Использование БОС технологии в логопедической практике.
статья по зож на тему

Елисеева Олеся Александровна

Данная статья написана мной и опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференций студентов, магистрантов,аспирантов и практических работников. Москва 2017г. стр.27.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eliseeva_prakticheskaya_statya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование БОС технологии в логопедической практике

Формирование речевого дыхания в работе логопеда обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда, обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и здоровьесберегающих технологий. Использование логотерапевтического метода БОС на  логопедических занятиях дает возможность сократить сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также успешно формировать новый, устойчивый стереотип речи.[3][4].

По данным Википедии биологическая обратная связь (англ. biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов.

Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов.

БОС-процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов в заданной области значений. Другими словами, БОС-интерфейс представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются его внутренние процессы. Таким образом в течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить данный физиологический показатель, а значит, уровень тонической активации той регуляторной системы, чью активность данный показатель отражает.

Например, обучение с помощью БОС-метода произвольно повышать температуру кончиков пальцев приводит к снижению симпатикотонии и купированию спазма периферических сосудов.[1]

Использование БОС:

  • в ДОУ позволяет провести с малышами профилактическую работу по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психических нарушений, обеспечить максимально благоприятные условия для развития ребёнка и успешной адаптации его к школьному обучению;
  • в школьных условиях обеспечит создание здоровьесберегающей среды, поможет решить задачи коррекции таких часто встречающихся нарушений, как снижение концентрации внимания, работоспособности, произвольного контроля поведения, логопедические проблемы. Значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки преодолеваются легче за счёт нормализации функционального состояния, что позволяет школьникам успешнее адаптироваться к учебному процессу. [2]

В своей работе учителя-логопеда, я использую метод функционального биоуправления ФБУ. Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании БОС.

В режиме Кардио-ФБУ мы учим ребёнка правильному дыханию. Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.

Применение режима Кардио-ФБУ в ходе обучения позволяет:

  • выработать навык диафрагмально-релаксационного дыхания
  • сформировать оптимальное функциональное состояние.

Используется в следующих направлениях:

  • коррекция логопедических нарушений
  • коррекция невротических нарушений и логоневрозов

Так же в работе я использую режим ЛОГО. Этот тип сеанса предназначен для работы с логопедическими нарушениями при коррекции заикания и логоневрозов.[2]

Показаний к применению данного метода, очень много, в логопедии это преимущественно дизартрия, заикание, ринолалия, ринофония, нарушение темпо ритмической стороны речи (тахилалия, брадилалия), нарушение звукопроизношения, алалия.

 Противопоказания к применению:

  • Состояние острого психоза
  • Фотосенситивная эпилепсия
  • Выраженное слабоумие

По технологии БОС в дошкольном отделении ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» занимаются 5 детей с диагнозами: ринолалия; моторная алалия; дизартрия.

Структура и продолжительность курса:

  1. Диагностический этап. 1 занятие.
  2. Информационно практический этап. 1 занятие.
  3. Практический этап.
  • Период постановки дыхания. 3 занятия
  • Период основного обучения диафрагмальному дыханию. 3 занятия
  • Период закрепления навыка. 5 занятий
  1. Заключительная диагностика. 1 занятие.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. На каждый этап отводится определённое количество времени. Так на первом этапе, детям первых классов даётся 9 минут, из них 8 минут только работы. На втором этапе, обучения диафрагмальному дыханию, отводится 10 минут, из них 8 минут это работа, и только 2 минуты отдых. На заключительном 3 этапе, закрепление навыка, отводится 11 минут.

При постановке навыка правильного дыхания, ставятся такие задачи как:

  • Понять технологию дыхания
  • Стремление добиться необходимого изменения сигнала обратной связи
  • Дыхание со снижением пульса на выдохе

На втором этапе, обучение, стоят следующие задачи:

  • формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
  • купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений.
  • понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
  • подготовка логопата к формированию новых речевых навыков.

Диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца  — основа методики коррекции речи по методу БОС.

На третьем этапе:

  • формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса.
  • купирование речевых судорог при заикании 
    формирование речевого синергизма дыхания, артикуляции, голосоподачи.
  • координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов.[3]

Нужно отметить, что программа содержит большую базу языкового материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.

На заключительных этапах работы с детьми логопатами, можно отметить, что дети стали менее тревожными в общении со сверстниками, у них улучшилось психэмоциональное состояние, речь стала более спокойной и понятной. Можно сказать, что 80% задач, поставленных в начале курса, были выполнены.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/
  2. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния: методическое пособие. – СПб., 2004.
  3. Сметанкин А.А. Оценка эффективности «Уроков БОС- Здоровье». -СПб.: Питер, 2006.
  4. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях. - СПб.: Питер, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогической практике

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе актуальны здоровьесберегающие технологии, при которых  формируются  бережное  отношение к своему физическому и психическому здоровью, ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Материал презентации иллюстрирует различные здоровьесберегающие технологии, которые используются в работе учителя - логопеда...

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической практике

Статистические исследования, проводимые в последние годы, показали, что большинство современных школьников в той или иной степени страдают различными заболеваниями и нуждаются в комплексной коррекцион...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда...

Игровые технологии в логопедической практике

И""Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В.Л.СухомлинскийВ данной презентации представ...