Подходы к коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности
консультация по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Астахова Светлана Владимировна

Современный темп жизни отражается на психике и поведении наших детей. Все острее встает вопрос, как педагогу эффективно общаться и  и находить подход к детям с дефицитом внимания и гиперактивностью. Данная статья поможет разобраться в этом вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подходы к коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности

В разных странах подходы к лечению и коррекции СДВГ и доступные методы могут отличаться. Однако, невзирая на эти различия, большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции. «Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения со стороны когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с СДВГ не могут http://referat7.ru/img/ptt/bit.png преодолены лишь с помощью немедикаментозных методов.»

В настоящий момент есть несколько подходов к методам коррекции СДВГ

Работа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности должна быть  своевременной и обязательно включать:

· приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ;

· формирование навыков социального взаимодействия в ходе специальных коррекционных занятий;

· коррекцию плана школьного обучения - через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;

· лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

Нейропсихологический

Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трёх этажах мыслительной деятельности. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются.

Синдромальный

Представим, что зрелый личностно ребёнок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен http://referat7.ru/img/ptt/bit.png внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребёнку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребёнок движется по условиям игры, он способен http://referat7.ru/img/ptt/bit.png взрывчат, импульсивен. Это способен помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он способен отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности.

Но ни одно лекарство не учит, как себя вести, по этой причине добавляются ещё два направления:

Бихевиоральная или поведенческая психотерапияакцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

Весь этот комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

По результатам последних работ, частота проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) растет с каждым годом. Российские ученые связывают тенденцию роста данных по частоте проявлений СДВГ с улучшением диагностики. Так или иначе с уверенностью можно говорить о цифре 5-7 % от общего числа детей (в зависимости от популяции).

Когда ребенку ставят диагноз СДВГ очень большое значение имеет выбор средств, методов и момента начала коррекционного процесса.

У родителей может возникнуть много разных чувств по этому поводу. Одни могут испытать облегчение, так как нашлось объяснение трудностям поведения, которые ни они сами, ни их ребенок прежде не понимали. У других факт наличия «диагноза» может вызвать неприятие.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью требует индивидуального подхода. В данном случае речь идет о нарушениях функций мозга, о неврологических неполадках. Естественно, лучше всего подобрать с помощью специалиста комплекс мер, куда должны входить правильно подобранные педагогические приемы, реабилитация с помощью специальной физкультуры и психологическая коррекция.

Одним из новых методов коррекции произвольности высших психических функций можно назвать когнитивно-поведенческий подход с элементами управляемой практики. В качестве управляемой практики мы будем рассматривать метод биологической обратной связи. Биологическая Обратная Связь (БОС) (biofeedback – англ.) – нефармакологический метод коррекции психологических и психосоматических нарушений.

Занятия с использованием БОС- способствуют повышению уровня активного внимания и формирование навыка планирования деятельности. Как это происходит?

Для коррекции произвольности восприятия, памяти, мышления в рамках любого образовательного учреждения могут использоваться компактные приборы, позволяющие регистрировать частоту сердечных сокращений ребенка.

Подобный прибор закрепляется на пальце испытуемого и, будучи подключенным к компьютеру с необходимым программным обеспечением, констатирует на экране монитора график дыхания и частоту сердечных сокращений, одного из основных индикаторов психомоторного возбуждения.

Находясь в режиме реального времени, ребенок прислушивается к своему состоянию, видит работу своего сердца на экране, управляет своими эмоциями, чтобы добиться положительных результатов в игре. Он стремится к осознаваемому контролю дыхания и выработке навыков равновесия процессов торможения и возбуждения, приобретает эффективный инструмент саморегуляции психоэмоционального состояния.

Мотивацией к регуляции возбуждения является специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребенка напрямую зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше частота, тем меньше успешность игры.

Ребенок внутренними механизмами учится регулировать свое психомоторное возбуждение, контролировать и управлять вниманием. Ставить цели и регулировать свою деятельность в соответствии с существующими условиями, т.е. развивать произвольность своей психической активности.

Проведенные исследования показывают, что стойкий эффект от работы с ребенком наблюдается уже на 8-10 занятии продолжительностью 30 минут на протяжении 14-30 дней.

Занятия по программе индивидуального консультирования с элементами управляемой практики (БОС) предоставляют широкие возможности психологам и педагогам образовательных учреждений в помощи детям с синдромом гиперактивности.

Содержание и организация коррекционно-профилактической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью,

Коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть «мультимодальной». Основными направлениями являются:

  • двигательная активность,
  • психолого-педагогическая коррекция,
  • семейная психотерапия,
  • поведенческая терапия,
  • релаксационные методики,
  • лечение сопутствующей патологии.

К медикаментозной терапии прибегают только в случае неэффективности вышеуказанных методик. Для лечения сопутствующей патологии также предпочтительно применение разработанных немедикаментозных методов.

Двигательная активность

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности [7].

Психолого-педагогическая коррекция

Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.

Семейная психотерапия

СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.

Поведенческая психотерапия

Домашняя программа коррекции включает:

а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);

б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй);

в) организацию режима дня и места для занятий;

г) специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания [17].

Негативные методы для детей с СДВГ неэффективны. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у них очень высок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Поэтому в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки.

Школьная программа коррекции включает:

а) изменение окружения (место ребёнка в классе - рядом с учителем, включение минуток активного отдыха в режим урока), регулирование взаимоотношений с одноклассниками);

б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения,

в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.

Релаксационные методики

Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка [23].

Медикаментозная коррекция

В зарубежных странах медикаментозную коррекцию СДВГ используют более чем широко, в частности, в США применение лекарств является ключевым моментом. При нарушениях поведения чаще всего назначают психостимуляторы, реже антидепрессанты и нейролептики. Психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин и пемолин) впервые стали применять с 1937 года и до сих пор их считают самыми эффективными: клиническое улучшение отмечают в 75%. У гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции. Высокую эффективность психостимуляторов объясняют широким спектром их нейрохимического действия, направленного в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Доказана прямая корреляция между улучшением метаболизма катехоламинов и снижением симптомов СДВГ [277].

Успешное использование психостимуляторов при лечении СДВГ сделало их «магическими пилюлями», однако их серьёзным недостатком остаётся кратковременность действия и наличие побочных эффектов (бессонница, раздражительность, расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, головные боли, привыкание). Поэтому Американской Академией Педиатров в 1990 году была вынесена резолюция против одностороннего применения медикаментозных средств при лечении СДВГ: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция...» [24].

В России применение психостимуляторов не разрешено. Других высокоэффективных медикаментозных препаратов не создано. Проведено несколько исследований по изучению влияния церебролизина и других ноотропов на симптомы СДВГ, витаминных препаратов типа Алвитила, однако в широкую практику они ещё не внедрены [2, 8].

Таким образом, профилактика и лечение детей с синдромом дефицита внимания должны быть «мультимодальными» при участии педиатра, психолога, педагога и родителей.

Специалистами также разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты:

- Отвлечь ребенка от капризов.

- Поддерживать дома четкий распорядок дня.

- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).

- Задать неожиданный вопрос.

- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).

- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

- Не приказывать, а просить (но не заискивать).

- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

- Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно. Конечно, не всякие занятия физкультурой полезны таким детям. Во-первых, они должны проводиться под контролем педиатра, невропатолога и врача ЛФК. Это, естественно, не означает, что делать гимнастику нужно только в специальных залах, строго по часам. Безусловно, дома или на даче с мамой это будет еще более полезно. Ведь упражнения лечебной физкультуры дают желаемые результаты лишь в том случае, если они проводятся длительно, регулярно (хорошо даже разбить их на отдельные циклы и проводить несколько раз в течение дня), с постепенным увеличением нагрузки. Но показать маме их должен врач лечебной физкультуры, которого необходимо постоянно информировать о результатах. С врачом надо обсуждать, какие упражнения более полезны и нравятся ребенку, какие нет, что добавить, а что исключить.

Во-вторых, необходимо иметь в виду, что гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления.

В-третьих, прежде чем приступить к занятиям, ребенок должен пройти медицинский осмотр, чтобы знать, не будет ли дополнительная нагрузка вредна для других органов и систем.

В-четвертых, стоит помнить, что это все-таки лечебная физкультура и она имеет конкретную направленность. Очень неплохо сочетать ее с плаванием или занятиями индивидуальными видами спорта (если самому ребенку они интересны). [1,38]

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т.д. В групповой комнате должно быть пространство для активного отдыха детей. [2, 40]

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т.д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное - сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. [5,33]

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1.Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.,

2.Обучение самомассажу.

.Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

.Игры для развития тактильного взаимодействия.

.Пальчиковые игры.

.Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

.Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

.Работу с глиной, водой и. песком.

Данные игры могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий, можно играть в них и в свободное время.

Начиная с младшего школьного возраста, психологи и педагоги в коррекционной работе с гиперактивными детьми проводят тренинги социальных навыков, где обучают стратегиям преодоления конфликтов во взаимоотношениях и налаживания позитивных взаимодействий с взрослыми и ровесниками. Возможно так же проведение когнитивно-поведенческих тренингов самоконтроля, где отрабатывается умение оценивать проблемные ситуации и приобретение навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности. Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

·индивидуальная;

·парная;

·подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

1 Подвижные игры для коррекции СДВГ для детей


Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

В зависимости от теоретического подхода психолога в работе с детьми с гиперактивным поведением используются различные виды игротерапии.

·игры на развитие внимания;

·игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

·игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

·игры, способствующие закреплению умения общаться. [8,16]

1 ПРИМЕР

а) игра на развитие внимания

Стоп, хоп, раз

Количество играющих: 1-6 человек

·Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» - подпрыгивают и на сигнал: «раз» - поворачиваются и идут в обратном направлении.

·При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.

·Тот, кто ошибается, выходит из игры.

б) игра на развитие быстроты реакции.

5. Заключение

Раннее выявление СДВГ у детей и безотлагательное проведение коррекционных мероприятий с применением комплекса эффективных современных методов позволяют достичь значительных результатов и преодолеть характерные для них трудности адаптации.

Психологическое сопровождение детей с СДВГ показывает, что http://referat7.ru/img/ptt/daze.png без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная "цикличность" интеллектуальной деятельности, реже происходят "отключения". Становясь старше ребята начинают чувствовать тот момент, когда "мысли начинают разбегаться" и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается. Но все же шесть уроков они выдерживать не могут, и, если в конце учебного дня оказываются уроки по основным предметам (особенно по русскому языку или математике), то стойкая неуспеваемость способен http://referat7.ru/img/ptt/bit.png им обеспечена. При интенсивном лечении, избавившись от невнимательности, дети становятся медлительными. Приобретенная медлительность вызывает новые трудности в обучении детей с минимальной мозговой дисфункцией, дети не успевают следить за объяснением педагога. В результате этого они отстают от своих сверстников. Систематизация материала для таких детей также идет медленнее, чем у здоровых сверстников. Им особенно необходимо хотя бы общее упреждающее знакомство с информацией, которая будет излагаться на занятии. В целом, развития скоростных показателей, депрессированных в процессе медикаментозного лечения, с возрастом обычно не отмечается.

Список используемой литературы

1. «Детская патопсихология» составитель Н.Л. Белопольская. Москва.2004 год.

2. М.Н. Фишман «Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей» . Москва. 2006 год

3. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии». Москва. 2006 год.

4. «Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь» под ред. М. М. Безруких. Москва. 2009 год.

5. В.В. Лебединский «Нарушение психического развития у детей». Москва. 1985 год.

6. А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка». Москва. 1986 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Как диагностировать синдрома дефицита внимания с гиперактивностью ?Выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома ДВ.Однако может быть только повышенная двигатель-ная активность, но без д...

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания. Слабые стороны..Сильные стороны.Помощь такому ребенку.Рекомендации....

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Практические рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности....

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

Начальную школу можно смело считать самым сложным этапом в развитии гиперактивного ребёнка. Обучение, буквально с самого начала, требует от первоклассника систематичности, старания, усидчивости, внима...