Физкультурные минутки в начальной школе
план-конспект занятия по зож (1 класс)

Тимошенко Олеся Николаевна

Подборка упражнений для реализации здоровьесберегающей технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkulturnye_minutki_v_nachalnoy_shkole.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурные минутки в начальной школе.

   С учётом детского организма физиологи для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы.

   Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физминутки, является 15-я – 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физминутки на каждом уроке.

Требования к проведению физкультминуток

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  • Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
  • Для каждого класса необходимо выработать 2 – 3 условных вербально – поведенческих знака ( «якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса).

Зарядка.

Одолела вас дремота,

Шевельнутся неохота?

Ну – ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

На морозе.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем приседаем,

Никогда не замерзаем.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Лягушки.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Речка.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Хомка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хомка хочет сильным стать.

Упражнения для кистей рук.

Солнышко.

 - Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

 - Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

 - Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Засолка капусты.

Мы капусту рубим.

Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.

Мы капусту трём.

Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.

Мы капусту солим.

Движением пальцев имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмём.

Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Волшебные пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Дети отдельно массируют каждый пальчик той рукой, которой пишут, приговаривая при этом слова.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Далее каждой строчке соответствует движение, о котором в ней говорится.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайся детвора!

В школу пальчикам пора!

Гимнастика для глаз.

Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Упражнения, корректирующие осанку

Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

 в) на пятках, руки на голову.

Мы провели осанку

И свели лопатки.

Мы подходим на носках,

Мы идём на пятках.

Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

В лесу.

Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд.

Мы шли, шли, шли.

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод(черничка, голубичка, ежевичка и. т. д.).

Мы шли, шли, шли,

Наконец, домой пришли. 

                                                                                                 

     

                       Математика

                       1 класс (от 1 до 10)

Цифра 1

 На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

 Если ты солдатик смелый.

Цифра 2

Самолёт

Руки ставим все вразлёт:

Появился самолёт,

Мах крылом туда-сюда,

Делай раз и делай два.

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись.

Цифра 3

Митя шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз-грибок,

Два -грибок,

Три -грибок,

Положил их в кузовок.

Цифра 4

Мельница

Наклоняемся вперёд,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелась, закружилась.

Цифра 5

Солнце глянуло в кроватку…

1,2,3,4,5,

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

1,2,3,4,5.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Цифра 6

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за парту сесть опять.

Цифра 7

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Цифра 8

1,2 – выше голова,

3,4 – руки шире,

5,6, - тихо сесть,

7,8 – лень отбросим.

Цифра 9

Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Цифра 10

1,2,3,4,5,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул 10 раз.                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                    Составила: Тимошенко О.Н.                

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные минутки в начальной школе

В материале представлено описание различных видов физкультурных минуток и примеры каждого вида. Материалы могут быть использованы учителями начальных классов в практике организации здоровьесберегающих...

Учебно-методическое пособие "Физкультурные минутки на уроках в начальной школе"

Использование физкультминуток в стихах на уроках математики, письма и окружающего мира....

Физкультурные минутки в начальной школе

Материал будет востребован на каждом уроке....

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Отдых играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии...

Физкультурная минутка в начальной школе

Физкультурная минутка в начальной школе...

Физ.минутка для начальной школы

Физическая разминка на уроках музыки с элементами метро-ритмических упражнений....