Родителям первоклассников
статья по зож (1, 2, 3 класс) на тему

Дмитриева Виктория Николаевна

Данный материал предназначен для родителей обучающихся начальной школы. Рекомендации помогут родителям сформировать психологически правильные подходы к процессу адаптации ребёнка к школе. Выстроят тактику поведения в межличностном взаимодействии с ребёнком. Повысят компетенции родителей в вопросах развития когнитивных функций в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Рекомендации для родителей по сохранению ЗОЖ 

Знания и навыки, необходимые первокласснику

Соблюдения норм здорового образа жизни является надежной гарантией хорошего самочувствия. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос здоровым, крепким и выносливым, позаботьтесь о том, чтобы с самого раннего детства его окружала именно такая обстановка, чтобы требования, предъявляемые к сыну или дочери, соблюдалась всеми членами семьи. Пример взрослых – самый убедительный довод в воспитании вообще, в том числе и в выполнении культурно – гигиенических правил поведения. Постарайтесь проявить терпение и настойчивость при обучении детей этим полезным правилам. Очень важно, чтобы сформировавшиеся навыки стали для них привычкой, то есть потребностью. Для этого расскажите ребенку, почему необходимо соблюдать то или иное правило, а затем научите самостоятельно его выполнять. Причем надо помнить, что без систематического повторения навык сформироваться не сможет и в лучшем случае останется на уровне умения, которое может и исчезнуть. Особенно важно воспитание навыков в период перед поступлением ребенка в школу.

^ Поступление в школу – ответственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь – это учеба, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.

Что же нужно знать вам, родителям настоящих и будущих первоклассников, чтобы облегчить этот период вашим детям?


  1. Детей нужно готовить к школе заранее, особенно тех, которые не посещают детский сад.

  2. Для подготовки к успешному выполнению новых обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

  3. Чтобы ребенок легко начал учение, ему необходимо крепкое здоровье и умение достаточно долго трудиться. Для этого нужно физически развивать детей, воспитывать в них силу, ловкость, выносливость и невосприимчивость к различным заболеваниям.



К моменту поступления в школу важно обучить своего ребенка следующему:

^ 1. Строго соблюдать режим дня

Дошкольник весь день находиться под присмотром взрослых. Они по своему усмотрению распоряжаются его временем: «Сейчас иди гулять, а потом заниматься», «Пора есть, потом – спать». И так во всем. У ребенка совершенно нет необходимости задуматься о том, когда надо отдыхать, когда заниматься, как лучше распределить свое время. И вот вчерашний дошкольник уже первоклассник. В школе у ребенка существенно меняется распорядок дня. У него четыре урока, домашние задания, общественные поручения, надо почитать, погулять, помочь по дому. А времени не так много. Вот тут-то на помощь приходит режим. Поэтому уже в дошкольном возрасте приучайте детей к строгому распорядку дня.

Ребенку следует объяснить, что если гулять, играть, заниматься, принимать пищу и так далее в одни и те же часы (то есть соблюдать режим), то весь день будет проходить в определенном порядке и на все хватит времени. Очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Привыкнув поздно ложиться и поздно вставать, школьник будет с трудом просыпаться в назначенное время, ему будет сложно заниматься – на уроках он будет сонливым и вялым.

Если даже ваш ребенок не посещал детский сад, то все равно просыпаться он должен не позже восьми часов. С восьми до девяти часов – зарядка, утренний туалет и завтрак. Потом можно предложить ребенку заняться рисованием, лепкой, конструированием; почитайте ему и попросите пересказать прочитанное. На этот тратиться примерно час; перерыв 10 –15 минут. Затем следует прогулка. Обед от 12.30 и после него дневной отдых, а вечером прогулка, игры на свежем воздухе, спокойные игры в помещении. Ужинают дети не позже семи часов вечера. Пища должна быть не острая, не слишком жирная и обильная, иначе переполненный желудок будет мешать спокойному сну. Дети дошкольного возраста спят одиннадцать-двенадцать часов в сутки. Чтобы повысить активность и ответственность детей, составьте вместе с ними распорядок дня, предложите детям, например, зарисовать основные режимные моменты. Это их заинтересует и вызовет желание следовать определенному порядку. Почаще спрашивайте: «Что нам делать дальше? Чем теперь заниматься?» Очень важно, чтобы уже в этом возрасте малыш научиться контролировать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, прием пищи. Режим поможет ребенку стать организованным, дисциплинированным, аккуратным. 

^ 2. Больше двигаться

Известно, что маленькие дети просто не выносят неподвижности. Все они «непоседы», и это нормально, это естественная потребность организма. Подвижный ребенок – это здоровый ребенок. Движения способствуют полноценному, глубокому дыханию, благоприятно влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма.

В дошкольном возрасте важнейшим показателем физического развития малыша является формирование ходьбы, а также точности и меткости движений. До школы ребенок должен научиться прыгать, бегать, довольно метко попадать в цель. Развивая точность движений, готовите будущего школьника к овладению навыков письма.

С момента поступления в школу изменяется весь двигательный режим ребенка. Первоклассники, которые еще не успели привыкнуть к школьной дисциплине, с трудом выдерживают длительное сидение за партой, даже пытаются уйти домой. Более «сознательные» дисциплину не нарушают и с принудительной скованностью «борются». Так, в среднем за урок младшие школьники меняют позу до трехсот раз. 

В связи с этим очень важно, чтобы особенно первоклассники имели достаточно времени для движения. Однако помните, что активный отдых (например, подвижные игры) оказывает благотворное влияние на организм лишь при его продолжительности до полутора часов. Не менее важна для обеспечения двигательной активности ребенка и утренняя гимнастика (зарядка)

^ 3. Делать утреннюю зарядку

Залог успешной учебы – максимальная активность на уроках. Хорошим помощником в достижении этого является утренняя зарядка. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность и хорошее настроение.

Приучите ребенка начинать свой день с утренней зарядки. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде ( майка, трусы, тапочки ). Например детям шести-семи лет следует выполнять пять-семь упражнений в течение десяти минут.

Вначале позанимайтесь с ребенком сами, показывая и разъясняя упражнения. Как только ребенок выучил порядок упражнений, выполняет их четко, осознано и с удовольствием, предложите ему делать это самостоятельно. Чтобы малыши занимались зарядкой с интересом, изменяйте упражнения, придумывайте новые, давайте им образные названия: «Прыгай, как лисичка», «Свернись в клубочек, как ежик», «Руби дрова». В дальнейшем вам остается только совместно выбирать комплекс упражнений и контролировать, чтобы гимнастика выполнялась весело, энергично, с определенной затратой сил.

^ 4. Постоянно закаляться

Большие трудности возникают в школе у детей, которые часто болеют. Чтобы этого избежать, приучайте дошкольника к систематическому закаливанию. Закаленные дети меньше переохлаждаются, реже болеют. Им легче приспособиться к непривычным условиям школы. Не пропуская занятий в школе по болезни, они лучше усваивают учебную программу.

Очень эффективной мерой закаливания являются водные процедуры. При закаливании водной совершенствуется терморегуляция организма (приспосабливаемость к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. 

Закаливание ребенка водой лучше всего начинать летом. Самая простая и доступная процедура – мытье ног прохладной водой. Затем переходите к отбиранию, постепенно понижая температуру воды с 32 до 22*С. Обтираться удобно рукавичкой из махровой или вафельного полотенца. Можно для этого приспособить мочалку или губку. Сначала обтирайте руки, шею, затем туловище и ноги. После этого хорошенько разотрите ребенка полотенцем до легко покраснения кожи.

Если дети хорошо переносят отбирание, можно переходить к обливанию из душа или лейки. Постарайтесь, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие моменты закаливания он сможет выполнять сам (мыть ноги, отбираться, растираться полотенцем).

Но помните, что только последовательность, постепенность и систематичность закаливания дадут желаемые результаты. Не следует проводить закаливание от случая к случаю, а также резко снижать температуру воды. Если ребенок противится водным процедурам, не заставляйте его их делать, а постарайтесь постепенно убедить его (в доступной для него форме) в пользе и важности закаливания.

Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это прогулки в любую погоду. Ребенку следует ежедневно гулять четыре-пять часов, и не просто гулять, а играть и двигаться на воздухе, заниматься спортом . Нужно только следить, чтобы одежда для прогулок соответствовала погоде и не стесняла движений детей. Свежий воздух в сочетании с движениями – это одно из лучших средств физического воспитания.

Закаливать детей нужно и дома. Главное условие – их не кутать. В помещении детей рекомендуется одевать (футболки, рубашки с короткими рукавами, на ноги носки или гольфы).

^ 5. Соблюдать правила личной гигиены

Выполнение детьми правил личной гигиены, то есть содержание в чистоте своего тела, одежды, предметов быта и жилища, является надежной защитой от различных инфекций, так как пыль и грязь – это хорошая питательная среда для болезнетворных бактерий.

К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно выполнять следующие:

- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;

- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

- причесываться (своей расческой), мыть ноги перед сном теплой водой;

- утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

- полоскать рот водой после каждого приема пищи;

- за столом, сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом )и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой или иголкой в зубах;

- уметь пользоваться носовым платком;

- вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;

- уметь быстро одеваться, раздеться, убрать постель; 

- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);

- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь (менять и стирать носки, пришивать пуговицы, пользоваться одеждой и обувной щетками);

- при входе в помещение вытирать обувь;

- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;

- не слюнявить палец, перелистывая страницы книг, тетрадей, журналов;

- не гладить бездомных животных;

- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).

^ 6. Правильно сидеть во время занятий

Все системы и органы шести – семилетнего ребенка находиться в стадии формирования. Позвоночник подвержен деформациям, и неправильная поза во время занятий может способствовать его искривлению. Мышцы спины еще слабы, поэтому ребенку трудно высиживать неподвижно более двадцати пяти минут.

Воспитать у ребенка привычку правильно сидеть очень важно. Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует развитию близорукости. Если ребенок постоянно опирается грудью о край стола или парты, то у него затрудняется дыхание, а согнутый позвоночник ведет к сутулости, нарушению осанки и способствует искривлению позвоночника. Такое положение тела ребенка усиливает умственное утомление и нарушает правильность письма.

Правильная посадка во время занятий помогает лучше учиться, меньше уставать и расти стройным. Легче воспитать у ребенка эту привычку, если имеется соответствующая мебель для занятий. Так, нельзя заниматься за круглым или кухонным столом. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед. Руки должны свободно лежать на столе, локти не свисать, ноги всей стопой опираться на пол или скамеечку. Стул на три-пять сантиметров должен быть задвинут под стол.

Очень важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: если поставить руку, согнутую в локте, на стол, то кончики пальцев дотронуться до виска; между столом и грудью должен свободно проходить кулак, а лопатки касаться спинки стула. Обучая детей правильной посадке, можно прямо указать: «Подними голову!», «Выпрями спину!», «Отпусти ноги!», а также косвенно: «Проверь, как ты сидишь, как держишь голову».

^ 7. Беречь зрение

Чтобы ребенку было удобно заниматься, расположите стол у окна так, чтобы свет падал прямо или с левой стороны. Для занятий в вечерние и сумеречные часы поставьте настольную лампу слева от ребенка. Важно, чтобы ее свет не слепил глаза, но в то же время был достаточно сильным (60-70 ватт). Если ребенок левша, то свет на рабочую поверхность должен падать справа.

Во время чтения или рассматривания картинок желательно, чтобы книги располагалось перпендикулярно направления зрения, что наименее утомительно для глаз. Не рекомендуется читать «против света», то есть когда ребенок находиться лицом к свету и загораживается книгой. В этом случае страницы плохо освещены, глаза слепит свет и они испытывают повышенную нагрузку. Нельзя читать лежа. В таком положении расстояние между книгой и органом зрения постоянно изменяется, и глазам ежесекундно приходиться подстраиваться, что для них очень утомительно. 

^ 8. Осваивать навык письма

У шестилетних детей недостаточно развиты мышцы кисти, которые обеспечивают ребенку возможность письма, рисования. Поэтому письмо для большинства первоклассников превращается в тяжелый труд. Дети пяти-шести лет могут писать непрерывно не более трех минут, а затем качество письма ухудшается и появляется ошибки. Не нужно заставлять ребенка многократно переписывать задание, качество работы это не улучшит, а слезы ребенка и раздражение взрослых вызовет.

Специальной подготовкой руки к письму занимайтесь с ребенком один – два раза в неделю. Эти занятия лучше начинать за полгода до поступления в школу. Ваша задача – научить детей тем движениям пальцев и кисти, которые необходимы для приобретения навыка письма. В начале каждого занятия покажите ребенку, как должны двигаться пальцы и кисть при выполнении определенного элемента. Отработайте это движение в воздухе, а потом воспроизводите на бумаге. Через каждые две-три минуты полезно делать физкульт –паузы: сжимать пальцы в кулаках и разжимать их. Во время письма следите за тем, чтобы ребенок не торопился, аккуратно выводил линии. За хорошее выполнение не забудьте его похвалить. Занятия не должны продолжаться дольше двадцати-двадцати пяти минут, иначе неизбежны утомление, ослабление внимания, ошибки. 

^ 9. Развивать движения кистей рук

Развитие двигательных навыков для пальцев рук способствует развитию мозга и речи, что очень важно при подготовке к школе.

Кисти рук развивают такие занятия, как рисование, аппликация, составление узоров, изготовление различных поделок. Очень полезно лепить из пластилина, вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигурки, конструировать, вышивать , вязать, а также помогать по дому. Занятия лучше всего проводить в утренние часы или же после дневного отдыха, предварительно к ним подготовившись. Бумага должна быть белой или цветной; карандаши хорошо отточены; пластилин мягкий; ножницы небольшие с закругленными концами.

Перед занятиями договоритесь, что ваш сын или дочь будет рисовать, лепить, и проследите, чтобы задуманное было выполнено. Желательно, чтобы ребенок трудился самостоятельно. Посмотрите оконченную работу, предложите ему самому оценить свою поделку или рисунок, разберите ошибки и посоветуйте, как их можно исправить. Сохраняйте детские работы как можно дольше, не рвите и не выбрасывайте их на глаза у малыша.

Если вы заметили, что ребенок утратил интерес к занятию, внесите в работу элемент игры или подчеркните ее важность: «Когда построишь этот мост, по нему пойдут машины», «Этот самолет мы подарим соседскому мальчику, а рисунок повесим в комнате бабушки». Проследите, чтобы, закончив занятие, дошкольник сам убрал рабочее место. Это выработает у него аккуратность и организованность.

Если дети ходят в детский сад, то нужно интересоваться: как там проходят занятия, справляется ли с ними ребенок и что задали на дом. К домашним заданиям относитесь серьезно и следите, чтобы они были выполнены. Тогда и будущие школьные уроки ребенок будет готовить спокойно, без лишних напоминаний и уговоров.

^ 10. Учиться правильно говорить

Овладевая речью, ребенок приобретает способность к осознанию своих действий. Без умения правильно и четко произносить звуки, слоги, выражать мысли он не сможет научиться грамотно писать, поэтому при нарушении речи следует обратиться к логопеду.

Сами вы также можете помочь ребенку улучшить речь, если будете чаще просить его рассказывать об увиденном на прогулке, на картинке, в кино , по телевизору. Научите ребенка внимательно слушать художественное произведение, улавливать смысл прочитанного и отвечать на вопросы по тексту. Развивайте память ребенка, давайте ему заучивать небольшие стихотворения.

Если во время занятий ребенок становиться беспокойным и отвлекается, то это первый признак утомления. Давайте ему возможность отдыхать и двигаться через каждые двадцать – двадцать пять минут.

Перед школой обязательно следует проверить состояние здоровья ребенка: зрение, зубы, носоглотку и др. И если необходимо лечение, строго выполняйте назначения врача.

Проследите, чтобы ребенку были сделаны необходимые прививки, проведите противоглистное лечение. Если врач считает нужным, удалите ребенку миндалины, аденоиды, приобретите очки.

Все это важно сделать до начало учебного года, чтобы потом не пришлось пропускать занятий.

^ 11. О вредных привычках

Все, о чем мы говорили до сих пор, касалось воспитания у детей полезных привычек и навыков, то есть таких, которые способствуют формированию положительных черт характера, культуре общения, помогают плодотворно трудиться и иметь хорошее здоровье.

Однако существует множество привычек вредных, приводящих на здоровье. Таких, например, как грызть ногти, ковырять в носу и зубах, чавкать, сутулиться, читать лежа, опаздывать на урок, перебивать собеседника и так далее. Но самыми опасными являются употребление спиртных напитков, нередко зарождается в раннем школьном возрасте в связи со сложностями обучения.

В семьях, где контроль за успеваемостью ребенка носит формальный характер, ребенок чувствует себя обиженным, обделенным вниманием, одиноким, болезненно переживает неудачи, а если обучение дается трудно, то боится наказания за плохую отметку. Постоянные отрицательные переживания вызывают у ребенка негативное отношение к учебе и школьной жизни. И он начинает искать вне стен школы такую среду общения, где ему не придется испытывать чувство собственной неполноценности. Вследствие этого теряется связь с одноклассниками, начинают прогулы и появляются новые знакомства. Среди новых знакомых хочется утвердиться, выглядеть старше сильнее, чем есть на самом деле.

Наиболее простым и распространенным способом добиться этого являются курение и употребление спиртных напитков. 

Алкоголь особенно опасен для детей.

Организм ребенка, по сравнению с организмом взрослого, более чувствителен к действию спиртного. Самым уязвимым в организме младшего школьника является центральная нервная система и прежде всего головной мозг, так как нежная, богатая водой ткань мозга легко всасывает алкоголь. Поэтому даже однократный прием небольшого количества спиртного может вызвать у ребенка алкогольное отравление.

Дети, употребляющие с раннего возраста даже самые легкие алкогольные напитки (пиво, сухое вино коктейль и тому подобнее), становятся раздражительными, часто жалуются на головные боли, беспокойно спят, быстро утомляются. У них нарушается обмен веществ, может развиваться малокровие; происходит задержка роста и физического развития.

Самые небольшие дозы алкоголя снижают умственные способности, ослабляют память, нарушают способность выучивать наизусть даже несложное стихотворение, передать содержание рассказа, решить доступную ранее арифметическую задачу.

Но самое страшное свойство, которое оказывает алкоголь на детский организм - это способность вызвать неудержимую тягу в 1-й класс, помните об этой опасности и постоянно следите за его школьными отметкам, а по существу.

Если ваш ребенок учится очень легко, то постарайтесь дать ему дополнительную интеллектуальную нагрузку или увлечь его другими делами. А если ребенку учиться трудно, помогайте ему в освоении материала, поощряйте его при малейшем успехе, чтобы он не чувствовал себя неудачником.

Не забывайте, что дети все время смотрят на вас, берут с вас пример, стремятся подражать тем, кого они больше всего любят, то есть вам. Поэтому откажитесь от употребления алкогольных напитков в присутствие детей. Не делайте их свидетелями пьяных застолий. Нередко родители, отмечая какой-нибудь праздник, усаживают за стол с гостями и детей. В детскую рюмку наливают лимонад (а иногда и вино, чем наносят огромный вред их здоровью) и предлагают чокаться. Это игра в застолье опасна. Она может выработать у ребенка положительное отношение к алкоголю, а привыкание у детей к спиртным напиткам происходит быстро. Так, исследования показали, что из десяти детей, знакомых со вкусом алкоголя, девять получили первую в своей жизни рюмку из рук взрослых.

Чтобы избежать этой беды, семьи должна с самого раннего детства формировать у ребенка отрицательное отношение к алкоголю.

Курение особенно опасно в детском возрасте. Табачный дым содержит более трех тысяч ядовитых веществ: никотин, аммиак, синильную кислоту, угарный газ и так далее. Никотин, например, вызывает сужение сосудов; особенно он вреден для мозга, сердца и легких. 

В детском возрасте нервная система, сердце и сосуды наиболее сильно подвержены вредному действию табака. У курящих детей снижаются умственные способности.

Дети связывают курение с представлением о взрослости, мужественности, самостоятельности. Причинами приобщения к курению среди детей чаще всего являются подражание, любопытство, скука, безделие; 81% курящих приучилось курить в семьях, где были курящие родители. 

Чтобы ваши дети не курили - не курите сами или, если курите, бросьте. Но если все-таки бросить не удается, то не курите в присутствии детей, не оставляйте открытыми пачки сигарет, зажигалки и спички, не поручайте детям покупку сигарет.

Не менее важно постоянное внимание к школьным успехам ребенка, его внешкольной жизни, умение организовать его свободное время жизни, умение организовать его свободное время – заинтересовать спортом, помочь выбрать занятие в каком – либо кружке и так далее.

Правильная организация свободного времени, интенсивный и содержательный отдых не оставляют места праздности, безделью и скуке – той почве, которая способствует формированию вредных привычек.



Предварительный просмотр:

Причины формирования неадекватной самооценки у младших школьников.

Младший школьный возраст – это возраст, когда у ребенка активно формируется самооценка. От уровня ее сформированности и будет зависть стремление детей к самовоспитанию, активность растущей личности.

 

Различают 2 вида самооценки:

1. Адекватная (соответствует действительности);

2. Неадекватная:

- завышенная,

- заниженная.

  Факторы, влияющие на формирование самооценки младших школьников:

- стиль воспитания младших школьников родителями,

- особенности общения с педагогом,

- школьная оценка.

Ориентируясь на оценку школьной успеваемости, дети наделяют представителей разных групп (двоечники, отличники) соответствующими качествами. Оценка в данном возрасте определяет социальный статус школьника, является оценкой личности. Родители и педагоги должны помнить, что в этом возрасте школьник не делает различий между оценкой личности и успеваемости. И отрицательную оценку они воспринимают как фразу «ты - плохой». Поэтому важно чаще хвалить и плохо успевающего школьника, пусть и за незначительные достижения.

На формирование самооценки младших школьников оказывает влияние и домашнее воспитание. Дети с неадекватно завышенной самооценкой воспитываются по типу кумира, в атмосфере всеобщего поклонения.

Высокая адекватная самооценка развивается у ребенка в семье, где его заслуженно хвалят, унизительно не наказывают.

Заниженная самооценка формируется в результате бесконтрольного равнодушного отношения к ребенку в семье.

Семейные ценности также оказывают влияние на самооценку. У детей формируются те качества, которые являются важными для родителей. Значимые для ребенка взрослые задают ему начальный уровень притязаний. Такие дети желают только успеха, для них четверка – это личная трагедия.

Если самооценка младшего школьника адекватная, то он коммуникабелен, бодр, стремится к достижению успехов в деятельности. Дети с неадекватной заниженной самооценкой опасаются браться за какое-либо задание, панически боятся провала, выбирают только задачи с легким решением, они не уверены в себе и чрезмерно самокритичны.

 

Причины формирования неадекватной самооценки младших школьников:

1. Влияние значимых взрослых на заниженную или завышенную самооценку ребенка. Такие оценки воздействуют на детей с несамостоятельностью, повышенной внушаемостью.

2. Ограниченный круг деятельности и общения. Сужая круг общения, родители тем самым ограничивают сферы, в которых ребенок мог бы себя проявить. В результате, у детей отсутствуют представления о ситуациях, в которых требуется проявление определенных качеств для выполнения нужного действия. Вследствие этого, формируется неадекватная самооценка.

3. Если в коллективе нет традиции оценки поступков и действий одноклассников, то это приводит к неправильному формированию критериев самооценки.

4. Случайные неудачи или успехи.

 

Вывод: В формировании самооценки младшего школьника со стороны родителей и педагогов важна система. Самое главное в ней – радоваться успехам ребенка, ценить его индивидуальность, помогать ему в достижении целей. Нужно помнить, что самооценка, сформировавшаяся в детстве, существенно влияет на всю жизнь. Необходимо поддерживать ребенка в развитии у него адекватной самооценки.

 



Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребёнок в начальной школе.

   

     Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе.

Как проявляется гиперактивность?

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

                             Выделяют следующие симптомы гиперактивных детей:

– совершает беспокойные движения кистями и стопами;

– не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается;

– легко отвлекается на посторонние стимулы;

– с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

– на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;

– с трудом выполняет предложенные задания (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

– с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

– часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

– не может играть тихо, спокойно;

– много болтает, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

– часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

– часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

– иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:

– чрезмерная двигательная активность;

– импульсивность;

– отвлекаемость (невнимательность).

  Диагноз считается правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так, имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.

По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10%.

Гиперактивные дети и проблемы их обучения.

         Проблемы детей, имеющих нарушения поведения и связанные с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают.  А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми. Именно поэтому в последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Так, еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20–30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды возможностям ребенка.

    Так, гиперактивные дети (а особенно младшие школьники) испытывают повышенную потребность в движении, что противоречит требованиям школьной жизни, так как школьные правила не позволяют им свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4–6 уроков подряд по 35–40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15–20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствуют малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня. Следующей проблемой является противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он часто начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.

   Гиперактивным детям свойственна неустойчивая работоспособность, что является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребенка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

Первоначальная постановка врачом-невропатологом или врачом-психиатром диагноза и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома.

Коррекция в семье

      Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей:

– с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;

– с другой – постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).

Частые изменения указаний и колебания настроения родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.

Рекомендации родителям

Какие же рекомендации можно дать  родителям гиперактивного ребенка, тем самым помогая им в процессе его воспитания?

Поведение близких ребенку взрослых:

1.Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.

2.Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.

3.Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Организация среды и окружающей обстановки в семье

1.Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную «территорию»). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

2.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.

3.Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

4.Активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

           Когда станет совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или которые были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему – все в ваших руках.



Предварительный просмотр:

Как развить внимание у ребёнка?

Типичная родительская жалоба на школьные трудности ребенка - это неудовлетворенность уровнем развития его внимания. Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. У семи лет преобладает непроизвольное внимание.

http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2012/12/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-300x280.jpg

 Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного.

Рекомендации, помогающие развить внимание у ребенка.

  • Развиваем самостоятельность. Ежедневные дела и обязанности способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах.
  • Начните с себя. Занимайтесь с ребёнком только одним делом, и сами при этом не отвлекайтесь. По максимуму отгородитесь от раздражителей — посторонних предметов, телефонов, телевизоров и т. д. Начинайте разговор только тогда, когда вы сможете поймать и удержать взгляд ребенка, привлекая его внимание. Скажите: «Подойди и сядь со мной, пожалуйста».
  • Соблюдайте режим. Соблюдение режима даст чувство защищенности, стабильности, а также заранее настроит на ту или иную деятельность.
  • Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.


Игры, развивающие внимание ребенка.

  1. Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.
  2. «Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом. Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист.
  3. «Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен, и предложите ребенку закончить его.



Предварительный просмотр:

Любовь родителей к детям

      Родители любят своих детей, это неоспоримо и естественно. Даже когда они недовольны поведением детей или их внешним видом, они от этого не любят их больше или меньше. Родительская любовь не зависит от того, как дети себя ведут. Вы можете любить ребенка, но он не обязательно Вам может нравится. Это разные вещи. И точно так же с любовью ребенка к родителям. Он может быть раздражен на родителей, может явно выказывать свое недовольство их действиями. Но это не означает, что ребенок перестал любить родителей.

     В отношениях дети - родители обеим сторонам очень важно знать эту истину. Дети, которые думают, что любовь родителей к ним зависит от их поступков, будут всегда считать себя недостаточно достойными родительской любви сначала, а потом и любви в общем. Это приводит к развитию низкой самооценки у ребенка!

     Родители, которые будут считать, что любовь и одобрение – одно и тоже, наградят своих детей множеством комплексов и сформируют у них привычку угождать мнению других людей. Помните, что отношения в семье – это фундамент отношений Вашего ребенка с другими людьми «во взрослой жизни».

      Несмотря на то, что Вы дали жизнь Вашему ребенку и очень долгое время он полностью зависел или зависит от Вас, Вам нужно знать, что ребенок – это не Вы и не Ваше продолжение. Ребенок – это отдельная личность. А личность имеет право на свое мнение, на самовыражение и осуществление своих желаний, независимо от их содержания. Это не значит, что Вам нужно пустить его становление как человека на самотек. Просто вспомните себя, свои поступки и ошибки. Не держите ребенка на коротком поводке. Пусть он падает, чтобы понять, что это больно, и научится держать равновесие. Пусть он ошибается, чтобы чувствовать ответственность за свои действия. Вы нужны ему, чтобы помочь во всем этом. Но это ЕГО жизнь.

      Вместо того, чтобы управлять ребенком и пытаться направлять его во всем, будьте ему примером, которому захочется следовать. Видя, что Вы способны управлять Вашей жизнью и строить ее в соответствии с Вашими желаниями, он будет делать тоже самое.

       Отпустите поводья, пусть они будут больше похожи на объятия, которые в нужный момент могут крепко стиснуться в воспитательных целях. Любовь – это не одобрение. Это полное принятие человека с осознанием его недостатков и привычек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей первоклассника "Ваш ребенок-первоклассник".

Рекомендации которые помогут справиться с переменами в жизни ребенка....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

"ЛИКБЕЗ"для родителей первоклассников или что должен знать родитель первоклассника.

В материале говорится о том, что должен знать родитель первоклассника, а именно: как выбрать школу,во сколько лет привести ребёнка в школу,существуют ли особенности в организации режима дня первокласс...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Консультация родителям первоклассников. «Ваш ребенок первоклассник»

Скоро в школу. Этой осенью  ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих д...

Советы родителям первоклассника «Помощь первокласснику в период адаптации к школе»

Советы родителям первоклассника по теме "Помощь первокласснику в период адаптации к школе" рекомендавана учителям начальных классов и их родителям для оказания психологической поддержки учащимся перво...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...