Профилактика инфекционных заболеваний
план-конспект урока по зож (2 класс)

Иваненко Елена Юрьевна

Урок для 2 класса на тему "Профилактика инфекционных заболеваний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zabolevaniy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Профилактика инфекционных заболеваний»(2 класс)

Ход урока:

1. Игра «Пожелания»

-Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме. Самоопределение к деятельности.

- Кто из вас в этом учебном году болел 1 раз? …2 раза?

- А кто – ни разу?

- Про таких людей говорят: «У них крепкое здоровье». 

- Хорошо ли быть здоровым человеком? Почему?

   Древние ученые считали, что организм человека рассчитан на 150-170 лет. Просто некоторые люди не умеют сохранять свое здоровье, не знают, как это можно сделать. Тогда и появилась эта пословица:

На доске: Здоровье погубишь – новое не купишь.

- Как вы её понимаете?

-Самое ценное у человека здоровье. Его нужно беречь смолоду.

-Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

-Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

-Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

-У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. 

  1. Простудные заболевания.

Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово «инфекция» означает заражать, портить. Источники заражения могут быть разные. Заразиться можно от человека можно от животного. Подхватить простуду проще простого. Стоит переохладиться на ветру или замерзнуть на остановке, и уже на следующий день, а то и раньше, инфекция проявит себя в виде головной боли, насморка, повышенной температуры. Также к основным симптомам данного заболевания относится кашель, боль в горле, заложенный покрасневший нос, слабость и т.д.

Иногда и переохладиться не обязательно: вирусная инфекция может «подстеречь» в транспорте, торговых центрах и других общественных местах. Простуду очень легко «подхватить» маленьким детям, людям с низким иммунитетом, особенно, страдающими хроническими заболеваниями, пожилым, и людям, недавно перенесшим какое-либо заболевание.

Инфекция распространяется микроорганизмами- микробами, которые живут в воздухе, воде, пище, земле. Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов многоразового использования, шприца или при лечении зубов. Замечательно, что человек, если перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он ею уже не заболевает. У организма вырабатывается невосприимчивость к такой болезни - иммунитет.

2.Актуализация опорных знаний.

Чистота — залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе,

И на суше, и в воде.

 

Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

 

Всякий раз, когда едим,

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем.

 

Физкультурой занимайся,

Чтоб здоровье сохранять,

И от лени постарайся

Побыстрее убежать.

 

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

-Ребята, скажите, пожалуйста, о чём или о ком говорится в стихотворении?

(о микробах)

- Что вам известно о микробах?

- Как вы думаете, почему наш сегодняшний разговор пойдет о микробах?

- Что бы вы хотели узнать о микробах?

Напишите вопросы на листочках.

Ответы детей.

Микробы (микроорганизмы, бактерии) – это мельчайшие живые организмы, видные только в микроскоп. Могут вызывать болезни человека, животных, растений.

-Сегодня мы совершим увлекательно-познавательную экскурсию по стране

«Микробии».Как и во всех странах в «Микробии» есть города. И как вы думаете, в этой стране какой может быть главный город? (Ответы детей)

3.Микробово- главный город Микробии.

- Как вы думаете, о чем мы узнаем в этом городе? (Ответы детей)

- А вы знаете кто такие микробы? Какие они бывают? Какую пользу они приносят?

1-ученик: Если взглянуть в микроскоп на капельку крови больного, томожно увидеть крохотные палочки, спиральки. Это и есть вредители-микробы: бактерии, бацильные, вирусные.

2-ученик: Микробы обитают везде- в воздухе, в воде, в продуктах, в земле.

3-ученик:Но вредят они нашему организму тогда, когда их количество резко увеличивается, а организм ослаблен, не может сопротивляться большому количеству микробов.

4-ученик: Они попадают в нас и отравляют нашу кровь ядом, вызывая болезнь. При этом температура тела повышается. И как вы думаете, что обычно люди делают. (Обращаются к врачу.)

4.Лечебный.

Вам предстоит встреча с врачом. Вы боитесь, нервничаете. Попробуйте найти слова, которые вас поддержат, убедят в необходимости посещения доктора. Соберите эти слова и напишите их в тетрадь. (Ответы детей.)

- Хорошо молодцы. А теперь скажите, что же надо делать, чтобы вылечиться?

5-ученик: Когда инфекция, состоящая из микробов, начинает захват организма, срочно ложись в постель и пей побольше жидкости: чай из трав с медом, с малиной, горячее молоко. Помогайте лейкоцитам, ведь они вступают с микробами в бой.

5. Витаминный.

Кто-то уже сказал, что принимать витамины, чтобы укрепить свой организм. Следующий город – так и называется Витаминный.

6-ученик: Чтобы не пропустить микробы, нужно укреплять защитные силы организма: кушать пищу богатую витаминами, особенно с витамином С, он тоже ведет бой с микробами, чаще мыть руки, больше  бывать на свежем воздухе. Вот простые правила- борьбы с микробами.

6.Фантазия.Этот город у них называется очень интересно, необычно- стафилококки. Давайте нарисуем бой с микробами и придумаем про них загадку!

Дайте 3 слова – характеристики к микробам.

Какой?                               Что такое же?

Страшный                         Чудовище

Малюсенький                    Капелька

Опасный                             Преступник

У меня получилась загадка: Страшный, как чудовище, малюсенький, как капелька, опасный как преступник.

Сейчас нас ждет еще один город.

-Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу,

А поганый грипп в носу!.. 

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых                 вирусом гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

 «Симптомы гриппа»

  • Высокая температура;
  • Озноб и слабость;
  • Боль и ломота во всем теле;
  • Кашель;
  • Головная боль;
  • Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39 С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

4. Оздоровительная  физминутка.

Учитель (говорит текст, все выполняют действия)

Но, чтобы было все в порядке,

Начнем, конечно, мы с зарядки.

Мы умеем топать, топать

И в ладоши хлопать, хлопать.

Мы умеем потянуться,

Друг на друга оглянуться.

И кругом все повернуться,

И друг другу улыбнуться.

Мы, как зайцы, прыг да скок.

Мы, как мишки, топ, топ, топ.

А потом - шагать, шагать,

Никому не отставать.

Бодрым шагом и с любовью

Мы идем в Страну здоровья.

5.Профилактика»

Гриппом может заболеть даже вполне здоровый человек, спортсмен. И ученые придумали еще одну защиту от таких болезней - это прививка. Осенью по всей стране проводится вакцинация населения против гриппа.

Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

  • В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

- избегать тесных контактов с больными людьми;

- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

  • Правильное использование медицинской маски поможет уберечь  себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

-Конечно, можно лечиться лекарственными средствами, а можно и народными средствами.

На доске таблица с новыми словами:

Лекарства

Народная медицина

-Какие лекарства вы знаете? ( таблетки, микстуры, капли, сиропы)

-А какие народные средства? (травы)

Задание  «Угадай название лекарственных трав».

Белая корзинка.
Золотое донце.
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце.
(ромашка )

С моего цветка берет
Пчелка очень вкусный мед,
А меня ж все обижают-
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)


Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
( малина)

-А какое колючее лечебное растение растет в наших лесах, и его плоды очень вкусные?

- Это действительно шиповник. А почему растение получило такое название? (из-за шипов).

Учитель: А что ещё нужно делать, чтобы не заболеть?   Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

Профилактика  гриппа  состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни: см. плакат «Чтобы быть здоровым»

-Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,                              

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ... ( Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.   (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий ...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

 Голова бела, кудрява.

 Кто любит щи -

 Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

 К осени одна краснеет, другая чернеет.  (Красная и черная смородины)

9. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти  как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон) 

6. Составление памятки по профилактике ОРВИ и гриппа:

- соблюдение режима дня (достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, избегать физических и умственных перегрузок);

- избегать как переохлаждений, так и перегревания;

- регулярно и тщательно мыть руки с мылом;

- использовать индивидуальные или одноразовые полотенца;

- во время кашля и чихания прикрывать рот и нос одноразовым платком;

- проведение регулярного проветривания и влажной уборки квартиры;

- проведение закаливающих мероприятий

-Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП!

7. Обобщение знаний: Блиц-опрос «Правда ли, что…?»

– …чтобы защититься от микробов, надо чаще мыть руки с мылом? (Да.)

– …что зарядка – источник бодрости и здоровья? (Да.)

– …что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)

– …что йогурт полезнее молока? (Нет.)

– …что летом можно запастись витаминами целый год? (Нет.)

– …чтобы сохранить зрение, надо их чистить не меньше 2 раз в день? (Да.)

- ... что обливание прохладной водой укрепляет здоровье? (Да.)

- … что питье очень холодной воды в жаркий день закаливает горло? (Нет.)

- … чтобы беречь зрение, надо читать лежа? (Нет.)

- … что микробы очень малы, и поэтому с организмом человека справиться не могут? (Нет.)

8.Рефлексия

- Можно помочь себе сохранить здоровье на многие годы?

- Когда надо начинать укреплять свое здоровье?

- Перечислите способы сохранения здоровья.

 Игра "Хлопки"

-Хлопните в ладоши, если услышите слово, характеризующее здорового человека: красивый,сутулый, сильный,ловкий, бледный, румяный,стройный, толстый, крепкий, неуклюжий, подтянутый.

- Вот какая новая поговорка появилась в наши дни. Почему так говорят?

На доске: Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.  Здоровье - это наш клад, самое большое богатство и его надо беречь. Если нет здоровья, нет счастья, нет настроения. Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Этап рефлексии.

- А сейчас, я попрошу подвести итог и оценить свою работу на уроке.

Перед вами увеличенная модель микроба. Прикрепите на него:

зеленый кружок - если своей работой на уроке вы довольны, у вас все получилось;

желтый - если старались, но не все смогли сделать;

красный - если урок был вам неинтересен и ничего нового вы не узнали.

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Микробы в микробе! Вопрос для самых любознательных: а есть ли микробы у микробов. Надеюсь, что на следующий урок кто-то из вас сможет ответить на этот вопрос. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессиональных заболеваний глазами детей

В процессе трудовой деятельности на работающего воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье. Не представляет сомнений и...

профилактика соматических заболеваний у обучающихся начальной школы

Забота о сохранении здоровья детей  позволяет мне расширить практические задачи, направленные на здоровьесберегающие технологии. Я  тесно сотрудничаю с психологической и медицинской слу...

Презентация по профилактике простудных заболеваний.

С приходом осени, зимы, а порой и ранней весны, все родители  начинают переживать за своих детишек – ведь именно на эти сезоны приходится «расцвет» гриппа, ОРЗ и...

Внеклассное занятие "Инфекционные заболевания"

Внеклассное занятие, способствует доведению до сознания детей того, что здоровье - главная ценность в жизни....

Выступление на родительском собрании «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний для укрепления здоровья младших школьников»

Выступление на родительском собрании«Профилактика простудных  и инфекционных заболеваний для укрепления здоровья младших школьников»...

Конспект внеклассного мероприятия "Гигиена подростка и профилактика инфекционных заболеваний" (3 класс)

Цель: познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных заболеваний.Задачи:Дидактические: изучить сущность и понятие "гигиена", обучить профилактическим мерам при инфекцио...