Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»
статья по зож на тему

Мотина Светлана Николаевна

Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Волошинская СОШ»

Доклад на районном МО начальных классов на тему:

«Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»

 

Учитель начальных классов С.Н. Мотина

                     

                               2013

 В соответствии с Законом "Об образовании" здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Главной целью образования является  создание школьной среды, которая будет способствовать физическому и нравственному оздоровлению детей, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

В настоящее время уровень здоровья у детей очень низкий, а вот уровень заболеваемости детей и подростков уже на протяжении ряда лет остается на высоком уровне.
Сегодня, очевидно, что
каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся,  должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

   По результатам исследований российских психологов в среднем, дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. Обратите внимание- это домашние задания, а ещё есть уроки в школе. Вот всё это и   приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам у детей. Результат  пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Я начала искать ответ на  вопрос: « Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, было в радость?»

     Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Ученые утверждают, что полностью избежать переутомления от учебных нагрузок не удается, да и не нужно. Это противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое утомление. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Я - педагог, а моё творение – сама история, получается, я соприкасаюсь с вечностью.  Если мои ученики не смогут похвастаться крепким здоровьем, значит,  в этом есть и моя вина…

     В результате поисков, раздумий на помощь мне пришла методика В.Ф. Базарного, которая и обеспечивает реализацию этих главных задач.  Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством, как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение многих лет на базе более тысячи детских садов и школ,  имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.  

По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.

 Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.

 Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда  закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.

 В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.

 Вывод  учёного: «Современная школа должна быть объявлена вне закона. Учёные бьют в набат, но государство их не слышит. А ведь сегодня мы уже находимся в критическом положении - ежегодно ситуация с психическим и физическим здоровьем ухудшается в два раза. Спровоцирована эпидемия – больные родители не могут иметь здоровых детей. Большинство юношей не годно к армейской  службе. Чего же мы ещё ждём?»

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье.

     С начала 2013-2014 учебного года я активно  стала изучать и внедрять эту систему в свою работу,  приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно - ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз.

Первое за что я взялась так это за  режим динамической смены поз.

Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. В 1 классе 5 минут.

«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный, поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

 Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или прилечь на диван.

На практике получается отличный результат. Данный режим оказывает благотворное влияние на ребёнка.

Второй мой шаг это изготовление экологического букваря.  Что это такое? Зачем это надо? В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. В Тибетской медицине, например, пространству отведена главная роль в развитии человека. А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление произвела на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето. Из манекенов, кукол, движущихся предметов создаются самые разнообразные сюжеты, связанные с темой урока. Обогащается словарный запас, развивается речь и т.д.

В-  третьих,  работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка. А это позволяет использовать зрительно - пространственную активность в режиме школьного урока. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше нам запрещали его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Для этого используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные  в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Карточки с заданиями и ответами, разнообразные по форме, цвету и размеру, раскладываются в любой точке класса.  Карточки могут быть развешаны везде: на книжных полках, на окне, над выключателем. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Или например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

В-четвёртых в дверном проёме был установлен разновозрастной турник. Это одно из любимых занятий детей. Он способствует формированию правильной осанки и укреплению спинных мышц.

В-пятых была введена работа перьевыми ручками. Надо было родителям привести много положительных моментов при работе такими ручками. В процессе овладения детьми письмом  перьевой ручкой, формируется художественное чувство и развивается психомоторная система "глаз-рука".

В-шестых был изготовлен для  зрительно-координационных упражнений схема-тренажёр на потолке. Незамысловатые круги и восьмерки используются для разминки и снятия напряжения с глазных мышц. При этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка  - ярко-голубым цветом

Методика работы с офтальмотренажёром.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками,  дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Можно использовать музыку и световой лазер (игра «Зайчик»). Глаза учеников отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. Одновременно ребята делают непроизвольно движения головой, шеей, туловищем, разминают затекшие от статического напряжения мышцы. По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Упражнения на мышечно-телесную координацию.

В-седьмых были сделаны дорожка здоровья и массажные коврики. Хождение по дорожкам здоровья из сосновых шишек  под звуки классической музыки. Для профилактики простудных заболеваний на шишки можно капнуть каплю пихтового масла или другого масла. Массаж стоп очень полезен для растущего организма.

Это только начала моей работы по этой проблеме. В перспективе надо освоить и ввести в учебный процесс:

- офтальмотренажёр « Бегущие огоньки» (разноцветная гирлянда для коррекции отклонений параметров зрения) окрашенные в разные цвета

- детское хоровое пение ( « минутки пения», основанные на народных песнях и классической музыке). Оно способствует не только как художественно-эстетическое воспитание, но и как реализация биогенетического механизма.
«Весёлые человечки».
На карточках,  показывают детям, схематично изображённых человечков, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка

-Бумажные офтальмотренажёры.

Пирамидки. Тарелки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....

ПК.4.2. Предметно- развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК4.2 Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....