ПФДО "Футбол"
методическая разработка по зож (3 класс)

Несудимова Ольга Владимировна

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность с общекультурным уровнем освоения.

Спортивные игры – одно из средств физического воспитания. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих их содержание, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Футбол – игра  сильных, быстрых и выносливых. Являясь командной игрой, футбол имеет ярко выраженную коллективность тактических действий. Высокая игровая дисциплина – непременный спутник побед в матчах и турнирах. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pfdo_futbol_25_god_nesudimova_ov.docx75.42 КБ

Предварительный просмотр:

   

             

                                                                           

                                                       «Утверждаю»

                                                                                                                                 Директор МБОУ

     СОШ им. В. З. Перетрухина с. Грачев Куст»                                                                                                

                                                                                                    Приказ от 01.09 .2025г. №_                    

                                                                               

                                                                             Директор_________ Подстречная Л. Д.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Футбол»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень сложности освоения: стартовый

Возраст обучающихся: 8-11 лет

              Срок  реализации: 1 год ПФДО

Автор-составитель:

Несудимова О.В.

с. Смородинка

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность с общекультурным уровнем освоения.

Спортивные игры – одно из средств физического воспитания. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих их содержание, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Футбол – игра  сильных, быстрых и выносливых. Являясь командной игрой, футбол имеет ярко выраженную коллективность тактических действий. Высокая игровая дисциплина – непременный спутник побед в матчах и турнирах. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние.

 

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный  Закон  Российской  Федерации  от  29.12.2012  г.  №  273  «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  • Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Актуальность.

В современных условиях в нашей стране уделяется огромное внимание приоритету здорового образа жизни подрастающего поколения, оздоровлению, физическому и психическому развитию школьников на основе их творческой активности. Разработка программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Программа определяется по запросам со стороны детей и их родителей на занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Программа востребована среди детей и родителей с. Смородинки и ст. Новый Перелюб. Проведенный нами опрос обучающихся общеобразовательного учреждения в возрасте от 7 до 10 лет выявил, что более 50% мальчиков хотели бы заниматься футболом на постоянной основе, 30% мальчиков регулярно играют в футбол.

Формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом на сегодняшний день является основой педагогической целесообразности работы по программе «Футбол». Физическое воспитание в системе дополнительного образования предполагает разнообразные формы педагогической работы с учащимися, способствует решению разных задач. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств.

Отличительные особенности программы. Основным преимуществом программы является предоставление учащимся широкого спектра форм и видов деятельности, занятий по интересам, направленных на их развитие. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированный подход. Именно на это и направлена программа «Футбол». Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с техникой и тактикой игры в футбол, индивидуальными, групповыми и командными действиями в различных по сложности условиях игры.

Адресат программы

Программа «Футбол» адресована учащимся школы в возрасте 8-11 лет общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования.

Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст (8 до 11 лет) характеризуется особенностями физического развития, которые касаются роста, массы тела, развития опорно-двигательного аппарата и функционирования функциональных систем организма. Эти особенности связаны с интенсивным ростом и развитием, но при этом темпы индивидуального развития не одинаковы. 

Рост: в среднем за год длина тела увеличивается на 4–5 см.

Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 8 до 11 лет у девочек и с 8 до11 лет у мальчиков.  Мальчики и девочки растут почти одинаково, но рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счёт длины ног, у девочек — в большей мере — за счёт длины туловища.  Отмечаются сезонные колебания: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увеличении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково. 

Масса тела:ежегодное увеличение массы тела — в среднем 3–4 кг. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Опорно-двигательный аппарат Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. 

Мышцы в младшем школьном возрасте ещё слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки.  Мышцы туловища слабо фиксируют позвоночник в статических позах.  Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. 

Функциональные системы: сердечно-сосудистая система: сердце ребёнка не велико по объёму, физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.  

Дыхательная система: из-за слабости дыхательных мышц дыхание у младшего школьника относительно учащённое и поверхностное. Поэтому при обучении физическим упражнениям необходимо строго согласовывать дыхание с движениями тела.  

Нервная система: функциональные показатели нервной системы в этот период ещё не совершенны: сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению.

Сроки реализации программы: 34 часа.

Форма обучения – очная.

Режим работы:

Занятия проводятся  1 раз в неделю.

Режим занятий регламентируется СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Продолжительность активной части занятия – 40 минут.

Перед началом занятий осуществляется контроль безопасности спортивной площадки и инвентаря, соответствия спортивной формы требованиям безопасности и гигиены.  По окончанию занятий осуществляется контроль за выполнением гигиенических требований учащимися.

Цель программы: формирование и развитие физических способностей и навыков учащихся, формирование моральных и волевых качеств через обучение технике и тактике игры в футбол в доступной форме, без спортивного совершенствования.

Задачи программы:

      Образовательные:

  • обучить новым видам двигательных действий в футболе, совершенствовать их выполнение в различных по сложности условиях игры, в быстроменяющейся

обстановке;

  • дать представление о требованиях и нормах физической подготовленности, спортивной классификации;
  • дать знания об истории и развитии физической культуры и спорта;  обучить формированию индивидуального двигательного режима.

 Развивающие:

  • формировать умение использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития;
  • развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстроту  и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм,  равновесие, точность  воспроизведения основных параметров движений) и кондиционные  (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способности;
  • формировать индивидуальный двигательный режим учащихся;
  • развивать коммуникационные навыки группового взаимодействия, развития его форм посредством игр и соревнований;
  • формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физического развития, двигательную подготовленность и  в соответствии с этим решать задачи личного физического совершенствования.

       Воспитательные: 

  • способствовать воспитанию физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • способствовать воспитанию моральных и волевых качеств, навыков правильного поведения, интереса  и потребности  к систематическим занятиям физическими упражнениями.

 

Планируемые результаты обучения:

Предметные

  • учащиеся познакомятся с историей возникновения игры футбол;
  • учащиеся познакомятся с историей и развитием физической культуры и спорта;
  •  учащиеся познакомятся с  правилами игры в футбол,
  • учащиеся овладеют различными приемами владения мячом.

учащиеся получат возможность научиться:

  • применять тактические и стратегические приемы организации игры в футбол  в быстроменяющейся обстановке;
  • применять во время игры в футбол все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча);
  • применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите;
  • организовывать и судить школьные соревнования.

Метапредметные:

учащиеся научатся:

  выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
  • использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития.

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Учебно-коммуникативные учащиеся научатся:

  • организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.

учащиеся получат возможность научиться:

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

     Учебно-организационные учащиеся научатся:

  • работать с информацией;
  • применять правила и пользоваться инструкциями;
  • использовать знаки, символы, схемы; учащиеся получат возможность научиться:  устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. Личностные у учащихся будут сформированы:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
  • способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; у учащихся могут быть сформированы:
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.

Учебно - тематический план

 

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы проведения занятий

теория

практика

1

Основы знаний

1

1

2

Техническая подготовка

13

2

11

3

Тактическая подготовка

4

2

2

4

Физическая подготовка

16

5

         11

 

ИТОГО

34

10

24

                Содержание учебного плана

  1. Теоретические сведения

Теория:  

  • Правила техники безопасности  и поведения на занятиях футболом;
  • Правила игры в футбол (размеры поля для игры в футбол, правила игры, полевых игроков и вратаря, выполнение штрафных ударов, классификация и терминология технических приемов игры в футбол);
  • Значение здорового образа жизни (режима дня в жизнедеятельности человека, питание в сохранении и укреплении здоровья);
  • Гигиенические требования (гигиена жилья, места учебы, отдыха и занятий спортом, личная гигиена, гигиена одежды и обуви);
  • Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека (значение утренней гимнастики и закаливающих процедур, понятие о правильной осанке); - Оказание первой медицинской помощи при травмах.
  • Понятие о тактике и тактические комбинации, характеристики игровых действий вратаря, защитников, полузащитников, нападающих, индивидуальные и групповые тактические действия;
  • Правила подвижных и спортивных игр, требования к проведению спортивных эстафет.

2. Общефизическая подготовка.

Теория: Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, двигательного аппарата человека.

Практика: Бег.  Прыжки, прыжковые упражнения в движении.

Общеразвивающие  упражнения на месте, в движении. Упражнения с набивными мячами.

Общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз, сведение рук вперед и разведение в стороны, круговые вращения).

Общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады вперед, назад, в сторону).

 Общеразвивающие упражнения для мышц (наклоны туловища вперед и в стороны, круговые движения туловища с различными положениями рук). -Эстафеты с мячом; с предметами на развитие ловкости, быстроты, координации движения.

3. Специальная подготовка 

Теория: Занятия физической культурой в домашних условиях. Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности.

Практика:

  • Удары по мячу ногой  - внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема
  • Удары по мячу в движении - по неподвижному и катящемуся мячу, после остановки мяча, ведение и рывки на короткие и длинные расстояния, удары по летящему мячу, удары на точность в ноги партнера,  ворота, цель или движущемуся партнеру;
  • Удары по мячу головой – серединой лба, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему мячу, на точность партнеру и в ворота;
  • Остановка мяча ногой – подошвой и внутренней стороной стопы, катящегося и опускающегося мяча, грудью, на месте и в движении;
  • Ведение мяча – внешней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, по прямой с изменением направления и скорости перемещения, между стоек и движущихся партнеров, без сопротивления защитника, ведущей и неведущей ногой;
  • Обманные движения – после остановки неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная подача мяча назад подошвой, ложный замах ногой для сильного удара по мячу и уход рывком с мячом, имитация передачи партнеру и уход с мячом в сторону;
  • Отбор мяча – перехват мяча, отбор мяча в единоборстве, выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде;
  • Вбрасывание мяча из-за боковой линии – с места из положения ноги вместе, с шага, на точность под правую и левую ногу партнера, на ход партнеру.

4. Техническая подготовка 

Теория: Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений.

Техника безопасности.

Практика:

  • Стойки игрока -  перемещения в стойке приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорение, старты из различных положений;
  • Техника передвижения – бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом в сторону с поворотами и остановками, выпадом  и прыжками на две ноги, прыжки вверх с толчком двух ног, с места и толчком одной с разбегом);
  • Техника игры вратаря – основная стойка вратаря, передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах, ловля мяча на уровне груди и живота без прыжка и в прыжке, ловля катящегося и летящего низко мяча без падения и в падением, перекатом, ловля высоко летящего мяча без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, быстрый подъем с мячом на ноги после падения, отбивание мяча кулаком без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность, выбивание ногой с земли и с рук на точность; - Техника свободного нападения.
  • 5. Тактическая подготовка 

Теория: Просмотр соревнований профессиональных спортсменов, учебных видеофильмов. Домашние задания и их выполнение.

Практика:

Тактика нападения:

  • Индивидуальные действия без мяча (правильное расположение и ориентировка на футбольном поле, выбор момента и способа передвижения в свободное место с целью получения мяча);
  • Индивидуальные действия с мячом (использование изученных способов удара по мячу, ведения и остановок мяча в зависимости от игровой ситуации);
  • Групповые действия (выполнение передачи в ноги партнеру, на свободное место и удар, выполнение простейших комбинаций в стандартных положениях - начало игры, угловом, штрафном, свободном ударах и вбрасывание мяча);
  • Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, организация нападения по избранной тактической схеме, взаимодействие игроков при атаке финтом и через центр).

Тактика защиты:

  • Индивидуальные действия (выбор позиции относительно опекаемого игрока для противодействия получению мяча, ведению и удару по воротам, отбор мяча изучаемым способом в зависимости от игровой ситуации);
  • Групповые действия (взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций, создание искусственного положения «вне игры»);
  • Тактика вратаря (выбор правильной позиции в воротах при ударах в различных направлениях и угловом штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот);
  • Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, оборонительные действия согласно избранной тактической схеме в составе команды по принципу персональной, зонной или комбинированной защиты).
  • Позиционные нападения без изменения позиций игроков;
  • Нападения в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1, с атакой и без атаки ворот.
  1. Игровая подготовка 

Теория: Определение и устранение типичных ошибок при игре. Техника безопасности.

Практика:

  • Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров;
  • Игра и игровые задания 2:1,3:1, 3:2 и 3:3.;
  • «Квадрат»;
  • «Пятнашки с ведением мяча»;
  • - «Броуновское движение

Формы аттестации планируемых результатов программы

Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, необходимых для успешного обучения. Проводится в начале обучения по программе и необходим для корректировки учебного плана.

Контроль приобретенных знаний, умений и навыков – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, полученных в ходе обучения. Проводится постоянно.

Текущий контроль проводится в следующих формах:

  устный опрос;

  наблюдение;

  проверка выполнения заданий.

Проводится по итогам полугодия, в соответствии с календарным учебным графиком. Цель – определение уровня знаний и умений учащихся за полугодие и корректировка учебной деятельности учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:

  • устный опрос;
  • наблюдение;
  • проверка выполнения заданий;
  • практическое выполнение приёмов;
  • сдача контрольных нормативов.

Итоги промежуточной аттестации оформляются в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и проводится в следующих формах:

  1. Итоговое занятие;
  2. Анализ учебной деятельности учащихся за год;

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются:

- спортивный зал

Материально-техническое оснащение занятий

  1. оборудованный спортивный зал, размером не менее 30 х15 м;
  2. ворота футбольные;
  3. футбольные мячи;
  4. насос ручной, иглы;
  5. держатель для мяча;
  6. гимнастические скамейки;
  7. маты гимнастические;
  8. стенка гимнастическая;
  9. мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
  10. скакалки;
  11. свисток;
  12. секундомер – 1 шт.

 

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.

Форма организации занятий: групповая и индивидуально-групповая.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятии:  

  • Фронтальная - одновременная работа всех учащихся.
  • Индивидуальная, фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
  • Групповая - организация работы по малым группам.
  • В парах - организация работы по парам. 
  • Индивидуальная 

 

Возможные формы занятий:

  • учебно-тренировочные занятия,
  • игры,  
  • эстафеты,
  • соревнования.

расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;

  • расширение границ двигательной активности учащихся за счет развития их физических способностей;
  • активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления.

Наиболее важными в этот год обучения в учебно-тренировочной группе являются упражнения общего воздействия, направленные на разностороннюю подготовку, на укрепление опорно-двигательного аппарата и воспитание скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, гибкости и общей (аэробной) выносливости.

 

Календарный учебный график

№ занятия

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Место проведения

Форма проведения

Форма контроля

Даты

проведения

План

Факт

Основы знаний

1

1

Инструктаж по охране труда на занятиях футбола. Гигиена.  История возникновения футбола. Развитие футбола. Правила мини-футбола, футбола. Жесты судей.

1

Кабинет

№3

занятие

инструктаж

опрос

01.09

Техническая подготовка

13

2

Передвижения боком, спиной вперёд, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки)

1

спортзал

эстафеты

диагностика

08.09

3

Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъёма. Удар по неподвижному мячу внешней частью подъёма.

1

спортзал

диагностика

15.09

4

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар по летящему мячу серединой подъёма.

1

спортзал

диагностика

текущий контроль

22.09

5

Удар по летящему мячу серединой лба. Удар по летящему мячу боковой частью лба.

1

спортзал

диагностика

29.09

6

Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель. Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь.

1

спортзал

диагностика

текущий контроль

06.10

7

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы. Остановка мяча грудью. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы.

1

спортзал

диагностика

13.10

8

Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника).

1

спортзал

диагностика

20.10

9

Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обводка с помощью обманных движений (финтов).

1

спортзал

Диагностика

текущий контроль

27.10

10

Выбивание мяча ударом ногой. Отбор мяча перехватом. Отбор мяча толчком плеча в плечо. Отбор мяча в подкате

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

10.11

11

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

17.11

12

Ловля катящегося мяча. Ловля мяча, летящего навстречу. Ловля мяча сверху в прыжке.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

24.11

13

Отбивание мяча кулаком в прыжке. Ловля мяча в падении (без фазы полёта)

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

01.12

14

Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

08.12

Тактическая подготовка

4

15

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Позиционное нападение с изменением позиций игроков.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

15.12

16

Нападение в игровых заданиях 3: 1,3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

22.12

17

Командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в защите.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

12.01

18

Командные тактические действия в защите. Двусторонняя учебная игра.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

19.01

Физическая подготовка

16

19

Упражнения с партнером. Упражнения с набивными мячами. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Поднимание туловища из положения, лежа на спине. Многократное поднимание прямых ног в висе.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

26.01

20

Бег в горку. Прыжки на одной ноге. Прыжки на одной и на двух ногах через препятствия. Прыжки со скакалкой.

1

спортзал

Учебная игра

диагностика

02.02

21

Прыжки на одной и двух ногах с набивными мячами. Ведение ногой набивного мяча. Подвижная игра «Всадники».

1

спортзал

игра

Диагностика

текущий контроль

09.02

22

Бег спиной вперед с поворотами. Быстрые перемещения приставными шагами. Бег с внезапным поворотом кругом. Бег «Змейкой».

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

16.02

23

Челночное перемещение. Бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу. Бег в сочетании с внезапными остановками и скоростными рывками. Кувырок вперед – прыжок через вертикальное препятствие.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

02.03

24

Бег в равномерном темпе умеренной интенсивности, чередуемый с ускорениями. Переменный бег с варьированием скорости.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

09.03

25

Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Сумей догнать». Подвижная игра «Гонка с выбыванием».

1

спортзал

игра

Диагностика

текущий контроль

16.03

26

Активные упражнения на гибкость. Упражнения на гибкость с помощью партнера. Упражнения на гибкость с отягощением.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

30.03

27

Старт по зрительному (звуковому) сигналу из различных исходных положений. Бег в медленном темпе с выполнением скоростных рывков. Бег с высокой скоростью и остановками по внезапному сигналу

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

06.04

28

Эстафетный бег. Челночный бег. Бег с внезапными остановками и изменением направления движения. Бег с максимальной частотой шагов.

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

13.04

29

Удары мяча ногой в быстром темпе в стену. Переменный бег. Подвижная игра «Вызов номеров».

1

спортзал

Практическое занятие

диагностика

20.04

30

Подвижная игра «Поймай палку». Подвижная игра «Поймай мяч».

1

спортзал

игра

диагностика

27.04

31

Подвижная игра «Салки». Подвижная игра « Охотники и утки».

1

спортзал

игра

диагностика

04.05

32

Подвижная игра «Перехвати мяч». Подвижная игра «В одно касание».

1

спортзал

игра

диагностика

11.05

33

Подвижная игра «В одно касание». Подвижная игра «День и ночь».

1

спортзал

игра

диагностика

18.05

34

Подвижная игра «Салки в парах». Подвижная игра «Бег-преследование».

Итоговое занятие.

1

спортзал

игра

Контрольная диагностика

25.05

Итого:

34 часа

Методическое обеспечение программы

 

Методическое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы.

п/п

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы

подведения итого

1.

Теоретическая подготовка

Традиционная, беседы, просмотр телепередач, тестирование, зачеты, беседы с родителями, общие собрания учащихся и родителей, творческие встречи.

Диалог, анализ выступлений, показ, решение проблемных ситуаций. Словесный, наглядный, практический (судейство), индивидуальный.

Использование специальной литературы, наглядных пособий по темам.

Спортивный зал или кабинет с мультимедийной техникой

Опрос учащихся, судейство соревнований.

2.

Практическая подготовка

Комбинированное занятие, игра, праздник, зачет, эстафета, соревнование, репетиция.

Игры, упражнения, репродуктивный, коллективный, индивидуально- фронтальный, групповой, в парах.

Таблица оценки тестовых испытаний детей. Схемы, иллюстрации. Оборудованный спортивный зал или футбольное поле размером не менее 30 х15 м.

Свисток – 1 шт. Секундомер – 1 шт.

Футбольный мяч

– 8 шт.

Зачет, открытое занятие для родителей, самоанализ, сдача контрольно-переводных нормативов, соревнования.

 

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • тестирование (индивидуальное),
  • открытые занятия,
  • соревнования, спартакиады, матчи, турниры,  педагогическое наблюдение,  отзывы детей и родителей.

Контроль осуществляется: по двигательной активности - на основании результатов тестов.

Способы фиксации результата:

  1. Протоколы         уровня         физической         подготовленности         учащихся         (начальный, промежуточный, итоговый),
  2. Протоколы соревнований, спартакиад, матчей, турниров.
  3. Дневники достижений.

 

Карта умений и навыков учащихся объединения «Футбол»

 

п/п

Фамилия, имя учащегося

Основные сведения о

значении и развитии

физической культуры

Основные базовые

действия,

развивающие

основные группы мышц

Навык выполнения комплекса специальных упражнений

Навыки совместного взаимодействия с партнерами по игре

Развитие посредством игры

внимания, памяти,

восприятия окружающего

Культура общения, ведения диалога

Уровень развития коммуникативных навыков

группового взаимодействия

Итого –  в %

+

*

1. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: «+» умеет и делает хорошо; «*» делает недостаточно хорошо; «–« не умеет делать.

Карта учета результатов освоения образовательной программы

Объединение «Футбол»

п/п

Фамилия, имя учащегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Учебноинтеллектуальные умения

Учебнокоммуникативные умения

Учебноорганизационные умения

% освоения

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл от 6 до 10

Минимальный балл 1

Средний балл от 2 до 5

 

         

                                                 

                                                   Литература для педагога:

  1. Гордияш Е.Л. и др. Физическое воспитание в школе. – Волгоград, «Учитель», 2007.
  2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Куколевский Г.М. Врачебный контроль в физической культуре. – М.: Медицина,

1965

  1. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: «Москва», 1998 6.         Спортивные игры. Под ред. Воробьева Н.П. – М.: Просвещение, 1975.
  1. Спортивные праздники круглый год. Методическое пособие. – Москва, Ростов-наДону, «МарТ», 2004.
  2. Чусов Ю.Н. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1981.

 

Для учащихся:

  1. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Хавин Б. Все об Олимпийских играх. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
  4. Чусов Ю.Н. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1981.