рабочая программа "Шахматный всеобуч"
рабочая программа по зож (2 класс)

Буров Олег Юрьевич

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2a-izm_shahmaty_burov.docx683.49 КБ

Предварительный просмотр:

Document_3.tif

Оглавление.

Пояснительная записка…………………………………………………..3

Планируемые результаты ……………………………………………….5

Содержание………………………………………………………………8

Календарно-тематическоепланирование………………………………13

  1. Пояснительная записка.

Рабочая    программа внеурочной деятельности секции «Шахматный всеобуч»

для 2 класса

разработана на основе:

1.Закон Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Примерная программа  Шахматы начальные классы (1 – 2). В двух частях. . М.: Просвещение, 2016, автор: И. Г. Сухин.;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт  начальногообщего образования.

6.Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ лицей № 5;

7. План внеурочной деятельности МБОУ лицей №5 на 2017-2018 учебный год.

8. Календарный учебный график МБОУ лицея №5 на 2017-2018 г.

9.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Цель программы:

Дети знакомятся с историей происхождения шахмат, правилами игры, с основными понятиями и определениями, кроме того в процессе обучения игре у учеников должны развиваться логическое мышление и память. Дети самостоятельно учатся преодолевать трудности начальных ходов, взятие, их свойства, и решают простые задачи.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, а так же обучению детей азам игры в шахматы путем решения следующих задач.

Задачи:

- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- формирование универсальных способов мысленно        деятельности

(абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

- развитие познавательного интереса к шахматам;

- приобретение знаний в области шахмат;

- формирование у детей культуры поведения;

- развитие таких качеств, как внимание, целеустремленность, усидчивость, самостоятельность.

Решение этих задач достигается путем проведения занятий с применением различных методов обучения, таких как «рассказа и показа», «от простого к сложному», игрового, группового и индивидуального методов, метода упражнений.

Своеобразие данной программы состоит в том, что дети постоянно получают игровые задания, а сам материал программы спланирован в виде уроков шахматной игры, где большую часть времени занимают различные игры с применением теоретических шахматных знаний.

На занятия отводится  34  час в год - 1 часа в неделю. Сроки реализации программы с 01.09.2017 по 25.05.2018 г. На основании основного календарного графика МБОУ лицея №5 программа скорректирована на 32  часа.Тема «Крайние пешки» совмещена с темой «Конкурс решения задач и комбинаций». Тема «Проходная пешка», совмещена с темой «Конкурс решения задач и комбинаций».

  1. Планируемые результаты:

Личностные :

• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные :        

• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметные :

• По окончании курса обучения дети должны знать шахматную нотацию, шахматные термины, основные правила игры; уметь ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими, рокировать, объявлять шах, решать  элементарные задачи на мат в один ход.

• оказание посильной помощи и моральной поддержкам сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;

• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения учебных занятий  и во время соревнований;

Способы оценки:         

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

 Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

 При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

 На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

 Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения;  теоре-тические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке.

  1. Содержание предмета

Шахматная доска

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

 "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

 "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

 "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Шахматные фигуры

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

 "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

 "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

 "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

 "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

 "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

 "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная расстановка фигур

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

 "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

 "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

Ходы и взятие фигур

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

 "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

 "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

 "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

 "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

 "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

 "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

 "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

 "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

 "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

 "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Цель шахматной партии

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

 "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

 "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

 "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

 "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

 "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

 "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Игра всеми фигурами из начального положения 15ч

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

 "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.

раздела

Тема раздела

Количество

часов

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

14ч

2

Практико - соревновательнаядеятельность

18ч

Всего 32ч

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников  открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по такимвесомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных междуна-родных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ2АКЛАСС

№ занятия

Раздел и темызанятия

Кол-вочасов

Датапроведениязанятия

Раздел «Теоретические основы и правила шахматной игры»

14

1

1.Тема занятия«Проведения шахматных соревнований. История возникновения игры»

1

7.09

2

2.Тема занятия «Комбинации и приемы «связка». Шахматная доска, вертикаль»

1

14.09

3

3.Тема занятия «Тактическая комбинация «двойной шах».Расстановка фигур перед партией.»

1

21.09

4

4. Тема занятия «Решения позиций: как бы вы сыграли?Ладья. Ход ладьи. Взятие.».

1

28.09

5

5. Тема занятия «Тактический прием «завлечение». Слон. Ход слона».

1

05.10

6

6. Тема занятия «Тактический прием «отвлечение»Ладья против слона.  

1

12.10

7

7. Тема занятия «Тактический прием «уничтожение защитой». Ферзь. Ход ферзя».

1

19.10

8

8. Тема занятия «Решения позиций: как бы вы сыграли?Ферзь против ладьи и слона».

1

26.10

9

9. Тема занятия «Прием «связка». Конь. Ход коня. Взятие.».

1

09.11

10

10. Тема занятия «Комбинация «Открытый шах»Конь против ферзя, ладьи, слона».

1

16.11

11

11. Тема занятия «Атака на нерокировавшегося короля.Пешка. Ладейная, коневая, слоновая».

1

23.11

12

12. Тема занятия «Атака на рокировавшегося короля.Пешка против ферзя, ладьи, слона».

1

30.11

13

13. Тема занятия «Королевская пешка. Король. Ход короля. Взятие».

1

07.12

14

14. Тема занятия «Ферзевая пешка. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном».

1

14.12

Раздел «Практико - соревновательнаядеятельность».

18ч

15

1. Тема занятия «Тактические комбинации и приемы.Открытый шах. Двойной шах».

1

21.12

16

2. Тема занятия «Тактический прием «спертый мат». Мат. Цель игры. Мат в одинход».

1

11.01

17

3. Тема занятия «Основы пешечного эндшпиля. Ничья. Пат. Отличие пата от мата».

1

18.01

18

4. Тема занятия «Проходная пешка.Конкурс решения задач и комбинаций».

1

25.01

19

5. Тема занятия «Крайние пешки.Конкурс решения задач и комбинаций».

1

01.02

20

6. Тема занятия «Король против пешек.Шахматнаяпартия».

1

08.02

21

7. Тема занятия «Шахматная партия, тактический прием «связка».

1

15.02

22

8. Тема занятия «Основы игры в дебюте: дебютные ловушки».

1

22.02

23

9. Тема занятия «Основы игры в дебюте: атака на короля.».  

1

01.03

24

10. Тема занятия «Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры».

1

15.03

25

11. Тема занятия «Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества».

1

22.03

26

12. Тема занятия «Основы анализа шахматной партии.».

1

05.04

27

13. Тема занятия «Тактический прием «двойной шах»».

1

12.04

28

14. Тема занятия «Конкурс решения задач и комбинаций»

1

19.04

29

15. Тема занятия «Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?»

1

26.04

30

16. Тема занятия «Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем  и ладьей.»

1

10.05

31

17. Тема занятия « Сеанс одновременной игры»

1

17.05

32

18. Тема занятия «Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.».

1

24.05


Рекомендовано:                                                                          Согласовано:

Протокол заседания МО                                                           заместитель директора

учителей физической культуры и ОБЖ

                                                                                                      МБОУ лицея №5  по  УВР

МБОУ лицея №5

От 31.08.18г                                                                                 Пароло Т.А.____________

руководитель МО _________                                                   31.08.2018 г.    

Бебех И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч

Материалы в помощь классным руководителям начальных классов в подготовке бесед для родителей первоклассников. А также рекомендации родителям первоклассников на предмет адаптации первоклассников к школ...

Родительский всеобуч

Правила из книги Ричарда Темплара. Начните читать и думать, думать о том, так ли идёт семейное воспитание.Как для учителя, мне очень важно узнать, с чем согласны родители, а с чем категорически не сог...

Рабочая программа по шахматному всеобучу «Шахматы - школе». (2 класс)

В данном документе содержится рабочая программа по шахматам в школе для 2 класса....

Рабочая программа "Шахматный всеобуч" 3 класс 2 год обучения

Рабочая программа содержит учебный план, содержание, ктп...

Рабочая учебная программа "Шахматный всеобуч" 3 класс

Рабочая программа к курсу «Шахматный всеобуч» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, расс...

Рабочая программа кружка по курсу "Шахматный всеобуч"

Рабочая программа кружка по курсу "Шахматный всеобуч"...