Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"
учебно-методический материал

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx38.52 КБ
Файл zozh.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната»

Открытое мероприятие на  методическом объединении воспитателей.

                           

                                  Подготовил: воспитатель Мельникова Ю. В.

                                     

2021г.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:  обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочное время;

-убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;

-расширить знания детей о здоровом образе жизни, правильном питании, о правилах гигиены;

-сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих;

- воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться.

    Сегодня мы собрались на очень интересное занятие. А вот о чем  будем говорить  вы узнаете из стихотворения, которое прочитает нам

  (Слайд 1)

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!


Так как вы думаете о чем сегодня мы будем с вам беседовать?

(О здоровом образе жизни)

                   

    Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым , энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать.

       Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется , что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоится.

   Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

 Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.

  Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.  (Слайд 2)

-Как вы думаете почему?

- А что такое здоровье?

( когда тебе хорошо, когда ничего не болит, когда ничего не мешает радоваться жизни.Когда можешь выполнить любую работу, это красота, сила, выносливость, стройность…)

- А что надо чтобы здоровье было хорошим?

  ( заниматься спортом, делать зарядку, соблюдать режим дня, правильно питаться, имеет  хорошее настроение)  (Слайд 3)

-А теперь давайте поговорим об основных составляющих здорового образа жизни.

 

 РЕЖИМ ДНЯ.

(Слайд 4)

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.

    Мы много говорили о режиме дня и сегодня еще раз вспомним как надо его построить.

Просто надо не забыть.

Как построить режим дня.

Повторим его , друзья.!

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Сделать легкую зарядку

И убрать свою кроватку.

Душ принять.

И завтрак съесть!

А потом за парту сесть!

На занятиях сиди

 И все тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай:

Но только не валяйся.

Гуляй, закаляйся!

Покушав, можешь сесть

Выполнять задания.

Все в порядке  если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

(  Слайд 5)

-А теперь посмотрите на слайд это Александр Васильевич Суворов – один из выдающихся русских военачальников, в детстве был очень слабым и хилым ребенком. С самого детства он очень хотел стать военным . но понимал. Что это невозможно- слишком  плохим было его здоровье.

       Тайком от няни он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера.

 Зимой , когда все еще спали, он выбегал на улицу и натирался снегом.

       Все, кто изучал биографию Суворова , говорят о том, что он стал здоровым только благодаря зарядке, режиму  дня и физическим упражнениям.

       Знаете ли вы, что свой переход с солдатами через Альпы он совершил в 70 лет?

Каким же был режим дня А.В.Суворова?

   Он вставал в два часа ночи и в течение часа делал зарядку на улице в любую погоду.

Затем он обливался холодной водой . Если рядом была речка, он по часу плавал в реке.

 Затем пил 2-3 чашки молока , а потом начинал петь, потому что считал , что пение помогает справится с трудностями.

Затем начиналось его обычное утро командира. Вечером он отправлялся на пешую прогулку, которая занимала 2часа. В 10 вечера он ложился спать.

- Хотите быть такими же сильными и здоровыми?  

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

( Слайд 6)

  Я хочу, друзья , признаться

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься,

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда,

За усердие твое.

 - А как мы просыпаемся? Очень важно , чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить энергию и здоровье. « Доброе утро»  - скажите себе и близким.

- А теперь я предлагаю вам сделать гимнастику. Она поднимет вам настроение и укрепит ваше здоровье. (Слайд 7)

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой, раз, два.

(Ходьба на месте).

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Опускаем и поднимаем плечи)

Руки перед грудью ставим.

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками).

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно.

(Прыжки на месте).

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте).

От души мы подтянулись,

(Подтягивание руки вверх и в стороны).

И на место вновь вернулись.

 Вывод: Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть препятствия,  огорчения, переживания.  

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ. (Слайд 8)

ГИГИЕНА.

( Слайд 9)

Что такое гигиена? – 
Знать не знает грязный Гена.
Потому что свиньям друг –
Никогда не моет рук.
Не расчёсан, он – как ёжик!
На репейник жуть похожий.
Но не иглами он страшен –
Будто грязью весь покрашен.
Кто грязнуля, выйдет вон.
– Это, верно, будет – он!

- Что такое гигиена?

гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. ( Слайд 10)

- Какие предметы относятся к личной гигиене?( расческа, зубная щетка, носовой платок, мыло…) (Слайд 11)

- Какие правила гигиены вы знаете?

   ( мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

      никогда не есть немытые овощи  и фрукты;

      чистить зубы 2 раза в день- утром и вечером;

       умываться по утрам и вечерам;

       уметь пользоваться носовым платком;

       расчесываться;)

(Слайд 12)

   Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как вообще появились зубные щетки? Известно, что наши далекие предки, жившие в пещерах, щетками не пользовались. Результат был плачевным – уже лет в 30-35 они теряли зубы, а без них выжить было сложно, ведь основой рациона было мясо.

   Что только они не перепробовали люди в поисках подходящего средства  для очищения зубов. Древние греки , например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десны . В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком…А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната,

   Изобретение зубной щетки. Для того чтобы появился более или менее похожий на современную зубную щётку инструмент, потребовались века. Только в 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского вепря. Правда, использовалась эта щетка «всухую», т. е. без зубной пасты или очищающего порошка. Щетинки выбирали самые твёрдые и прочные — с хребта вепря (Жесткая шерсть Кабана). Крепили щетинистую головку не параллельно ручке, как мы привыкли, а перпендикулярно, чтобы было удобнее чистить. А первая зубная щетка, напоминающая современные, была изготовлена в Китае в 15-ом веке.

   В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней . В Х!Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многого другого.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ.

(Слайд 13)

Хочешь быть здоровым, сильным?
Занимайся спортом ты!
И тогда добиться в жизни,
Сможешь очень много ты!

   Ты – ЧЕЛОВЕК и должен помнить , что природа заложила в тебе ежечасную потребность в движении. Живи в гармонии со своим телом.

Ведь никто не позаботится о тебе лучше , чем ты сам.

-А теперь давайте выполним задание.

- Выбери слова для характеристики здорового человека.

(Слайд 14)

Красивый                 Сильный   Слабый

сутулый                    стройный

Ловкий                       толстый

Бледный                     неуклюжий

Румяный                    подтянутый                    

Статный                     крепкий

- Как понимаете слово статный?

В русских народных сказках часто описывают царевна:

            Жила- была царевна-краса- Золотая коса.

             По земле шла словно лебедь плыла,

             И статна и величава, и осанкою красива…

                            ( сказка о Василисе-красе- Золотой косе.)  

Статный- стройный, хорошо сложен.

( обсуждение с учащимися слов «стать» и «осанка».) (Слайды 15,16)

Осанка - положение тела, когда человек стоит, сидит или двигается. Человек, имеющий хорошую осанку, всегда выглядит стройным, опрятным и вызывает уважение окружающих. Плечи у него отведены назад, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо. Обладатель правильной осанки всегда кажется выше ростом. Его походка лёгкая и упругая.

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

                            ( спортсмены, артисты, балерины, военные…)

Упражнение « За водой».  (Слайд 17)

В далекой Индии- вода дорогое удовольствие. Люди ходили за водой , неся наполненный кувшин на голове. Чтобы кувшин удержать на голове, надо идти прямо, держать осанку или кувшин упадет.

Попробуем вместе с ними отправится к ручью.  На голову положим спичечный коробок, это наш кувшин.

Упр.1 – выпрямить спину и удержать коробок на голове.

Упр.2- поочередно поднимать ногу, как –будто шагаешь.

Упр.3- поднимание и опускание рук.

При этом нужно сохранять равновесие и не потерять «кувшинчик»

ПИТАНИЕ.

    (Слайд 18)

Учить уроки, чтоб на «пять»,

     И спортом заниматься,

     Чтоб мозг и мышцы укреплять,

      Нам надо правильно питаться.

Почтальон принес письмо от Карлсона. (Слайд 19)

« Здравствуйте , друзья! Свое письмо пишу из больницы.

У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки. Доктор говорит , что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверно, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.»

- Ребята.верно ли Карлсон составил меню?

Сейчас мы идем в магазин и выберем продукты для него.

   Рыба                   « Пепси»

   Кефир                  Чипсы

   « Геркулес»          Жвачка

    Мясо                    Морковь

   Шоколад               Лук

Мы выбрали самые полезные продукты. (Слайд 20)

Рыба, мясо, молочные продукты нужны нашему организму , чтобы быть сильными.  

Мед, « Геркулес», гречка дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать.

Овощи и фрукты содержат много витаминов, которые помогают организму расти развиваться.

- Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.

Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются , а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе человека регулярно. Основные группы витаминов :

 (Слайд 21) - Витамин А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение.

Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

(Слайд 22) -Витамин С- прячется в чесноке, капусте. Луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

(Слайд 23)  -Витамин Д сохраняет зубы. Без него зубы становятся хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе , твороге. Загорая на солнце , мы тоже получаем витамин Д.

Оздоровительная минутка « Вершки и корешки». (Слайд 24)

- Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов. Надо присесть. Если наземные- встать во весь рост и вытянуть руки вверх. ( Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)

 

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

(Слайд 25)

  Без хорошего настроения ничего не получится.

   Оказывается, что плохое настроение могут принести вред  нам и нашим близким.

   Давайте больше улыбаться  и радоваться окружающему миру. А если случиться какая-либо неприятность, то знайте: сегодняшняя большая неприятность через несколько дней будет вами забыта. Вот и не стоит из-за нее расстраиваться и огорчать своих близких, тех людей , которые любят вас.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Что такое привычка? (Привычка- это особенность человека привыкать к каким - то действиям или ощущениям.)

 (Слайд 26) Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

 (Слайд 27) Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

  А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

   (Слайд 28) К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  1. Алкоголизм
  2. Наркомания
  3. Курение
  4. Игровая зависимость или лудомания
  5. Телевизионная зависимость
  6. Интернет-зависимость
  7. Привычка грызть ногти
  8. Техномания
  9. Привычка грызть карандаш или ручку
  10. Привычка сплёвывать на пол
  11. Употребление нецензурных выражений
  12. Злоупотребление “словами-паразитами”
  13. Привычка  завидовать  другим
  14. Недооценивать  себя
  15. Привычка кому-то подражать
  16. Привычка опаздывать
  17. Крайняя болтливость
  18. Лень и неряшливость

   Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

- Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия. 

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое  заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

   Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого. 

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают. 

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

   Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

   Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек(Слайд 29)

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

     Подведение итогов:

(Слайд 30)

Я желаю вам, ребята.быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться , руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И , конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Список литературы:

1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги уроки здоровья. 1-5 классы.-М.: ВАКО,                   2004.-152с.- (Мастерская учителя).

2. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки/сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 173с.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с.- ( Педагогика. Психология. Управление).

4.Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135уроков здоровья (1-4классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005, 208с.-( Мастерская учителя).

5.Ура, физкультура!: Учеб. Для учащихся 2-4кл. четырехлет. нач. шк. / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова.- 4-еизд.- М.: Просвещение, 2000.- 95с.

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната»

Открытое мероприятие на  методическом объединении воспитателей.

                           

                                  Подготовил: воспитатель Мельникова Ю. В.

                                     

2021г.



Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната»

Открытое мероприятие на  методическом объединении воспитателей.

                           

                                  Подготовил: воспитатель Мельникова Ю. В.

                                     

2021г.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:  обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочное время;

-убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня;

-расширить знания детей о здоровом образе жизни, правильном питании, о правилах гигиены;

-сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих;

- воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться.

    Сегодня мы собрались на очень интересное занятие. А вот о чем  будем говорить  вы узнаете из стихотворения, которое прочитает нам

  (Слайд 1)

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты -
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!


Так как вы думаете о чем сегодня мы будем с вам беседовать?

(О здоровом образе жизни)

                   

    Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым , энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать.

       Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется , что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоится.

   Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

 Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения.

  Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.  (Слайд 2)

-Как вы думаете почему?

- А что такое здоровье?

( когда тебе хорошо, когда ничего не болит, когда ничего не мешает радоваться жизни.Когда можешь выполнить любую работу, это красота, сила, выносливость, стройность…)

- А что надо чтобы здоровье было хорошим?

  ( заниматься спортом, делать зарядку, соблюдать режим дня, правильно питаться, имеет  хорошее настроение)  (Слайд 3)

-А теперь давайте поговорим об основных составляющих здорового образа жизни.

 

 РЕЖИМ ДНЯ.

(Слайд 4)

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.

    Мы много говорили о режиме дня и сегодня еще раз вспомним как надо его построить.

Просто надо не забыть.

Как построить режим дня.

Повторим его , друзья.!

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Сделать легкую зарядку

И убрать свою кроватку.

Душ принять.

И завтрак съесть!

А потом за парту сесть!

На занятиях сиди

 И все тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай:

Но только не валяйся.

Гуляй, закаляйся!

Покушав, можешь сесть

Выполнять задания.

Все в порядке  если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

(  Слайд 5)

-А теперь посмотрите на слайд это Александр Васильевич Суворов – один из выдающихся русских военачальников, в детстве был очень слабым и хилым ребенком. С самого детства он очень хотел стать военным . но понимал. Что это невозможно- слишком  плохим было его здоровье.

       Тайком от няни он стоял часами на ветру в осенние дождливые вечера.

 Зимой , когда все еще спали, он выбегал на улицу и натирался снегом.

       Все, кто изучал биографию Суворова , говорят о том, что он стал здоровым только благодаря зарядке, режиму  дня и физическим упражнениям.

       Знаете ли вы, что свой переход с солдатами через Альпы он совершил в 70 лет?

Каким же был режим дня А.В.Суворова?

   Он вставал в два часа ночи и в течение часа делал зарядку на улице в любую погоду.

Затем он обливался холодной водой . Если рядом была речка, он по часу плавал в реке.

 Затем пил 2-3 чашки молока , а потом начинал петь, потому что считал , что пение помогает справится с трудностями.

Затем начиналось его обычное утро командира. Вечером он отправлялся на пешую прогулку, которая занимала 2часа. В 10 вечера он ложился спать.

- Хотите быть такими же сильными и здоровыми?  

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА.

( Слайд 6)

  Я хочу, друзья , признаться

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься,

Что советую и вам.

Всем зарядку делать надо,

Много пользы от нее.

А здоровье – вот награда,

За усердие твое.

 - А как мы просыпаемся? Очень важно , чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить энергию и здоровье. « Доброе утро»  - скажите себе и близким.

- А теперь я предлагаю вам сделать гимнастику. Она поднимет вам настроение и укрепит ваше здоровье. (Слайд 7)

А теперь на месте шаг

Выше ноги! Стой, раз, два.

(Ходьба на месте).

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Опускаем и поднимаем плечи)

Руки перед грудью ставим.

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками).

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно.

(Прыжки на месте).

Мы колени поднимаем-

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте).

От души мы подтянулись,

(Подтягивание руки вверх и в стороны).

И на место вновь вернулись.

 Вывод: Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть препятствия,  огорчения, переживания.  

ЗДОРОВЬЕ В ПОРЯДКЕ – СПАСИБО ЗАРЯДКЕ. (Слайд 8)

ГИГИЕНА.

( Слайд 9)

Что такое гигиена? – 
Знать не знает грязный Гена.
Потому что свиньям друг –
Никогда не моет рук.
Не расчёсан, он – как ёжик!
На репейник жуть похожий.
Но не иглами он страшен –
Будто грязью весь покрашен.
Кто грязнуля, выйдет вон.
– Это, верно, будет – он!

- Что такое гигиена?

гигиена — это гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. ( Слайд 10)

- Какие предметы относятся к личной гигиене?( расческа, зубная щетка, носовой платок, мыло…) (Слайд 11)

- Какие правила гигиены вы знаете?

   ( мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;

      никогда не есть немытые овощи  и фрукты;

      чистить зубы 2 раза в день- утром и вечером;

       умываться по утрам и вечерам;

       уметь пользоваться носовым платком;

       расчесываться;)

(Слайд 12)

   Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как вообще появились зубные щетки? Известно, что наши далекие предки, жившие в пещерах, щетками не пользовались. Результат был плачевным – уже лет в 30-35 они теряли зубы, а без них выжить было сложно, ведь основой рациона было мясо.

   Что только они не перепробовали люди в поисках подходящего средства  для очищения зубов. Древние греки , например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десны . В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком…А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната,

   Изобретение зубной щетки. Для того чтобы появился более или менее похожий на современную зубную щётку инструмент, потребовались века. Только в 1498 году в Китае придумали прикрепить к ручке из бамбука небольшое количество щетинок сибирского вепря. Правда, использовалась эта щетка «всухую», т. е. без зубной пасты или очищающего порошка. Щетинки выбирали самые твёрдые и прочные — с хребта вепря (Жесткая шерсть Кабана). Крепили щетинистую головку не параллельно ручке, как мы привыкли, а перпендикулярно, чтобы было удобнее чистить. А первая зубная щетка, напоминающая современные, была изготовлена в Китае в 15-ом веке.

   В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней . В Х!Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многого другого.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ.

(Слайд 13)

Хочешь быть здоровым, сильным?
Занимайся спортом ты!
И тогда добиться в жизни,
Сможешь очень много ты!

   Ты – ЧЕЛОВЕК и должен помнить , что природа заложила в тебе ежечасную потребность в движении. Живи в гармонии со своим телом.

Ведь никто не позаботится о тебе лучше , чем ты сам.

-А теперь давайте выполним задание.

- Выбери слова для характеристики здорового человека.

(Слайд 14)

Красивый                 Сильный   Слабый

сутулый                    стройный

Ловкий                       толстый

Бледный                     неуклюжий

Румяный                    подтянутый                    

Статный                     крепкий

- Как понимаете слово статный?

В русских народных сказках часто описывают царевна:

            Жила- была царевна-краса- Золотая коса.

             По земле шла словно лебедь плыла,

             И статна и величава, и осанкою красива…

                            ( сказка о Василисе-красе- Золотой косе.)  

Статный- стройный, хорошо сложен.

( обсуждение с учащимися слов «стать» и «осанка».) (Слайды 15,16)

Осанка - положение тела, когда человек стоит, сидит или двигается. Человек, имеющий хорошую осанку, всегда выглядит стройным, опрятным и вызывает уважение окружающих. Плечи у него отведены назад, грудь приподнята, спина ровная, голова держится прямо. Обладатель правильной осанки всегда кажется выше ростом. Его походка лёгкая и упругая.

- Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

                            ( спортсмены, артисты, балерины, военные…)

Упражнение « За водой».  (Слайд 17)

В далекой Индии- вода дорогое удовольствие. Люди ходили за водой , неся наполненный кувшин на голове. Чтобы кувшин удержать на голове, надо идти прямо, держать осанку или кувшин упадет.

Попробуем вместе с ними отправится к ручью.  На голову положим спичечный коробок, это наш кувшин.

Упр.1 – выпрямить спину и удержать коробок на голове.

Упр.2- поочередно поднимать ногу, как –будто шагаешь.

Упр.3- поднимание и опускание рук.

При этом нужно сохранять равновесие и не потерять «кувшинчик»

ПИТАНИЕ.

    (Слайд 18)

Учить уроки, чтоб на «пять»,

     И спортом заниматься,

     Чтоб мозг и мышцы укреплять,

      Нам надо правильно питаться.

Почтальон принес письмо от Карлсона. (Слайд 19)

« Здравствуйте , друзья! Свое письмо пишу из больницы.

У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звездочки. Доктор говорит , что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверно, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.»

- Ребята.верно ли Карлсон составил меню?

Сейчас мы идем в магазин и выберем продукты для него.

   Рыба                   « Пепси»

   Кефир                  Чипсы

   « Геркулес»          Жвачка

    Мясо                    Морковь

   Шоколад               Лук

Мы выбрали самые полезные продукты. (Слайд 20)

Рыба, мясо, молочные продукты нужны нашему организму , чтобы быть сильными.  

Мед, « Геркулес», гречка дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать.

Овощи и фрукты содержат много витаминов, которые помогают организму расти развиваться.

- Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.

Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются , а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе человека регулярно. Основные группы витаминов :

 (Слайд 21) - Витамин А- это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранить зрение.

Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

(Слайд 22) -Витамин С- прячется в чесноке, капусте. Луке, во всех овощах, фруктах, ягодах.

(Слайд 23)  -Витамин Д сохраняет зубы. Без него зубы становятся хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе , твороге. Загорая на солнце , мы тоже получаем витамин Д.

Оздоровительная минутка « Вершки и корешки». (Слайд 24)

- Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов. Надо присесть. Если наземные- встать во весь рост и вытянуть руки вверх. ( Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)

 

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.

(Слайд 25)

  Без хорошего настроения ничего не получится.

   Оказывается, что плохое настроение могут принести вред  нам и нашим близким.

   Давайте больше улыбаться  и радоваться окружающему миру. А если случиться какая-либо неприятность, то знайте: сегодняшняя большая неприятность через несколько дней будет вами забыта. Вот и не стоит из-за нее расстраиваться и огорчать своих близких, тех людей , которые любят вас.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Что такое привычка? (Привычка- это особенность человека привыкать к каким - то действиям или ощущениям.)

 (Слайд 26) Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.

 (Слайд 27) Полезными привычками мы можем назвать такие, как:

  • соблюдать режим дня,
  • делать зарядку по утрам,
  • мыть руки перед едой,
  • убирать за собой все вещи на место,
  • чистить каждый день зубы
  • правильное питаться и т.п.

Правильное выполнение режима, чередование физических нагрузок и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

  А вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

   (Слайд 28) К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  1. Алкоголизм
  2. Наркомания
  3. Курение
  4. Игровая зависимость или лудомания
  5. Телевизионная зависимость
  6. Интернет-зависимость
  7. Привычка грызть ногти
  8. Техномания
  9. Привычка грызть карандаш или ручку
  10. Привычка сплёвывать на пол
  11. Употребление нецензурных выражений
  12. Злоупотребление “словами-паразитами”
  13. Привычка  завидовать  другим
  14. Недооценивать  себя
  15. Привычка кому-то подражать
  16. Привычка опаздывать
  17. Крайняя болтливость
  18. Лень и неряшливость

   Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты.

- Давайте охарактеризуем некоторые из них.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия. 

Вопрос: Чем же вредно пьянство? (Ответы детей: пагубно действует на мозг; речь становится нечеткой, непонятной; неровная походка; проснувшись после принятия большой дозы алкоголя, человек испытывает разбитость, слабость, вялость, отсутствие аппетита, сухость во рту и повышенную жажду; снижение работоспособности и др.) Приводит пьянство к автомобильным авариям, преступлениям, несчастным случаям на производстве.

Наркомания – хроническое  заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

   Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Вопрос. Почему же люди пробуют курить? (Ответы детей: за компанию, хотят казаться взрослыми и т. д.)

Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также

Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.

По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого. 

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне

Вопрос: А есть ли у вас какие либо зависимости: телевизионная, интернет, игровая (ответы детей)

Привычка грызть ногти. Науке до сих пор неизвестно, что заставляет людей грызть ногти. Хотя теорий, пытающихся объяснить, почему люди грызут ногти, немало: от задумчивости до напряжения. Одна из самых распространенных теорий гласит, что привычка грызть ногти появляется на почве стресса. Грызут, чтобы расслабиться, грызут, чтобы лучше думалось, грызут, когда нервничают. 

Техномания. Желание постоянно обновлять уже имеющиеся телефоны, компьютеры, телевизоры и бытовую технику, покупать все более новые и усовершенствованные модели. Постоянная потребность в приобретении новых моделей телефонов не редкость. Как правило это оправдывается несколькими новыми функциями, обновленным дизайном меню и т.п. То же самое и по отношению к другой технике. Эта зависимость тоже стала заболеванием, которая ведет к депрессиям, нервным расстройствам в случае, если нет финансовой или какой-либо другой возможности приобрести желаемую вещь.

Самые безобидные вредные привычки в этом списке это употребление в речи слов-паразитов, нецензурные выражения, сплевывание на пол и привычка грызть карандаш или ручку.

Вопрос: А какие вредные привычки у вас и как вы с ними боретесь? (по очереди называют свои вредные привычки)

   Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.

   Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек.

Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек(Слайд 29)

Практическая часть. Написать на листочках свои привычки и вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на зеленых листочках, плохие - на красных листах.

Затем листы с плохими привычками скомкать и выбросить в мусорное ведро.

Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.

     Подведение итогов:

(Слайд 30)

Я желаю вам, ребята.быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться , руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И , конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда.

На прогулку в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Список литературы:

1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги уроки здоровья. 1-5 классы.-М.: ВАКО,                   2004.-152с.- (Мастерская учителя).

2. Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки/сост. Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 173с.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4классы. М.: «ВАКО», 2004, 296с.- ( Педагогика. Психология. Управление).

4.Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135уроков здоровья (1-4классы). Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ВАКО, 2005, 208с.-( Мастерская учителя).

5.Ура, физкультура!: Учеб. Для учащихся 2-4кл. четырехлет. нач. шк. / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я. Шитова.- 4-еизд.- М.: Просвещение, 2000.- 95с.

ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната»

Открытое мероприятие на  методическом объединении воспитателей.

                           

                                  Подготовил: воспитатель Мельникова Ю. В.

                                     

2021г.