Уроки здоровья в начальных классах.
учебно-методический материал по зож (3 класс)

Лебедева Антонина Павловна

Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. 

Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya_v_nachalnyh_klassah.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки здоровья в начальных классах.

Пояснительная записка

В последние годы заметно увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:

– неправильного отношения взрослого населения к своему здоровью и здоровью своих детей, – отрицательного влияния окружающей среды. – наследственных факторов, – нарушения правил здорового образа жизни.

Все понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом. Как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда становится трудно начинать.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться.

Но практически очень мало родители в семьях говорят детям: “Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении! Главными пороками в XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. Два часа в неделю занятий физической культуры в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Необходимо проведение уроков здоровья, на которых следует закладывать гигиенические навыки, негативное отношение к вредным привычкам, обучать навыкам правильной организации режима.

Цель: Создание условий для внутренней мотивации к здоровому образу жизни; воспитание творческой, стремящейся к сохранению физического, психологического и нравственного здоровья личности учащихся.

Задачи:

  • привитие навыков по основам личной гигиены и охраны своего здоровья;
  • расширение представления о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  • знакомство со строением тела человека и функций основных органов, и систем;
  • привлечение к ежедневным физическим занятиям;
  • овладение элементарными навыками здорового питания.

Воспитательное назначение занятий и мероприятий здорового образа жизни состоит в том, чтобы научить ученика не только выполнять обязательные упражнения, но и сформировать мотив таких занятий физическими упражнениями и необходимость, потребность выполнения нормативов, а также влиять положительно на его духовное и нравственное развитие.

Психологическое назначение хорошо организованных уроков здоровья – помочь ребёнку найти себя.

Принципы по сохранению и укреплению здоровья

– у каждого ребёнка свой потенциал здоровья, его нужно учитывать; – здоровье – это состояние организма, им нужно научиться управлять; – здоровье – это результат собственного творчества.

Особенности методики преподавания ЗОЖ

Для реализации программы меняются поведенческие позиции детей, педагога и родителей.

У детей:

– ориентация на личностное восприятие окружающего мира – не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь, творец; – личная ответственность за последствия своей деятельности: для себя, для других людей и для природы; – сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне; – глобальное восприятие: это нужно всем, значит, нужно и мне.

У педагога:

– не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличает эрудиция и любовь к детям, 
– придерживаться требований личностно – ориентированного подхода к развитию индивидуальности каждого ребёнка.

У родителей:

– заинтересованность каждого в укреплении здоровья своего ребёнка; – быть активным участником здоровьесберегающих мероприятий.

Способы действия

– Мониторинг физического состояния учащихся в начале учебного года и в конце.
– Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей.
– Открытые уроки здорового образа жизни.
– Спортивные праздники и дни туризма.
– Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом.
– Демонстрация достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и над своими недугами.– Знакомство учащихся с историей развития спорта в мире, стране, в школе.
– Проведение физкультминуток и гимнастики для глаз на уроках.– Беседы и викторины о рациональном питании.
– Проведение подвижных игр на школьных переменах. 
– Организация летней оздоровительной площадки при школе.
– Психологическая диагностика и помощь детям с отклонениями в поведении и школьной неуспеваемостью.
– Обобщение результатов по общей характеристике состояния: работоспособность, успеваемость, утомляемость детей.

Ожидаемые результаты

– Сохранение и развитие здоровья учащихся. – Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями, заболеваниями позвоночника и глаз. – Стремление школьников к заботе о своём здоровье. – Овладение умением вести здоровый образ жизни:

  • физическое совершенствование,
  • психическое здоровье,
  • социальная безопасность,
  • правила гигиены.

– Социальная адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии; детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Темы занятий

1 класс

Для учащихся:

1. Твоё здоровье – Что это? Можно ли самому “творить здоровье”? 
2. Твой новый режим дня.
3. Зарядка в стране Спортландии.
4. Настроение в школе. Как настроить себя на урок?
5. Настроение после школы.
6. Поведение в школе. Я – ученик.
7. Бег в стране Спортландии.
8. Прыжки в стране Спортландии.
9. Сменная обувь – зачем она?
10. Игровая программа. Конкурсы с кубиками.
11. Сон – лучшее лекарство. Как сделать сон полезным?
12. Игровая программа. Эстафеты с мячом.
13. Хорошее питание – отличное настроение. 
14. Уход за руками и ногами.
15. Игровая программа. Упражнения с воздушными шарами. 
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Для родителей:

1. Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху?
2. Ваш ребёнок пошёл в школу. Режим дня школьника.
3. Мотивация учения.
4. Как регулировать настроение ребёнка после школы? 
5. Как относиться к ребёнку-школьнику?
6. Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье ребёнка.
7. Нужен ли первокласснику дневной сон?
8. Чем кормить первоклассника?
9. Экологическая проблема сегодняшнего дня – мыть руки как можно чаще.

Темы занятий

2 класс

Для учащихся:

1. Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение?
2. Одевайся по погоде.
3. Спорт в жизни людей.
4. Значение осанки в жизни человека. 
5. Здоровье и питание. 
6. Движение – путь к совершенству. (Игры дома, в школе, на улице.)
7. Гигиена в стране Спортландии.
8. Инфекция и её предупреждение.
9. Сколько времени в день можно проводить у телевизора.
10. Игровая программа. Упражнения с газетой.
11. Дружи с водой. 
12. “Тихий вечер”. Как организовать вечерний досуг в семье? 
13. Игровая программа. Конкурсы с платком.
14. Отдых на природе. Куда девать мусор? 
15. Игровая программа.Эстафеты с обручами.
16. “Мама, папа, я – спортивная семья!”

Для родителей:

1.Здоровый ребёнок – ребёнок со здоровой психикой. 
2. Одежда – здоровье ребёнка. Занятия на воздухе.
3. Осознанный подход к питанию.
4. Лыжи и семья.
5. Предупреждение инфекционных заболеваний.
6. Телевизор и дети. 
7. Вода и здоровье. Закаливание.
8. Вечер в семье. “Строгие и грубые родители” – как это отражается на здоровье детей. 
9. Отдых на природе с детьми.

Темы занятий

3 класс

Для учащихся:

1. Ты третьеклассник. Можешь ли ты сам уже заботиться о своём здоровье?
2. Как воздух влияет на здоровье?
3. Игровая программа. Упражнения с книгой.
4. Пыль и здоровье. Зачем нужно проветривать класс?
5. Чистота в твоём доме. Чистота и здоровье.
6. Бег и преодоление препятствий.
7. Прыжки в повседневной жизни.
8. Домашний сад. Цветы.
9. Домашний зоопарк.
10. Игровая программа. Конкурсы с пластиковой бутылкой.
11. Здоровье и цветущие растения. 
12. Сохраним природу – сохраним здоровье.
13. Движение есть жизнь.
14. Игровая программа. Эстафеты с мячами. 
15. Почему нельзя пить воду сразу из-под крана?
16. Спортивный праздник (с родителями).

Для родителей:

1. Гимнастика для глаз.
2. Воздух, которым мы дышим. Экологические проблемы.
3.Здоровье и наша квартира.
4. Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье.
5. Цветы в нашем доме.
6. Животные в доме. Их влияние на настроение ребёнка и его воспитание.
7. Экологические проблемы воды.
8. Аллергия и цветущие растения.
9. Охрана природы – залог здоровья.

Темы занятий

4 класс

Для учащихся:

1. Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть и ходить красиво?
2. Улыбка – залог успеха и здоровья.
3. Цвет и настроение.
4. Народные праздники, их традиции и здоровье.
5. Игровая программа. Эстафетыс гимнастической палкой.
6. Бег в нашей жизни.
7. Вредные привычки.
8. Прыжки и воспитание характера.
9. Что готовили наши прабабушки?
10. Аптека на подоконнике.
11. Игровая программа. Упражнения с гантелями.
12. Витамины ядом с нами. 
13. Как загорать, чтобы было полезно?
14. Игровая программа. Конкурсы со скакалкой.
15. Как подготовить себя к обучению в 5 классе? 
16. Спортивный праздник (с родителями).

Для родителей:

1. Особенности возраста. Учебная нагрузка.
2. Психологический климат в семье. 
3. Курение и здоровье.
4. Народные традиции и обычаи.
5. Блюда русской кухни – залог здоровья.
6. Комнатные растения для лечения.
7. Рецепты наших предков.
8. Дождь, загар и наше здоровье.
9. Психологическая подготовка детей и родителей к школе второй ступени.

Список литературы

1. Ю.П. Азаров “Семейная педагогика” 1993 г.
2. Н.И. Дереклеева “Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья” 2004 г.
3. Л.И. Крупицкая “Будь здоров” 2005 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки здоровья в начальных классах

 Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний...

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...

Уроки здоровья в начальных классах

Уроки здоровья в начальных классах      Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами прир...

Сценарий спортивного конкурса "Здоровому все здорово! "посвященный Дню здоровья среди начальных классов

В школе, особенно в начальном звене широко используются спортивные праздники «Веселые старты», на которых можно проявить свои физические качества. Такие соревнования, как эстафеты дают дет...

Уроки здоровья в начальной школе. Лаборатория юных здоровячков.

Много лет я работаю над проблемой: «Повышение качества знаний обучаемых в процессе внедрения ИКТ и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе». Вижу цель св...