Статья на тему: «Валеология и психологическое здоровье учащихся»
статья по зож (4 класс)

Комарова Людмила Васильевна

Валеология - наука о здоровом образе  жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им.

Актуальная проблема валеологии: сохранение и укрепление здоровья детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Валеология и психологическое здоровье учащихся»  

Валеология - наука о здоровом образе  жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им.

Актуальная проблема валеологии: сохранение и укрепление здоровья детей!

         Валеология- здоровьесберегающая технология  в школе.

Цель: формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни.   Не секрет, что родители, приводя в школу ребенка, в первую очередь желают, чтобы он был здоров, физически развит, любил спорт и хорошо учился. Уверена, что добиться успеха в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной и познавательной активности можно только при единых подходах и физическому воспитанию в школе и дома.

       В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся  является как никогда ранее актуальной. Именно в школьном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Повторяю, в наше время, в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения и детей, особенно остро стоит проблема взаимодействия школы и семьи по воспитанию здорового подрастающего поколения.

        В нашем учреждении задача сохранения и укрепления здоровья обущающихя всегда была приоритетной. Осуществление данной задачи предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ученика с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий в соответствии с  ФГОС. Введено  рациональное  здоровое питание. Проводтся недели валеологии с интегрированными оздоровительными занятиями, традиционные «дни здоровья, физкультурные досуги с участием родителей, родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья, валеологическое воспитание.        Валеология - наука о здоровом образе  жизни, сохранении, формировании здоровья, управлении им. Вопросы валеологического воспитания, охраны здоровья детей, формирование культуры ЗОЖ являются важным звеном в работе гимназии. Считаю, что основой успеха в воспитании является положительный пример авторитетного для ребенка взрослого -  родителя, учителя. Поэтому педагоги стараются  установить партнерские отношения в плане «ученик – родитель-учитель» через: создание союза заинтересованных в здоровье детей партнеров (фотовыставка «Как лето помогает нам быть здоровым», беседы «Что помогает быть здоровым», «Чистота и здоровье», «Путешествие в страну здоровье»;  «Быть здоровым – здорово!»(внеклассное занятие для младших школьников с применением здоровьесберегающих технологий); школьная эстафета «Здоровей-ка» –с целью  сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье, опытно – исследовательская деятельность «Овощи и фрукты  - полезные продукты», опыт «Посадка лука на перо»; дидактическая игра «Что полезно для здоровья?», ролевая игра «Изучаем свой организм», продуктивная деятельность «Мы занимаемся зарядкой» и др.).

     Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме валеологического просвещения, было определено, что валеологическое просвещение  - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса, то есть «валеологическое просвещение выступает как комплексный педагогический феномен». (Валеологические подходы в системе естественного оздоровления детей / Л. В. Чернецова, М. Н. Канкасова, Г. В. Павлова и др. // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. В Междунар. науч. -практ. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - С. 358-359.)

        Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни. На первом этапе работы по валеологическому воспитанию первостепенная  задача помочь детям осознать себя как человека. Рекомендуем темы первых занятий: "Я человек", "Мы - семья", "Люди взрослые, и люди маленькие", "Я росту", «Я сам». Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. В планирование данной работы входят не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь.  При составлении занятий обязательно включаю в их состав элементы ОБЖ. Предлагаю детям ситуации (ДТП, пожар, отравление и т. д.), в результате которых, пострадал тот или иной орган. Учимся оказывать первую помощь, обсуждаем, как нужно вести себя, чтобы этого не произошло.

        В образовательном процессе использую здоровьесберегающую технологию саморазвития личности по Г.К. Селевко. По его учению, деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

• в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

• в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);

• в защищенности (самоопределение, саморегуляция, коллективная деятельность);

• в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме).

      На удовлетворение этих потребностей направлена вся моя учебно-воспитательная работа, основной задачей которой, считаю, научить детей самосовершенствоваться, значит, реализовать все свои таланты в полной мере. Работу с детьми стараюсь строить в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учеником, делаю акцент на поисковую активность самих учащихя, побуждаю их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, физминутки позитива! ))),  пятиминутки хорошего настроения, интересные простые физические упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

      Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу школьного  младшего возраста чащиеся способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

      Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Значит, реально оказать влияние на здоровье в условиях школы можно не только через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, но и через пропаганду и внедрение ЗОЖ среди родителей обучающихся!

       Таким образом, здоровье современных школьников – серьезная проблема. На состояние здоровья обучающихся влияют многие факторы. Это и малоподвижный образ жизни, и несбалансированное питание, и неблагополучная экологическая ситуация, и организация учебного процесса. Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. Психологическое здоровье-это результат целенаправленных усилий людей по повышению своего душевного благополучия. А понятие «психологическое здоровье» тесно связано с понятием «психологическая культура».

        Поэтому, считаю: цель валеологического направления в начальных классах – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ(статья)

Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребёнка   –...

«Психологическое здоровье учащихся»

Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое здоровье ?“Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физически...

Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пункто...

Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пунктов: что такое...

Тема: Индивидуальный маршрут психологического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребёнка.

Чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать особенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умстве...

Статья "Роль творчества в развитии психологического здоровья школьника."

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необ...