Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды.
статья по зож (4 класс) на тему

Саполова Ольга Александровна

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

·        Непосредственно процесса обучения;

·        Процесса воспитания;

·        Кружков дополнительного образования.

И только при детальном, серьезном изучении здоровья можно выстроить план формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • Непосредственно процесса обучения;
  • Процесса воспитания;
  • Кружков дополнительного образования.

И только при детальном, серьезном изучении здоровья можно выстроить план формирования личности.

Педагог учит детей:

  • мыслить,
  • находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей учебных дисциплин по возможности самостоятельно, а если не получается, учитель приходит на помощь,
  • здоровому образу жизни.

Учитель должен построить работу так, чтобы способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся,  будила их инициативу, фантазию, творческий поиск, способствовала укреплению здоровья детей, чтобы дети смело высказывали свою точку зрения, в каждом ребенка была уверенность. Работа по традиционной системе обучения «Школа России» предполагает развитие гармоничной, благополучной личности, которое невозможно без сохранения физического, социального и душевного здоровья.

Работа велась по таким направлениям:

  1. «Волевая регуляция поведения и деятельности» - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
  2. «Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников» - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях, для развития мотивационно – личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Работа по социальному развитию проходила в учебной деятельности.

На уроках окружающего мира акцентировалось внимание на расширение у детей представления о природе, норах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на уроках, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения к некоторым объектам природы. Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыт, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Ребенок – человек должен сам сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Пути:

  1. Самосохранение
  • через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека,
  • через ознакомление с ПДД – воспитание в них навыков безопасного поведения.
  1. Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
  2. Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Педагог учит ребенка осознавать эту радость – он овладевает (сознанием) рефлексией эмоций. Например: чистая, красивая одежда – приятно, чем грязная.

На уроках даются общие представления:

  1. О понятии «личность» в теме «знакомство с самим собой». Разобрали понятия: человеческое общество, семья -  маленькое общество, общественное «Я», биологическое «Я». Из этих трех я складывается единая человеческая личность. Каждый из нас личность.
  2. О здоровом образе жизни. Разобрали, что значит заботиться о своем биологическом «я» (дышать свежим воздухом, есть здоровую свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз) – вести здоровый образ жизни. Для закрепления знаний дети учат пословицы, поговорки, о чистоте, отгадывают загадки, слушают сказки о микробах, читают «Вредные советы» Г. Остера, проводят опыты, наблюдения (устройство глаз, органы слуха), игры «Полезно – вредно», практикум «Чистка зубов», разучивание стихов.

Ведется работа по формированию социальных качеств. Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно- значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Это такие социальные качества:

  • Товарищество
  • Уважение к старшим
  • Доброта
  • Честность
  • Трудолюбие
  • Бережливость
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка
  • Любознательность
  • Любовь к прекрасному
  • Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника. Эти показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся. Эти социальные качества развиваются через различные формы работы:

В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести: четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно – нравственного развития человека; увидит ценность всего живущего и растущего на Земле.



Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

  • Непосредственно процесса обучения;
  • Процесса воспитания;
  • Кружков дополнительного образования.

И только при детальном, серьезном изучении здоровья можно выстроить план формирования личности.

Педагог учит детей:

  • мыслить,
  • находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей учебных дисциплин по возможности самостоятельно, а если не получается, учитель приходит на помощь,
  • здоровому образу жизни.

Учитель должен построить работу так, чтобы способствовала развитию мыслительной деятельности учащихся,  будила их инициативу, фантазию, творческий поиск, способствовала укреплению здоровья детей, чтобы дети смело высказывали свою точку зрения, в каждом ребенка была уверенность. Работа по традиционной системе обучения «Школа России» предполагает развитие гармоничной, благополучной личности, которое невозможно без сохранения физического, социального и душевного здоровья.

Работа велась по таким направлениям:

  1. «Волевая регуляция поведения и деятельности» - для формирования и развития волевых качеств как социально значимых свойств личности.
  2. «Социальная активность и ее особенности развития у младших школьников» - для развития поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях, для развития мотивационно – личностного компонента – самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Работа по социальному развитию проходила в учебной деятельности.

На уроках окружающего мира акцентировалось внимание на расширение у детей представления о природе, норах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на уроках, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения к некоторым объектам природы. Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыт, экскурсии, пословицы.

Уроки здоровья нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Ребенок – человек должен сам сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Пути:

  1. Самосохранение
  • через обучение детей санитарным навыкам можно дать им расширенное представление о мире микроорганизмов, об их вредном воздействии на здоровье человека,
  • через ознакомление с ПДД – воспитание в них навыков безопасного поведения.
  1. Подчинение этнокультурным требованиям. Именно сейчас члены семьи, педагоги являются для ребенка примером осознанного подражания, и ребенок в 7-8 лет действия взрослых повторяет сознательно, пытается закрепить автоматизм некоторых действий.
  2. Получение удовольствия от самосовершенствования. Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста. Педагог учит ребенка осознавать эту радость – он овладевает (сознанием) рефлексией эмоций. Например: чистая, красивая одежда – приятно, чем грязная.

На уроках даются общие представления:

  1. О понятии «личность» в теме «знакомство с самим собой». Разобрали понятия: человеческое общество, семья -  маленькое общество, общественное «Я», биологическое «Я». Из этих трех я складывается единая человеческая личность. Каждый из нас личность.
  2. О здоровом образе жизни. Разобрали, что значит заботиться о своем биологическом «я» (дышать свежим воздухом, есть здоровую свежую пищу, много двигаться, одеваться по погоде, беречь зрение и выполнять все рекомендации по лечению глаз) – вести здоровый образ жизни. Для закрепления знаний дети учат пословицы, поговорки, о чистоте, отгадывают загадки, слушают сказки о микробах, читают «Вредные советы» Г. Остера, проводят опыты, наблюдения (устройство глаз, органы слуха), игры «Полезно – вредно», практикум «Чистка зубов», разучивание стихов.

Ведется работа по формированию социальных качеств. Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно- значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Это такие социальные качества:

  • Товарищество
  • Уважение к старшим
  • Доброта
  • Честность
  • Трудолюбие
  • Бережливость
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка
  • Любознательность
  • Любовь к прекрасному
  • Стремление быть сильным, ловким.

Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника. Эти показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся. Эти социальные качества развиваются через различные формы работы:

В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений. Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести: четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно – нравственного развития человека; увидит ценность всего живущего и растущего на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ

методические рекомендации каким должен быть логопедический кабинет...

Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"

В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка  в начальной школе по самооценке учащихся....

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе ДОУ. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разраб...

Шафикова И. Д. Статья "Анализ компонентов образовательной среды и артефактов формирования компетенций"

Описание и краткое определение следующим образовательным событиям: квест, игра, дебаты, тренинг, мастер-класс, урок, конференция, TED-конференция, исследование, проектирование, фестиваль, флэшмоб, кви...