Подвижные игры.
учебно-методическое пособие по зож (1 класс) по теме

   Подвижная игра оказывает прежде всего физическое воздействие: она требует , чтобы организм выполнял ряд физиологических важных движений , и, таким образом ,в значительной степени способствует правильному росту развитию. Ребенок в игре ходит , бегает, скачет, перелезает, бросает и ловит, убегает.

    Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание кровообращение и  обмен веществ в организме, что  в значительной мере  способствует развитию мышц, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм представляет функционально единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

     Кроме активизации этих процессов, которые сопровождают движения и вне игры, для игры характерно особое явление, свойственное только ей,- растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху (главным образом в игре с соревнованиями).

    Возбуждение, которое переживает ребенок в интересной игре, приводит весь организм в исключительное физическое состояние , которое способствует тому ,что ребенок добивается таких результатов в движении, которых бы в других условиях. Вне игры, он никогда не добился.

   Нужно использовать эмоциональное воздействие игры. Например, менее активным и застенчивым детям нужно давать главные роли, в которых естественным образом дети учатся действовать, говорить, двигаться так как они никогда не отважились бы вне игры.

     Объяснение этому исключительному функциональному состоянию организма во время игры дает учение о доминанте (Введенский, Ухтомский). Доминанта, как общий принцип деятельности нервных центров, вызывается сильным интересом к определенной вещи. Возбужденный нервный центр обладает исключительной способностью притягивать к себе другие возбуждения из слабого очага раздражений, возбужденного слабыми импульсами. Доминанта концентрирует в себе все возбуждения , но одновременно на основании закона индукции приглушает способность других центров реагировать на остальные импульсы, которые не имеют к ней прямого отношения.  Доминантный центр отличается стойкостью и исчезает только при достижении цели. В игре доминантой является усилие играющих; оно продолжается вплоть до достижения цели. Эта доминанта может быть приглушена только другой, более сильной, например боязнь приближающейся собаки, голод, вмешательство взрослых. Отсюда вытекает педагогическое требование - не прерывать без серьезной причины детей во время игры, правильно оценивать поведение ребенка, увлеченного игрой, и использовать интерес к игре в воспитательных целях.

     А.С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя и на работе. Ребенок вялый, малоактивный, медлительный равнодушный к проигрышу не в состоянии будет позже загореться трудовыми задачами.

     Главная воспитательная задача при проведении подвижных игр - руководство развитием движений ребенка. Игра является наиболее удобной формой освоения движений.

    Дети на первый взгляд очень подвижны однако в детской походке, беге, прыжках много неловкости и лишних, незаконченных движений. Например, походка детей, шатающаяся из стороны в сторону, шаги неравномерны, шаркающие, темп не отрегулированный, и даже при направленной походке ребенок идет к цели не по прямой, движения рук и ног не скоординированы. Для устранения всех этих недостатков и нужно использовать  подвижные игры, целеустремленно руководя ими.

     Неловкость детей объясняется не только небольшим весом мышц (мускулатуры) и их слабостью, незрелым скелетом и другими анатомическими особенностями, которые проявляются в типических  пропорциях детской фигуры (сравнительно большая голова и тяжелая голова , слабое туловище и короткие конечности), а главным образом недостаточным развитием координационных механизмов центральной нервной системы, которые руководят движениями. Поэтому так ценны подвижные игры, в которых участвует вся нервная и двигательная система.

      И именно в подвижной игре при различных меняющихся ситуациях имеется много возможностей для усвоения новых знаний, для развития ловкости, приобретения навыков, которые не могут дать одни упражнения. Исследованием установлено, что дети, с которыми систематически проводились подвижные игры, имели значительно больший запас движений и были способны в неожиданной ситуации хорошо, с готовностью , быстро и уверенно двигаться.

   Хорошо подобранная игра является незаменимым средством для совершенствования и координации движений ребенка.

      Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок может сравнивать свои успехи успехами других, учится правильно включатся в коллектив и подчинятся ему, ценить соблюдение правил. Из непосредственных переживаний в различных ситуациях у него возникает хорошее отношение к товарищу, развивается чувство коллективизма.

Игра учит детей сознательному подчинению правилам, соблюдению определенных ограничений, т.е. воздействует на волю детей, развивает в них чувство самообладания.

    Самой положительной чертой подвижных игр является то, что дети свободно и с удовольствием подчиняются правилам и таким образом охотно и радостно усваивают черты социальной морали. Умело руководимая игра способствует усвоению правил поведения в детском коллективе.

Подвижная игра благоприятно воздействует на поведение ребенка, помогает изменить настроение.

Подвижную игру мы можем использовать также и в том случае, когда дети плохо себя ведут, когда в детском коллективе нет согласия. Педагогический опыт должен подсказать, какую игру выбрать и как ее начать, чтобы игра действительно освежила детей и чтобы жизнь наполнилась оптимизмом.  

Не менее значительна роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Показывая и объясняя движения, одновременно, согласно правилам игры, завязывает отношения между детьми, учит их воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями. Дети учатся соблюдать правила, вести себя определенным образом по отношению к другим. Понимание смысла игры, понимание своей роли в игре способствует развитию мышления ребенка.

Песни и стихи, сопровождающие некоторые игры, обогащают речь детей. Такие игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других, учиться правильно включаться в коллектив и подчиняться ему, ценить соблюдение правил. Из непосредственных переживаний в различных ситуациях  у него возникает хорошее отношение к товарищу, развивается чувство коллективизма. В процессе наблюдали, как дети менялись под влиянием коллектива, как в играх улучшались их взаимоотношения: старшие дети помогали младшим и более слабым детям, избавлялись от враждебности, которая проявлялась вначале.

Самый характер подвижных игр - коллективный: игру нельзя осуществить без слаженности в коллективе. Наиболее ценным является именно тот факт, что ребенок сам приходит к выводу, что без слаженности и без строгого соблюдения правил игра невозможна.

Игра учит детей сознательному подчинению правилам, соблюдению определенных ограничений, т.е. она воздействует на волю детей, развивает в них чувство самообладания, контроль над собой. Игра приучает детей к честности, дисциплине, справедливости.

Самой положительной чертой подвижных игр является то, что дети свободно и с удовольствием подчиняются правилам и таким образом охотно и радостно усваивают черты морали. Умело руководимая игра способствует усвоению правил поведения в коллективе.

Значение подвижных игр в эстетическом  воспитании очень велико: в них развивается чувство ритма, движения становятся более слаженными.

В подвижных играх дети учатся ловко и быстро обращаться с игровыми приборами, знакомятся со свойствами предметов, с их величинами, окраской, формой, учатся ориентироваться в пространстве. Вся эта деятельность, осуществляемая в различных игровых ситуациях, естественным путем подготавливает ребенка к трудовым движениям.

Каждая игра служит источником новых знаний, делает ребенка подвижным и ловким, развивает сноровку и одновременно дает возможность усвоить ценные нравственные и волевые качества. Педагогическая задача определяется тем, какую цель она преследует.

Центр тяжести в подвижных играх падает на развитие движений у детей, формирование таких свойств, как, быстрота, ловкость, проворство, а также на воспитание собранности у ребенка, находчивости, быстроты реакции.

 

           Подбор игры.

При выборе игры нужно заботиться о том, чтобы содержание и тема игры соответствовали целям и задачам воспитания.

При подборе игр нужно учитывать следующие моменты.

1.Возраст ребенка. Усложнение идет по линии содержания, увеличения числа правил и их характера.

2. Состав детской группы также определяет сложность игры: в группе детей одного возраста игры выбирать легче, в группах со смешанным возрастным составом выбирается два вида игр: одни - для младших, другие -

для старших детей.

3.Состояние здоровья детей также очень важно учитывать при подборе игр. Дети, имеющие плохую осанку, должны играть в игры укрепляющего характера с элементами тренировачных упражнений.

4.Уровень развития движений у детей в большой мере влияет на выбор игр.Хорошо подготовленному  коллективу крепких и здоровых детей можно предложить игры с рядовом новых движений и правил, чтобы требования, предъявляемые детям, постепенно росли, чтобы детям было к чему стремиться. Для коллектива малоподвижных детей подбираются игры с основными движениями и простейшими правилами.

Доступность требований - основное условие успеха игр. Детей постоянно нужно мобилизовывать на улучшение результатов, но делать это следует в умеренной форме. Низкие требования не ведут к оптимальному развитию знаний и умений и не удовлетворяют детей.

5. Время года даже отрезок дня при выборе игр имеют важное значение. Некоторые игры мы планируем на осенний или на зимний период, другие-на весенний или летний. Не безразлично, проводится ли игра в начале дня, т. е. является как бы частью утренней гимнастики, или игра подготавливается как занятие. Во время утренней зарядки утренней зарядки мы не рекомендуем особенно увлекаться играми; иногда включать какую-нибудь хорошо усвоенную игру, которая не требует большой подготовки и сложной организации, 

6.Местные и природные условия также влияют на выбор игр. Часто игра, хорошо усвоенная в комнате, плохо проходит на воздухе. Обычно если на воздухе играют в игру , то усложняют правила.

7. Немалое значение имеет и материальное оборудование, а также те возможности, которые нам предоставляет среда и условия.

8. При выборе игр воспитательница должна учитывать интересы и влечения детей. Цель и задачи воспитания коллектива лежат в основе выбора игр. Но при этом нужно прислушиваться к интересам детей и включать такие игры, которые пользуются наибольшей любовью детей. Было бы, однако, неправильно полностью следовать за интересами детей (опасность педоцентризма), также как ис другой стороны большой вред наносит неиспользование эмоциональной силы игры, которая нравится детям.

9.Индивидуальные особенности отдельных детей также нужно иметь в виду, особенно. Когда речь идет о больных детях, которые не могут играть в любую игру. В таких случаях воспитательница должна для этого  ребенка подготовитьдругую задачу, отвечающую его возможностям.

Подготовка игры требует  тщательного продумывания всех положений, которые могут возникнуть в игре.

Затем нужно подготовить материалы. В подготовке материала для игр должны обязательно участвовать дети. После окончания игры они должны все убрать на место. 

 

 

О гигиене

 

При проведении игр очень важно соблюдать требования гигиены. Нельзя допускать. Чтобы игры проходили, например, на пыльной площадке, в непроветренном помещении, в сильно натопленной комнате, перегруженной мебелью, где можно ушибиться, на скользкой, мокрой траве или на улице с большим движением. Не следует играть с детьми, утомленными долгой прогулкой, или сразу после еды. Не рекомендуется организовывать подвижные игры перед сном.

Игрушки и инструменты, которыми пользуются дети, тоже должны делаться с учетом гигиенических требований, т. е. быть изготовленными из материала, который можно чистить, мыть, который не ржавеет, не имеет острых углов, заноз.

Подвижные игры.

Игры с ходьбой.

 

Божья коровка.

Педагогическая задача. Научить детей ходить в ритме с наклоном назад и вперед, научить стучать камешками в ритме стихотворения.

Правило. Чередовать деятельность в соответствии с текстом.

Описание. Дети идут в ритме стихотворения. В каждой руке у них по одному камешку. На первую часть стихотворения дети делают небольшой прогиб в спине: они смотрят на облака. При каждом шаге они ударяют камешками. На другую часть стихотворения  дети делают небольшой прогиб в спине6 они смотрят на облака. При каждом шаге они ударяют камешками. На другую часть стихотворения дети идут с наклоном вперед и ударяют камешек о камешек.

Божья коровка,

Пусть выглянет солнышко!

Тебе дадим половиночку….

Методические замечания. Играть следует только на воздухе: дети приглашают солнышко, смотрят на облака, потом на землю. Стишок декламируется нараспев. Слаженное движение со спокойным наклоном вперед и назад и одновременное постукивание камешками довольно трудно для детей, поэтому нужно игру разучивать по частям: сначала постукивание, затем ходьба с наклоном вперед, потом назад. После этого все движения объединяются.

Вызывание.

Педагогическая задача.Упражнять в ходьбе по гругу, сосредоточить внимание на вызывании имен, усвоить имена других детей.

Правило. После вызова ребенок должен или присоединиться к группе, или отделиться от нее. Каждый вызванный в свою очередь вызывает следующего.

Описание. Игру начинают двое детей, которые стоят друг к другу лицом. Они берутся за руки и с песней идут по кругу (Они договариваются заранее, кого из детей позовут в игру. )

Двое

Цепь, цепь, цепь

Мы плетем цепь.

А мы цепь не плетем,

Сплетаем сами…

Один

Мало нас, мало нас,

Приходи, Марушка, к нам.

Марушка, услышав свое имя, присоединяется к ним. Затем же она называет какое-нибудь имя. Так постепенно круг увеличивается, пока в игру не включаются все дети. При каждом повторении меняется направление движения.

Как только в кругу оказываются все дети, игра меняется: вместо «мало нас» дети поют «много нас»; вместо «приходи, Марушка…» поют «уходи, Марушка от нас». Названный ребенок выходит из круга, встает в сторону и вызывает другого. Круг постепенно уменьшается, пока все дети не выйдут из него.

Методические замечания. Воспитательное значение игры заключантся в том, что с ее помощью педагог вовлекает детей в коллектив, организует их, учит красивой походке. Одновременно дети узнают имена своих товарищей и учатся их называть. При этом они терпеливо ждут, пока их кто-то вызовет. Капризные ребята остаются, как правило, последними. Этот факт важно использовать в воспитательных целях. Наиболее трудно удается включение сольного текста в хор без нарушения темпа; ребенок должен четко спеть последнюю строчку, выбирая себе товарища.

Игру наиболее целесообразно проводить в начале учебного года, чтобы дети лучще познакомились друг с другом. Она годится для детей любого возраста. В нее можно играть как на воздухе, так и в помещении.

Ворота

 

Педагогическая задача. Упражнение в танцевальном шаге; воспитание хорошего отношения к товарищам, организованности; упражнение в счете.

Правило. Опускать руки в конце стихотворения.

Описание. Двое детей, подняв соединенные руки, образуют ворота. Заранее они договариваются, кто кем будет: почтальоном, кузнецом, продавцом, шофером, и т. д. или каким-нибудь цветком: златоцветом, подснежником, тюльпаном, фиалкой, лилией, розой и т. д. Остальные дети проходят через ворота и говорят:

Ворота кленовые,

Красиво разрисованные.

Всех детей пропустим,

Лишь одного не пустим.

При словах «не пустим»  ворота закрываются: дети опускают соединенные руки, а тот ребенок, который в это время проходил через ворота, оказывается захваченным. На вопрос: « Кленовый лист, к кому хочешь идти?»-он должен ответить, к кому пойдет. Ребенок выбирает, например, шофера и встает в сторону. Игра повторяется, вновь захваченные дети также делают выбор и встают в группу шофера или почтальона. Так, постепенно все дети делятся на две группы. После того как все пройдут через ворота. Стоящие в воротах открывают свои имена. Каждый встает к своей группе. Затем шофер считает свою группу, а почтальон -свою. Где детей оказалось больше, та группа считается победителем.

Методические замечания. Игру лучше проводить на площадке. При определении группы-победительницы нужно считать детей в каждой группе, что способствует закреплению числовых представлений у детей. Одновременно дети знакомятся с такими понятиями, как «мало», «много», «меньше», «больше». 

Ян

Педагогическая задача. Ходьба в ритме, грациозный наклон, мгновенное различение словесного сигнала быстрая реакция.

Правило. Начинать и кончать ходьбу в соответствии с текстом стихотворения, при слове «плохо» моментально повернуться спиной к детям.

Описание. Дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга ходит «Ян». Дети двигаются по кругу и говорят:

Пашет. пашет Ян,

Прилетела к нему старая ворона.

Первая говорит: «Хорошо пашет».

Вторая говорит: «Плохо пашет»,

Третья говорит: « Хорошо пашет»

Четвертая говорит: «плохо пашет».

Пятая говорит: «Хорошо пашет Ян».

При словах «первая говорит- хорошо пашет» Ян изящно кланяется в сторону одного из детей, который так же отвечает ему на поклон. При словах «вторая говорит- плохо пашет» Ян поворачивается спиной к первому. Тот в свою очередь поворачивается спиной к Яну. Так игра повторяется: при словах «хорошо пашет» поклон в центр круга; при словах «плохо пашет» поклон спиной к центру круга. При последней строчке «пятая говорит…» все дети кланяются в сторону центра круга и выбирается новый Ян. 

 

 

Платок

Педагогическая задача. Самостоятельно кружиться под ритм песни, вежливо выбирать себе партнера.

Правило. Солист выполняет не такие действия, как остальные дети. Платок передается красивым жестом.

Описание. Дети берутся за руки и образуют круг. Круг вращается, дети идут танцевальным шагом и поют песню.

Есть у меня платочек,

Кому его отдать?

Никому иному,-

Только другу дорогому.

Выбранный ребенок с платком в руке находится в кругу и танцует под ритм песни какой-нибудь импровизированный танец.

Дети останавливаются, ребенок с платочком выбирает кого-нибудь из круга и, красиво кланяясь ему, передает платочек. Игра продолжается.

Методические замечания. Можно играть в нее как на воздухе, так и в помещении. Желательно дать оценку импровизированному танцу ребенка, находящегося в центре круга. Вместо платка можно пользоваться лентой или какой-нибудь игрушкой. Тогда нужно соответственно менять текст песни.

 

Игры на бег

Гуси

Педагогическая задача. Упражнять детей в умении по команде выбегать, убегать от преследователя, догонять; учить диалогу.

Правило. Выбегать только по команде. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Описание. Дети-гуси сидят на корточках группкой. Недалеко от них, примерно в 20 м, сидит ребенок-пастушок, а ребенок-волк прячется за деревом.

Пастушок зовет гусей к себе: «Гуси, гуси, идите домой!» Гуси хором отвечают: «Мы боимся!»- «Кого?»- «Волка».- «Где он?»- «За деревом».- «Что там делает?»- «Вытирается золотым полотенцем».- «Какие у волка глаза?»- «Как яблоки»- «Какие у него зубы?” - «Как лопаты».- «Гуси, бегите, не бойтесь!»

При последних словах пастушок простирает руки гуси бегут к нему. Одновременно выбегает волк и начинает преследовать гусей. Тот, кого он коснется, помогает волку ловить остальных гусей. Когда волк переловит всех гусей, игра повторяется по команде петушка: «Гуси, гуси, идите пастись!» Пойманные гуси возвращаются, и выбирается новый волк.

Методические замечания. Эта игра встречается у всех народов под различными названиями. Ее сюжет особенно близок детям из сельской местности. Игру лучше проводить на воздухе.

Каша

Педагогическая задача. Упражнять детей в умении убегать от преследования, догонять; воспитывать чувство товарищества.

Правило. Выбегать только по команде.

Описание. Дети стоят парами друг за другом. Примерно в пяти метрах от пары караулит преследователь. Он начинает игру словами:

Каша кипит, каша на огне.

Убегайте все ко мне!

Как только он это скажет, последняя пара детей выбегает, с каждой стороны по одному, вперед и старается встать перед первой парой и взяться за руки. это не легко, так как преследователь бежит им навстречу и пытается поймать одного из бегущих. Как только он коснется кого-нибудь из ребят, они меняются ролями: пойманный становится преследователем, а преследователь встает на его место с его товарищем в первой паре. Игра повторяется, пока это целесообразно.

Методические замечания. Игра может проводиться как в помещении, так и на воздухе. Дети быстро сами начинают понимать, что преследование не будет успешным, если стоять впереди и ждать сразу обоих выбегающих: нужно сосредоточить свое внимание на одном из них. Дети из пары должны стремиться скорее соединиться.

Свободный дом

Педагогическая задача. Научить детей быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, упражнять в быстром беге.

Правила. Перебегая из круга в круг, можно занимать только свободный, никого не толкая при этом.

Описание. Назначается путешественник, который встает в центре площадки. Остальные дети встают вокруг на растоянии 3-4 метров друг от друга. Каждый рисует себе дом- круг -или кладет на пол обруч. Путешественник хочет найти себе какой-нибудь свободный дом, он ходит, смотрит, не освободился ли чей-нибудь. Остальные дети, при помощи движений рук и глаз договорившись друг с другом, меняются домиками. Путешественник пользуется этим моментом и пытается занять домик. Чей домик займет, тот становится путешественником. По его команде: «Все отправляются в странствие!»-дети должны поменяться местами.

Методические замечания. В более сложном варианте игры перемена мест происходит после того, как путешественник назовет по имени двоих детей.

Игру хорошо проводить на воздухе.

Ловишки

Педагогическая задача. Упражнять детей в беге, в умении догонять.

Правила. Преследовать можно только вне круга. Тот, коголовящий коснется, должен назвать свое имя.

Описание. Рисуется большой круг, в котором находятся все дети, кроме одного- ловящего. Ловящий старается поймать кого-нибудь. Кого он коснется. Тот становится ловящим. Чтобы все знали, кто будет ловить, пойманный громко произносит свое имя.

Методические замечания. Проводя эту игру, нужно следить, чтобы ребенок не бегал более 20 секунд; сменять ловящего.

 

Лесничий

Педагогическая задача. Упражнять в быстром беге. В умении догонять; учить ориентироваться на местности; воспитывать любовь к природе.

Правило. Бежать до указанного места, подчиняться приказу при выкупе заклада.

Описание. Обозначается поляна, по которой ребенок -лесничий ходит. Остальные участники игры приближаются к нему, делают вид, что рвут траву, и говорят:

Рву, рву травушку

для маленькой козочки!

Лесничий начинает их преследовать. Кого он поймает, тот должен дать заклад: положить что -нибудь из своих вещей в общую корзину (шапку). Игра повторяется с другим лесничим. Когда наберется много закладов, дети их выкупают: каждый должен выполнить задание: что-нибудь спеть, продекламировать и т. д. Характер деятельности для владельца каждого заклада определяется так: все договариваются, что будет делать владелец этого заклада, и только потом заклад достается из корзинки.

Методические замечания. Сначала дети усваивают одну часть игры, затем вторую, а потом они объединяются.

Пчелиный рой

Педагогическая задача. Учить быстрой ориентации в пространстве, упражнять в ходьбе и беге, знакомить с жизнью пчел.

Правило. Скрываться в рой только при слове «медведь!»

Описание. Проводится черта или натягивается длинная веревка, обозначающая границы улья, где находятся пчелы. Дети-пчелы выбирают себе матку-королеву и выстраиваются за ней. Пчела-матка водит пчел в разных направлениях и, наконец, закручивает всех в

тесную спираль. Во время ходьбы все говорят:

Бз, бз, пчелы в улей!

Бз, бз, пчелы в улей!

Когда спираль совсем закрутиться, матка кричит: «Медведь!» Все убегают в улей. Проигрывает тот, кто вбегает в улей последним.

Методические замечания. Игре должна предшествовать беседа о жизни пчел с показом картинок.

Сначала дети держатся за руки, чтобы спираль легко закручивалась; позднее они могут ее сохранять и не держась за руки. При повторении игры следует усложнять ее; спасаясь в улей, дети должны подлезать под веревку.

Белка

Педагогическая задача. Упражнять в умении бегать и догонять, быстро ориентироваться; закрепление знаний о жизни белок.

Правило. Запрещается преследовать партнера в домиках

Описание. Дети образуют несколько небольших кругов, держась за руки. Круги представляют беличьи домики. Двое выбранных детей -белки. Они вместе играют- бегают друг за другом (заранее договариваются, кто будет убегать, кто догонять). Как только преследуемая белка вбегает в какой-нибудь домик, ее нельзя ловить. Если же ее поймали, то данная пара детей сменяется другой. Однако если даже первая белка очень быстрая и ее не удается поймать, детей все равно нужно сменять (не дольше, чем через полминуты бега).

Методические замечания. Проводить ее лучше на воздухе. Прежде всего нужно познакомить детей с белкой, ее жизнью в лесу. Построить ее домик (учить образовывать круги). Потом дети учатся вбегать и выбегать из кружков. Затем эти действия соединяются с преследованием первой белки. Необходимо давать оценку лучшей паре, причем указывать, в чем ее успех.

Коклес

Педагогическая задача. Учить тактике бега, упражнять в умении быстро реагировать на действия преследователя, быть дисциплинированными.

Правила. Ловящий может выбегать навстречу ребенку, ставшему последним в шеренге, только после слов: «Поймай его, если можешь».

Описание. Дети встают в тесную шеренгу, держа друг друга за пояс. Впереди, в нескольких шагах перед шеренгой, стоит один ребенок -ловящий. Первый в шеренге исполняет главную роль -он Коклес. Ловящий обращается к нему: «Коклес!» Первый отвечает: «Что ты хочешь?» Ловящий: «Того последнего!» Все говорят: «Поймай его, если сможешь!» После этого диалога последний старается перебежать на место первого. Но это не легко, потому что ловящий бежит ему на встречу. Если последнему удается занять первое место, он обменивается ролями с ловящим; если же он не успеет, то он встает в шеренгу, ловящий остается в своей роли.

Методические замечания. Некоторое время воспитатель исполняет роль  ловящего. Когда же дети научатся быстро перебегать. Они выбираются на все роли. В этой игре дети учатся ориентироваться на местности  и быстро реагировать на изменение ситуации.

 

Волк

 

Педагогическая задача. Научить быстро бегать. Быть дисциплинированным.

Правило. После исполнения стишка нужно отдать платок. Тот, ктот его получит, преследует своего соседа по кругу.

Описание. Дети стоят тесно в кругу, лицом в центр. Их фигурки немного наклонены вперед, руки сзади на спине. Они не должны видеть ребенка-волка, который ходит с внешней стороны круга с платком в руке. Все дети поют:

Идет волк крадучись,

Ни на кого не глядючи,

Но на кого взглянет,

Тому страшно станет.

При словах «страшно станет» волк дает платок кому-нибудь из детей, стоящих в круге. Ребенок, получивший платок, может преследовать своего соседа с правой или левой стороны. Тот должен обежать круг и вернуться на свое место. Ребенок, у которого  оказался платок,-волк, он снова ходит за кругом, а первый волк встает в круг.

Методические замечания. Ее можно проводить как на воздухе. Так и в помещении. Преследователь должен очень осторожно ударять платком убегающего и только от пояса и ниже.

Кошка

Педагогическая задача. Научить детей быстро убегать, догонять, ориентироваться в смене ситуаций.

Правило. Это известная игра в «Кошки и мышки», дополненная песней. Дети стоят в кругу держась за руки. Один ребенок-мышка, он находится в кругу; другой - кошка, она вне круга. Дети идут танцевальным шагом под ритм песни и поют (какую-нибудь песню о кошке). Дети хором отвечают: «Нет, нет, она ушла, ушла, принесет нам соленого мяса». Круг снова кружится. Дети идут танцевальным шагом под ритм песни. После окончания песни круг останавливается и кошка снова спрашивает: «Нет ли здесь мышки,» Дети хором отвечают: «Здесь она, здесь, только что пришла. Поймай ее, чтобы снова не ушла!» Начинается бег с преследованием.

Методические рекомендации. Пение превращает обычную игру в танцевальную, которая помогает учить детей ходить под ритм песни Все игры с пением и стишками носят танцевальный характер, они лучше, чем другие. Обязывают детей правильно держать корпус. Воспитательница не должна начинать игру до тех пор, пока все дети не выпрямятся.

Если кошке не удается поймать мышь, игра прерывается, сменяется бегающий ребенок(примерно, через 30 сек.).

 

Рыбак

Педагогическая задача. Научить детей смело и быстро бегать, ориентироваться в пространстве, быстро принимать решения и действовать; воспитывать хорошие взаимоотношения.

Правило. Выбегать только после слов: «Не боимся». Тот. Кого поймают, присоединяется к преследователю.

Описание. В конце площадки рисуется пруд. Дети-рыбки находятся на противоположной стороне. В конце пруда стоит один рыбак-ребенок. Он спрашивает: «рыбки. Рыбки, вы боитесь рыбака?» рыбки отвечают: «Не боимся»-и багут навстречу рыбаку, стараясь попасть в пруд Рыбак их ловит. Кого он поймает, тот становится тоже рыбаком, и они берутся за руки.

По сигналу  рыбки и рыбаки возвращаются на свои места. Снова повторяется разговор между рыбаком и рыбками. Затем рыбак, берясь за руки со своими помощниками, образуя сеть, в которую попадают новые рыбки-дети. Последний ребенок, которого не удалось поймать. Выигрывает и при повторении игры становится рыбаком.

Методические замечания. Детям предварительно нужно объяснить слова «рыбак», «пруд», «сеть». В этой игре выявляются такие недостатки у детей, как боязнь, застенчивость: например, вовремя не выбежали, долго задержались на другой стороне, держались за руки, боялись вступить в борьбу с большой сетью рыбака. В этой игре укрепляются нравственные, волевые качества детей; при частом повторении трусливых детей становится меньше, игра проходит очень хорошо. 

 

Игры с прыжками

Воробушек

Педагогическая задача. Упражнять в прыжках в положении «ноги вместе», расширить знания о жизни воробья.

Правило. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание. Дети свободно ходят по площадке или по комнате. Воспитательница читает стихотворение в таком ритме, чтобы дети могли прыгать, держа ноги вместе. В соответствии с текстом прыжки чередуются с приседанием (спина ровная) и с отдыхом.

Чимчарара-чим! Я воробья сын! (Длительное приседание)

Прыгаю я по двору, где молотят и где веют! (Прыжки)

Чимчрара-чим! Я воробья сын! (Приседание)

Методические замечания. Сначала нужно научить детей перепрыгивать через линию, начерченную на земле.

Для старших детей игру можно усложнять.

Нужно обращать внимание, чтобы во время прыжков дети правильно держали тело, голову, плечи, чтобы прыгали на носках.

Аисты

Педагогическая задача. Упражнять в координации движений при прыжках на одной ноге, укреплять хорошее отношение к товарищам.

Правило. Пока ребенок прыгает или стоит на одной ноге, его нельзя ловить; как только он встает на обе ноги, он может быть пойман.

Описание. Назначается один преследователь, который имеет право передвигаться только на одной ноге, т. е. прыгая. Остальные дети бегают или прыгают по площадке. Те, кто бегает или стоит на обеих ногах, могут быть пойманы. Дети, стоящие на одной ноге, как аист,не могут быть пойманы. Как  только преследователь кого-нибудь поймает или заставит встать на обе ноги, он освобождается от роли  преследователя.

Методические замечания. Поскольку прыжки утомляют детей, не следует продолжать эту игру долго. Ребенка, которому долго не удается никого поймать, надо сменить.

Нужно познакомить детей с жизнью аиста в пруду. Сначала дети учатся стоять на одной ноге, и только после этого проводится вся игра.

Мяч

Педагогическая задача. Упражнять в прыжках «ноги вместе» в данном темпе; в умении быстро останавливаться после бега.

Правило. Декламируя стишок, прыгать вверх, «ноги вместе», в заключение как можно дальше убегать от центра круга. Сразу остановиться.

Описание. Дети стоят в кругу. Воспитательница бросает большой мяч так, чтобы он подскакивал. Дети смотрят, как высоко прыгает мяч. Воспитательница предлагает детям  попытаться прыгать так же легко, как мяч. Когда дети прыгают. Она читает стихотворение:

Мяч, мяч, мяч.

Умчался вскачь!

Скакал по дороге,

Катился под ноги.

Мяч, мяч, мяч

Умчался вскачь!

Дети стараются прыгать в ритме стихотворения. При последних словах они разбегаются во все стороны. Как только воспитательница произносит слово «вскачь»,  останавливаются точно по сигналу и при этом будет как  можно дальше от круга.

Методические замечания. Напоминать, что прыгать следует легко и пружинисто, а бегать быстро. Соревнование в последней части игры повышает интерес детей.

Игры на бросание

Брось и поймай

Педагогическая задача. Научить детей бросать и ловить на небольшом расстоянии мяч средней величины; развивать хорошее отношение к товарищам; приучать к самодисциплине и ответственности.

Правило. Правильно бросать мяч в руки партнера и ловить, со временем ловить и бросать по команде.

Описание. Дети стоят в кругу с диаметром, примерно 6 шагов. В центре находится воспитательница. Она бросает резиновый мяч кому-нибудь из детей прямо в руки. При этом дети говорят:«Брось и поймай! Брось и поймай!»  При слове  «брось», бросает мяч воспитательница, при слове «поймай»-ребенок ловит его. Затем при слове «брось», он возвращает мяч воспитательнице, при слове «поймай», она ловит мяч. И хотя сначала игра по команде не получается, эти слова помогают вести игру в нужном темпе.

Методические указания. Позже  образуют не один круг, а два круга; воспитательницу заменяет ребенок. Ловящий должен вытянуть руки навстречу мячу.

Для усложнения игры даются маленькие мячи.

 

Прицел

Педагогическая задача. Научить детей быстро подавать мяч, целиться и попадать в цель; упражнять в счете.

Правило. Мяч не должен останавливаться; кто собьет кеглю, получает одну черточку, а кеглю быстро ставит на место. Целиться в кеглю можно только по команде.

Описание. Дети делают круг, в центре ставят кеглю. Место каждого ребенка отмечается звездочкой или кружком (на воздухе- веточкой). Если в игре участвуют более шести детей, то делают два-три круга. Дети бросают мяч со словами: «Целься и бросай!»,- ребенок, у которого мяч в руках, целиться в кеглю. Если ему удается сбить кеглю, воспитательница возле его метки рисует черточку, а ребенок ставит кеглю на место. Если ребенку не удалось сбить кеглю, он отдает мяч другому и игра повторяется со словами: «Кругом, кругом…» У кого больше черточек, тот выигрывает.

Методические указания. Нужно прежде всего научить детей подавать мяч, потом целиться в кеглю (сначала в корзинку, поставленную в центре). Только после того, как дети овладели этими действиями, можно играть согласно правилам.

Игра имеет большое значение для развития ловкости.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Подвижная игра оказывает прежде всего физическое воздействие: она требует , чтобы организм выполнял ряд физиологических важных движений , и, таким образом ,в значительной степени способствует правильному росту развитию. Ребенок в игре ходит , бегает, скачет, перелезает, бросает и ловит, убегает.

    Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание кровообращение и  обмен веществ в организме, что  в значительной мере  способствует развитию мышц, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Так как организм представляет функционально единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.

     Кроме активизации этих процессов, которые сопровождают движения и вне игры, для игры характерно особое явление, свойственное только ей,- растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху (главным образом в игре с соревнованиями).

    Возбуждение, которое переживает ребенок в интересной игре, приводит весь организм в исключительное физическое состояние , которое способствует тому ,что ребенок добивается таких результатов в движении, которых бы в других условиях. Вне игры, он никогда не добился.

   Нужно использовать эмоциональное воздействие игры. Например, менее активным и застенчивым детям нужно давать главные роли, в которых естественным образом дети учатся действовать, говорить, двигаться так как они никогда не отважились бы вне игры.

     Объяснение этому исключительному функциональному состоянию организма во время игры дает учение о доминанте (Введенский, Ухтомский). Доминанта, как общий принцип деятельности нервных центров, вызывается сильным интересом к определенной вещи. Возбужденный нервный центр обладает исключительной способностью притягивать к себе другие возбуждения из слабого очага раздражений, возбужденного слабыми импульсами. Доминанта концентрирует в себе все возбуждения , но одновременно на основании закона индукции приглушает способность других центров реагировать на остальные импульсы, которые не имеют к ней прямого отношения.  Доминантный центр отличается стойкостью и исчезает только при достижении цели. В игре доминантой является усилие играющих; оно продолжается вплоть до достижения цели. Эта доминанта может быть приглушена только другой, более сильной, например боязнь приближающейся собаки, голод, вмешательство взрослых. Отсюда вытекает педагогическое требование - не прерывать без серьезной причины детей во время игры, правильно оценивать поведение ребенка, увлеченного игрой, и использовать интерес к игре в воспитательных целях.

     А.С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя и на работе. Ребенок вялый, малоактивный, медлительный равнодушный к проигрышу не в состоянии будет позже загореться трудовыми задачами.

     Главная воспитательная задача при проведении подвижных игр - руководство развитием движений ребенка. Игра является наиболее удобной формой освоения движений.

    Дети на первый взгляд очень подвижны однако в детской походке, беге, прыжках много неловкости и лишних, незаконченных движений. Например, походка детей, шатающаяся из стороны в сторону, шаги неравномерны, шаркающие, темп не отрегулированный, и даже при направленной походке ребенок идет к цели не по прямой, движения рук и ног не скоординированы. Для устранения всех этих недостатков и нужно использовать  подвижные игры, целеустремленно руководя ими.

     Неловкость детей объясняется не только небольшим весом мышц (мускулатуры) и их слабостью, незрелым скелетом и другими анатомическими особенностями, которые проявляются в типических  пропорциях детской фигуры (сравнительно большая голова и тяжелая голова , слабое туловище и короткие конечности), а главным образом недостаточным развитием координационных механизмов центральной нервной системы, которые руководят движениями. Поэтому так ценны подвижные игры, в которых участвует вся нервная и двигательная система.

      И именно в подвижной игре при различных меняющихся ситуациях имеется много возможностей для усвоения новых знаний, для развития ловкости, приобретения навыков, которые не могут дать одни упражнения. Исследованием установлено, что дети, с которыми систематически проводились подвижные игры, имели значительно больший запас движений и были способны в неожиданной ситуации хорошо, с готовностью , быстро и уверенно двигаться.

   Хорошо подобранная игра является незаменимым средством для совершенствования и координации движений ребенка.

      Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок может сравнивать свои успехи успехами других, учится правильно включатся в коллектив и подчинятся ему, ценить соблюдение правил. Из непосредственных переживаний в различных ситуациях у него возникает хорошее отношение к товарищу, развивается чувство коллективизма.

Игра учит детей сознательному подчинению правилам, соблюдению определенных ограничений, т.е. воздействует на волю детей, развивает в них чувство самообладания.

    Самой положительной чертой подвижных игр является то, что дети свободно и с удовольствием подчиняются правилам и таким образом охотно и радостно усваивают черты социальной морали. Умело руководимая игра способствует усвоению правил поведения в детском коллективе.

Подвижная игра благоприятно воздействует на поведение ребенка, помогает изменить настроение.

Подвижную игру мы можем использовать также и в том случае, когда дети плохо себя ведут, когда в детском коллективе нет согласия. Педагогический опыт должен подсказать, какую игру выбрать и как ее начать, чтобы игра действительно освежила детей и чтобы жизнь наполнилась оптимизмом.  

Не менее значительна роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. Показывая и объясняя движения, одновременно, согласно правилам игры, завязывает отношения между детьми, учит их воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями. Дети учатся соблюдать правила, вести себя определенным образом по отношению к другим. Понимание смысла игры, понимание своей роли в игре способствует развитию мышления ребенка.

Песни и стихи, сопровождающие некоторые игры, обогащают речь детей. Такие игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других, учиться правильно включаться в коллектив и подчиняться ему, ценить соблюдение правил. Из непосредственных переживаний в различных ситуациях  у него возникает хорошее отношение к товарищу, развивается чувство коллективизма. В процессе наблюдали, как дети менялись под влиянием коллектива, как в играх улучшались их взаимоотношения: старшие дети помогали младшим и более слабым детям, избавлялись от враждебности, которая проявлялась вначале.

Самый характер подвижных игр - коллективный: игру нельзя осуществить без слаженности в коллективе. Наиболее ценным является именно тот факт, что ребенок сам приходит к выводу, что без слаженности и без строгого соблюдения правил игра невозможна.

Игра учит детей сознательному подчинению правилам, соблюдению определенных ограничений, т.е. она воздействует на волю детей, развивает в них чувство самообладания, контроль над собой. Игра приучает детей к честности, дисциплине, справедливости.

Самой положительной чертой подвижных игр является то, что дети свободно и с удовольствием подчиняются правилам и таким образом охотно и радостно усваивают черты морали. Умело руководимая игра способствует усвоению правил поведения в коллективе.

Значение подвижных игр в эстетическом  воспитании очень велико: в них развивается чувство ритма, движения становятся более слаженными.

В подвижных играх дети учатся ловко и быстро обращаться с игровыми приборами, знакомятся со свойствами предметов, с их величинами, окраской, формой, учатся ориентироваться в пространстве. Вся эта деятельность, осуществляемая в различных игровых ситуациях, естественным путем подготавливает ребенка к трудовым движениям.

Каждая игра служит источником новых знаний, делает ребенка подвижным и ловким, развивает сноровку и одновременно дает возможность усвоить ценные нравственные и волевые качества. Педагогическая задача определяется тем, какую цель она преследует.

Центр тяжести в подвижных играх падает на развитие движений у детей, формирование таких свойств, как, быстрота, ловкость, проворство, а также на воспитание собранности у ребенка, находчивости, быстроты реакции.

           Подбор игры.

При выборе игры нужно заботиться о том, чтобы содержание и тема игры соответствовали целям и задачам воспитания.

При подборе игр нужно учитывать следующие моменты.

1.Возраст ребенка. Усложнение идет по линии содержания, увеличения числа правил и их характера.

2. Состав детской группы также определяет сложность игры: в группе детей одного возраста игры выбирать легче, в группах со смешанным возрастным составом выбирается два вида игр: одни - для младших, другие -

для старших детей.

3.Состояние здоровья детей также очень важно учитывать при подборе игр. Дети, имеющие плохую осанку, должны играть в игры укрепляющего характера с элементами тренировачных упражнений.

4.Уровень развития движений у детей в большой мере влияет на выбор игр.Хорошо подготовленному  коллективу крепких и здоровых детей можно предложить игры с рядовом новых движений и правил, чтобы требования, предъявляемые детям, постепенно росли, чтобы детям было к чему стремиться. Для коллектива малоподвижных детей подбираются игры с основными движениями и простейшими правилами.

Доступность требований - основное условие успеха игр. Детей постоянно нужно мобилизовывать на улучшение результатов, но делать это следует в умеренной форме. Низкие требования не ведут к оптимальному развитию знаний и умений и не удовлетворяют детей.

5. Время года даже отрезок дня при выборе игр имеют важное значение. Некоторые игры мы планируем на осенний или на зимний период, другие-на весенний или летний. Не безразлично, проводится ли игра в начале дня, т. е. является как бы частью утренней гимнастики, или игра подготавливается как занятие. Во время утренней зарядки утренней зарядки мы не рекомендуем особенно увлекаться играми; иногда включать какую-нибудь хорошо усвоенную игру, которая не требует большой подготовки и сложной организации,  

6.Местные и природные условия также влияют на выбор игр. Часто игра, хорошо усвоенная в комнате, плохо проходит на воздухе. Обычно если на воздухе играют в игру , то усложняют правила.

7. Немалое значение имеет и материальное оборудование, а также те возможности, которые нам предоставляет среда и условия.

8. При выборе игр воспитательница должна учитывать интересы и влечения детей. Цель и задачи воспитания коллектива лежат в основе выбора игр. Но при этом нужно прислушиваться к интересам детей и включать такие игры, которые пользуются наибольшей любовью детей. Было бы, однако, неправильно полностью следовать за интересами детей (опасность педоцентризма), также как ис другой стороны большой вред наносит неиспользование эмоциональной силы игры, которая нравится детям.

9.Индивидуальные особенности отдельных детей также нужно иметь в виду, особенно. Когда речь идет о больных детях, которые не могут играть в любую игру. В таких случаях воспитательница должна для этого  ребенка подготовитьдругую задачу, отвечающую его возможностям.

Подготовка игры требует  тщательного продумывания всех положений, которые могут возникнуть в игре.

Затем нужно подготовить материалы. В подготовке материала для игр должны обязательно участвовать дети. После окончания игры они должны все убрать на место.  

О гигиене

При проведении игр очень важно соблюдать требования гигиены. Нельзя допускать. Чтобы игры проходили, например, на пыльной площадке, в непроветренном помещении, в сильно натопленной комнате, перегруженной мебелью, где можно ушибиться, на скользкой, мокрой траве или на улице с большим движением. Не следует играть с детьми, утомленными долгой прогулкой, или сразу после еды. Не рекомендуется организовывать подвижные игры перед сном.

Игрушки и инструменты, которыми пользуются дети, тоже должны делаться с учетом гигиенических требований, т. е. быть изготовленными из материала, который можно чистить, мыть, который не ржавеет, не имеет острых углов, заноз.

Подвижные игры.

Игры с ходьбой.

Божья коровка.

Педагогическая задача. Научить детей ходить в ритме с наклоном назад и вперед, научить стучать камешками в ритме стихотворения.

Правило. Чередовать деятельность в соответствии с текстом.

Описание. Дети идут в ритме стихотворения. В каждой руке у них по одному камешку. На первую часть стихотворения дети делают небольшой прогиб в спине: они смотрят на облака. При каждом шаге они ударяют камешками. На другую часть стихотворения  дети делают небольшой прогиб в спине6 они смотрят на облака. При каждом шаге они ударяют камешками. На другую часть стихотворения дети идут с наклоном вперед и ударяют камешек о камешек.

Божья коровка,

Пусть выглянет солнышко!

Тебе дадим половиночку….

Методические замечания. Играть следует только на воздухе: дети приглашают солнышко, смотрят на облака, потом на землю. Стишок декламируется нараспев. Слаженное движение со спокойным наклоном вперед и назад и одновременное постукивание камешками довольно трудно для детей, поэтому нужно игру разучивать по частям: сначала постукивание, затем ходьба с наклоном вперед, потом назад. После этого все движения объединяются.

Вызывание.

Педагогическая задача.Упражнять в ходьбе по гругу, сосредоточить внимание на вызывании имен, усвоить имена других детей.

Правило. После вызова ребенок должен или присоединиться к группе, или отделиться от нее. Каждый вызванный в свою очередь вызывает следующего.

Описание. Игру начинают двое детей, которые стоят друг к другу лицом. Они берутся за руки и с песней идут по кругу (Они договариваются заранее, кого из детей позовут в игру. )

Двое

Цепь, цепь, цепь

Мы плетем цепь.

А мы цепь не плетем,

Сплетаем сами…

Один

Мало нас, мало нас,

Приходи, Марушка, к нам.

Марушка, услышав свое имя, присоединяется к ним. Затем же она называет какое-нибудь имя. Так постепенно круг увеличивается, пока в игру не включаются все дети. При каждом повторении меняется направление движения.

Как только в кругу оказываются все дети, игра меняется: вместо «мало нас» дети поют «много нас»; вместо «приходи, Марушка…» поют «уходи, Марушка от нас». Названный ребенок выходит из круга, встает в сторону и вызывает другого. Круг постепенно уменьшается, пока все дети не выйдут из него.

Методические замечания. Воспитательное значение игры заключантся в том, что с ее помощью педагог вовлекает детей в коллектив, организует их, учит красивой походке. Одновременно дети узнают имена своих товарищей и учатся их называть. При этом они терпеливо ждут, пока их кто-то вызовет. Капризные ребята остаются, как правило, последними. Этот факт важно использовать в воспитательных целях. Наиболее трудно удается включение сольного текста в хор без нарушения темпа; ребенок должен четко спеть последнюю строчку, выбирая себе товарища.

Игру наиболее целесообразно проводить в начале учебного года, чтобы дети лучще познакомились друг с другом. Она годится для детей любого возраста. В нее можно играть как на воздухе, так и в помещении.

Ворота

Педагогическая задача. Упражнение в танцевальном шаге; воспитание хорошего отношения к товарищам, организованности; упражнение в счете.

Правило. Опускать руки в конце стихотворения.

Описание. Двое детей, подняв соединенные руки, образуют ворота. Заранее они договариваются, кто кем будет: почтальоном, кузнецом, продавцом, шофером, и т. д. или каким-нибудь цветком: златоцветом, подснежником, тюльпаном, фиалкой, лилией, розой и т. д. Остальные дети проходят через ворота и говорят:

Ворота кленовые,

Красиво разрисованные.

Всех детей пропустим,

Лишь одного не пустим.

При словах «не пустим»  ворота закрываются: дети опускают соединенные руки, а тот ребенок, который в это время проходил через ворота, оказывается захваченным. На вопрос: « Кленовый лист, к кому хочешь идти?»-он должен ответить, к кому пойдет. Ребенок выбирает, например, шофера и встает в сторону. Игра повторяется, вновь захваченные дети также делают выбор и встают в группу шофера или почтальона. Так, постепенно все дети делятся на две группы. После того как все пройдут через ворота. Стоящие в воротах открывают свои имена. Каждый встает к своей группе. Затем шофер считает свою группу, а почтальон -свою. Где детей оказалось больше, та группа считается победителем.

Методические замечания. Игру лучше проводить на площадке. При определении группы-победительницы нужно считать детей в каждой группе, что способствует закреплению числовых представлений у детей. Одновременно дети знакомятся с такими понятиями, как «мало», «много», «меньше», «больше».  

Ян

Педагогическая задача. Ходьба в ритме, грациозный наклон, мгновенное различение словесного сигнала быстрая реакция.

Правило. Начинать и кончать ходьбу в соответствии с текстом стихотворения, при слове «плохо» моментально повернуться спиной к детям.

Описание. Дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга ходит «Ян». Дети двигаются по кругу и говорят:

Пашет. пашет Ян,

Прилетела к нему старая ворона.

Первая говорит: «Хорошо пашет».

Вторая говорит: «Плохо пашет»,

Третья говорит: « Хорошо пашет»

Четвертая говорит: «плохо пашет».

Пятая говорит: «Хорошо пашет Ян».

При словах «первая говорит- хорошо пашет» Ян изящно кланяется в сторону одного из детей, который так же отвечает ему на поклон. При словах «вторая говорит- плохо пашет» Ян поворачивается спиной к первому. Тот в свою очередь поворачивается спиной к Яну. Так игра повторяется: при словах «хорошо пашет» поклон в центр круга; при словах «плохо пашет» поклон спиной к центру круга. При последней строчке «пятая говорит…» все дети кланяются в сторону центра круга и выбирается новый Ян.  

Платок

Педагогическая задача. Самостоятельно кружиться под ритм песни, вежливо выбирать себе партнера.

Правило. Солист выполняет не такие действия, как остальные дети. Платок передается красивым жестом.

Описание. Дети берутся за руки и образуют круг. Круг вращается, дети идут танцевальным шагом и поют песню.

Есть у меня платочек,

Кому его отдать?

Никому иному,-

Только другу дорогому.

Выбранный ребенок с платком в руке находится в кругу и танцует под ритм песни какой-нибудь импровизированный танец.

Дети останавливаются, ребенок с платочком выбирает кого-нибудь из круга и, красиво кланяясь ему, передает платочек. Игра продолжается.

Методические замечания. Можно играть в нее как на воздухе, так и в помещении. Желательно дать оценку импровизированному танцу ребенка, находящегося в центре круга. Вместо платка можно пользоваться лентой или какой-нибудь игрушкой. Тогда нужно соответственно менять текст песни.

Игры на бег

Гуси

Педагогическая задача. Упражнять детей в умении по команде выбегать, убегать от преследователя, догонять; учить диалогу.

Правило. Выбегать только по команде. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Описание. Дети-гуси сидят на корточках группкой. Недалеко от них, примерно в 20 м, сидит ребенок-пастушок, а ребенок-волк прячется за деревом.

Пастушок зовет гусей к себе: «Гуси, гуси, идите домой!» Гуси хором отвечают: «Мы боимся!»- «Кого?»- «Волка».- «Где он?»- «За деревом».- «Что там делает?»- «Вытирается золотым полотенцем».- «Какие у волка глаза?»- «Как яблоки»- «Какие у него зубы?” - «Как лопаты».- «Гуси, бегите, не бойтесь!»

При последних словах пастушок простирает руки гуси бегут к нему. Одновременно выбегает волк и начинает преследовать гусей. Тот, кого он коснется, помогает волку ловить остальных гусей. Когда волк переловит всех гусей, игра повторяется по команде петушка: «Гуси, гуси, идите пастись!» Пойманные гуси возвращаются, и выбирается новый волк.

Методические замечания. Эта игра встречается у всех народов под различными названиями. Ее сюжет особенно близок детям из сельской местности. Игру лучше проводить на воздухе.

Каша

Педагогическая задача. Упражнять детей в умении убегать от преследования, догонять; воспитывать чувство товарищества.

Правило. Выбегать только по команде.

Описание. Дети стоят парами друг за другом. Примерно в пяти метрах от пары караулит преследователь. Он начинает игру словами:

Каша кипит, каша на огне.

Убегайте все ко мне!

Как только он это скажет, последняя пара детей выбегает, с каждой стороны по одному, вперед и старается встать перед первой парой и взяться за руки. это не легко, так как преследователь бежит им навстречу и пытается поймать одного из бегущих. Как только он коснется кого-нибудь из ребят, они меняются ролями: пойманный становится преследователем, а преследователь встает на его место с его товарищем в первой паре. Игра повторяется, пока это целесообразно.

Методические замечания. Игра может проводиться как в помещении, так и на воздухе. Дети быстро сами начинают понимать, что преследование не будет успешным, если стоять впереди и ждать сразу обоих выбегающих: нужно сосредоточить свое внимание на одном из них. Дети из пары должны стремиться скорее соединиться.

Свободный дом

Педагогическая задача. Научить детей быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, упражнять в быстром беге.

Правила. Перебегая из круга в круг, можно занимать только свободный, никого не толкая при этом.

Описание. Назначается путешественник, который встает в центре площадки. Остальные дети встают вокруг на растоянии 3-4 метров друг от друга. Каждый рисует себе дом- круг -или кладет на пол обруч. Путешественник хочет найти себе какой-нибудь свободный дом, он ходит, смотрит, не освободился ли чей-нибудь. Остальные дети, при помощи движений рук и глаз договорившись друг с другом, меняются домиками. Путешественник пользуется этим моментом и пытается занять домик. Чей домик займет, тот становится путешественником. По его команде: «Все отправляются в странствие!»-дети должны поменяться местами.

Методические замечания. В более сложном варианте игры перемена мест происходит после того, как путешественник назовет по имени двоих детей.

Игру хорошо проводить на воздухе.

Ловишки 

Педагогическая задача. Упражнять детей в беге, в умении догонять.

Правила. Преследовать можно только вне круга. Тот, коголовящий коснется, должен назвать свое имя.

Описание. Рисуется большой круг, в котором находятся все дети, кроме одного- ловящего. Ловящий старается поймать кого-нибудь. Кого он коснется. Тот становится ловящим. Чтобы все знали, кто будет ловить, пойманный громко произносит свое имя.

Методические замечания. Проводя эту игру, нужно следить, чтобы ребенок не бегал более 20 секунд; сменять ловящего.

Лесничий

Педагогическая задача. Упражнять в быстром беге. В умении догонять; учить ориентироваться на местности; воспитывать любовь к природе.

Правило. Бежать до указанного места, подчиняться приказу при выкупе заклада.

Описание. Обозначается поляна, по которой ребенок -лесничий ходит. Остальные участники игры приближаются к нему, делают вид, что рвут траву, и говорят:

Рву, рву травушку

для маленькой козочки!

Лесничий начинает их преследовать. Кого он поймает, тот должен дать заклад: положить что -нибудь из своих вещей в общую корзину (шапку). Игра повторяется с другим лесничим. Когда наберется много закладов, дети их выкупают: каждый должен выполнить задание: что-нибудь спеть, продекламировать и т. д. Характер деятельности для владельца каждого заклада определяется так: все договариваются, что будет делать владелец этого заклада, и только потом заклад достается из корзинки.

Методические замечания. Сначала дети усваивают одну часть игры, затем вторую, а потом они объединяются.

Пчелиный рой

Педагогическая задача. Учить быстрой ориентации в пространстве, упражнять в ходьбе и беге, знакомить с жизнью пчел.

Правило. Скрываться в рой только при слове «медведь!»

Описание. Проводится черта или натягивается длинная веревка, обозначающая границы улья, где находятся пчелы. Дети-пчелы выбирают себе матку-королеву и выстраиваются за ней. Пчела-матка водит пчел в разных направлениях и, наконец, закручивает всех в

тесную спираль. Во время ходьбы все говорят:

Бз, бз, пчелы в улей!

Бз, бз, пчелы в улей!

Когда спираль совсем закрутиться, матка кричит: «Медведь!» Все убегают в улей. Проигрывает тот, кто вбегает в улей последним.

Методические замечания. Игре должна предшествовать беседа о жизни пчел с показом картинок.

Сначала дети держатся за руки, чтобы спираль легко закручивалась; позднее они могут ее сохранять и не держась за руки. При повторении игры следует усложнять ее; спасаясь в улей, дети должны подлезать под веревку.

Белка

Педагогическая задача. Упражнять в умении бегать и догонять, быстро ориентироваться; закрепление знаний о жизни белок.

Правило. Запрещается преследовать партнера в домиках

Описание. Дети образуют несколько небольших кругов, держась за руки. Круги представляют беличьи домики. Двое выбранных детей -белки. Они вместе играют- бегают друг за другом (заранее договариваются, кто будет убегать, кто догонять). Как только преследуемая белка вбегает в какой-нибудь домик, ее нельзя ловить. Если же ее поймали, то данная пара детей сменяется другой. Однако если даже первая белка очень быстрая и ее не удается поймать, детей все равно нужно сменять (не дольше, чем через полминуты бега).

Методические замечания. Проводить ее лучше на воздухе. Прежде всего нужно познакомить детей с белкой, ее жизнью в лесу. Построить ее домик (учить образовывать круги). Потом дети учатся вбегать и выбегать из кружков. Затем эти действия соединяются с преследованием первой белки. Необходимо давать оценку лучшей паре, причем указывать, в чем ее успех.

Коклес

Педагогическая задача. Учить тактике бега, упражнять в умении быстро реагировать на действия преследователя, быть дисциплинированными.

Правила. Ловящий может выбегать навстречу ребенку, ставшему последним в шеренге, только после слов: «Поймай его, если можешь».

Описание. Дети встают в тесную шеренгу, держа друг друга за пояс. Впереди, в нескольких шагах перед шеренгой, стоит один ребенок -ловящий. Первый в шеренге исполняет главную роль -он Коклес. Ловящий обращается к нему: «Коклес!» Первый отвечает: «Что ты хочешь?» Ловящий: «Того последнего!» Все говорят: «Поймай его, если сможешь!» После этого диалога последний старается перебежать на место первого. Но это не легко, потому что ловящий бежит ему на встречу. Если последнему удается занять первое место, он обменивается ролями с ловящим; если же он не успеет, то он встает в шеренгу, ловящий остается в своей роли.

Методические замечания. Некоторое время воспитатель исполняет роль  ловящего. Когда же дети научатся быстро перебегать. Они выбираются на все роли. В этой игре дети учатся ориентироваться на местности  и быстро реагировать на изменение ситуации.

Волк

Педагогическая задача. Научить быстро бегать. Быть дисциплинированным.

Правило. После исполнения стишка нужно отдать платок. Тот, ктот его получит, преследует своего соседа по кругу.

Описание. Дети стоят тесно в кругу, лицом в центр. Их фигурки немного наклонены вперед, руки сзади на спине. Они не должны видеть ребенка-волка, который ходит с внешней стороны круга с платком в руке. Все дети поют:

Идет волк крадучись,

Ни на кого не глядючи,

Но на кого взглянет,

Тому страшно станет.

При словах «страшно станет» волк дает платок кому-нибудь из детей, стоящих в круге. Ребенок, получивший платок, может преследовать своего соседа с правой или левой стороны. Тот должен обежать круг и вернуться на свое место. Ребенок, у которого  оказался платок,-волк, он снова ходит за кругом, а первый волк встает в круг.

Методические замечания. Ее можно проводить как на воздухе. Так и в помещении. Преследователь должен очень осторожно ударять платком убегающего и только от пояса и ниже.

Кошка 

Педагогическая задача. Научить детей быстро убегать, догонять, ориентироваться в смене ситуаций.

Правило. Это известная игра в «Кошки и мышки», дополненная песней. Дети стоят в кругу держась за руки. Один ребенок-мышка, он находится в кругу; другой - кошка, она вне круга. Дети идут танцевальным шагом под ритм песни и поют (какую-нибудь песню о кошке). Дети хором отвечают: «Нет, нет, она ушла, ушла, принесет нам соленого мяса». Круг снова кружится. Дети идут танцевальным шагом под ритм песни. После окончания песни круг останавливается и кошка снова спрашивает: «Нет ли здесь мышки,» Дети хором отвечают: «Здесь она, здесь, только что пришла. Поймай ее, чтобы снова не ушла!» Начинается бег с преследованием.

Методические рекомендации. Пение превращает обычную игру в танцевальную, которая помогает учить детей ходить под ритм песни Все игры с пением и стишками носят танцевальный характер, они лучше, чем другие. Обязывают детей правильно держать корпус. Воспитательница не должна начинать игру до тех пор, пока все дети не выпрямятся.

Если кошке не удается поймать мышь, игра прерывается, сменяется бегающий ребенок(примерно, через 30 сек.).

Рыбак

Педагогическая задача. Научить детей смело и быстро бегать, ориентироваться в пространстве, быстро принимать решения и действовать; воспитывать хорошие взаимоотношения.

Правило. Выбегать только после слов: «Не боимся». Тот. Кого поймают, присоединяется к преследователю.

Описание. В конце площадки рисуется пруд. Дети-рыбки находятся на противоположной стороне. В конце пруда стоит один рыбак-ребенок. Он спрашивает: «рыбки. Рыбки, вы боитесь рыбака?» рыбки отвечают: «Не боимся»-и багут навстречу рыбаку, стараясь попасть в пруд Рыбак их ловит. Кого он поймает, тот становится тоже рыбаком, и они берутся за руки.

По сигналу  рыбки и рыбаки возвращаются на свои места. Снова повторяется разговор между рыбаком и рыбками. Затем рыбак, берясь за руки со своими помощниками, образуя сеть, в которую попадают новые рыбки-дети. Последний ребенок, которого не удалось поймать. Выигрывает и при повторении игры становится рыбаком.

Методические замечания. Детям предварительно нужно объяснить слова «рыбак», «пруд», «сеть». В этой игре выявляются такие недостатки у детей, как боязнь, застенчивость: например, вовремя не выбежали, долго задержались на другой стороне, держались за руки, боялись вступить в борьбу с большой сетью рыбака. В этой игре укрепляются нравственные, волевые качества детей; при частом повторении трусливых детей становится меньше, игра проходит очень хорошо.  

Игры с прыжками

Воробушек

Педагогическая задача. Упражнять в прыжках в положении «ноги вместе», расширить знания о жизни воробья.

Правило. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание. Дети свободно ходят по площадке или по комнате. Воспитательница читает стихотворение в таком ритме, чтобы дети могли прыгать, держа ноги вместе. В соответствии с текстом прыжки чередуются с приседанием (спина ровная) и с отдыхом.

Чимчарара-чим! Я воробья сын! (Длительное приседание)

Прыгаю я по двору, где молотят и где веют! (Прыжки)

Чимчрара-чим! Я воробья сын! (Приседание)

Методические замечания. Сначала нужно научить детей перепрыгивать через линию, начерченную на земле.

Для старших детей игру можно усложнять.

Нужно обращать внимание, чтобы во время прыжков дети правильно держали тело, голову, плечи, чтобы прыгали на носках.

Аисты

Педагогическая задача. Упражнять в координации движений при прыжках на одной ноге, укреплять хорошее отношение к товарищам.

Правило. Пока ребенок прыгает или стоит на одной ноге, его нельзя ловить; как только он встает на обе ноги, он может быть пойман.

Описание. Назначается один преследователь, который имеет право передвигаться только на одной ноге, т. е. прыгая. Остальные дети бегают или прыгают по площадке. Те, кто бегает или стоит на обеих ногах, могут быть пойманы. Дети, стоящие на одной ноге, как аист,не могут быть пойманы. Как  только преследователь кого-нибудь поймает или заставит встать на обе ноги, он освобождается от роли  преследователя.

Методические замечания. Поскольку прыжки утомляют детей, не следует продолжать эту игру долго. Ребенка, которому долго не удается никого поймать, надо сменить.

Нужно познакомить детей с жизнью аиста в пруду. Сначала дети учатся стоять на одной ноге, и только после этого проводится вся игра.

Мяч 

Педагогическая задача. Упражнять в прыжках «ноги вместе» в данном темпе; в умении быстро останавливаться после бега.

Правило. Декламируя стишок, прыгать вверх, «ноги вместе», в заключение как можно дальше убегать от центра круга. Сразу остановиться.

Описание. Дети стоят в кругу. Воспитательница бросает большой мяч так, чтобы он подскакивал. Дети смотрят, как высоко прыгает мяч. Воспитательница предлагает детям  попытаться прыгать так же легко, как мяч. Когда дети прыгают. Она читает стихотворение:

Мяч, мяч, мяч.

Умчался вскачь!

Скакал по дороге,

Катился под ноги.

Мяч, мяч, мяч

Умчался вскачь!

Дети стараются прыгать в ритме стихотворения. При последних словах они разбегаются во все стороны. Как только воспитательница произносит слово «вскачь»,  останавливаются точно по сигналу и при этом будет как  можно дальше от круга.

Методические замечания. Напоминать, что прыгать следует легко и пружинисто, а бегать быстро. Соревнование в последней части игры повышает интерес детей.

Игры на бросание

Брось и поймай

Педагогическая задача. Научить детей бросать и ловить на небольшом расстоянии мяч средней величины; развивать хорошее отношение к товарищам; приучать к самодисциплине и ответственности.

Правило. Правильно бросать мяч в руки партнера и ловить, со временем ловить и бросать по команде.

Описание. Дети стоят в кругу с диаметром, примерно 6 шагов. В центре находится воспитательница. Она бросает резиновый мяч кому-нибудь из детей прямо в руки. При этом дети говорят:«Брось и поймай! Брось и поймай!»  При слове  «брось», бросает мяч воспитательница, при слове «поймай»-ребенок ловит его. Затем при слове «брось», он возвращает мяч воспитательнице, при слове «поймай», она ловит мяч. И хотя сначала игра по команде не получается, эти слова помогают вести игру в нужном темпе.

Методические указания. Позже  образуют не один круг, а два круга; воспитательницу заменяет ребенок. Ловящий должен вытянуть руки навстречу мячу.

Для усложнения игры даются маленькие мячи.

 

Прицел

Педагогическая задача. Научить детей быстро подавать мяч, целиться и попадать в цель; упражнять в счете.

Правило. Мяч не должен останавливаться; кто собьет кеглю, получает одну черточку, а кеглю быстро ставит на место. Целиться в кеглю можно только по команде.

Описание. Дети делают круг, в центре ставят кеглю. Место каждого ребенка отмечается звездочкой или кружком (на воздухе- веточкой). Если в игре участвуют более шести детей, то делают два-три круга. Дети бросают мяч со словами: «Целься и бросай!»,- ребенок, у которого мяч в руках, целиться в кеглю. Если ему удается сбить кеглю, воспитательница возле его метки рисует черточку, а ребенок ставит кеглю на место. Если ребенку не удалось сбить кеглю, он отдает мяч другому и игра повторяется со словами: «Кругом, кругом…» У кого больше черточек, тот выигрывает.

Методические указания. Нужно прежде всего научить детей подавать мяч, потом целиться в кеглю (сначала в корзинку, поставленную в центре). Только после того, как дети овладели этими действиями, можно играть согласно правилам.

Игра имеет большое значение для развития ловкости.