Методическая разработка на тему "Безопасное поведение на воде"
методическая разработка по зож (3 класс)

  Куликова Светлана Евгеньевна

Данную разработку можно использовать как полноценное внеклассное занятие по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnoe_povedenie_na_vode.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по предмету

«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

на тему

«Правила безопасного поведения на воде»,

Правила безопасного поведения на воде

Цель  обобщение знаний о правилах поведения на воде в теплое время года.

 

Задачи:

             

1) вспомнить правила безопасности на воде в теплое время года;

2) систематизировать знания о правилах поведения на воде;              

3) продолжать учить быть аккуратными, внимательными и  предупредительными;

4) продолжать учить отгадывать загадки;

5) развивать связную речь, память, мышление, внимание, воображение.

Оборудование: иллюстрации реки, пруда, буйка, водолаза, аквалангиста, карта мира, карточки с правилами поведения на воде в теплое время года, правила поведения в лодке.

Ход урока

Этапы урока, учебные задачи

Содержание урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (варианты ответов)

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

(дети готовы к началу урока, сидят за партами)

Положительный настрой учащихся на урок.

II. Сообщение темы урока.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, о чем они.

Она бежит, струится,                          

 Струйки не бегут.                                

 Склонились молчаливо                        

 Над ней густые ивы.

Он слегка затянут ряской,

На солнце серебрится,

Заколдован, будто в сказке,

 Старый, тихий …      

-  Ребята, сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. Посмотрите на карту мира.  Какой краски на ней больше всего?

- Правильно. Что на физической карте отмечают таким цветом?

- Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом. В каких случаях это может быть?:

- Если произошло наводнение.

 – Когда нас заливают соседи сверху.

 – Если мы купались и начали тонуть.

 -  Молодцы! О стихийных бедствиях и правилах поведения в доме речь пойдет на других уроках, а сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде.

Итак, прочитайте тему нашего урока.

- Река.

пруд

- Синей и голубой.

Воду – реки, моря, озера, океаны.

– Если мы купались и начали тонуть.

Дети читают тему урока.

По мере отгадывания загадок на доске вывешиваются иллюстрации реки и пруда.

На доске висит карта мира.

Тема урока написана на доске.

(оценка деятельности учащихся)

III. Работа по теме урока. Беседа.

- Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.

- В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам?

- Почему летом?

- Для чего вы идете к водоему зимой?

-Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.

-Какие правила вы можете сформулировать?

- Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

- Молодцы! В ваших ответах прозвучало слово "буек". Что оно обозначает?

-Правильно. Вы можете запутаться в рыболовной сети и утонуть. Дно за буйками может представлять опасность – можно пораниться, а также, заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающее мимо морское или речное судно, капитан которого никак не ожидает встретить вас в этом месте.

 С какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?

- Что входит в обязанности капитана?

- Правильно.  А кто  такие

спасатели?

- Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.

 Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.

 Специально для этого урока я подготовила небольшой рассказ о водолазах.

Рассказ  учителя  

«Кто такие водолазы»

Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики еще 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело. Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.

 Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой по нескольку часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное белье, а сверху – "рубаху" – резиновый костюм, к которому привернут металлический шлем со стеклянными окошками.

 Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подметками. Опускают его на глубину на прочной веревке.

 Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.

 С развитием науки люди придумали легкий костюм для водолазов. В нем нет шланга для воздуха. Воздух человек берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью одетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.

– Кого из них чаще можно увидеть у водоема, водолаза или аквалангиста?

- Где вы видели людей с аквалангами?

-В каких ситуациях?

-Чтобы этому научиться, также надо проявлять осторожность и выполнять ряд правил.

Запомните: нельзя без родителей обращаться к аквалангистам и нельзя плавать там, где идет обучение этому виду спорта.

 

- Летом и зимой.

- Летом можно плавать и купаться.

- Кататься на коньках.

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

Не ныряй в незнакомых местах.

Не заплывай за буйки.

Не подплывай близко к судам.

Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

Не заплывай далеко на надувных предметах.

Буек – поплавок, за который нельзя заплывать.

- Со спасателями, капитанами, матросами, водолазами.

- Управлять судном, не сбиваться с маршрута, следить за работой своей команды.

- Летом мы часто видим их у реки. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, если человек начал тонуть.    

- Аквалангиста.

- На море. 

- Аквалангисты обучали отдыхающих пользоваться подводным снаряжением и нырять в нем.

 

На доску вывешиваются правила поведения на воде в теплое время года.

На доску вывешивается иллюстрация буйка.

На доску вывешивается иллюстрация водолаза.

На доску вывешивается  

IV.

Физкультминутка.

Рыбки

 Рыбки весело резвятся

В чистой, тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

V. Продолжение работы по теме урока.

- А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос:

- Какие правила безопасности нарушали дети?

РАССКАЗ ВОДОЛАЗА

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз...

Спас он двести сорок взрослых

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

"Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки:

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки...

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят...

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!"

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

 – Что приходилось наблюдать водолазу?

- А какие животные умеют спасать людей на воде?

- На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?

 

– Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах?

- Плыть на лодке надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.

 Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

 Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.

 В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.

 Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

 Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.

- Нельзя заплывать на лодке в места массового купания? 

-Почему, как вы думаете?

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Три мудреца»

-  Ребята, а как вы думаете, можно ли плавать на совершенно обычных предметах, не предназначенных для плавания? Например, на стуле или столе?

- В одном журнале было написано, что в Англии проводятся соревнования: кто переплывет через Ла-Манш на каком-нибудь странном предмете. И на чем только не плавают: на корыте, на столе и даже в тазике. Но эти соревнования шуточные. Кроме того, переплывают пролив  люди специально подготовленные и в обязательном сопровождении наблюдателей и спасателей.

Три мудреца в одном тазу

 Пустились по морю в грозу.

 Будь попрочнее старый таз,

 Длиннее был бы мой рассказ.

Ребята, чему нас учит это стихотворение?

- Правильно. Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, чтобы не случилось беды. Но если вдруг все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет, не стоит сломя голову бросаться в воду. Спасти утопающего непросто даже взрослому.    - Что же делать?

Если в речке тонет друг,

 Если он идет на дно,

 Кинь ему веревку, круг,

 Палку, мяч или бревно.

- Что же надо делать в первую очередь?

-Правильно. Если возможно, то надо помочь человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придется уже двоих.

 Существует такое выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Как вы его понимаете?

- Действительно, самое главное – не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы, сохранить дыхание, позвать на помощь и какое-то время удержаться на воде.

- Сегодня на уроке мы говорили о правилах поведения на воде. Послушайте еще одно стихотворение и ответьте:                               - Что его герои делали не так?

У большой и глубокой реки

 Жили-были одни чудаки.

 Был у них непослушный характер:

 Выплывали они за фарватер,

 В незнакомых ныряли местах,

 На непрочных катались плотах,

 И дырявую лодку качали,

 И не знали тревог и печали.

 А однажды, во вторник как раз,

 Разноцветный надули матрас

 И поплыли на нем за буйки...

 Больше нет чудаков у реки!

- Какие ошибки допустили чудаки?

-Чем закончился их отдых у воды?

-Чтобы вас не постигла та же участь, надо выполнять правила безопасного поведения.

- Нет.

- Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.

- Нет.

- Нельзя плавать на предметах, не предназначенных для этого.

(ответы детей)

- Сразу надо кричать: "Человек тонет!" –

(ответы детей)

-Кинуть тонущему  какой-либо предмет, который до него долетит и поможет удержаться на поверхности воды.

- Человек должен постараться сам себе как-то помочь.

(ответы детей)

(ответы детей)

- Они утонули.

На доску вывешиваются правила поведения на лодке.

(оценка деятельности учащихся)

VI. Повторение материала, систематизация и обобщение знаний.

- А сейчас послушайте сказку, которая называется «Добрая Ивушка».

Чтение сказки и беседа по вопросам.

Сказка «Добрая Ивушка» -

см. приложение.

Вопросы к сказке

1. Где росла Ивушка?

 2. Куда пришли подружки Ира и Таня?

 3. Что они стали делать у реки?

 4. Почему Ива удержала Таню от купания?

 5. Можно ли купаться в незнакомом месте? Почему?

 6. Куда привел девочек листочек Ивы?

 7. Почему детям нельзя купаться без присмотра взрослых?

 8. Почему в воде не следует затевать шумные игры, хватать друг друга за руки, за ноги?

 9. Кто присматривал за купанием подружек?

(ответы детей на вопросы к сказке)

(оценка деятельности учащихся)

VII. Итог урока.

- О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения на воде вы знаете.

Правила безопасного поведения на воде:

- Чтобы не случилось беды, эти правила надо знать и всегда выполнять!

УРОК ОКОНЧЕН!

(ответы детей)

Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.

Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту, крутом берегу).

Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах, плотах и т.д.).

Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать.

Не ныряй в незнакомых местах.

Не заплывай за буйки.

Не подплывай близко к судам.

Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

Не заплывай далеко на надувных предметах.

Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.

Обобщение знаний о правилах поведения на воде.

(оценка деятельности учащихся)

Приложение

Сказка «Добрая Ивушка»

        Склонилась над водой красивая Ива. Хорошо жилось ей у реки. Ветер ласкал ее ветки, родники поили студеной водой корни, серебряные листочки Ивы вспыхивали на солнце, будто маленькие зеркальца.

        Все любили красавицу Иву. Шустрые рыбешки веселили ее своими играми, птицы, сновавшие между ветвей, радовали щебетом, а дружная утиная семейка любила плавать и нырять под зелеными ветвями, почти касающимися воды, словно под живым зеленым шатром.

        Однажды ясным майским утром Ива услышала вдалеке детские голоса. Скоро на тропинке появились две подружки — Ира и Таня.

 — Ах! Как здесь чудесно, — воскликнула одна из них. — Может быть, отдохнем, посидим на травке?

 — С удовольствием! — согласилась другая.

        Девочки, расстелив на траве ветровки, сели на берегу

 реки и засмотрелись на быстрые струйки. Текучая речная вода заворожила их.

        Надо вам сказать, что когда девочки только появились на берегу, обитатели этого тихого местечка насторожились: Ивушка перестала шелестеть листьями, серая уточка вместе с утятами спряталась в зарослях осоки, рыбки исчезли в глубине, даже лягушки прервали свою нескончаемую весеннюю песенку. Но скоро все поняли, что подружки никому не причинят вреда, и успокоились.

        Ива снова зашелестела листьями, утки стали плавать под ее шелковистым навесом, рыбки резвиться на песчаной отмели, а лягушачий хор продолжал петь.

        Солнышко разморило девочек, и младшая, Ира, незаметно задремала. Солнце между тем поднималось все выше и припекало сильнее.

        «Ух, как жарко! — подумала Таня. — Хорошо было бы искупаться в речке».

Девочка быстро сняла с себя панамку, майку и шортики и побежала к реке.

«Теплая! Можно купаться», — решила Таня.

        Но только она захотела шагнуть в воду, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее. Может быть, вы догадались, что это добрая Ивушка обхватила девочку гибкими ветвями и удержала на берегу. Ведь Ива хорошо знала, что берег здесь крутой и обрывистый, а дно илистое. Это безлюдное место не очень-то подходило для детского купания: ведь девочка могла попасть в глубокую яму или омут.

        Напрасно Таня пыталась вырваться из объятий дерева. Ива крепко держала ее и тихонько шелестела листочками, будто шептала:

 — Поверь мне, Ивушке. Здесь нельзя купаться. Дно вязкое, кругом глубокие ямы да омуты.

        Девочка прислушалась к словам Ивы, перестала вырываться и робко спросила:

 — Где же искупаться можно? Ведь очень жарко.

 — Я брошу в воду листочек. Он поплывет по течению, а вы бегите за ним по тропинке. Листочек приведет вас в хорошее для купания место, — объяснила Ива.

 — Спасибо, Ивушка! — поблагодарила Таня.

        В это время проснулась ее подруга, Ира, и девочки пошли по тропинке, вьющейся вдоль реки.

        Впереди, как маленькая лодочка, плыл серебристый листок Ивы. Скоро он привел подружек на речную отмель. Здесь купались дети. Кое-кто загорал на теплом песке, кто-то барахтался у берега под присмотром мам и бабушек.

 — Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, — предложила Таня.

 — Таня! Ира! — окликнул девочек знакомый голос.

 Таня обернулась и увидела свою бабушку.

 — Я уже тревожиться стала и пошла вас искать, — объяснила бабушка.

 — Бабуль! Можно мы искупаемся? — спросила Таня.

 — Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами.

 — Ирочка! Ты плавать-то умеешь?

 — Конечно, умею! — гордо ответила девочка. — Я всю зиму с мамой в бассейн ходила.

 — Ну и хорошо! Только далеко не заплывайте и не шалите в воде!

 — Ладно, бабуль, не будем, — пообещала Таня.

 И подружки побежали купаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного воспитательного мероприятия У ВОДЫ БЕЗ БЕДЫ

Цель: в интерактивной форме познакомить детей с экологическими и социальными аспектами проблемы нехватки воды, с ЧС, связанными с избыточным притоком воды и ЧС на воде, а также использованием воды при...

Методическая разработка урока «Водоём – дом из воды»

Материал предназначен для учащихся 3-х классов при изучении темы «Водоём – дом из воды» по программе "Перспектива". Данная методическая разработка содержит технологическую ...

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания".  Данная разр...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ (2 КЛАСС) «Вода – наш друг. Правила поведения на воде»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ «Вода – наш друг. Правила поведения на воде»...

Методическая разработка "Что мы знаем о воде?"

Урок по окружающемй миру во 2 классе...

Методическая разработка урока «Водоём – дом из воды»

Материал предназначен для учащихся 3-х классов при изучении темы «Водоём – дом из воды» по программе "Перспектива". Данная методическая разработка содержит технологическую ...