Древо моего рода. Как его сохранить и умножить.
методическая разработка

Латунина Лариса Викторовна

 Методическая разработка занятия с учащимися начальных классов по проекту " Дорога к дому" Центра социальных программ отделения "Жизнь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Древо моего рода.269.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия  с учащимися начальной школы  по теме:

«Древо моего рода, как его сохранить и умножить»                                         по проекту  « Дорога к дому»  центра  социальных программ  отделение «Жизнь».

Автор: Латунина Лариса Викторовна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 119 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

 1. Пояснительная записка

  Тема  сохранения и умножения  своего семейного древа  является актуальной не только для учащихся, но и для  родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что   во многих современных семьях  утеряна  связь поколений. Родственники  редко  общаются  между собой, бывает, что они даже не знакомы  и не подозревают  о существовании друг друга, проживая в разных городах. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в  исследованиях детей будут родители, дедушки и бабушки. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего имени и своей фамилии, историей своего рода. Первые шаги на пути к овладению основами генеалогии вполне доступны всем, в том числе и учащимся начальной школы,

  Тема проекта предполагает   работу с семейными  архивами, фотографиями и реликвиями. Ребята узнают  о  достижениях и наградах своих  предков, о семейных увлечениях и традициях, вместе с родителями составляют  генеалогическое древо. В ходе работы  над составлением  своей родословной расширяется  кругозор ребёнка, он  узнаёт о профессиях и умениях своих предков, знакомится  с географией  мест, где они  родились или проживали. Можно  вместе  подобрать   семейный девиз, нарисовать герб своей семьи, наиболее точно её  характеризующий.  У ребёнка появляется желание продолжить  семейные традиции,  продолжить и прославить свой род добрыми делами, вписать   свою страницу в историю  семьи и страны. Для  этого ему придётся задуматься над воспитанием в себе  качеств характера, необходимых для  успешного создания и сохранения семьи.

 Задача  педагога   во время занятия  заинтересовать   ребёнка   и объяснить ему  всю важность и  необходимость  сохранения семейной истории для своих потомков. При необходимости  педагог  проводит  консультации для родителей  и других членов семьи, которые будут помогать  ребёнку  в выполнении  работы. Представление лучших работ к участию  в городском конкурсе  даёт дополнительный стимул и  осознание  важности   проведённой работы  не только для  своей семьи, но и для сохранения истории своего народа.  Ведь из  множества  отдельных родов    создаётся  наш   народ.

1

Цели:

 -Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, своего народа;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, чувство гордости за них;

- формировать и развивать личность обладающую чувством собственного достоинства, ответственностью за свои поступки;

Задачи:

 Образовательные:

 - Дать определение понятий:  РОД, НАРОД, РОДОСЛОВНАЯ, Генеалогическое древо, ПРЕДКИ, ПОТОМКИ, ПОКОЛЕНИЕ

-  Объяснить принцип составления схемы генеалогического древа

Развивающие:

-Развитие познавательных, коммуникативных  и регулятивных навыков .

-Развитие творческого подхода  к изображению своей родословной, эстетического вкуса,

-Развитие умения составлять план и  определять последовательность действий,

Воспитательные:

-Воспитание уважения к семейным ценностям и традициям

- Побуждение к воспитанию в себе  черт характера, необходимых для создания  и сохранения  крепкой семьи.

Оборудование:

- Раздаточный  материал

- методические материалы и листовки  Центра социальных программ отделение «Жизнь»

2

ХОД УРОКА

 Ребята, сегодня  мы будем с вами говорить о  семье, о вашем роде.

 Вопрос: Что такое РОД ?

  У каждого из вас есть мама и папа, у некоторых - братья и сёстры.

Это  ваша семья. У  всех  есть  бабушки  и дедушки – папины и мамины  родители: 2 дедушки и 2 бабушки –вместе 4.

 У дедушек и бабушек в свою очередь тоже есть или были родители – это ваши прабабушки и прадедушки – всего их 8!

 А вам  известно что-нибудь о родителях ваших  прабабушек и прадедушек? Это ваши пра-прабабушки  и пра-прадедушки.  Сколько их?  16  !.

 Но ведь  и  у каждого из них тоже  были мама и папа …

 Правильно, 32!   И так далее…

 Можно изобразить в виде пирамиды:

Это и есть ваш род. Род это  тот фундамент, на котором строится жизнь человека.  Чем больше основание пирамиды, тем крепче она держится  на Земле и не падает…

 Рис.1.  

Я

 

папа

мама

деду-шка

бабу-шка

деду-шка

бабу-шка

пра

пра-пра

     

 +          +       +            +     +           +       +       +    +        +          +     +  +    +         +    +   +    +

                 

3

Также  РОД  можно  изобразить  в виде дерева. Дерево живое, оно постоянно растёт, появляются  новые веточки , плоды. Ваши пращуры  это корни, которые  вам не видны под землёй, но  именно они продолжают питать  дерево. И чем больше корней, чем они крепче, тем крепче держится дерево РОДА, тем легче устоять ему  среди  бурь  и  испытаний жизненными стихиями.

Рис.2

                            C:\Documents and Settings\119\Рабочий стол\ДРЕВО.JPG

Вопрос:  Если   род мы  можем  изобразить в виде дерева, то как назвать  лес из множества деревьев-родов, растущих рядом?

Правильно - НАРОД. Народ состоит из  множества родов, у которых где-то в глубине есть общие корни-предки. Поэтому в народе все друг другу родственники. А родственники должны жить дружно и друг друга не обижать, а наоборот, помогать и поддерживать. А ещё мы  должны  знать и хранить историю своего народа. А история народа состоит из историй отдельных родов.

 

Для того чтобы история рода   сохранялась в памяти  и  передавалась потомкам  в семье составляется родословная.

Вопрос: Что такое РОДОСЛОВНАЯ ?  

 Родословная - это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Слово  о роде.  История рода  записанная  на бумаге, с приложением  фотографий, грамот, документов и  семейных реликвий.

4

Вопрос:  Какие ещё слова  с корнем РОД  вы можете назвать?

(родня,  родичи,  Родина,  родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родовой,  родимый, родоначальник, родословная)  

  Эти слова просты  и  всем понятны.

Вопрос:   А кто из вас  знает  значение  слова ГЕНЕАЛОГИЯ ?

Генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в.,она  изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. В давние времена генеалогия записывалась именно в форме дерева.

   Издревле  на Руси  считалось правилом хорошего тона знать свою родословную  не менее чем до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное , всегда было  на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом  гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб. При  знакомстве люди  спрашивали  не только кто ты?  но и  из какого ты рода? кто твои родственники? Особенно внимательно относились к этому родители  при выборе жениха или невесты для  своего чада.  Народная мудрость находила   себе выражение в пословицах : - Яблоко от яблони недалеко падает.  – От осинки не родятся апельсинки и т.д. Наши предки очень хорошо понимали значение этих  пословиц  и  для того чтобы   иметь хорошее потомство старались породниться  с благородными родами. Благородный человек, это не обязательно очень богатый и  знатный. Имеет значение и то, каким путём  приобрел человек  своё богатство и достиг успеха. Материальные блага можно  похитить, чины  и звания  можно купить, а вот уважения в обществе, признания  заслуг  можно достичь только  хорошими поступками.

  Человек благородного происхождения - это человек  из благого рода, предки которого немало  потрудились на благо общества, достигли  уважения  и почёта благодаря своим высоким нравственным качествам, великодушию, самоотверженности и честности. Благородными называли людей, которые    совершали  поступки, в основе которых лежит добро.    Благородство это не просто знатный род, но прежде всего  хорошее воспитание, развитое чувство ответственности, чувство собственного достоинства.  Не обязательно это были дворяне, это  могли быть простые  и небогатые люди, в семьях которых из поколения в поколение отношения  строились на основе взаимоуважения  и порядочности. Конечно,  не  обязательно человек  будет  наследовать и повторять поступки своих предков, он, прежде всего, должен слушать голос своей совести. И если личная совесть подсказывает человеку, что  кто-то  из его  предков  допускал ошибки или  шёл  неправильным путём, то у него всегда есть  возможность не повторять  эти ошибки , а передать  своим потомкам знания, ведущие к благополучию и  счастливой жизни.

5

Вопрос: Давайте дадим определения слов:

- Кто такие предки?

 -Кто такие  потомки?

 -Что означает слово ПОКОЛЕНИЕ ?

 Знание своей родословной полезно ещё и тем, что мы учимся  анализировать жизненный путь  каждого человека, для того чтобы  попытаться понять, какие его  поступки и душевные качества  помогли  ему добиться успеха  на жизненном пути, а какие, наоборот, послужили причиной бедствий.

А теперь  я предлагаю  вам прямо сейчас начать  важное дело по составлению  своего родословного древа. Это дело  займёт  у вас не один день, вы будете продолжать его вместе с родителями, бабушками и дедушками, возможно, дядями и тётями, т.к. без их помощи вам никак не обойтись. Но  на то и семья, чтобы помогать друг другу. Один за всех – все за одного! Лучшие работы мы отправим на городской конкурс, так что  вы имеете возможность  получить за свой труд грамоты и  подарки. Но  и само  по  себе родословное древо это уже будет большой подарок от вас вашим будущим  детям и внукам.

  Генеалогическое древо семьи  удобно оформить в виде альбома:

 1 – Титульный лист

 2 -  Рисунок  древа или схема, на которой  обозначены имена родственников  и  их порядковые номера, с помощью которых их  можно  легко найти  в альбоме.

3 -   Третий лист посвящён автору работы. Здесь вы размещаете свою  фотографию, а также  небольшой рассказ о себе, который вы напишите  после  того, соберёте  своё древо и    ознакомитесь с  биографией своих предков.

Вопрос:  Что  такое биография?

 Ваша биография пока очень коротенькая, т.к. вы находитесь  в начале жизненного пути и у вас ещё всё впереди. Но у некоторых  из вас уже есть, например, грамоты, или другие награды, копии которых  вы можете приложить к рассказу.

 Вопрос:  Что такое жизненный путь человека?

6

 В  этом рассказе  вы  можете писать не только о своих  достижениях, но и о своих мечтах и планах на будущее, где бы вы хотели жить, кем бы вы хотели стать, какую семью бы хотели создать,  какие качества характера хотели бы в себе выработать для достижения поставленных целей.

4 и 5  листы  посвящены  самым близким и любимым людям – маме и папе.

6.Следующие листы  обо всех остальных родственниках, о  жизни которых вы сможете собрать  сведения. Информация о каждом  займёт отдельный файл или несколько файлов, в зависимости от того, сколько сведений  о них вы сможете собрать.  Можно приложить  фотографии мест, где они жили, копии наград и  медалей, вырезки из газет, другие  семейные реликвии. Здесь простор для творчества безграничен. Ведь как не бывает на дереве двух одинаковых листочков, так нет  одинаковых семей, каждый род уникален и неповторим, у каждого  свои задачи в жизни.

А теперь  в заключение, давайте  обратимся  к народной мудрости, вспомним   пословицы  и поговорки  связанные  с семьёй, родом, родословной:

- Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит.

- Дерево, хоть оно в несколько стволов растет, корень один имеет.

- Когда на голову беда свалится, родственника признаешь.

- Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.

 И т.д.

Подведение итогов урока:

Перед  каждым  из  вас  стоит  задача  -  сохранить и продолжить  своё семейное древо. А для  этого  необходимо быть трудолюбивым  и ответственным, получить профессию, создать  хорошую, крепкую семью и  воспитать  хороших детей.

 Желаю  каждому из вас  вписать  достойную страницу в историю своего рода и своего народа!

.

7

Ожидаемые результаты работы в проекте  по теме «Древо моего рода, как его сохранить и продолжить:

 -  В результате изучения родословного  дерева семьи, у детей  установится более тесная связь во взаимоотношениях с родителями и старшим поколением, будут укрепляться  родственные связи

-  Усилится  стремление воспитывать и развивать в себе  качества  и черты характера, необходимые для  создания и сохранения  крепкой семьи  и продолжения рода: ответственность, честность, трудолюбие, забота о сохранении своего физического здоровья

 - Проявится  устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родины и России, чувство гордости  за  своё Отечество, свой народ и его историю

 - Будет развиваться  активная жизненная позиция,  стремление  к самовыражению и  самореализации, интерес к познанию, инициативность  в творчестве и труде, осознание значимости труда  и бережное отношение к его результатам

8

C:\Documents and Settings\119\Рабочий стол\Лена Кривоногова и её семейное древо.jpg

На фото: Ученица  1а класса ГБОУ СОШ № 119 Калининского района Кривоногова Анастасия и её семейное древо.

На фото: Фрагменты занятия  с учащимися 1в  классе  школы  № 119  по теме: «Древо моего рода, как его сохранить  и умножить»

На фото:  Лауреат  конкурса: «Древо моего рода, как  его сохранить и умножить» по проекту «Дорога к дому»  ученик  1в класса школы № 119    Латунин Евгений  представляет своё   семейное древо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Древо жизни» или «Что в имени моем?»

Ежедневно мы слышим, читаем, произносим или пишем десятки фамилий наших друзей, родственников, знакомых. У каждого человека есть фамилия, которая записана в паспорте, свидетельстве о рождении. Однако,...

Традициии, обычаи моего села, моего рода

История и традиция семьи Шамыкаевых...

Презентация "Генеалогическое древо моей семьи"

Презентация "Генеалогическое древо моей семьи" подготовила ученица 2 класса Ваулина Ксения...

Генеалогическое древо рода Пушкиных

Генеалогическое древо рода Пушкиных...

Исследовательская работа "«Моё родословие. Составление генеалогического древа моей семьи» "

Изучение имен и фамилий ценно для науки. Исследуя их, можно установить связи русского населения с другими народами.Данная работа посвящена исследованию происхождения фамилий, образованию фамилии Лазар...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Родословное древо - древо жизни, историческая память, связь поколений (изображение открытки ко дню матери)» (УМК «Перспектива»4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений ценить связь поколений и создание условий для обучения изображения обложки для открытки, посвященной Дню матери.Задачи урок...