Поведенческие стратегии и способы отражения действительности у подростков с компьютерной зависимостью.
статья по зож по теме

Оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дистанционная интерактивная научно-практическая конференция "ИТО-2009"

Дистанционная интерактивная научно-практическая конференция "ИТО-2009"

Харченко Наталья Евгеньевна,

МБОУ СОШ № 85

Поведенческие стратегии и способы отражения действительности у подростков с компьтерной зависимостью

В последнее время очень много споров и дискуссий разворачивается по поводу взглядов на проблему, связанную с компьютерными технологиями.

Наряду с зависимостями от психоактивных веществ появилась и компьютерная зависимость. Что является причиной ее возникновения, каковы поведенческие стратегии подростков, влияющие на формирование данной зависимости?

Любая зависимость начинает «развертываться» с определенного типа поведения, которое принято называть аддиктивным.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности и восстановления равновесия. Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к стрессогенным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, разочарования и крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические веществ .

Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры и компьютер. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения и связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно преврашается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни. в процеесе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

В последнее время исследование различных форм преодоления стресса становится основой разработки программ профилактики различных заболеваний, в том числе различных видов зависимостей. Концепция «копинг» (сорiпg) является одной из центральных в современной теории стресса, а умение успешно преодолевать стресс рассматривается как основной фактор адаптационного поведения.

Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг-поведением или совладаюшим поведением.

Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии («копинг-стратегии») на основе имеющегося у него личностного опыта («копинг-ресурса»). Совладаюшее поведение является результатом взаимодействия копинг-стратегий и копинг-ресурсов.

Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного дезадаптивного копинг-поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.

Копинг-ресурсы разделяют на личностные (Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия; позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви и вере: духовность; ценностная мотивационная структура личности) и средовые (окружение, в котором живет человек, система социальной поддержки).

Я-концепция с точки зрения формирования адаптационных механизмов - важнейший личностный ресурс, сложно сконструированное образование, отражающее индивидуальные особенности и включенное во множество связей и отношений с другими феноменами человека.

Интернальный локус контроля, или умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее, является личностным ресурсом, на основе которого формируется адаптационное поведение. Именно от этого ресурса во многом зависит выбор варианта адаптации к социальной среде и жизненный стиль человека. Люди с внутренним (интернальным) локусом контроля проявляют большую когнитивную активность. более эффективно преодолевают стресс и проявляют более высокий уровень социальной адаптации, чем «экстерналы».

Возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды и собственное поведение, тесно связаны с когнитивным развитием человека. Когнитивные процессы принимают участие в становлении личностной идентичности, влияют на формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности. Развитая способность рассматривать различные перспективы и формировать альтернативные объяснения расширяет возможности социальной адаптации, позволяет разрешать более сложные задачи. Негибкость и ограниченность приводят к неадекватному реагированию на стрессовые ситуации и неумению справляться с ними.

Стремление быть вместе с людьми, умение сопереживать – аффилиация и эмпатия- являются коммуникативными личностными ресурсами, влияющими на поведение человека. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает и усугубляет стресс.

Аффилиация неразрывно связана с эмпатией, которая определяется как постижение чужого эмоционалыюго состояния, проникновение («вчувствование») в переживания другого человека. Это - целостный процесс, включающий физиологический, кинестетический, аффективный, когнитивный и мотивационный компоненты, существенно и положительно влияющий на качество общения и позитивные личностные изменения. Эмпатия является одним из ключевых факторов в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения и выступает важнейшим ресурсом личности. Здесь уместно будет вспомнить замечательную фразу: «Человек начинается с плача по умершему».

Социальная поддержка- это средовой ресурс, дающий уверенность человеку в том, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства.

Социальная поддержка содействует процессам преодоления стресса в трех направлениях: за счет повышения самооценки; благодаря помощи других людей в изменении стрессовой ситуации: путем включения оценки значимого другого в свою систему, что меняет эмоциональный ответ на действие cтрессогенного фактора и позволяет увидеть ситуацию «другими глазами».

Определяющим поведение человека являются ресурсы его поведенческих стратегий (формируются в процессе всей жизни), которые можно подразделить на три большие группы:

  • « Разрешение проблем » - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.
  • « Поиск социальной поддержки»- это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.
  • « Избегание»- это пассивная поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Наиболее эффективным является использование (по ситуации) всех трех поведенческих стратегий.

Стратегия избегания ведущая поведенческая стратегия при дезадаптивном, псевдосовладающем поведении. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком. который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем.

В случаях, когда выбранная поведенческая стратегия не приводит к желаемому результату, личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Тогда вступает в действие психологическая защита- одна из форм психических регулятивных механизмов.

«Защитные механизмы» выполняют активно-оборонительную роль:

  • уклонение от переживания психотравмирующей ситуации;
  • преодоление такой ситуации обходным путем;
  • стремление к преодолению ситуации путем прямого сопротивления.

Первый вариант является отражением пассивной защиты, два последних подразумевают aктивность человека в использовании резервных возможностей организма и личности.

Отличие механизмов совладания от механизмов психологиlческой защиты в том, что первые используются индивидуумом сознательно и направлены на активное изменение ситуации. а вторые - неосознаваемы, пассивны и направлены на смягчение психологического дискомфорта.

Установлено, что в подростковом возрасте развиваются как базисные, так и ситуационно-специфические копинг-стратегии, определяющие формирование индивидуального копинг-поведения, которое по мере возрастания становится основой жизненного стиля личности. Для воспитывающихся в семье подростков характерно использование активных поведенческих стратегий, направленных на разрешение проблем и поиск социальной поддержки. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, используют в качестве ведущей стратегию избегания; подростки с аддиктивным поведением - стратегию поиска социальной поддержки. Использование подростками, воспитывающимся вне семьи, и подростками с аддиктивным поведением несвойственных возрасту «детских» копинг-стратегий способствовало формированию дезадаптивных форм поведения.

У подростков с аддиктивным поведением недостаточно развиты звенья социальноподдерживающего процесса. У них наблюдается особенно низкий уровень восприятия социальной поддержки со стороны семьи, сверстников, значимых других. При этом они имеют достаточно высокий уровень поиска социальной поддержки. Невозможность получить необходимую поддержку в семье и у близких значимых людей приводит подростков с аддиктивным поведением в группы «по интересам» (компьютерные игры, алкоголь и т.д.).

Изучение механизмов психологической защиты у подростков выявило, что при помощи аддиктивного поведения за счет изменения своего психического состояния, подростки пытались «уйти» от реальной действительности, давления среды, избежать решения сложных проблем. Стратегия избегания была представлена различными формами защитных, пассивных, подсознательных механизмов преодоления стресса. Подростки игнорировали, подавляли, не воспринимали критически противоречащую представлениям о себе информацию или использовали ее частично. Неприятные ситуации «забывавались». Психическое напряжение снижалось фармакологическими способами, путем физической или вербальной агрессии, направленной на посторонних лиц.

Выявлено, что погружение в виртуальную действительность напрямую связано с отсутствием социальной поддержки или неадекватной поддержкой. Отсутствие друзей в стрессовых ситуациях способствует возникновению у подростков депрессии и приводит к стремлению заместить реальность на ситуации, подвластные им. Компьютер предоставляет эту возможность сполна. Путем самоизоляции и увеличения своего личного пространства, подростки защищаются от стрессогенного влияния социальной среды.

Таким образом, современные научные исследования доказывают, что к формированию различных аддикций у подростков ведет недостаточное развитие у них личностных средовых ресурсов, использование неэффективных копинг-стратегиЙ. Следовательно, цель профилактической работы - оказание подросткам помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?

Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?"Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техн...

компьютерная зависимость

В помощь родителям...

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлены проблемы компьютерной зависимости младших школьников, выделены основные её причины, раскрыты способы  профилактики....

Компьютерная зависимость у детей и подростков.

Данная статья позволяет ответить родителям на ряд интересующих их вопросов, часто задаваемых мне, как педагогу например :"Почему мой ребенок жесток?" "Почему ребенок дерется со сверстниками?"...

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью.

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью. Рекогмендации....

Компьютерная зависимость у детей и подростков

Компьютерная зависимость у детей и подростковКомпьютерная зависимость у детей и подростков – серьезная проблема, с которой сталкиваются многие семьи. Сейчас доступны социальные сети, огромн...