Культура и техника речи. Упражнения для развития.
методическая разработка по зож (2, 3, 4 класс)

Данные упражнения помогут овладеть средствами творческого самовыражения, основами выразительной речи, пластики, движения. Красивая, плавная, свободная речь - это ещё хорошее влияние на здоровье, эмоциональнле состояние человека, особенно ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_tehnika_rechi.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки с упражнениями по теме «Культура и техника речи»

(раздаточный материал)

Речевая разминка и упражнения на развитие речевой интонации.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка.

1.1 О, А НЕ потраве, а около катилось «О» и охало. «О» охало, «о» окало…Не потраве, а около…

1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Около колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! На меду медовик, а мне не до медовика. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

1.3 Р, Л, М, Н На дворе трава, на траве дрова. НЕ руби дрова на траве двора. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. А мне не до недомогания. Маланья-болтунья молоко болтала, взбалтывала, да не выболтала. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь.

1.4 С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. Тщетно тщится щука ущемить леща. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории: а) почтенный трепет; б) готовность смеяться вместе с вами; в) восторг; д) панический ужас; е) восхищение.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказочной интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце – «мудрое наставление – «намек добрым молодцам».

Вариант 1: Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе науме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Вариант 2: Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко! Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и нешибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят. Сказка - быль ли, небыль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец - всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Прочитайте пословицы, посвященные речи. О какой речи они? Приятно ли такую речь слушать? Подберите еще несколько пословиц о речи и голосе. За твоим языком не поспеешь босиком. У него слово слову костыль подает. Говорит, что клеит.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает. Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане? Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.

Карточки с упражнениями по теме «Сценическое движение» 

Ритмическая разминка.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Формирование правильной осанки Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка.

1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки.

1.2. Тренировочно - речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками.

1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек» И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон в перед, опуская руки в низ (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено– с восклицанием «раз»!

1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело в низ с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ухух! Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

1.5 «Пильщики». Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два (повтор.2 раза) Будут на зиму дрова. (Производим движения руками, как при пилке дров. Стоим чуть наклонившись вперед)

1.6. «Самолет». Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед – левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет. (И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1- поворот вправо, 2 – и. п., 3 - влево, 4-и. п. ит. д.)

1.7. «Мельница» Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась. (И. п. – наклон в перед, руки в стороны; 1- прав. Рукой коснуться пола, лев. Рука назад в сторону, 2 – наоборот.)

1.8. «Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево – раз, вправо– два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, правая рука скользит в верх вдоль туловища; 2- и. п. 3- наклон вправо, движение левой руки.)

УПРАЖНЕНИЕ 2. 

Регулирование речевого дыхания. Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко.

2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох: Вдох через нос – выдох через рот, Краткий глубокий вдох– замедленный выдох, Медленный глубокий вдох– краткий резкий выдох. При глубоком вдохе: Медленный выдох, воздух выходит узкой струей, Выдох несколькими равными порциями (толчками), Выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук. Гудок – приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н… Шум ветра: В-В-В-В… Писк летающего комара: З-З-З-З…. Рычание собаки: Р-Р-Р…. Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С… Звук поддерживайте без усилий, свободно.

УПРАЖНЕНИЕ 3

«Опора для дыхания» Эти упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.

3.1. «Свеча» - ровный медленный выдох. Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собой узкую полоску бумаги).

3.2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох. Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу!

3.3. «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания». Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з». По счету «раз» - руки в сторону (с глубоким вздохом). На выдохе со звуком «з-з- "медленно соединяйте руки, чтоб «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! НЕ спугните комара! Желание поймать комара замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха – образуется «опора дыхания». И только когда вы «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

Упражнения для развития техники чтения младших школьников.

Упражнения, способствующие развитию техники чтения младших школьников.             Содержание.1.Таблицы слогов.2. Игры. Алфавит рассыпа...

Упражнения для развития техники речи.

Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Технологическая карта урока по физической культуре Обучение техники выполнения упражнений «гимнастический мост», «стойка на лопатках»

Конспект урока по физической культуре для 1 класса, раздел гимнастика"Гимнастика", Обучение техники выполнения упражнений «гимнастический мост», «стойка на лопатках&ra...