Проект по предмету "Ритмика" "Танец, ритмика + пластика!"
проект по зож

Светлана Васильевна Алексеева

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tanets_ritmika_plastika.docx533.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»

Проект

Музыкально–ритмическая и танцевальная деятельность,

как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

«Танец, ритмика + пластика!»

Паспорт проекта

Автор проекта:  Алексеева Светлана Васильевна,   учитель ритмики

Участники проекта:  учащиеся младшего школьного возраста

Вид проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации проекта:  бессрочный

База  реализации проекта:  ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ

Современная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления творческих способностей; психология исследует процессы творческого мышления.

Современная школа готовит детей, в основном, к исполнительской деятельности, развивая при этом соответствующие способности. Поэтому в научно-педагогических исследованиях последних лет проблема формирования творческих способностей занимает значительное место.

Способности – это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе усвоения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков.

Способности не являются природными свойствами личности. По определению Б.М. Теплова в основе способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности

К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость.

Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С.Л. Рубинштейна, «отправной пункт», от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности,…заключен в общечеловеческой «деятельности» музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха.

Исследованием проблемы развития музыкального слуха, как важнейшего звена музыкальных способностей, занимался Б.В. Асафьев. Кратко сформулированное им положение состоит в следующем: слуховому аппарату человека присущи врожденные качества активного слушания; задача музыканта – воспитывать и развивать слуховую деятельность. Понимание такой взаимозависимости – активное слушание и слуховое развитие учащихся – имеет основополагающее значение для всей работы учителя музыки.

По определению Б.М. Теплова ядром музыкальности каждого человека, занимающегося музыкальной деятельностью, являются три музыкальных способности:

1) музыкальный слух (чувство лада);

2) музыкально-ритмическое чувство;

3) способность к музыкально-слуховым представлениям.

1. Ладовое чувство проявляется в эмоциональном восприятии и точном узнавании мелодии.

2. Музыкально-ритмическое чувство – способность чувствовать ритм и воспроизводить его.

3.Способность к музыкально-слуховым представлениям проявляется в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память).

Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причем все компоненты музыкальных способностей связаны с определенной стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими.

Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.

 Трудно переоценить значение движения в развитие детей любого возраста. Телесные ощущения для них первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребёнка всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Ритмические движения под музыку вызывает у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

 Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность – это порядок движения, ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.  Это выполнение простых танцевальных упражнений, хореографических и пластических этюдов под музыку, передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности, образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В движениях, танце сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатление, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние ребёнка. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития его личности в целом.

   Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность закладывает надёжный фундамент для дальнейшего физического совершенствования ребёнка. Профессор Крестовников в «Очерках о физиологии физических упражнений», писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично. Увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

 Танец, ритмика – создают ощущение радости, свободы, движения, вызывают радостный отклик на музыку, сообщают более светлое восприятие жизни.  

Актуальность проекта: специфические средства музыкально-ритмической и танцевальной деятельности способствуют общему развитию  детей младшего школьного возраста, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), развитию творческих способностей, эстетическому воспитанию.

       

Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей учеников:

  • исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы;
  • разработка методики, позволяющей активизировать интерес детей  к занятиям на уроках и во внеурочное время;
  • на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу.

  • Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у младших школьников музыкального творчества и творческих качеств личности.
  • Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам  танцевальной выразительности.
  • Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
  • Наличие образных музыкально-двигательных этюдов,  способствуют коррекции личности, её раскрепощению.
  • Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.

Цель проекта:  развивать творческие способности детей младшего школьного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности .

Задачи проекта: 

  •  Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
  •  Обновить развивающую среду по данному направлению.        
  •  Ввести дополнительные занятия для развития творческих способностей в танцевальной деятельности.        
  •  Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.

На основе цели и задач сформулированы объект и предмет проектной работы.

Объектом  является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников.

Предмет: музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство реализации творческого потенциала учащихся младших классов.

Гипотеза: использование музыкально-ритмической и танцевальной деятельности на уроках ритмики и во внеклассной работе хореографического кружка «Радуга» будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей детей.

Инновационность  проекта:  работа по проекту дает возможность развивать творческие способности ребенка в танце, в танцевально-образных импровизациях, развивать его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от движения под музыку.

Проект состоит из нескольких  разделов:

1 раздел: «Музыкально-ритмические движения»

Музыкально-ритмические движения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков, помогают укреплять многочисленные мышцы и группы мышц, поддерживают их тонус, тренируют силу, выносливость, гибкость и благотворно влияют на развитие и укрепление организма ребёнка в целом.

2 раздел: «Музыкально-ритмические игры»

Музыкально-ритмические  игры – это игры, развивающие двигательные и интеллектуальные умения, сенсорные способности, восприятие музыки, исполнительство и творчество, навыки сотрудничества. Музыкально-ритмические игры воспитывают  способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

3 раздел: «Ритмопластика»

Ритмопластика – это музыка и движение, в синтезе помогающие раскрепощению духа и тела ребёнка. Сначала подражая, а затем, создавая собственные образы в ритмических композициях, дети приобретают уверенность в себе, что является прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

4 раздел: «Танцевально-образные упражнения»

Танцевально-образные упражнения представляют собой движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями, танцевальные шаги в образах. Они являются ценным моментом развития воображения и творческой активности школьников.

5 раздел: «Танцевальные композиции»

Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластическое их содержание, точно начинать и заканчивать танец. Все танцевальные композиции предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между

собой.

Этапы реализации:

  • Подготовительный - создание условий
  • Практический - основывается на разучивании движений, танцевальных композиций, различных нетрадиционных упражнений на ритмической гимнастике.
  • Обобщающий - совершенствование двигательных умений на различных школьных мероприятиях, концертах.

Механизм  реализации  проекта:

  • анализ допроектной деятельности;
  • изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • подготовка программно-методических условий;
  • отбор необходимых средств и форм для развития творческих способностей;
  • мониторинг управления качеством реализации проекта.

        

Предполагаемый  результат: Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность будет способствовать общему развитию школьников, исправлению недостатков физического развития: сколиоза, косолапости, «шаркающей» походки, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности. Дети научатся слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, танцевать, импровизировать.

Этот вид деятельности поможет укрепить мышечную силу рук, ног, плечевого пояса, развить мелкую моторику, улучшит координацию движений и ориентировку в пространстве, вызовет живой эмоциональный интерес, расширит их знания, разовьет слуховое восприятие.

Движения под музыку создадут благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, выносливость. Задания на самостоятельный выбор движений будет способствовать развитию у ребенка воображения, артистичности.  

Концертная деятельность, расширит кругозор, круг общения, создаст ситуацию успеха.

Литература:

  • Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.
  • Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  • Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М.: Гуманитарный издательский центр  «Владос», 2002 г.
  • Давыдова М.М. «Развивающие игры для детей», М.: Астрель, 2001 г
  • Матюхина А.Ю. «365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет», Ярославль: Академия развития, 2008 г.
  • Мухина В.С. «Возрастная психология» М.: «Академия» 2000г.
  • Радынова  О.П.  «Песня, танец, марш»,  М.: «Гном и Д.»,  2000 г.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Выпуск 1,2,3,4,5 , Санкт-Петербург, 2010.
  • Чибрикова-ЛуговскаяА. Е.  Ритмика. М.:Издательский дом «Дрофа» - 1998.
  • Широков В. В. Выразительные движения младших школьников под музыку / В. В. Широков. Балашов: БГПИ, 1991.
  • Шишкина В.А. «Движение + движение», М.: Просвещение, 1992 г.
  • ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Ритмика и танец"

Статья отнесена к разделу: внеурочная деятельность....

Проект занятия«Огонь. Танец огня. Огненный танец» по программе дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления.

Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец». В представленном занятии интегрируются все три направления ...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 1 классе Кружок «Ритмика и танец» Направление: спортивно – оздоровительное.

Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 1 классе по ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ритмика. Танец"

Программа четырехлетнего обучения; рассчитана на детей в возрасте 6-11 лет, составленная на основе многолетнего опыта педагога дополнительного образования. Программа включает в себя основы музыкальной...

Ритмика и современный танец

Образовательная программа для уч-ся 1-2 классов....

Кружковое объединение "Ритмика и танец"

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда нераз...