Возрастные особенности первоклассников.
статья по зож

Котлярова Наталья  Владимировна

Возрастные особенности первоклассника связаны с обучением детей в начальных классах. Физическое развитие ребенка становится влияющим не только на личностное развитие, но и на школьную адаптацию в целом. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Вредные влияния на детей этого возраста могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности первоклассников

Поступление ребенка в школу основательно меняет его привычный образ жизни, это критический момент в жизни малыша. Беззаботность, ежедневные игры, беспечность сменяют ежедневные посещения школы, выполнение учебной программы, систематический нелегкий умственный труд.

В этом возрасте меняется психологический портрет ребенка: он еще не понимает, что настал следующий этап развития, но чувствует это и начинает его переживать. Ему нравится его новое положение, он же стал взрослым и обрел новый социальный статус.

Возрастные особенности первоклассника связаны с обучением детей в начальных классах. Физическое развитие ребенка становится влияющим не только на личностное развитие, но и на школьную адаптацию в целом. К этому времени в основном заканчивается окостенение черепа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Вредные влияния на детей этого возраста могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа).

Также очень опасна неправильная посадка за партой во время занятий, она может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. К 7 годам у детей совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, это создает возможности для целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

В этом возрасте происходят существенные изменения в организме, но организм растет неравномерно: крупные мышцы опережают развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, аккуратности, что необходимо учитывать при обучении детей письму.

Особое значение имеют особенности психического развития и развитие познавательной деятельности у младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется в увеличении его веса и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клетками). Развиваются также периферические нервные ответвления. Все это становится биологическими предпосылками для развития нервно-психической деятельности ребят. У учащихся усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. В этом возрасте нервные процессы становятся более подвижными. Постепенно уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, ребенок начинает регулировать свою деятельность сам. Но это происходит очень индивидуально у каждого ребенка, поэтому на первых порах родителям следует учитывать индивидуальные типологические особенности своего ребенка (у него могут преобладать возбуждение, тогда он очень подвижен, непоседлив, или торможение, тогда он медлителен). В таком случае не следует дергать ребенка, останавливать его или торопить. Необходимо проявлять терпение.

Очень важно для первоклассника развитие мелкой моторики руки. Существует мнение о связи мелкой моторики и мышления. Вот почему так важно развивать мышцы кисти руки: увлекать ребенка лепкой, рисованием и штрихованием, изготовлением поделок из бумаги.

В этом возрасте у ребенка появляется чувство социальной и психологической компетентности, то есть умение общаться, он учится выполнять различные социальные роли. Родители должны помогать ребенку в этом. Кроме того, в 6-7 лет происходит половая дифференциация.

Восприятие первоклассников недостаточно дифференцирована. Дети допускают неточности, воспринимая предметы и явления, когда определяют их сходства и различия акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных признаков.

Процесс обучения, особенно его развивающий характер совершенствует разные виды памяти младших школьников. Но все-таки у учащихся этого возраста лучше развита механическая память, к тому же ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. При осмысленном усвоении познавательной деятельности у первоклассников вызывает определенные трудности. Дети предпочитают механическое заучивание материала, не смотря на то, что это ведет к отставанию в учении.

Конечно, предотвратить эти недочеты возможно, но только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти. У детей первоклассников непроизвольное внимание более высокого уровня, чем произвольное, поэтому у них возникают трудности при сосредоточивании на восприятии «неинтересного, некрасочного» материала, и поэтому учителю нужно использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным, привлекательным.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра, поэтому даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облекаются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят уже значительные сдвиги, хотя в их жизни игра продолжает занимать не последнее место, первоклассники начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым, некоторые из них начинают стремиться к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков.

Трудовая деятельность младших школьников нуждается в ее формировании и расширении, особенно ее коллективных форм. Через включение младших школьников в учение и трудовую деятельность можно формировать осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни. Особенным становится осознание обязанностей школьника и неотвратимость их выполнения, все дети в этом возрасте имеют желание успешно учиться, для них это необходимо, и сильно переживают свои первые неудачи, не понимая их причин. Из-за полученного стресса у них понижается сопротивляемость организма, появляются беспричинные капризы и раздражение, может повышаться температура и обостряться хронические болезни.

Начало обучения требует качественного скачка в развитии памяти, внимания, восприятия и мышления, но на первых порах это не получается из-за возрастных особенностей психофизиологического развития: дети не могут длительное время быть сосредоточенными. Они быстро устают и легко отвлекаются (так как еще не сформированы лобные доли больших полушарий мозга, которые отвечают за эти процессы), а также впечатлительны и очень возбудимы.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от I к III классу, становятся более четкими, определенными. Моральные суждения первоклассников обычно основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей.

Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего, дети импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений  по случайным поводам, но подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев ученики начальных классов обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. В связи с поступлением в школу у ребенка сменилась социальная ситуация развития, которая сразу начинает требовать от ребенка учебной деятельности. Приходя в школу у ребенка учебной деятельности как таковой еще нет, поэтому ее нужно будет формировать. Формирование учебной деятельности и является специфической задачей младшего школьного возраста. Усложняет это формирование неучебный мотив, с которым ребенок приходит в школу, этот мотив никак не связан с содержанием учебной деятельности. Ему хочется выполнять какую-то значимую и оцениваемую в социуме деятельность, а в школе просто необходима познавательная мотивация.

Период обучения в первом классе связан с кризисом шести-семи лет, в то самое время, когда ребенок еще имеет в себе черты дошкольного детства, и уже появляются особенности школьника. У дошкольника имеются две основные группы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе появляется обновленная структура этих отношений. Появляются отношения «ребенок – учитель» и «ребенок – родители».

Отношение «ребенок – учитель» определяют отношения ребенка к родителям и отношения его с другими детьми. Ребенок очень чуток к тому, как учитель относится к тем или иным детям: если он замечает, что у учителя есть «любимчики», то его ореол разрушается. Сначала дети точно следуют указаниям учителя; учитель всегда под контролем и анализом детей.

Достаточно часто у первоклассников повышена утомляемость. Не смотря на физическое развитие, повышенной работоспособности в целом для детей высокая утомляемость остается характерной. Работоспособность резко снижается через 25–30 мин урока и после второго урока. Дети очень утомляются при посещении группы продленного дня, а также из-за повышенного эмоционального насыщения уроков и мероприятий.

Итак, Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Задача родителей, зная все особенности помочь своему ребенку, в этом вам поможет памятка родителей первоклассников.  

Памятка «Функции родителей в организации успешного обучения ребенка»

1.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
2.Не подгоняйте ребенка с утра, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
3.Не отправляйте в школу ребенка без завтрака.
4.Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
5.Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
6.Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
7.Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
8.Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
9.После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
10.Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
11.Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
12.Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребенком. Свои разногласия решайте без ребенка.

13.Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
14.Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
15.Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
16.Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.
17.Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.
18.Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в неприятие его.
19.Покажите ребенку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то, что вы, возможно, думаете, но не говорите.
20.Признайте ребенка здесь и сейчас, на основе настоящих событий.
21.Сохраняйте дружелюбный тон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Возрастные особенности первоклассников"

Данная тема очень хорошо раскрывает возрастные и психологические особенности младших школьников, что необходимо знать родителям при поступлении их детей в школу....

Возрастные особенности первоклассника,помощь ребенку в адаптационный период к школе со стороны родителей

Младший школьный возраст –  это возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятел...

Возрастные особенности первоклассника.

          Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошк...

Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе

Материал для родительского собрания в 1 классе...

Презентация "Возрастные особенности первоклассника" + описания к ней

Мы все и учителя, и тем более, вы - родители, с нетерпением и волнением ждали того дня, когда наш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это очень важное событие в жизни ребёнка. Оно и для ...

Памятка для родителей «Возрастные особенности первоклассников»

В памятке представлена необходимая информация для родителей первоклассников. Её можно предложить для изучения на первом родительском собрании....

Возрастные особенности первоклассника

Первое родительское собрание родителей будущих первоклассников...