберегающей среды начальной школы.

    • Здание начальной школы и прилегающая территория.
    • Организация питания
    • Режим работы начальной школы. В число основных гигиенических требований входит оптимальное составление расписания, учитывающего предельно допустимую нагрузку на учащихся.Среди родителей проводится тестирование по оценки нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий. Учебно – воспитательный процесс строится с учётом индивидуальных потребностей младших школьников в движении. Во время уроков это физминутки, по ходу занятий используются методики снятия статического напряжения, психической нагрузки и профилактики переутомления. Присутствуют на уроках элементы эмоциональной разрядки (шутки, музыка) также способствуют снятию напряжения, созданию психологического комфорта для обучающихся.

    Каждое образовательное учреждение должно создавать условия для улучшения здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности, используя при этом свои приёмы, формы и методы организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Ведь только разработка и непрерывное использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе  могут  уменьшить риск возникновения заболеваний у детей, помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, улучшить отношения между учениками, учителями и родителями. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Основные требования к уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики можно сформулировать так:

    1 - построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения;

    2 - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

    3 - установление межпредметных связей;

    4 - логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

    5 - эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр; педагогам необходимо помнить, что для детей младшего школьного возраста очень важны проведение зарядки, физкультминуток, организация занятий на свежем воздухе, спортивных мероприятий, посещение бассейна.

    6 - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

    7 - тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

    На наш взгляд, только комплексный подход к укреплению здоровья детей может привести к положительным результатам.

    Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

    •        изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения;

    •        изменение отношение учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;

    •        изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем. Учителя должны правильно организовывать урок, под особым контролем должна находиться освещенность в учебных классах, проводиться наблюдение за состоянием экологического комфорта в помещениях, при эстетическом оформлении школы следует учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира. 

    Правила «здоровой» педагогики:

    •        Не навреди здоровью ребёнка.

    •        Учащийся – личность, относись к ней с глубоким уважением.

    •        Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

    •        Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.

    •        Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

    •        Постоянно повышай самооценку учащихся, но при этом будь всегда правдив.

    •        Добивайся доверия учащихся и береги его.

    •        Умей беречь здоровье учащихся и своё.

    •        Твоё личное здоровье – пример для учащихся.

    •        Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.

    •        Не жалуйся родителям учащихся.

    Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.        Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986.

    2.        Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

    3.        Гигиенические проблемы охраны здоровья населения/ Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.

    4.        Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н. К. Смирнова. - М., 2003.

    5.        Педагогическая валеограмотность./ под редакцией Т. А. Солдатовой. - Ростов-на-Дону, 1997.

    6.  Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, - 296.

    7.  Смиронов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.  

    8. Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов: Феникс, 2008.-

    9. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008. - 192 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников".

    Здоровьесберегающие технологии на каждом предмете в начальной школе....

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников...

    Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.

    Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...

    «Создание здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе с учетом индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья»

    За время работы в МБОУ Староюрьевской СОШ, благодаря систематической  помощи более опытных коллег и методического объединени...