Культура поведения в природе
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему

беседа для детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого занятия по теме: «Культура поведения в природе».

Автор: Митягина Ирина Николаевна

Воспитатель группы продлённого дня                                                                             ГБОУ – школы № 543 Московского района

г. Санкт-Петербурга

e-mail: mityaginairina1978@mail.ru

2016 год

  Беседы - наиболее распространенные формы экологического воспитания. Они могут использоваться в качестве дополняющих компонентов по темам или просто по плану работы в группе продленного дня.

Одна из наиболее значимых - беседа о культуре поведения в природе. Ее целесообразно провести, готовя детей к весенним и летним прогулкам и экскурсиям, в сентябре-октябре, анализируя отношение детей к природе и безопасное поведение на улице. Чтобы беседа была разнообразной и насыщенной, воспитатель использует набор иллюстраций.

Цель беседы: воспитать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе, выработать потребность в общении с природой.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу», иллюстрации по правилам поведения в природе, записи:«Голоса птиц в природе», разноцветные лучики из бумаги.

   Ход беседы.

Воспитатель. Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей).  Да, красота, чистый, воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.                                          Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра. Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения? Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой приемник или магнитофон? Можно ли это делать? Почему? Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!». (Слайд 1). Что нам хотел сказать художник? (Ответы детей).  Когда дети шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (Прослушивание пластинки «Голоса птиц». Можно услышать и голос ручья.)

В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

                                          И. Бунин

Человек много берет от природы, а чем он платит ей?

Воспитатель пересказывает рассказ И. Окильского из журнала «Юный натуралист»:

Трудно представить себе землю без леса, без деревьев, но есть люди, которые не понимают или не хотят это понять. Я часто вижу изуродованные стволы (разные рисунки, надписи на них). Те «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют, какой вред они наносят дереву, всему лесу. Ведь стоит сделать на коре дерева даже крохотную ранку, как гуда попадают споры грибов-трутовиков или поселяются вредные насекомые. Кроме того, дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть. Неужели это трудно запомнить?

«Любители» природы наносят и другой ущерб деревьям.

О чем нам говорит художник этим плакатом? (Иллюстрация «В лесу ты не один».) (Слайд 2).

Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему?  (Ответы детей). Да, это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? (Ответы детей). Правильно, вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.(Слайд 3).

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров?  (Ответы детей). Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Посмотрите на плакат, на котором изображен котелок с едой, висящий над костром. (Слайд 4).  Что здесь изображено неправильно, какие грубые ошибки допустили отдыхающие? (Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые, здоровые деревца.) Что же останется на этом месте?  (Ответы детей). А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков) 0,5-1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из-за вытаптывания.                                                                                                              Дуб черешчатый доживает до 500-1000 лет, достигает высоты 40 м, диаметра 1-1,5 м, начинает плодоносить с 40-60 лет. Молодая поросль погибает из-за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок! (Слайд 5).

Дети, а как вы поступите, если в лесу на прогулке вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ. (Дети дают ответ на вопрос после просмотра иллюстрации «Не губи растения в природе!».) (Слайд 6).

 Физкультминутка.

Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездумного отношения человека! Посмотрите на плакат. (Плакат: «Не сбивай мухоморы!»). (Слайд 7). О каком правиле напоминает нам художник?.)(Ответы детей).  Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? (Ответы детей). Очень важно во время прогулок в лесу не обижать местных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание.

Воспитатель читает детям рассказ А. Тумбасова «Дом - пирамидка», показывая иллюстрацию «Не разоряй муравейников» (Слайд 8):

Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу, и каждая ведет к муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, различный лесной мусор. И поднимают все это на муравейник. День за днем муравьи настраивают свое жилье, возводят дом-пирамидку с покатой макушкой. Так что уж никакой дождик не страшен: вода скатывается с крыши-макушки, как с хорошо заметанного стога. Но случается, разворошит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает внутрь, хозяева растеряны: пришла беда. Какое жилье с худой крышей!? Муравьи не успевают быстро восстанавливать ее, и в ненастье гнездо погибает. Муравьям нужно помочь: осторожно подровнять дом - пирамидку и исправить крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальное муравьи доделают сами. Понаблюдайте, как муравьи строят муравейник, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем. Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоты.

Чтение стихотворения П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, - и он увял.

Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

                                             Е. Евтушенко

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место своего отдыха в том виде, каким оно было до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе!». (Слайд 9). Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, с бутылками, пакетами, бумагой и остатками еды? (Ответы детей).

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки - более 30 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - 1 000 лет? (Слайд 10).  Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.

А природа опять

 То предельно проста,

То одета в цветастые перья...

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

А когда сквозь асфальт

 Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли,

Для меня

Это прежде всего -

Крик о помощи!

Р. Рождественский

Давайте сформулируем, запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им. (Воспитатель слушает ответы детей, записывает их на доске.)

Правила поведения в природе. (Слайд 11).

1. Никогда не наноси вред природе.

2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

3. Не трогай домиков животных, их детенышей.

4. Не трогай птичьи яйца.

5. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).

6. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

8. Подкармливай зверей и птиц зимой.

9. Не мусори на месте своего отдыха.

10. В меру бери дары природы.

11. Не прокладывай новых тропинок в лесу.

12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.

13. Учись слушать голоса природы.

14. Не засоряй рек, родников, при необходимости расчищай места засоров.

15. Не шуми на прогулках, не пугай животных - наших меньших братьев.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не  ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

      Давайте будем                                                                                                                                                                     Беречь планету!                                                                                                                                                                       Во всей Вселенной                                                                                                                                                                    Похожей  нету,                                                                                                                                                                             Во все Вселенной                                                                                                                                                                    Совсем одна,                                                                                                                                                                   Что будет делать                                                                                                                                                                            Без нас она?

     Рефлексия.

    - На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после этой беседы возникло хорошее    настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывешивают желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по чему - либо из названного мною, вывешивают оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)

    - Вот такое у нас получилось солнышко.

     Спасибо за сотрудничество.

     Литература.

    Дитрих А. Почемучка: энциклопедия. - М.: Педагогика - Пресс, 1993.

    Интернет ресурсы:                                                                                                           unnaturalist.ru                                                                                                                    Статья о Красной книге с сайта: http://www.kotmurr.spb.ru/eco/.                                                    [http:// www.floranimal.ru/]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"О культуре поведения в природе"

Данная беседа подготовлена для учащихся 1 класса, которая воспитывает у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, формирует знания о нормах и правилах поведения в природе....

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

Беседа о культуре поведения на природе.

Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня....

Беседа о культуре поведения в природе

Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе,...

Доклад "Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде".

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы для обучающихся с ограниченными возможностями зоровья по воспитанию экологической культуры....

Статья - беседа «О культуре поведения в природе».

Цель статьи воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение в природе,               формирование у обучающихся ...