Безопасность детей в сети интернет
классный час по зож (3 класс)

Безопасность детей в сети интернет очень важно

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

БЕЗОПАСНОСТЬ  ДЕТЕЙ

В ИНТЕРНЕТЕ

Автор Харитонова Л.В.

Учитель начальных классов МБОУ «Екатериновская НОШ»

 2022 г.

Информационные технологии и информация становятся глобальными и охватывают все сферы жизни человека, поэтому вопросы обеспечения информационной безопасности в интернете становятся все более актуальными. В статье рассматриваются основные угрозы информационной безопасности в сети Интернет среди детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования:предполагается, что распространение сети интернет увеличивает степень возникновения глобальных угроз информационной безопасности подростков.

Проблема исследования: в условиях активного развития информационных технологий важной проблемой становится повышение уровня безопасности детей и подростков в сети интернет.

Методы исследования: теоретические (анализ, систематизация, обобщение), эмпирические (опросные методы).

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации – новый пласт общественной реальности. По данным совместного исследования Google и Ipsos, результаты которого были обнародованы в сентябре 2016 г., 98 % молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет используют Интернет ежедневно. Ежедневное время, которое человек проводит в интернете, за последние 5 лет увеличилось на пол часа. Если в 2015 году это время составляло, примерно, 6 часов 20 минут, то на конец 2020 года цифра достигла 7 часов.

Согласно исследованию Минкомсвязи РФ, в 2020 году количество детей в возрасте от 6 до 17 лет, пользующихся Интернетом, увеличилось на 1,7 миллиона человек по сравнению с предыдущим годом. При этом 20% родителей не отслеживают действия своих детей в Интернете и социальных сетях. По данным Роскомнадзора, в 2022 году зарегистрировано более 45 тыс. случаев получения детьми вредоносного контента из сети Интернет.

Эта статистика демонстрирует, что, несмотря на то что Интернет является неотъемлемой частью жизни современных детей и подростков, существует риск получения вредоносного контента и информации, которые могут нанести вред их здоровью и безопасности.

Стремительное развитие средств массовой информации, компьютерных технологий, а также популяризация сети Интернет не только влияет на саморазвитие и доступность общения, но и способствует возникновению глобальных угроз информационной безопасности, особенно для несовершеннолетних. Серьезной угрозой является угроза сетевого общения, т.е. агрессия и провокация со стороны виртуальных собеседников.

Безопасность подростков связана напрямую с коммуникативными рисками. Коммуникативные риски связаны с межличностными отношениями пользователей Интернета и включают в себя риск нападок и оскорблений от других людей. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг [3].

Кибербуллинг – это преследование пользователя сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, домогательства с помощью различных интернет-сервисов. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг); социальное бойкотирование. Лица, подвергающиеся кибербуллингу или жертвы, находятся в постоянном состоянии страха, депрессии, обиды, гнева не только в киберпространстве, но и в реальном мире, так как это может повлиять на их здоровье.  

Тролинг – форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации [1].

Флейминг – это бесцельная дискуссия в чате, личной переписке или комментариях, сопровождающаяся негативными эмоциями. Как и любой конфликт, флейминг порой приводит стороны к использованию недопустимых техник словесной атаки, в первую очередь грубых: оскорбления и угрозы. К одной или обеим из сторон конфликта может спонтанно подключаться большое количество людей. Флейминг – это не травля, а просто «вспышка» эмоций, но он может положить травле начало [4].

Исходя из сказанного, классификацию основныхкиберугроз можно представить следующим образом:

1. Распространение ненавистнической информации, к которой относится терроризм, экстремистская деятельность, наркомания, жестокое отношение к животным, нанесение себе физического вреда, суицид и прочее.

2. Информация сексуального характера: порнография, гомосексуализм, различного рода извращения.

3. Виртуальные агрессивные игры, целью которых является пропаганда насилия, самоубийств, увеличивающие риск развития аддикции, не способствующие развитию интеллекта.

4. Разновидности травли с использованием сервисов и технологий киберпространства. Дети в роли агрессоров, кибербуллинг и его разновидности[2].

5. Мошенничество, обман, захват личных данных.

К последствиям пребывания в сети Интернет для психологического здоровья относятся:

• Увеличение количества времени, проводимого за гаджетами;

• Пренебрежение семьей и друзьями;

• Ощущения пустоты, депрессии, раздражения при нахождении вне компьютера;

• Проблемы с учебой.

•        общее истощение организма – хроническая усталость, вызванная дефицитом сна и отдыха.

Целью исследования является определение следующих данных:

– как долго подростки проводят в сети интернет;

– чувствуют ли они себя в безопасности.

Используемые диагностики:

  1. Шкала интернет-зависимости Чена (2003 г.) Тест включает в себя 5 оценочных шкал. Тест позволяет одновременно измерять специфические симптомы зависимости, среди которых: толерантность, симптом отмены, компульсивности и в тоже время психологические аспекты такие как: способность управлять собственным временем и наличие внутриличностых проблем. Достоинством данного теста является его многогранность, способность измерять с нескольких точек единый процесс поведения, связанного с интернет ресурсами.
  2. После изучения отношения подростков к компьютерной деятельности необходимо проанализировать их психоэмоциональное состояние, так как некоторые нарушения психологического здоровья (например, депрессивный компонент) могут образовывать коморбидную связь с киберзависимым поведением.Шкала реактивной тревожности Спилберга-Ханина была раработана в 1976 г. Данная шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека) [5]. Испытуемому предлагается внимательно прочитать по 20 суждений ситуативной и личной тревожности и не задумываясь зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент. Необходимо вычислить среднегрупповой показатель РТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. Общий итоговый показатель может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Интерпретация результатов: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла – умеренная; 45 и более высокая.

Было проведено диагностическое исследование. За основу исследования были взяты такие методики какшкала интернет-зависимости Чена  и шкала реактивной тревожности Спилберга-Ханина.

По результатам исследования были выделены подростки, которые обладают признаками интернет-зависимости. Выборку исследования составили 50 подростков в возрасте 16–17 лет, учащиеся 1 курса техникума. На основании первого теста были выделены подростки, которые имеют склонность к возникновению кибераддикции (n=24), что составляет 48 % от общего числа участников исследования, а также подростки со сформированной кибераддикцией(n=6) – 12 %. И только 40 % опрошенных подростков (n=20) отнесены к группе с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения.

Советы по безопасности (Для родителей)

1. Совместно с подростками необходимо обсудить с ребенком «черный список» запрещенных сайтов и часы провождения в Интернете, а также руководство по общению в Интернете (в особенности в чатах).

2. Не забывать беседовать с детьми об их виртуальных друзьях, а так же о том, чем они занимаются, будто разговор ведется о реальных друзьях. 3. Компьютер, подключенный к Интернету, должен находиться в общей комнате.

4. Средства блокирования вредоносных сайтов использовать как дополнение к стандартному родительскому контролю.

6. Научить подростка не устанавливать программы без разрешения. Обговорить, что он может случайно загрузить вирусы или иное нежелательное программное обеспечение.

7. Приучить подростка сообщать о любых тревогах или угрозах, связанных с Интернетом. Подсказать, что он в безопасности, если сам рассказал о своих переживаниях.

8. Научить не делиться своей личной информацией, используя средства электронной почты, систем мгновенного обмена сообщениями, чатов, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на online-конкурсы.

9. Самим не забывать знакомиться с сайтами, которые посещает подросток.

10. Поговорить о том, что нельзя использовать Интернет для распространения сплетен, хулиганства или угроз другим людям.

11. Следить за тем, чтобы ребенка подросток уважал других в Интернете. Проверить, что он знает правила хорошего поведения, которые действуют везде – даже в виртуальном мире.

Таким образом, подводя итоги выше изложенного, хотелось бы отметить, что информационная среда имеет отрицательные стороны (риски), особенно для подростков. Создавая что-то новое, не всегда можно найти противовес. Но можно уберечь себя, если прислушиваться к достоверной информации, знать меры по безопасному использованию информационных ресурсов, следить за использованием сети Интернет. Виртуальное пространство имеет безграничные возможности, поэтому оно всегда открыто для новшеств, открытий, исследований и анализа. А возникающие на пути проблемы всегда будут, но их можно преодолеть, если знать их причины и особенности возникновения.

Список литературы

1.        Акулич М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2012. – №8. – С. 47-54.

2.        Савельев, А. И. Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 59– 66.

3.        Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2017. Вып. 3 (17). С. 99–107. DOI 10.23951/2307-6127-2017-3-99-107

4.        Стексова Т.И. Речевая агрессия в интернет-комментариях как проявление социальной напряженности // Политическая лингвистика. – 2013. – №3. – С. 77-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

безопасность детей в сети Интернет.

Безопасность детей в сети ИнтернетДаже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотврати...

Безопасность детей в сети Интернет (методические рекомендации).

Данный материал содержит методические рекомендации по безопасному использованию детьми Интернета. Материал предназначен для родителей, но может быть использован учителями и  классными руководител...

Родительское собрание "Информационная безопасность детей в сети Интернет"

Родительское собрание "Информационная безопасность детей в сети Интернет"...

Презентация для родительского собрания по теме "Безопасность детей в сети Интернет"

Презентация для родительского собрания по теме "Безопасность детей в сети Интернет"предназначена для родителей учащихся любого возраста....

Родительское собрание " Безопасность детей в сети интернет"

Сегодня все больше и больше компьютеров подключается к работе  в сети Интернет. Все большее количество детей получает возможность работать в Интернете...

Родительское собрание: «Безопасность детей в сети Интернет. Родители и дети – вместе в Интернете»

Цель:  Психолого- педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов сети Интернет. Задачи: Показать родителям важность и значимость проблемы формир...

Родительское собрание «Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»

laquo;Безопасность детей в сети Интернет и интернет – угрозы для ребенка»...