Физкульт-минутки - упражнения для глаз.
статья по зож на тему

Громова Наталья Васильевна

Проведение физкультминуток для глаз способствует профилактике зрительного утомления и препятствует возникновению близорукости у младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkult.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Проведение физкультминуток для глаз способствует профилактике зрительного утомления и препятствует возникновению близорукости у младших школьников. В материале приводятся самые эффективные виды упражнений, которые, как и другие комплексы физкультминуток, целесообразно проводить, когда у детей начинает снижаться активность и нарушается внимание (чаще всего это 20–25-я минута урока, в первом классе — 10-я и 20-я минуты).

1 класс
Пролетает самолет, (раскинули руки)
С ним собрался я в полет! 
(смотрим вниз)
Правое крыло отвел. 
(посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел.
 (посмотрели как можно дальше влево)
Я мотор завожу 
(рука описывает большой круг, глазки следят за ее движением)
И внимательно гляжу! 
(описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу,
 (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу!
 (следим за движением руки глазами)

2 класс
1. Ноги ставим на ширину плеч, руки на поясе. Повороты головы вправо и влево. Взгляд направлен в ту сторону, куда поворачивается голова.
2. Ставим указательный палец (ручку, карандаш) перед носом. Легко поворачиваем голову из стороны в сторону, глядя при этом не на палец (карандаш), а мимо него.
3. Закрываем глаза и носом “пишем” что-нибудь в воздухе (алфавит, названия городов, цифры, имена, словарные слова и т.д.).
4. Закрываем глаза и массируем веки круговыми движениями пальцев в течение 1 мин (от внутренних уголков глаз по верхним векам — к наружным уголкам, затем по нижним векам — ко внутренним уголкам глаз).
5. Упражнение выполняется сидя, руки вытянуты вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4–5 раз.

3 класс
1. Одной рукой плотно прикрыть левый глаз. Моргать правым глазом. Затем прикрыть рукой правый глаз и моргать левым. Прикрыть оба глаза руками, затем открыть глаза.
2. Смотрим на близкие (предмет на парте) и удаленные (точка на доске) объекты.
3. Посмотреть вверх, сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Непрерывное моргать в течение 30 с.
5. Упражнение выполняется сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
6. Закрываем глаза и представляем циферблат механических часов без стрелок. Водим зрачками по воображаемым линиям, соединяющим числа 12 и 6, 1 и 7, 2 и 8, 3 и 9 и т.д. Так надо пройти два полных круга.

4 класс
1. Закрываем глаза и носом “пишем” в воздухе свое имя.
2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов.
3. Посмотреть вверх, сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Зажмуриться на 3–5 с., затем быстро поморгать.
5. Смотрим как можно дальше влево и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим как можно дальше вправо и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим на кончик носа. Смотрим перед собой. Смотрим на межбровье. Смотрим перед собой.
6. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну.

Упражнения для окологлазных мышц

  1. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  1. Вращать глазами вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону, (уп-
    ражнения   1,2 делать с открытыми   и   закрытыми глазами, сидя 3-4
    раза с интервалом 1 мин.
  2. Упражнения по Базарному.
  3. Описывать круг по циферблату часов, сосредотачиваясь на каждой
    цифре по 5 секунд по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Упражнения для улучшения кровообращения глаз.

  1. Плотно закрыть на 3-5сек и широко открыть на 3-5 сек
    глаза,
    повторить 6-8 раз с интервалом ЗОсек.
  2. Быстро моргать в течение 1-2 мин.
  3. Кончики пальцев на висках. 10 раз быстро и легко моргнуть с макси-
    мальной скоростью. Закрыть глаза, сделать 2-3 глубоких   вдоха.
    По-
    вторить 2-3 раза.
  4. Указательными пальцами фиксировать кожу надбровных дуг. Медлен-
    но закрывать глаза.
    Повторить 8-10 раз.
  5. Указательный палец у наружного угла глаза, средний на средине верх-
    него   края орбиты, безымянный у внутреннего угла глаза,
    повторить
    8-10 раз.

Упражнения для тренировки аккомодационных мышц

  1. Смотреть в точку между бровями, считать до 8, перевести взгляд на
    кончик носа, считать до 8.
  2. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек, поставить палец    правой руки по
    средней линии лица на расстоянии 25-30см. от глаз, перевести взгляд
    на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек, опустить руку. Повторить
    10-12.
  3. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, рас
    положенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не
    сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двигаться.
    Повто-
    рить  6-8 раз.
  4. На оконном стекле красная точка, диаметром 0,5см. Ребенок на рас-
    стоянии 30-35 см от окна в очках пристально смотрит 3-5 секунд на точ-
    ку и переводит взгляд вдаль, рассматривая отдаленный предмет 2-3
    секунды, затем вновь на кружок и опять на отдаленный предмет
    . Про
    должительность 3-5 мин.

Упражнения для снятия усталости глаз.

  1. Быстро потереть ладони друг о друга пока ладони не станут теплыми.
    Положить теплые ладони на закрытые глаза, пальцы должны перекре-
    щиваться и лежать на центре лба. Не касаться закрытых век, не давить
    на нос.
    Длительность 20 сек.
  2. Соляризация - закрыть глаза и сделать глубокий   вдох, поворачивая
    голову подставить глаза солнцу до тех пор, пока глаза не станут вздра-
    гивать на солнце.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкульт- минутки

Рекомендуемые физкульт-минуток...

электронные физкульт. минутки для глаз

электронные разминки для снятия усталости глаз...

Физкульт-минутка музыкальная

Предлагаю Вашему вниманию физминутку, которая поможет детям расслабится...

физкульт минутка

физ.минутка для уроков по английскому языку в начальной школе...

Физкульт. минутки

Сборник физминуток...

Физкульт - минутка для учащихся начальной школы

Материал содержит основную информацию о проведении физкульт-минутки и её влияние на здоровье детей....

Физкульт минутка для глаз.

Данная гимнастика для глаз способствует снижению утомляемости....