Классный час Глаза - главные помощники человека
классный час по зож (3 класс)

Купоносова Валентина Васильевна

Это мероприятие направлено на  приобщение к здоровому образу жизни, развитие физической культуры детей, положительных привычек, выработке навыков гигиены зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_glaza_-_glavnye_pomoshchniki_cheloveka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Глаза – главные помощники человека».

 

    Цели: учить бережно,  относиться к зрению; познакомить со строением   глаза; познакомить с правилами ухода за глазами.

   Задачи:

приобщение к здоровому образу жизни;

развитие физической культуры детей, положительных привычек;

выработка навыков гигиены зрения ;

расширение активного словарного запаса и кругозора детей;

выработка особого мнения о здоровом человеке и правил здоровьесбережения.

Ход классного часа

  1. Актуализация знаний учащихся

 Учитель:

С помощью,  каких помощников человек познаёт окружающий мир?

   ( 5 органов   чувств: орган обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса)

   - А как  они нам помогают? (Ответы детей)

         -Тему сегодняшнего занятия узнаете, разгадав загадку:  

    Два братца через дорогу живут,

           А друг друга не видят. (Это глаза.)

          - Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

       2.  Сообщение темы и цели классного часа.

         Ученик: 

           - Тема «Глаза – главный  помощник человека».  

            Здесь о том ведётся  речь, как глаза свои беречь!

          Учитель:

            - Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза?                                        

             Чем  они  различаются?  (По цвету:  голубые, серые, карие, зелёные.)

          Ученик:

              Серые глаза – рассвет,

                Чёрные глаза – жара,

                Синие глаза – луна,

                Карие глаза – песок,

                Небо светло-голубое

                Солнце светит золотое

                Ветер листьями играет

                Тучка в небе проплывает

                 Поле, речка и трава,

                 Горы, воздух и листва,

                 Птицы, звери и леса,

                 Гром, туманы и река

                 Посмотри, мой милый друг,

                 Что находится вокруг!

         

          Учитель:

          -   У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

          - Для чего нужны глаза?

           (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу,     читать, писать.)

           -Все ли глаза одинаково видят? (Выслушиваются предположения детей.)

     3. Беседа «Кто как видит?»

        (Использовать презентацию.)

      -  Оказывается, все животные видят по-разному. Пчела видит хуже человека в      сто раз, ее глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они все видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведет подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа - птицы! Орлы, ястребы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.

А сколько мы еще до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки - мы будем пользоваться глазами.

Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека - его главные помощники.

         

        Учитель:  

      Для того, чтобы быть здоровым, нужно очень внимательно относиться к  своим     глазам.

      - Как вы думаете, почему?  (Ответы детей)

       4. Знакомство со строением глаза

Учитель:   

 - Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза,   которую нам видно. Посмотрите в глаза друг другу. Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех людей она разного цвета, т.е. по радужке мы определяем цвет глаз. В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя количество света в глазу, может сужаться, сжиматься и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется. И от этого меняется форма глаза - узкие или раскрываются полностью (примеры из жизни).

- Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей. (Учитель сопровождает рассказ показом объектов на слайде.)

5. Практическая работа (работа в парах)

-По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он Уменьшился.)

- Давайте повторим все, что мы сейчас узнали. Послушайте стихотворение.

Глаз - волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Яркой радужки кружок

Украшает глаз-домок.

В центре радужки - зрачок,

Черный маленький кружок.

Коль светло - зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет - наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Очень хрупок этот дом,

Тонки, нежны стенки в нем.

- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если смотрим правым глазом и видим только с правой стороны. И видим больше и лучше, если смотрим двумя глазами (проверяем).

- Вот поэтому глазки надо беречь.

- Ребята, природа уже заботливо оберегает наши глаза. Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаза? (Веки, брови, ресницы.)

-  Брови, ресницы, веки даны нам не только для красоты. Они защищают глаза, как вы думаете от чего? (от пыли, ветра, пота, воды, яркого света:)

- Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз. Вот сколько защитников у глаз. Даже слезы защищают глаза от пыли.

- Но чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно. Если глаза устали, то можно выполнить несколько упражнений для глаз. Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения.

         6. Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1. (сидя)

1. Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

2. Открыть  глаза на 3-5 сек. (Делать 6-8 раз.)

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3. (стоя)

1. Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2. Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек. (действие лечебное)

Упражнение 4. (стоя)

1. Закрыть веки.

2. Массировать глаза круговыми движениями  в течение 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5. (стоя)

1. Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от лица.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3. Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4. Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5. Палец левой  руки на средней линии лица.

6. Правой рукой  закрыть правый  глаз на 3-5 сек.

7. Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой – укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6. (стоя)

1. Отвести руку вправо.

2. Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3. Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз – укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7. (сидя)

1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.

2.  Спустя 2-3 сек снять пальцы с века.

   7. Советы специалистов

- А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево - вправо, посмотрите вверх - вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

-Большую нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи  2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

-Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете? (Ответы детей.)

    8.  Памятка «Берегите глаза»

-Не трите глаза руками.

-Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

-Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

-Не играйте в опасные для глаз игры.

-Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

-Занимайтесь при хорошем освещении.

-Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

-Не читайте лёжа.

-При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

- Не играйте со взрывоопасными предметами.

- Не смотрите на солнце без темного стекла.

-Не смотри долго телевизор,

-Не играй долго в компьютерные игры.

 ( Дети самостоятельно читают памятки)

     9. Ситуации

- А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

5. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.

- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

10. Подведение итогов.

-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? ( Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

-Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:  - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

-Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глаза – главные помощники человека (классный час)

Глаза –главные помощники человека(классный час)...

Классный час в 3 классе на тему "Глаза-главные помощники человека"

Аннотация :Сценарий разработан для проведения классного часа в начальных классах.Цель:- познакомить детей со строением глаза, дать первоначальное понятие о функциях радужки,зрачка, хрусталика;- показа...

Классный час" Глаза -главные помощники человека"

Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития....

Классный час "Глаза -главные помощники человека"

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития....

Классный час "Глаза -главные помощники человека"

формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития....

классный час "Глаза - главный помощник человека"

Как человек общается с окружающей средой? С помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. — Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Для того чтобы быть здоро...

Классный час на тема: «Глаза – главные помощники человека».

Цели урока: учить бережно относиться к зрению; познакомить со строением глаза; познакомить с правилами ухода за глазами...