Программа по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1-2 класс
методическая разработка по зож (1 класс)

Истакова Елена Александровна

 Программа  внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 2 классов предназначена для реализации внеурочной деятельности социально – значимого направления в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_pravilnom_pitanii_12_klass.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

         Программа курса внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов предназначена для реализации внеурочной деятельности социально – значимого направления в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребѐнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведѐт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, следовательно, формируется йододефицит, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Новизна курса заключается в том, что учебные занятия проводятся во второй половине дня и предполагают теоретические и практические занятия. Обучающиеся больше уделяют времени играм, инсценировкам, совершают экскурсии. Так же заключается в учѐте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей

 Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

• освоение детьми практических навыков рационального питания;

 • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека

 • информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

 • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

 Формы контроля:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. .Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»; - оформление плаката «Молоко и молочные продукты»; - изготовление книжки – самоделки «Кладовая народной мудрости» - инсценировка сказок; - экскурсии; - занятия праздники;

Описание места курса в учебном плане: срок реализации программы 2 года. Курс рассчитан на 33 часа в год (1- 2 классы).

Реализация программы позволит узнать:  

о правилах и основах рационального питания,

∙  о необходимости соблюдения гигиены питания;

∙  о полезных продуктах питания;

∙  о структуре ежедневного рациона питания;

∙  об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;

∙  об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах

∙ вызывающих изменение в рационе питания;  об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах,

∙ витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; 5 умения: Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

 Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учѐтом границ личностной активности корректировать несоответствия; Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определѐнной степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Предполагаемые результаты освоения программы

При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка внеурочной деятельности, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определѐнных результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простыеэтические нормы;
  • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

 Регулятивные УУД:  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;  Проговаривать последовательность действий  Учиться высказывать своѐ предположение на основе работы с иллюстрацией  Учиться работать по предложенному учителем плану Учиться отличать верно выполненное задание от неверного  Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию 6  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи  Слушать и понимать речь других  Читать и пересказывать текст  Совместно договариваться о правилах общения и следовать им  Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:  Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам  Выделять существенные признаки предметов  Сравнивать между собой предметы, явления  Обобщать, делать несложные выводы  Определять последовательность действий

Ценностные ориентиры освоения программы:  Развитие познавательных интересов.  Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.  Развитие самосознания младшего школьника как личности.  Уважение к себе.  Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.  Иметь и выражать свою точку зрения.  Целеустремлѐнность.  Настойчивость в достижении цели.  Готовность к преодолению трудностей. Способность критично оценивать свои действия и поступки Коммуникабельность

Календарно-тематическое планирование кружка

 «Разговор о правильном питании»

 1-й год обучения.

Введение. Если хочешь быть здоров.

Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища.

Полезные и вредные привычки.

Самые полезные продукты.

Как правильно составить свой рацион питания.

Как готовят пищу. Давайте узнаем о продуктах

Из чего варят кашу и как сделать кашу полезной. блюда из зерна

Молоко и молочные продукты.

Почему полезно есть рыбу. Рыба и рыбные блюда

Мясо и мясные блюда.

Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. д.), торты, сало.

Что такое овощи. Давно ли человек выращивает овощи.

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Всякому овощу – своѐ время.

Дары леса.

Где найти витамины зимой и весной.

Игра-путешествие по стране Витаминии

Приготовление фруктового салата

Поговорим о правилах этикета. Как правильно есть.

Режим питания.

Как правильно накрыть стол.

Предметы сервировки стола.

Как правильно вести себя за столом.

Дидактическая игра «Приглашаем в гости»

Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой

Вредные и полезные привычки в питании.

Как правильно есть рыбу.

Из истории русской кухни. Щи да каша – пища наша.

Приготовление бутербродов

Что готовили наши прабабушки.

Приготовление салата

Народные праздники, их меню и здоровье

Кулинары, повара – волшебники

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение

Календарно-тематическое планирование кружка

«Разговор о правильном питании»

 2-й год обучения

Вводное занятие. Повторение правил питания.

Путешествие по улице правильного питания.

Время есть булочки.

Оформление плаката молоко и молочные продукты.

Конкурс, викторина знатоки молока.

Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости»

Пора ужинать

Практическая работа как приготовить бутерброды

Картофельный банкет.

Значение витаминов в жизни человека

Практическая работа.

Морепродукты.

Отгадай мелодию.

«На вкус и цвет товарища нет»

Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»

Как утолить жажду

Игра «Посещение музея воды»

Праздник чая

Что надо есть, что бы стать сильнее

Практическая работа « Меню спортсмена»

Практическая работа «Мой день»

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

Практическая работа «Изготовление витаминного салата»

КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты»

Оформление плаката «Витаминная страна»

Посадка лука.

Каждому овощу свое время.

Инсценирование сказки вершки и корешки

Конкурс «Овощной ресторан»

Изготовление книжки «Витаминная азбука»

Проект

Проект

Подведение итогов.

Творческий отчет «Реклама овощей»

4. Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

∙  В 1 – м классе:  знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости

соблюдения гигиены питания;  навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;умение определять полезные продукты питания.

∙ Во 2 – м классе:  знание о структуре ежедневного рациона питания;  навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичныхпродуктов питания.

5. Формы и виды контроля:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

.Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

 - оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

 - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»;

 - оформление плаката «Молоко и молочные продукты»;

 - изготовление книжки – самоделки «Кладовая народной мудрости»

 - инсценировка сказок;

7.Описание материально - технического обеспечение образовательного процесса:

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

 3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

4. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6. Похлѐбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

 7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

 8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Основы здорового питания" (4 класс)

Программа дополнительного образования...

Конспект занятия по программе "Разговор о правильном питании"во 2 классе. Тема "На охоту вместе с Шариком"

Занятие проводится в рамках реализации программы " Разговор о правильном питании". Обучающиеся в игровой форме знакомятся с лесными ягодами - полезными и вредными для здоровья.Цель данного занят...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...

Тесты по программе « Основы здорового питания» ( 3 – 4 классы)

В пособии представлены тесты по программе Ловковой Т.А. « Основы здорового питания».  Пособие рекомендовано учителям начальных классов, школьникам и их родителям....

Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.

 Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...

Программа "Основы здорового питания" 3 - 4 классы

Программа "Основы здорового питания для 3- 4 классов...

Программа внеурочной деятельности " Разговор о правильном питании" 1-4 класс

Содержание программы отвечает следующим принципам:- возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подрост...