ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по зож (1 класс) на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением  методик и технологий реализации деятельности педагога по созданию необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью обучающихся. Использование   здоровьесберегающих технологий в начальной школе направлены на снижение  их негативного влияния на здоровье школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.А. Баженова, учитель начальных классов, высшая категория,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с применением  методик и технологий реализации деятельности педагога по созданию необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель  может сделать для здоровья современного ученика многое.  Учитель может работать так, чтобы обучение детей  не наносило вреда  здоровью обучающихся. Использование   здоровьесберегающих технологий в начальной школе направлены на снижение  их негативного влияния на здоровье школьника.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологи, начальная школа

Основная часть статьи

    Высочайшие темпы развития современного общества предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью.  Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов[1, с. 7]. 

Педагог всегда несет ответственность за то, что происходит с детьми в школе. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени. Изменение двигательной активности учащихся, увлечение компьютером и телефоном,   повышение требований к освоению школьных программ, загруженность во внеурочное время, повышение заболеваемости , экологические аспекты современной жизни  приводят к повышению психологической напряженности детей, что требует от его организма предельного напряжения адаптационных механизмов.

 Современная медицина занимается лечением болезней, а  не профилактикой. Задача  школы  - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях – педагог.

  В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными, поэтому  я в своей работе применяю комплексное использование здоровьесберегающих технологий на уроке, что позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в жизни.

    Регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года) является основным показателем здоровьесберегающих образовательных технологий,  что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

  Правильная и четкая организация учебной деятельности: строгая дозировка учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (проветривание , температурный режим, хорошая освещенность, чистота в классе, озеленение), построение урока с учетом динамики и работоспособности, благоприятный эмоциональный настрой в начале урока.      Перед началом урока я проверяю состояние кабинета (состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение),  учебного оборудования( классная доска, мел, пособия), рабочее место (положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее), отсутствующих. Важно, чтобы каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок.  Четкая организация урока также способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. На  уроках     учебная деятельность  часто связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного опроса, опроса, быть может, план работы на уроке. Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–6 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. При решении самостоятельной работы можно включить музыку. На уроках русского языка ученики рассматривают пословицы и поговорки о здоровье. На уроках математики решают задачи практического содержания, в которых присутствует информация о здоровье человека, безопасности жизни, вредных привычках. На уроках окружающего мира говорят о гигиене тела, правильном питании. На уроках литературного чтения, знакомясь с литературными произведениями, делают выводы о здоровом образе жизни.   Учитель следит во время урока за правильностью посадки учащихся, периодически (раз в месяц) меняет их положение в классе по отношению к источнику света.  Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка. Педагог проводит физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, пальчиковую гимнастику, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.  Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальное вправо-влево, вращение глазами по часовой стрелке и против, закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее,“нарисовать” глазами фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении. Школьный возраст обрекает на долгое сидение за партой или столом. За скрюченное положение позвоночника детям приходится расплачиваться сутулостью или сколиозом. Каждый родитель может сделать первичную оценку правильности осанки. Для этого надо поставить ребенка спиной к вертикальной стене и проверить, касается ли он стены одновременно затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При любом отклонении от нормы или при болезненности в пояснице стоит обратиться к специалисту. Помимо наследственных, приобретенные причины нарушения осанки очень часты. Главная из них - постоянное пребывание в одной позе, то есть работа за столом с низко наклоненной головой, многочасовое бдение у компьютера и др. За компьютером человек сидит в расслабленной позе, но неподвижно, и вследствие этого напряжены мышцы шеи, головы, спины, рук. В результате можно легко получить остеохондроз и сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни нередко становится причиной ожирения, что тоже весьма пагубно влияет на осанку. Своевременно устранять вредные привычки, например, стоять на полусогнутой ноге, сидеть поджав ноги под себя, наклонившись вперед или в сторону. Школьнику нужно ставить стул таким образом, чтобы он на пару сантиметров заходил под край стола. Необходимо следить, чтобы ребенок не читал на боку и не носил портфель в одной и той же руке. При нарушении осанки показаны занятия волейболом, плавание, катание на лыжах и коньках, а вот долгое катание на велосипеде или самокате, поднятие тяжестей, игра в теннис противопоказаны. Осанку можно улучшить при помощи специальных упражнений, но главное, чтобы прямая спина стала привычной позой. Приниматься за исправление осанки ребенка никогда не поздно, но лучше все-таки позаботиться об этом пораньше. Учащимся приходится много писать, то помогают упражнения: «Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой. Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно  воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности: потягивание за мочки сверху вниз, потягивание ушной раковины вверх, круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против. В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом: Сесть удобно. Расслабиться. Ровно, протяжно, на одной высоте произносить звук [а]. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

Здоровьесберегающие технологии активно используются учителем  в урочной и внеурочной деятельности. Уроки строятся таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Смена видов деятельности позволяет устранить физическую усталость. На разных уроках учитель предлагает задачи со здоровьесберегающим содержанием. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. В конце урока можно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Полезно строить графики настроения на протяжении урока. Предлагая домашнее задание, учитель может дифференцировать уровень сложности.   Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. На каждом уроке учитель использует приемы рефлексии учебной деятельности. Это создает атмосферу взаимопонимания, поддержки и сотрудничества. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, танцевальные разрядки на переменах, подвижные игры, динамические паузы, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями  (совместные семейные походы и прогулки, экскурсии),  воспитание и обучение детей нормам здорового образа жизни, пропаганда правил гигиены,  ознакомление родителей с методами формирования здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Деятельность образовательного учреждения по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:Методическое пособие/ В.Н. Беленов, В.А.Ромашкин, Н.В. Майорова, Ю.Г.Ромашеина, Н.БПопова, В.П.Посохов. Самара : Изд-во «НТЦ»,2009.-136с.
  2. Новые родительские собрания:1-4 класс/Н.И.Дереклеева.Москва :ВАКО,2006.-336с.
  3. Электронный ресурс удаленного доступа (Internet):

Статья о здоровом образе жизни Режим доступа к журн.   URL: https://stanzdorovei.ru/zdoroviie-obraz/statya-na-temu-zdorovyj-obraz-zhizni.html (дата обращения: 22.04.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Выступление и презентация по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Эколого-гигиенические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходим...