Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе
статья по зож

Макарова Елена Владимировна

В статье обобщен опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           «Учитель многое может, и если все, что он

                                                                            может сделать для укрепления здоровья

                                                                            школьников, он осуществляет, дети

                                                                            вырастут такими, какими мы все хотим их

                                                                            видеть – хорошими, умными и здоровыми».

                                                                              (С.М. Громбах, советский профессор гигиенист)

                            ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

           И ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

         Самое ценное, что есть у человека - это здоровье. С этим трудно не согласиться. Однако в последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. А ведь хорошее самочувствие ребенка - важное условие   успешного усвоения школьной программы. Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а появляются в результате целенаправленного педагогического воздействия. Поэтому нужно уделять этому большое внимание.

       ФГОС начального и основного общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.

Наша школа, на протяжении ряда лет работающая по  Программе «Школа – территория здоровья» и 3 года по ФГОС НОО накопила немалый опыт по здоровьесберегающей и здоровьеформирующей работе со школьниками.  

Данная работа строится по 5 основным направлениям.

Во-первых, - в школе создана здоровьесберегающая инфраструктура:   состояние и содержание помещений  школы соответствует всем установленным  нормам; качественное  питание учащихся;  хорошо оснащенные  кабинеты, физкультурные залы и спортплощадки; медицинские кабинеты; квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог, медицинские работники).

Во-вторых, - рациональная, с позиции сохранения и укрепления здоровья, организация учебно-воспитательного процесса: соблюдение гигиенических норм и требований к  организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки, правильная организация  урока и внурочной деятельности обучающихся.

В-третьих, – эффективная организация спортивно-оздоровительной работы:     полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья, рациональная организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера, организация динамических перемен, физкультминуток на уроках,   работы спортивных секций;  регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

В – четвертых, - реализация дополнительных образовательных программ, направленных на формирование элементарных знаний по здоровьсберегающей деятельности, ценности здоровья и ЗОЖ у детей, привитие любви к подвижному, спортивному образу жизни ( общешкольная программа «Школа – территория здоровья», программы кружков  «Спортивное ориентирование», «Шахматы», «Играй-город», «Хореография», «Азбука пешеходов», «Проектная деятельность», «Этика – азбука добра»).

В-пятых, - просветительская работа с родителями, направленная на объединение усилий для формирования ЗОЖ у обучающихся: лекции, семинары, конференции, консультации   по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, совместный выпуск газет,   праздники для детей и родителей по профилактике вредных привычек, совместные спортивные  соревнования, участие в походах.

Более подробно хочу остановиться на правильной с позиции здоровьесбережения и здоровьеформирования организации урока. Так как  урок является основной формой организации учебного процесса и хорошо дидактически проработанный урок является самым здоровьеориентированным для всех его участников.

Прекрасные возможности с точки зрения здоровье-ориентированности урока предоставляет, применяемая учителями нашей школы технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон).

Технология позволяет ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию. Задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная  активность,  познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться.  

 Структура уроков по данной технологии соответствует периодам работоспособности учащихся, предполагает оптимальное количество (5-8) и смену видов  деятельности учащихся (словесные, наглядные, аудиовизуальные, самостоятельная работа и т.д.)

Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Поэтому на организационном этапе (этапе мотивирования к учебным действиям) учитель интересуется самочувствием детей, их настроением, мотивирует их к выполнению учебных действий на личностно-значимом уровне, использует методы повышения этой мотивации (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.д.).

Данная технология предполагает помимо фронтальных, индивидуальных форм работы  широкое использование групповых форм (этап реализации проекта выхода и затруднения), которые, в свою очередь, требуют постоянной смены,   динамических поз, что снижает напряжение мышц и утомление.

Индивидуально-дифференцированный подход к каждому учащемуся  - одно из требований здоровьесберегающих технологий так же нашел свое воплощение в технологии деятельностного метода обучения. На этапах выявления индивидуального затруднения, самостоятельной работы, закрепления и включения в систему знаний    детям предлагаются разноуровневые задания, что позволяет ребенку обучаться в зоне ближайшего развития, предотвращает переутомление, создает ситуации успеха.  

 Значение ситуаций успеха на здоровье всех участников учебного процесса трудно переоценить. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный ответ – «радоваться»! Радость – одно из самых эффективных лекарств. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все, что доставляет детям радость, во время занятий дает положительный результат деятельности учащихся.

Психологический комфорт на каждом уроке - доброжелательный эмоциональный тон учителя, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, небольших стихотворений и т.п.  – главное условие здоровьесберегающей среды на уроке.  

  Технология деятельностного метода обучения предполагает использование рефлексии на всех этапах и особенно на заключительном, собственно этапе-рефлексии. Именно при такой организации урока обучение происходит на личностно-значимом уровне,  ученик   смотивирован на продолжение работы. Рефлексия повышает ответственность за выполненное задание, помогает наметить последующую работу. Считаю нужным отметить важность темпа и особенностей окончания урока. Быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания, задержка учащихся в классе после звонка никак не являются показателями здоровье-ориентированного урока.

 Помимо проанализированных с точки зрения здоровьесбережения возможностей технологии деятельностного метода обученя, важно отметить и значение других технологий.

 Всем известно значение игры на развитие детей младшего школьного возраста. Нельзя переоценить значение игровых технологий и в вопросах здоровьесбережения. Дидактические, развивающие, ролевые игры позволяют сделать процесс обучения интересным, снизить утомление, предотвратить переутомление, а так же дать детям конкретные  сведения по основам здорового образа жизни,  рекомендации по сохранению своего здоровья, научить ими пользоваться, формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки,  развивать двигательную активность детей,  

Информационные технологии, ставшие в наше время неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обладают большими возможностями в вопросах здоровьесбережения и здоровьеформирования. Формы подачи материала с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты и тренажеры. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменить темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Наряду с этими положительными возможностями технических средств обучения, всем известно, какой вред здоровью они могут нести, поэтому необходимо  строгое соблюдение всех требований к   использованию ТСО, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Здоровьеориентированный урок предполагает обязательное использование физкультурных пауз, минуток релаксации во всех классах, на всех уроках. Их цель - снять умственное и физическое напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье, непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (профилактическим методикам – оздоровительная гимнастика, пальцевая,  дыхательная, для глаз, для бодрости, самомассаж и т.д.)

 Физкультминутки следует проводить, учитывая специфику предмета, возможно с музыкальным сопровождением, с применением интерактивной доски.

В состав упражнений для физкультминуток нужно включать:

– упражнения по формированию осанки,

– снижению зрительного напряжения и укреплению зрения,

– укреплению мышц рук,

– отдых позвоночника,

– упражнения для ног,

– упражнения для пальцев рук.

 Примерами для релаксации могут служить шутливые истории, сказки, притчи, прослушивание хорошей музыки, звуков природы, просмотр слайдов с изображением пейзажей и др.

        Говоря о возможностях урока в вопросах здоровьесбережения и здоровьеформирования необходимо отметить, что в содержательную часть предметов многих УМК включен оздоровительный компонент.

Применяемый в нашей школе  УМК   «Школа 2100», разработан   с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу  этого УМК положен деятельностный метод обучения, принципы личностно-ориентированного обучения.  

 Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В ходе учебного процесса, в первую очередь  на уроках ознакомления с окружающим миром, основ безопасности жизнедеятельности, а так же  на уроках русского языка, математики, чтения, технологии, иностранного языка, основ светской этики дети получают необходимые теоретические представления об экологии, о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека, овладевают элементарными  навыками  ЗОЖ,  навыками безопасного поведения, практическими навыками по оказанию само – и взаимопомощи.

 Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры; уроки-путешествия; уроки-соревнования; театрализованные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества;  уроки-экскурсии и др.

     Подводя итог, следует отметить, что только системная работа по всем направлениям здоровье сберегающей и здоровье формирующей работы  с ребенком в школе и дома принесет желаемый результат — даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование правил личной гигиены. Одним словом поможет школьнику сохранить и укрепить свое здоровье, сформирует здоровый и безопасны образ жизни.  

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС2

Технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе в переходе на ФГОС

технологии здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности при переходе на ФГОС...

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе.

Здоровье-сберегающие технологии в начальной школе....

«Здоровье сберегающие технологии в начальной школе»

           Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом зна...

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя....

Здоровье сберегающие технологии в начальной школе

Проблема   сохранения здоровья  детей    в настоящее время – одна из самых насущных. Как научить школьников беречь своё здоровье? Как сделать  это необходимой потреб...