«Полезные ископаемые» (раздел «Чему учит экономика»)
учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

Дзибло Варвара Михайловна

Познакомиться со свойствами полезных ископаемых и применением полезных ископаемых в экономике; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе и полезным ископаемым.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye_urok_3klass_okr.mir_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Полезные ископаемые» (раздел «Чему учит экономика»)

Цели: познакомиться со свойствами полезных ископаемых и применением полезных ископаемых в экономике; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе и полезным ископаемым.

Ход урока

  1. Орг момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Великая радость – работа:

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта-

Всё счастье земли – за трудом!

    - Я желаю вам отлично потрудиться на уроке и получить отличные оценки, достойные ваших знаний!

  1. Повторение пройденного

- О чём мы говорили на предыдущем уроке?(об Экономике)

- Сейчас мы разгадаем кроссворд и проверим, как хорошо вы запомнили пройденный материал?

1.Профессия человека, которая участвует в производстве товаров из металла:(металлург).

2.Что означает слово «Экономика» в переводе с греческого:(хозяйство).

3.Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности:(услуги).

4. Всё, что нужно людям для жизни:(потребности).

5.Это один из фундаментов экономики. Он нужен физический и умственный для производства товаров и услуг:(труд).

6.Это природное богатство. Без неё невозможно развитие сельского хозяйства:(земля).

7.Товар, который произведён человеком:(продукция).

- Каждый из вас МОЛОДЕЦ, кто вспомнил пройденный материал!

 - Ещё у вас было творческое задание по выбору. Вам предлагалось провести исследовательскую работу и подготовить сообщение о любом товаре, произведённом человеком. На доске вы видите лучшие работы. Давайте прослушаем одно из них.                ( Герасименко Денис )

3.Объявление темы и целей урока

- Посмотрите на эти товары и подумайте, какие природные богатства использовал человек для их производства:

                        Игрушка  -------- глина

                        Стекло ----------- песок

                        Мелок -----------   мел

                        Ножницы ---------     ????

                         Мыло ------------  ?????

- Сегодня мы узнаем, из каких природных богатств получают эти предметы.

- Глина, песок, мел. Как можно их назвать по-другому? (полезные ископаемые)

     - Почему ископаемые? (потому что их добывают, выкапывая из земли)

      - Почему «полезные»? (приносят пользу человеку)

- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ». Сегодня на уроке мы узнаем новые полезные ископаемые, познакомимся с их свойствами и узнаем, в каких отраслях экономики их применяют.

  1. Объяснение нового материала.

 -Посмотрите ещё раз на ножницы. Из какого полезного ископаемого они сделаны вам расскажет наш эксперт -  ученик 8-го класса.- Карпенко Владислав

 Ножницы сделаны из металла. Металл получают из руды. Руда- это камни. Руды бывают разные. Они залегают в земле, и их приходится выкапывать.   Впервые люди получили металл из руды, скорее всего, нечаянно. Кто-то бросил в жаркий костёр, найденный им необычный камень. Когда костёр погас, люди утром обнаружили в золе костра слиток металла, который был крепче камня и кости. Положив его на камень и ударяя по слитку другим камнем, кто-то изготовил из слитка нож или наконечник копья. С тех пор  люди стали искать в природе такие камни и стали выплавлять из них металл.

 В наше время из железной руды получают металл, а из него много нужных товаров (инструменты, посуду, машины, оружие, орудия труда и т.д.)

 - Какое полезное ископаемое необходимо для изготовления ножниц? (железная руда)

- Что нового вы узнали об этом полезном ископаемом?  (свойства ПИ)

- О полезном ископаемом, которое используют при изготовлении мыла, вам расскажет на эксперт - ученица 8-го класса – Величко Ксения.

При изготовлении мыла используют такое полезное ископаемое, как нефть.  Её добывают из земли при помощи буровых установок.  Очень давно, люди находили на земле места, где на поверхность вытекала тёмная маслянистая жидкость с резким запахом. Иногда люди обнаруживали её в виде пятен на поверхности речной воды. Бывало, что такая жидкость появлялась на дне глубоких погребов, вырытых людьми. Оказалось, что нефть хорошо горит. Люди стали использовать её на войне. Широко использовать нефть стали с изобретением машин. Из нефти сейчас делают: бензин, керосин, солярку, масла для машин, спирты, удобрения, пластмассы, стиральные порошки, пластилин, шины, одежду и т.д.  Это горючее полезное ископаемое.

 

- Какое полезное ископаемое используют при изготовлении мыла? (нефть)

- Что нового вы узнали об этом полезном ископаемом? (свойства)

Вывод: - Какие полезные ископаемые вы теперь знаете?

- Полезных ископаемых очень много. Кто заинтересовался ими, может на перемене посмотреть коллекции полезных ископаемых.

4. Работа по учебнику.

- Какие полезные ископаемые вы  видите в учебнике, назовите их? (глина, песок, известняк, железная руда, нефть, каменный уголь, гранит, природный газ) (рис. на стр.48)

- - Почему люди их  стали добывать? (полезные ископаемые обладают особыми свойствами, которые удовлетворяют потребности людей )

  1. Практическая работа в парах (по рядам).

-Сейчас вы постараетесь изучить свойства полезных ископаемых(известняк, каменный уголь, гранит). Ответьте на вопросы практической работы, подчёркивая верный ответ.

Вопросы

  1. Название.
  2. Цвет: белый, серый, желтый, чёрный; прозрачное или непрозрачное
  3. Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  4. Твёрдое или жидкое.
  5. Горючее или негорючее.
  6. Применение полезного ископаемого.

- На какие три группы можно разделить эти полезные ископаемые?

 (Строительные: известняк, глина песок, гранит )

(Рудные: железная руда)

(Горючие: нефть, каменный уголь, природный газ)

    - Наша страна очень богата полезными ископаемыми. На карте РФ это очень хорошо видно. Условными обозначениями показано, где находятся самые крупные месторождения –места залегания полезных ископаемых.

 - А какими полезными ископаемыми богат наш край? Об этом мы узнаем из видеоэкскурсии краеведческого музея.(видео 4 мин.)

- Где применяли эти полезные ископаемые в нашем крае, вам расскажет наш ученик.

- Из железной болотной руды люди нашего Новозыбковского района в мастерских РУДНЯХ изготавливали различные железные предметы: подковы, гвозди, орудия труда и т.д. Так получили свои названия сёла: РУДНЯ и СТАРАЯ РУДНЯ.

Из стекольного кварцевого песка  в печах ГУТА мастера варили тягучую массу для изготовления стекла. Так в Новозыбковском районе получило своё название село ГУТА МУРАВИНКА.

  1. Закрепление пройденного

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используется в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-А.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание с.48-49, Р.т. стр.27 з.4

Окружающий мир.

 3 класс

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используется в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

 

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

ОТВЕТЫ: 1-А, 2-Б, 3-Б, 4-В, 5-А.

Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2.  Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3.  Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4.  Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5.  Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

________________________________________________________________

    Тест

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве:

А) песок, глина;

Б) гранит, торф;

В) каменный уголь, поваренная соль.

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом:

А) железная и медная руды;

Б) каменный уголь, природный газ;

В) нефть, глина.

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок:

А) известняк, гранит;

Б) природный газ, нефть;

В) золото.

4. Как называются места, где залегают в земле полезные ископаемые:

А) шахты:

Б) горы;

В) месторождения.

5. Что мы называем полезными ископаемыми:

А) глина, песок, гранит, нефть, гранит;

Б) мазут, уголь, бензин, гранит, природный газ;

В) стекло, бензин, мел, золото, торф.

Из железной болотной руды люди нашего Новозыбковского района в мастерских РУДНЯХ изготавливали различные железные предметы: подковы, гвозди, орудия труда и т.д.

Так получили свои названия сёла: РУДНЯ и

СТАРАЯ РУДНЯ.

Из стекольного кварцевого песка  в печах ГУТА мастера варили тягучую массу для изготовления стекла и предметов из стекла. 

Так в Новозыбковском районе получило своё название село ГУТА МУРАВИНКА.

Практическая работа

Вопросы 

  1. Название полезного ископаемого.
  2.  Цвет: белый, серый, желтый, чёрный…
  3.  Прозрачное или непрозрачное полезное ископаемое.
  4.  Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  5.  Твёрдое или жидкое.
  6.  Горючее или негорючее.
  7.  Применение полезного ископаемого:

     что изготавливает человек из этого полезного     ископаемого?

______________________________________________

Практическая работа

Вопросы 

  1. Название полезного ископаемого.
  2.  Цвет: белый, серый, желтый, чёрный…
  3.  Прозрачное или непрозрачное полезное ископаемое.
  4.  Зернистое, плотное, рыхлое, хрупкое.
  5.  Твёрдое или жидкое.
  6.  Горючее или негорючее.
  7.  Применение полезного ископаемого:

     что изготавливает человек из этого полезного     ископаемого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 3 класс. Тема: Обобщение по разделу «Чему учит экономика»

Обобщающий урок проводится в виде телевизионной игры "Своя игра", где детям предлагаются 9 рубрик (тем), в каждой теме 3 вопроса....

Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на

Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....

Обобщение по разделу "Чему учит экономика"

Данная презентация содержит материал для обобщения и закрепления раздела  "Чему учит экономика" и составлена в виде игры "Своя игра"...

Конспект урока по окружающему миру «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика?», 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-оценивать свои знания и умения по разделам: «Государственн...

Конспект урока "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: обобщение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-оценивать свои знания и умения по разделам: «Государственн...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»»

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Чему учит экономика»» (3 класс)

Цель деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний обучающихся по разделу «Чему учит экономика?»Планируемые результаты:Предметные:-знать определения по разделу «Чему у...