«Водные богатства нашего края»
методическая разработка по зож (4 класс) на тему

Савельева Галина Геннадьевна

урок систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Водные богатства нашего края»

Тип урока: урок систематизации знаний

Цель урока: раскрыть значение водоемов в жизни человека.

Задачи урока:

образовательные:        

  • помочь учащимся актуализировать и систематизировать знания по теме «Водные богатства Тульской области»; формировать у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы; расширение кругозора детей;

развивающие:

  • совершенствовать навыки обобщения изученного материала и его применения в новой ситуации; развивать навыки работы в группе; развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

воспитательные:

  •  вовлечь учащихся в активную деятельность, способствовать формированию у них коммуникативных компетенций, развитию культуры взаимоотношений при работе в парах и группах; содействовать воспитанию чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитанию у детей интереса к изучению природы родного края.
  1. Организационный этап. Эмоциональный настрой.
    "Поговорим? - О чём?
    О всяком и о прочем.
    О том, что хорошо и хорошо не очень.
    Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
    Поговорим? - Поговорим!
    Нам будет интересно!"

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. 

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

На прошлом уроке кто приходил к нам в гости? (Капелька)

А почему она к нам приходила? (Тема урока была «Водные богатства Тульской области»)

Мы говорили не просто о водоёмах, а о водных богатствах. А почему вода – это водные богатства? (На земле мало чистой воды, а водоемы содержат запасы воды)

Вода, действительно, богатство, и мы должны беречь и охранять воду. Потому что без воды погибнет все живое на земле.

Перед вами карта-помощница. Используя ее и полученные на предыдущем уроке знания, давайте вместе составим кластер по теме «Водные богатства Тульской области».

Водные богатства Тульской области.

Реки                        озера                        пруды                водохранилища

Ока Упа Осетр Дон                Шишловское                Буржуйский                Пронское, Шатское

                                                        Свиридовский                Любовское

На карте покажите водные богатства Тульской области.

Дети у доски на карте называют и показывают реки, водохранилища.

А теперь по цепочке расскажите про самую крупную реку нашей области.

Дети по цепочке рассказывают по плану о реке Оке.

- А теперь проверим, как вы знаете основные понятия. Вы разделены на группы, одна из групп - это ведущие, каждый член группы подходит к ведущему и берет карточку- задание. После этого возвращается к своей группе и они совместно исправляют ошибку в утверждении. После это идут за новым заданием.

Вопросы.

  1. Если раскрутить глобус, то мы увидим основной жёлтый цвет.
  2. Упа – это приток Волги.
  3. Красивая Меча протекает по территории Чернского района.
  4. Пруд - искусственный водоём для хранения и регулирования запасов воды.
  5. Черепетское водохранилище находится на территории города Новомосковск.
  6. Место впадения реки в другой водоём – исток.
  7. 22 марта – Всемирный день без воды.
  8. 14 февраля - ….

Ответы.

  1. Если раскрутить глобус, то мы увидим основной синий(голубой) цвет.
  2. Упа – это приток Оки.
  3. Красивая Меча протекает по территории Ефремовского района.
  4. Водохранилище - искусственный водоём для хранения и регулирования запасов воды.
  5. Черепетское водохранилище находится на территории города Суворов.
  6. Место впадения реки в другой водоём – устье.
  7. 22 марта – Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.
  8. 14 февраля - День действий в защиту рек, воды и жизни.

Проведение игры, подведение итогов.

- Посмотрите, какое сегодня символичное число.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД - Сегодня вновь к нам пришла Капелька.

- Как вы думаете, какая тема  урока? (Водные богатства нашего края)

А если вода - это богатство, то что с ней нужно делать? (Защищать, охранять)

А для чего нужно охранять? (Вода необходима всему живому)

- Какую цель поставим на урок? (Раскрыть значение водоемов в жизни человека)

(Учащиеся замечают, что у Капельки грустные мысли)

- Как вы думаете, почему может грустить она? (Что-то случилось у нее)

- А что может случиться у воды? Кто может ее обидеть? (Человек ее загрязняет)

А какая вода нужна для человека? (Чистая)

Без воды жить на Земле невозможно. К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, кто в этом виноват? (Виноваты в этом сами люди)

- А как люди загрязняют водные богатства?  На этот вопрос мы ответим на нашем уроке.

  1. Применение знаний в новой ситуации.

Знакомство с понятием “исследователь”

СЛАЙД -  Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории и один научный центр. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями? (Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.)

СЛАЙД - Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.  Перед вами образцы воды из разных водоемов Тульской области, значит что будет предметом исследования? (Вода) В ходе исследований мы ответим на вопрос: можно ли утверждать, что на территории Узловского района вода во всех источниках будет одинаковая?

СЛАЙД Давайте вместе вспомним технику безопасности. 

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

- Приведите в порядок свои рабочие места.

СЛАЙД План работы нашего исследования таков, вы разделены на 4 группы.

1 лаборатория исследует воду по внешним признакам.

2 лаборатория определяет среду воды.

3 лаборатория фильтрует воду.

Научный центр готовит сообщение о том, как вода может влиять на здоровье человека.

- Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

У каждой группы на столе есть план работы, следуйте ему.

1 группа

Определение запаха воды.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путем и со сточными водами. Запах воды хозяйственно-питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.

  1. Заполните колбу водой на треть объема и закройте пробкой (рукой).
  2. Взболтайте содержимое колбы.
  3. Откройте колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определите характер и интенсивность запаха.

Интенсивность запаха определите по 5-балльной системе согласно таблице 1.

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет

Запах не ощущается

1

Очень слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

2

Слабая

Запах замечается, если обратить на него внимание

3

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

4

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

5

Запах «естественного»

происхождения

Запах «искусственного»

происхождения

Неотчетливый

(или отсутствует)

Неотчетливый

(или отсутствует)

Землистый

Нефтепродуктов (бензиновый)

Гнилостный

Хлорный

Торфяной

Уксусный

Травянистый

Другой (укажите, какой)

Другой (укажите, какой)

Определение цветности.

  1. Заполните колбу на две трети части водой.
  2. Определите цветность воды, рассматривая колбу сверху на белом фоне при достаточном освещении (дневном, искусственном).

Подчеркните наиболее подходящий оттенок либо заполните свободную строку в табл.3.

Таблица 3

Цветность воды

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Желтая

Интенсивно желтая

Коричневая

Красно-коричневая

Другая (укажите, какая)

Определение мутности.

1.Заполните колбу на две трети части водой.

2.Определите мутность воды, рассматривая колбу сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении. Выберите нужное в табл. 4

Таблица 4

Мутность воды

Прозрачная

Слабомутная

Мутная

Очень мутная

Обработка результатов и выводы

  1. Занесите полученные результаты в таблицу 5.
  2. Сделайте выводы об экологическом состоянии источника, из которого была взята проба.

Таблица 5

Характеристика

Вывод (словесное описание)

Запах

Цветность

Мутность


2 группа.

Вам понадобится

  • - индикаторные бумажки;
  • - белый лист;
  • - прозрачная емкость;

Инструкция

  1. Налейте в пробирку около 5 мл воды.
  2. Отрежьте ножницами кусочек индикаторной полоски.
  3. Опустите кусочек в воду.
  4. Выдержите кусочек полоски в растворе в течение 5 секунд.
  5. Положите кусочек полоски на белую поверхность и дайте высохнуть.
  6. Сравните окраску кусочка полоски с окраской контрольной шкалы цветных образцов на этикетке теста, выбрав образец окраски, ближайший по интенсивности и характеру окраске тестируемого кусочка.
  7. Сделайте вывод: вода щелочная, кислая или нейтральная.
  8. Повторите опыты с пробами воды из разных источников.

3 группа.

  1. Сделать конус из фильтровальной бумаги.
  2. Положить бумагу в воронку, придерживая ее руками.
  3. Аккуратно наливать воду.
  4. Сделать выводы о состоянии воды.

4 группа. Готовит доклад и отмечает на карте загрязненные водоемы нашей области.

Недостаточное количество воды в организме человека приводит к нарушению вывода продуктов обмена пищеварения, кровь обедняется водой, человека лихорадит. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека, животных и их здоровья. Сегодня во всем мире наибольшую опасность водам суши несет загрязнение. Под загрязнением подразумеваются всевозможные физические и химические отклонения от природного состава воды: частое и длительное ее помутнение, повышение температуры, гниющие органические вещества, присутствие в воде ядовитых веществ. Большой вклад в загрязнение вносят сточные воды. В результате роста промышленности водоемы сильно загрязняются. Интенсивное использование земель в сельском хозяйстве усилило загрязнение водоемов смывами с полей вод, содержащих химические вещества. Химические вещества, сбрасываемые вместе со сточными водами, попадая в реки и озера, часто изменяют водную среду. Под действием таких веществ вода может стать непригодной для деятельности человека и поддержания жизнедеятельности флоры и фауны. От загрязнения природных вод страдает сам человек и его деятельность. Водоснабжение многих населенных пунктов целиком зависит от рек. В силу этих обстоятельств, здоровье населения подвергается серьезному риску. Загрязнение пресных вод является серьезно проблемой человечества.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 80% всех инфекционных болезней в мире связанно с неудовлетворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигиенических норм водоснабжения. В мире 2 млрд. человек имеют хронические заболевания в связи с использованием загрязненной воды..

Мы составили карту рек Тульской области, на которой синим цветом выделили наиболее чистые реки, зеленым – загрязненные, красным – сильно загрязненные. Вот что у нас получилось:

чистых рек – нет;

загрязненные – Ока (Белёв, Алексин), Мышега (Алексин), Шатское водохранилище (г.Новомосковск);

сильно загрязненные –Дон (г. Донской) Упа (Тула), Воронка (Ясная Поляна).

Единственный водоем в Тульской области, вода в котором стала чище, река Красивая Меча (г. Ефремов).

C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

- Все закончили работать и теперь каждая лаборатория отчитается.

Д-К Выслушаем сначала научный центр.

Скажите, можно ли утверждать, что вода во всех водоемах одинаковая. Опытным путем мы доказали, что вода из данных источниках отличается и она загрязненная.

СЛАЙД 5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

- Откройте учебники на странице 146. Прочитайте самостоятельно первый абзац. Для чего же нужна водные богатства человеку?

Выслушиваются ответы после чтения. 

Чтобы мы пользовались водными ресурсами, водоемы должны быть экологически чистыми.

Сейчас вы будете самостоятельно изучать материал, при этом делать пометки «+», «-»

Прием: Плюс Минус Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста на с.146-147. По ходу чтения текста сделать пометки:

«Плюс» (+)  те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что НУЖНО делать»

«Минус» (-) те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что НЕЛЬЗЯ делать?»

И Д         НУЖНО                                                        НЕЛЬЗЯ                        

Следить за чистотой воды                                Бросать мусор в воду

Расчищать родники и ручьи                                Оставлять мусор на берегу реки.

Оберегать растения и животные                        Мыть транспорт в водоеме.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и перетягивают утверждения в соответствующий столбик

А теперь давайте попробуем написать письмо своим сверстникам из других городов, призывающее бережно относиться к водным богатствам. В письме постараемся доказывать, что водные богатства в любом уголке страны нуждаются в охране.

И Д Дорогие друзья! Мы не знаем, в каком городе вы живете, какие реки, озера и моря окружают вас, но мы очень хотим напомнить вам одно важное правило: берегите воду! Боритесь за чистоту водоемов вашего края. Не бросайте в них мусор, просите взрослых мыть свои автомобили не в реках, а в других, более подходящих местах. Увидев мусор – уберите его. Экологическая чистота важна не только животным и растениям, обитающим в водоемах, но и нам, людям, в первую очередь. Пожалуйста, охраняйте воду и водные богатства.

Учащиеся вставляют пропущенные слова (вписывают на электронной доске по цепочке).

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

А теперь каждой группе предлагаются задания.

Индивидуальные задания в группах.

Д-К Скажите, какое значение водоемов в природе и жизни человека?

Проверка по документ камере.

А проверим, как человек влияет на водные богатства?

СЛАЙД Что попадает в водоемы?

СЛАЙД Какие же экологические проблемы выражены знаками.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома вам предлагается написать письмо для всех узловчан, призывающее бережно относиться к водным богатствам.

Помните, что капля воды дороже алмаза. Без воды жизнь невозможна. Все умирает вокруг. Вода оживляет, наполняет, очищает, помогает. А я призываю вас не проходить мимо незакрытого крана. Берегите воду, она - наше богатство.

Люди обожествляли воду всегда, много пословиц поговорок, крылатых выражений у всех народов мира.

Предлагаю следующее задание: вставить слова, пропущенные в известных поговорках, пословицах, в крылатых выражениях:

  1. Под лежачий камень………………………… (вода не течет)
  2. В…………………………воду не удержишь (в решете)
  3. В  …………………………….. черти водятся (тихом омуте)
  4. Воды………………………….. кашу не сварить (жалеть)
  5. Не всякая водица…………………. годится (для питья)
  6. Не плюй в колодец, пригодится………………………… (воды напиться)
  7. Вода и…………………. точит (камень)
  8. Не зная броду, ………………………….. (не суйся в воду)
  9. Пролитую воду не …………………………. (соберешь)
  10. Вилами ………………………………………… (по воде писано).
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведем итог нашего урока.

Выберите капельку, которая соответствует вашей работе на уроке.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Презентация Водные богатства нашего края

Окружающий мир Тема: Водные богатства нашего краяТип урока: изучение нового материалаЦель: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водое...

Тест по окружающему миру 4 класс "Водные богатства нашего края"

Тест "Водные богатства нашего края"Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова...

Водные богатства нашего края

Презентация предназначена для ознакомления учеников с некоторыми реками нашего края. Откуда берут начало, куда впадают, растительный и животный мир этих рек......

Водные богатства нашего края.

Водные богатства нашего края.ТЕМА: Водные богатства нашего края.ЦЕЛЬ: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитыв...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Водные богатства нашего края"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему: "Водные богатсво нашего края". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....