Использование здоровьесберегающих технологий в 1 классе (из опыта работы)
статья по зож на тему

Ермакова Наталья Вячеславовна

Выступление содержит информацию об опыте работы по использованию здоровьесберегающих технологий в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_zdorove.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

301361 Россия, Тульская область г. Алексин, ул. Баумана 6, тел. (48753) 4-18-77

Выступление на тему:

 «Использование здоровьесберегающих технологий

 в 1 классе» (из опыта работы)

                                  Подготовила:

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         Ермакова Наталья Вячеславовна

Алексин 2016

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                                                                                               В.А. Сухомлинский
                                                                                                                                                        В Концепции модернизации Российского образования отмечено: «...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

 Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения выдвинули   формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни в ряд современных приоритетов образовательной   деятельности школы. 

Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия дети в школу поступают с ослабленным здоровьем, многие из них имеют хронические заболевания, низкий уровень физического и психического развития.  Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих лет. Низкий уровень здоровья поступающих в школу не только отрицательно влияет на процесс их адаптации к школьным нагрузкам, но и становится причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости.

В этом году ко мне пришли 19 первоклашек, из них только 8 человек имеют 1 группу здоровья, т.е. только 42 % детей практически здоровы. С целью сохранения и укрепления здоровья детей, предупреждения заболеваний, я систематически в учебном процессе использовала приемы здоровьесберегающих технологий.

 Здоровьесберегающая технология  - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация процесса обучения и  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка. Таким образом, здоровьесберегающие  технологии - это  совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

От правильной организации урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. С самого начала урока необходимо создать доброжелательную, творческую атмосферу. Для этого я использую во время проведения организационного момента различные четверостишия, которые настраивают детей на работу. Например:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь,

Вы друг другу улыбнитесь,

А теперь все дружно сели

И на доску посмотрели.

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Звонок говорит,

Что в дорогу пора.

В страну Математика едем, друзья.

Улыбку с собой прихватить не забудь.

Готовы? Ну что ж, отправляемся в путь.

Стараюсь сохранить  психологический комфорт школьников во время всего урока. Создаю доброжелательную обстановку на уроке, внимательно отношусь к каждому высказыванию, тактично исправляю допущенные ошибки, поощряю самостоятельную мыслительную деятельность.  С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

С целью повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения провожу физкультминутки. Ушинский писал:

 «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Необходимое условие проведения физкультминуток – положительный эмоциональный настрой. Выполнение упражнений со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, не даст положительного результата. Очень часто провожу их с музыкальным сопровождением, с учетом специфики предмета.

В моем классе у 6 человек нарушено зрение, поэтому я большое внимание уделяю гимнастике для глаз. Специальные упражнения для глаз способствуют развитию подвижности глаз, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации. При использовании зрительных гимнастик соблюдаю следующие принципы:

- сочетание с двигательной активностью;

- индивидуальный подход в зависимости от возраста, зрительных нарушений,  состояния здоровья;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок;

- развитие интереса детей к этому виду упражнений.

 Интенсивная учебная деятельность на уроке сопровождается активацией головного мозга и повышением нервно-психического напряжения учащихся. С целью улучшения кровообращения головного мозга, повышения умственной работоспособности, снижения нервно-психического напряжения учащихся необходимо включать в комплексы физкультурно-оздоровительных минуток дыхательные упражнения.

Я считаю, что физкультминутки являются необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности в школе, особенно у детей младшего школьного возраста.

Основой модели подвижного урока является режим динамических поз, т.е. обучение в системе периодической смены позы «сидя» и позы «стоя». На уроке предлагаю ученикам периодически слушать или читать стоя. Этот прием не занимает много времени, учебный процесс не нарушается, при этом меняется положение позвоночника, улучшается кровообращение, повышается работоспособность.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» в начальной школе может быть отнесено к любой из применяемых учителем образовательных технологий, если в процессе решается задача сохранения и укрепления здоровья учителя и обучающихся. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. На своих уроках в 1 классе я использовала технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Ребята умеют вступить в диалог с учителем, не бояться высказать свою точку зрения. Применение этих технологий помогает создать раскованную, стимулирующую творческую активность атмосферу в учебном процессе.

Во время учебного процесса, в середине учебного дня для первоклассников я проводила динамические паузы. Учащиеся переключались на новый вид деятельности – на активный отдых. В зависимости от времени года я использовала подвижные игры, игры спортивного характера. Учащиеся не только выполняли разнообразные движения, но и свободно их применяли в разнообразных игровых ситуациях, что создавало больше возможности для проявления инициативы и творчества. Активный отдых прекрасно отражается на настроении и общем самочувствии детей, они с новыми силами могут браться за учебу. Я считаю, что каждый учитель должен проводить эту паузу именно для сохранения и укрепления здоровья детей.

Правильная организация отдыха на перемене также является важным условием сохранения здоровья школьников. По словам Ш.А.Амонашвили «неорганизованные перемены приводят к возникновению давящей атмосферы дисциплинарного террора  с традиционными требованиями: не бегай, не шали, не кричи». С учётом физиологических особенностей младшего школьного возраста при отсутствии организации на перемене повышается опасность возникновения травм во время отдыха обучающихся.

На большой перемене все учащиеся начальной школы под музыку выполняют разнообразные движения, водят хороводы, играют. Это не только помогает детям отдохнуть, но и учит культурному общению и дружелюбному отношению к окружающим. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.  Организация отдыха на перемене  способствует поддержанию работоспособности на уроке и конечно помогает сохранить здоровье детей.

Применение здоровьесберегющих технологий в обучении, работа по предотвращению развития гиподинамии школьников способствовали снижению уровня тревожности у первоклассников, уменьшению пропусков по болезни, повышению школьной мотивации и качества образования.

Используемая литература

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003

Интернет - ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/500242/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/19/organizatsiya-dinamicheskoy-pauzy

https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obuchenii-mladshih-shkolnikov-415698.html