Проблемное обучение в начальной школе
консультация по зож

Пасхина Любовь Анатольевна

Проблемное обучение в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_v_nachalnoy_shkole.docx145.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

Процесс учения может быть управляемым только в том случае, если ученик владеет способами и приемами:

A) анализом проблемной ситуации;

Б) формулировки проблем;

B) анализа проблемы и выдвижения предположений;

Г) обоснование гипотезы;

Е) проверки решения проблем;

Вопрос становится проблемным при следующих условиях:

1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;

2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,

3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Проблемные ситуации можно создавать различными способами: 
1.    Проблемная ситуация как введение к новой теме. 
2.    Составление плана темы. 
3.    Определение главной идеи. 
4.    Подбор определенных высказываний
5.    Написание творческих работ по теме. 
6.    Показ кинофильмов, схем, рисунков, чертежей, постановка вопросов перед показом. 
7.    Проведение измерений, опытов, наблюдений. 
8.    Анализ столкновения учащихся с жизненными явлениями. Фактами, предметами, требующими теоретического объяснения (гром и молния) 
9.    Путем создания жизненной ситуации; организации практической работы. 
10.    Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Возникающие при этом познавательные затруднения используются для активизации мыслительной деятельности.
11.    Дать учащимся исследовательские задания как средство создания проблемной ситуации (вырастить кристалл поваренной соли).

Разноуровневое обучение

Использую в работе на уроке и домашнем задании три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный).

В контрольных работах по всем предметам учащиеся имеют возможность выполнять работу по3 уровням: низкий, базовый, повышенный.Обусловлено это тем , что 1 ребенок в классе ( Победенко Дима имеет 8 вид обучения ) и несколько слабые УУД.

Проектные методы

обучения

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

2. Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов .

3. Ролевой проект. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

4. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

5. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

 По всем учебным предметам учащиеся в конце большой темы составляют проекты (Совместно с родителями, одноклассниками ) и представляют ,защищают их.

Исследовательские методы

Во втором классе, в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

На уроках окружающего мира  работаю с информационным листом. Определяется тема урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Каждый заполняет сам  информационный лист. Читаем текст, рассматриваем картинки. Составляем рассказ при помощи  вопросов  информационного листа

Технология использования  в обучении игровых методов

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций
Имитационные игры. На занятиях имитируется любая ситуация.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения

Обучение в сотрудничестве

Информационно- коммуникативные технологии

Задачи, решаемые с помощью ИКТ:

  • Усиление интенсивности урока;
  • Повышение мотивации учащихся;
  • Мониторинг их достижений.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет проводить уроки:

  • высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход  к ученику, применяя разноуровневые задания).

ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

  • для обозначения темы урока;
  • для создания проблемной ситуации при изучении нового;
  • как сопровождение объяснения учителя (формулы, схемы, рисунки);
  • для контроля учащихся

Применение ИКТ:

  • Расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • Формирует навык исследовательской деятельности;
  • Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсом.

Здоровье сберегающие технологии

Какие же ориентиры я использую на уроках

  1. Разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.

 «Весёлые человечки».

На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечков

.Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:

   1) Пирамидки 

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

 Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто

2) Тарелки с разноцветными кружками

Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который  в других не повторяется

3) Коврик

Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

    4) Подушки ( задания те же, что и с « тарелками» ).

    5) Витражи в домике ( задания аналогичные, что и с  « ковриком».

         С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция. Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:

   белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;

   чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;

  красный – возбуждает, раздражает;

  голубой -  ухудшает настроение;

  зелёный – улучшает настроение, успокаивает;

  жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.

  коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

    Изучив данные  о физиологической возможности каждого ребёнка и, составив диаграмму заболеваемости класса, провожу дифференцированные физкультминутки. Каждый ребёнок по имеющейся у него памятке в течение  1,5 – 2 минут выполняет на уроке комплекс упражнений:

1. Упражнения для детей с избыточным весом.

1) ходьба с высоким подниманием коленей;

2) и.п. –ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, отставляя ногу на носок (поочерёдно правую и левую ногу), прогнуться, вдох. Вернуться в и.п., выдох;                                                      

3) и.п. – сидя на стуле, откинувшись на спинку. Энергично втянуть живот, затем расслабить его, дыхание произвольное;                                                                                        

4) прыжки с хлопками над головой.

2. Упражнения для профилактики плоскостопия.            

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                  

3. Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

4. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…

  Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

           Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)

          Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

     

5. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

  Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

                                        лицо

Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

                                        голова

Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

                                        руки

Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и, более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

                                         ноги

Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять  кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

Точечный массаж – простая         

и безопасная терапия.strfas

Массирование производится

надавливанием на определённые

точки. При простудных

заболеваниях и для повышения

иммунитета необходимо

массировать определённые

 точки на лице ( №1, №2, №3 ),

при головных болях рекомендуется

массировать височную область.

6. Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

7. Упражнения для глаз.

  По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

  Вот некоторые элементы этой гимнастики:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  •  Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
  •  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

 8. Физминутки по методике сенсорно - координаторских тренажей.  

( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто

«пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно - моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

9. Использование на уроках сенсорного круга

В качестве сенсорного круга  я  использую  любой круглый предмет, например обруч или круглую вешалку для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2,3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание.

Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

10. «Цветок здоровья»

Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нём 7 лепестков: жёлтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зелёный, розовый.  Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло- зелёного цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течении года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».

С помощью подобных офтальмотренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развиваются зрительно-моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция, чувство локализации в пространстве.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

Система инновационной оценки ,,ПортфолиО,,

В этом году разработана технология оцениванивания в рамках реализации ФГОС и портфолио учащегося .

Данный документ может быть использован для ученической самооценки, в качестве рефлексии учениками своего развития и в процессе общения с родителями учеников. Портфолио способствует налаживанию нормального диалога между родителем и ребенком и получению родителями развернутой информации о том, чем их ребенок в школе занимается и как у него это получается. Родители же всегда могут узнать о том, как идут дела у их сына или дочери, каких успехов достиг их ребенок в обучении. Использование данной методики отслеживания достижений имеет положительные отзывы учителей и родителей, которые в любой момент могут увидеть уровень обученности ученика и динамику его развития. Эта работа индивидуальна. Результаты деятельности ребенка сравниваются только с его собственными первоначальными результатами: каким был, что знал и каким стал, что нового узнал и чему научился.

        Миссия использования ПИУД

  • Папка позволяет показать всем заинтересованным лицам, как учащийся справляется с программой обучения, как происходит формирование его самооценки.
  • Папка будет сопровождать ученика в течение всего обучения в начальной школе. Каждый год происходит отдельное формирование папок, что позволяет демонстрировать прогресс во времени как внутри каждого года обучения, так и на протяжении всех четырех лет.

Содержание  ПИУД

В состав «Портфолио индивидуальных учебных достижений» каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, входят

Iраздел: «Ученая мотивация»

  • Диагностика школьной мотивации (анкета)
  • Контрольная таблица по четвертям

II раздел: «Самооценки учащихся и родителей»

  • Лист самооценки учащихся по четвертям и предметах
  • Лист самооценки для родителей

III раздел: «Учет учебных достижений»

  • Анализ контрольных работ по предметам
  • Лист индивидуальных достижений по чтению
  • Карта достижений по предметам
  • Лист индивидуальных достижений по УУД
  • Лист индивидуальных достижений по работе с информацией

Фиксированиеучебных достижений учащихся в данной форме способствует

  • повышению объективности контроля и оценки учебных достижений обучаемых;
  • обеспечению сопоставимости результатов тестирования для выявления сильных и слабых сторон разных технологий обучения, реализуемых в разных классах;
  • совершенствованию учебного процесса на основе рекомендаций, полученных при анализе результатов диагностических тестирований.

        Использование зафиксированных данных позволяет:

  • осуществлять мониторинг образовательных достижений учащихся с целью оценки качества обучения и тенденций развития;
  • выявить факторы, позволяющие объяснить различия в образовательных результатах учащихся;
  • корректировать индивидуальные результаты учащихся;
  • оценить уровень образовательных достижений класса, ОУ с целью оценки деятельности учителей;
  • выбрать уровень изучения отдельных учебных предметов;
  • выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;
  • отследить изменения в результатах обучения, которые происходят при переходе из начальной школы в основное звено.

С данной разработкой выступала на ------------------------

Информация о качестве обучения в 2013 - 14уч. году

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕХНОЛОГИЯ

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

ЗДОРОВЬЕ

2. Открытые уроки, занятия, мероприятия.

дата

Название мероприятия

уровень

1

3.09

Урок по рус.языку,,Пропись – первая учебная тетрадь,,

Посещ.администрацией

2

3

3.09

Урок по лит.чтению ,,Азбука первая учебная книга,,

4

4.09

Урок по рус.языку,,Рабочая строка. Верхняя и нижняя рабочие строки,,

5

4.09

Урок по лит.чтению,,Речь устная и письменная,,

6

4.09

Урок математики,,Счет предметов,,

7

5.09.

Урок по рус.языку ,,Письмо овалов и полуовалов,,

8

5.09.

Урок математики,,Сравнение групп предметов. Больше, меньше, столько же,,

9

6.09.

Урок по лит.чтению ,,Предложение,,

10

6.09.

Урок по математике,, Сравнение предметов. Взаимное расположение предметов.

11.

19.11

Урок по окруж. миру.,, На что похожа наша планета,,

На уровне ШМО

12

22.03

Урок математики.,,Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17-7, 17 -10

Районный семинар

3. Работа в метод.обьединениях….

дата

Название мероприятия

уровень

1

4.10

,,Расплескала гроздья рябины.. ( к дню пожилого человека) –концерт с уч-ся 3-6 классов в совхозной столовой

сельский

2

7.01

Рождественская благотворительная елка

сельский

3

22.10

Семинар,, Технологии эффективного воспитания во внеурочной деятельности,, г. Ревда ( участник семинара)

областной

4. Разработка авторских программ, элективных курсов.

Вид разработки

название

класс

Год создания

1

Программа

уроков

,,Занимательная математика,,

4

2011

2

Программа

кружков

,, Планета загадок,,

,,Щкола будущего первоклассника,.

,,Юный краевед,,

,,Вежливый пешеход,,

,,Путешествие в страну книг,,

1

2011

3

Программа кружков

,,Речевой этикет,,

,, Азбука нравственности,,

1

2012

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проблемное обучение в начальной школе

статья, отнесенная к использованию проблемного обучения в начальной школе. в статье имеется теория, наглядность и практика. по программе "школа 21 века"...

Проблемное обучение в начальной школе

проблемное обучение в начальной школе...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

Условия и способы организации проблемного обучения в начальной школе

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные трудности  связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах уче...

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения в начальной школе....

Презентация к выступлению на пед.совете на тему: "Проблемное обучение в начальной школе"

Данная презентация предназначена для выступления на пед. совете....