ПФДО "Футбол"
методическая разработка по зож (3 класс)
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность с общекультурным уровнем освоения.
Спортивные игры – одно из средств физического воспитания. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих их содержание, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Футбол – игра сильных, быстрых и выносливых. Являясь командной игрой, футбол имеет ярко выраженную коллективность тактических действий. Высокая игровая дисциплина – непременный спутник побед в матчах и турнирах. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ
СОШ им. В. З. Перетрухина с. Грачев Куст»
Приказ от 01.09 .2025г. №_
Директор_________ Подстречная Л. Д.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Футбол»
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень сложности освоения: стартовый
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год ПФДО
Автор-составитель:
Несудимова О.В.
с. Смородинка
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность с общекультурным уровнем освоения.
Спортивные игры – одно из средств физического воспитания. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих их содержание, способствует воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Футбол – игра сильных, быстрых и выносливых. Являясь командной игрой, футбол имеет ярко выраженную коллективность тактических действий. Высокая игровая дисциплина – непременный спутник побед в матчах и турнирах. Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Актуальность.
В современных условиях в нашей стране уделяется огромное внимание приоритету здорового образа жизни подрастающего поколения, оздоровлению, физическому и психическому развитию школьников на основе их творческой активности. Разработка программы обусловлена тем, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности учащихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Программа определяется по запросам со стороны детей и их родителей на занятия физкультурно-оздоровительной направленности. Программа востребована среди детей и родителей с. Смородинки и ст. Новый Перелюб. Проведенный нами опрос обучающихся общеобразовательного учреждения в возрасте от 7 до 10 лет выявил, что более 50% мальчиков хотели бы заниматься футболом на постоянной основе, 30% мальчиков регулярно играют в футбол.
Формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом на сегодняшний день является основой педагогической целесообразности работы по программе «Футбол». Физическое воспитание в системе дополнительного образования предполагает разнообразные формы педагогической работы с учащимися, способствует решению разных задач. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств.
Отличительные особенности программы. Основным преимуществом программы является предоставление учащимся широкого спектра форм и видов деятельности, занятий по интересам, направленных на их развитие. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированный подход. Именно на это и направлена программа «Футбол». Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с техникой и тактикой игры в футбол, индивидуальными, групповыми и командными действиями в различных по сложности условиях игры.
Адресат программы
Программа «Футбол» адресована учащимся школы в возрасте 8-11 лет общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования.
Возрастные особенности физического развития детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (8 до 11 лет) характеризуется особенностями физического развития, которые касаются роста, массы тела, развития опорно-двигательного аппарата и функционирования функциональных систем организма. Эти особенности связаны с интенсивным ростом и развитием, но при этом темпы индивидуального развития не одинаковы.
Рост: в среднем за год длина тела увеличивается на 4–5 см.
Минимальный прирост длины тела наблюдается в возрасте с 8 до 11 лет у девочек и с 8 до11 лет у мальчиков. Мальчики и девочки растут почти одинаково, но рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счёт длины ног, у девочек — в большей мере — за счёт длины туловища. Отмечаются сезонные колебания: весной и летом прирост длины тела ускоряется, а нарастание массы замедляется, осенью усиливается прирост массы тела при более медленном увеличении длины, зимой длина и масса тела растут примерно одинаково.
Масса тела:ежегодное увеличение массы тела — в среднем 3–4 кг. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Опорно-двигательный аппарат Костная система находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, в костной системе много хрящевой ткани.
Мышцы в младшем школьном возрасте ещё слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Функциональные системы: сердечно-сосудистая система: сердце ребёнка не велико по объёму, физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток крови к работающим мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не силой сокращения сердечной мышцы.
Дыхательная система: из-за слабости дыхательных мышц дыхание у младшего школьника относительно учащённое и поверхностное. Поэтому при обучении физическим упражнениям необходимо строго согласовывать дыхание с движениями тела.
Нервная система: функциональные показатели нервной системы в этот период ещё не совершенны: сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, преобладают процессы возбуждения, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга и быстрому утомлению.
Сроки реализации программы: 34 часа.
Форма обучения – очная.
Режим работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Режим занятий регламентируется СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Продолжительность активной части занятия – 40 минут.
Перед началом занятий осуществляется контроль безопасности спортивной площадки и инвентаря, соответствия спортивной формы требованиям безопасности и гигиены. По окончанию занятий осуществляется контроль за выполнением гигиенических требований учащимися.
Цель программы: формирование и развитие физических способностей и навыков учащихся, формирование моральных и волевых качеств через обучение технике и тактике игры в футбол в доступной форме, без спортивного совершенствования.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить новым видам двигательных действий в футболе, совершенствовать их выполнение в различных по сложности условиях игры, в быстроменяющейся
обстановке;
- дать представление о требованиях и нормах физической подготовленности, спортивной классификации;
- дать знания об истории и развитии физической культуры и спорта; обучить формированию индивидуального двигательного режима.
Развивающие:
- формировать умение использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития;
- развивать координационные способности: ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстроту и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения основных параметров движений) и кондиционные (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способности;
- формировать индивидуальный двигательный режим учащихся;
- развивать коммуникационные навыки группового взаимодействия, развития его форм посредством игр и соревнований;
- формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физического развития, двигательную подготовленность и в соответствии с этим решать задачи личного физического совершенствования.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
- способствовать воспитанию моральных и волевых качеств, навыков правильного поведения, интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Планируемые результаты обучения:
Предметные
- учащиеся познакомятся с историей возникновения игры футбол;
- учащиеся познакомятся с историей и развитием физической культуры и спорта;
- учащиеся познакомятся с правилами игры в футбол,
- учащиеся овладеют различными приемами владения мячом.
учащиеся получат возможность научиться:
- применять тактические и стратегические приемы организации игры в футбол в быстроменяющейся обстановке;
- применять во время игры в футбол все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча);
- применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите;
- организовывать и судить школьные соревнования.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
- использовать физические упражнения с целью индивидуального физического развития.
учащиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
Учебно-коммуникативные учащиеся научатся:
- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
учащиеся получат возможность научиться:
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учебно-организационные учащиеся научатся:
- работать с информацией;
- применять правила и пользоваться инструкциями;
- использовать знаки, символы, схемы; учащиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические, рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы. Личностные у учащихся будут сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений; у учащихся могут быть сформированы:
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Формы проведения занятий | |
теория | практика | |||
1 | Основы знаний | 1 | 1 | |
2 | Техническая подготовка | 13 | 2 | 11 |
3 | Тактическая подготовка | 4 | 2 | 2 |
4 | Физическая подготовка | 16 | 5 | 11 |
| ИТОГО | 34 | 10 | 24 |
Содержание учебного плана
- Теоретические сведения
Теория:
- Правила техники безопасности и поведения на занятиях футболом;
- Правила игры в футбол (размеры поля для игры в футбол, правила игры, полевых игроков и вратаря, выполнение штрафных ударов, классификация и терминология технических приемов игры в футбол);
- Значение здорового образа жизни (режима дня в жизнедеятельности человека, питание в сохранении и укреплении здоровья);
- Гигиенические требования (гигиена жилья, места учебы, отдыха и занятий спортом, личная гигиена, гигиена одежды и обуви);
- Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека (значение утренней гимнастики и закаливающих процедур, понятие о правильной осанке); - Оказание первой медицинской помощи при травмах.
- Понятие о тактике и тактические комбинации, характеристики игровых действий вратаря, защитников, полузащитников, нападающих, индивидуальные и групповые тактические действия;
- Правила подвижных и спортивных игр, требования к проведению спортивных эстафет.
2. Общефизическая подготовка.
Теория: Занятия физическими упражнениями в режиме дня. Всестороннее развитие человека. Влияние физических упражнений на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, двигательного аппарата человека.
Практика: Бег. Прыжки, прыжковые упражнения в движении.
Общеразвивающие упражнения на месте, в движении. Упражнения с набивными мячами.
Общеразвивающие упражнения для мышц рук (поднимание рук в стороны и вперед и опускание вниз, сведение рук вперед и разведение в стороны, круговые вращения).
Общеразвивающие упражнения для мышц ног (приседания, выпады вперед, назад, в сторону).
Общеразвивающие упражнения для мышц (наклоны туловища вперед и в стороны, круговые движения туловища с различными положениями рук). -Эстафеты с мячом; с предметами на развитие ловкости, быстроты, координации движения.
3. Специальная подготовка
Теория: Занятия физической культурой в домашних условиях. Оценка учащимися своего самочувствия и уровня физической подготовленности.
Практика:
- Удары по мячу ногой - внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема
- Удары по мячу в движении - по неподвижному и катящемуся мячу, после остановки мяча, ведение и рывки на короткие и длинные расстояния, удары по летящему мячу, удары на точность в ноги партнера, ворота, цель или движущемуся партнеру;
- Удары по мячу головой – серединой лба, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему мячу, на точность партнеру и в ворота;
- Остановка мяча ногой – подошвой и внутренней стороной стопы, катящегося и опускающегося мяча, грудью, на месте и в движении;
- Ведение мяча – внешней и внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы, по прямой с изменением направления и скорости перемещения, между стоек и движущихся партнеров, без сопротивления защитника, ведущей и неведущей ногой;
- Обманные движения – после остановки неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная подача мяча назад подошвой, ложный замах ногой для сильного удара по мячу и уход рывком с мячом, имитация передачи партнеру и уход с мячом в сторону;
- Отбор мяча – перехват мяча, отбор мяча в единоборстве, выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде;
- Вбрасывание мяча из-за боковой линии – с места из положения ноги вместе, с шага, на точность под правую и левую ногу партнера, на ход партнеру.
4. Техническая подготовка
Теория: Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений.
Техника безопасности.
Практика:
- Стойки игрока - перемещения в стойке приставными шагами, боком и спиной вперед, ускорение, старты из различных положений;
- Техника передвижения – бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом в сторону с поворотами и остановками, выпадом и прыжками на две ноги, прыжки вверх с толчком двух ног, с места и толчком одной с разбегом);
- Техника игры вратаря – основная стойка вратаря, передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах, ловля мяча на уровне груди и живота без прыжка и в прыжке, ловля катящегося и летящего низко мяча без падения и в падением, перекатом, ловля высоко летящего мяча без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, быстрый подъем с мячом на ноги после падения, отбивание мяча кулаком без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность, выбивание ногой с земли и с рук на точность; - Техника свободного нападения.
- 5. Тактическая подготовка
Теория: Просмотр соревнований профессиональных спортсменов, учебных видеофильмов. Домашние задания и их выполнение.
Практика:
Тактика нападения:
- Индивидуальные действия без мяча (правильное расположение и ориентировка на футбольном поле, выбор момента и способа передвижения в свободное место с целью получения мяча);
- Индивидуальные действия с мячом (использование изученных способов удара по мячу, ведения и остановок мяча в зависимости от игровой ситуации);
- Групповые действия (выполнение передачи в ноги партнеру, на свободное место и удар, выполнение простейших комбинаций в стандартных положениях - начало игры, угловом, штрафном, свободном ударах и вбрасывание мяча);
- Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, организация нападения по избранной тактической схеме, взаимодействие игроков при атаке финтом и через центр).
Тактика защиты:
- Индивидуальные действия (выбор позиции относительно опекаемого игрока для противодействия получению мяча, ведению и удару по воротам, отбор мяча изучаемым способом в зависимости от игровой ситуации);
- Групповые действия (взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций, создание искусственного положения «вне игры»);
- Тактика вратаря (выбор правильной позиции в воротах при ударах в различных направлениях и угловом штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот);
- Командные действия (тренировочные и соревновательные игры, применяя технические приемы изученного программного материала, оборонительные действия согласно избранной тактической схеме в составе команды по принципу персональной, зонной или комбинированной защиты).
- Позиционные нападения без изменения позиций игроков;
- Нападения в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1, с атакой и без атаки ворот.
- Игровая подготовка
Теория: Определение и устранение типичных ошибок при игре. Техника безопасности.
Практика:
- Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров;
- Игра и игровые задания 2:1,3:1, 3:2 и 3:3.;
- «Квадрат»;
- «Пятнашки с ведением мяча»;
- - «Броуновское движение
Формы аттестации планируемых результатов программы
Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, необходимых для успешного обучения. Проводится в начале обучения по программе и необходим для корректировки учебного плана.
Контроль приобретенных знаний, умений и навыков – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, полученных в ходе обучения. Проводится постоянно.
Текущий контроль проводится в следующих формах:
устный опрос;
наблюдение;
проверка выполнения заданий.
Проводится по итогам полугодия, в соответствии с календарным учебным графиком. Цель – определение уровня знаний и умений учащихся за полугодие и корректировка учебной деятельности учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
- устный опрос;
- наблюдение;
- проверка выполнения заданий;
- практическое выполнение приёмов;
- сдача контрольных нормативов.
Итоги промежуточной аттестации оформляются в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и проводится в следующих формах:
- Итоговое занятие;
- Анализ учебной деятельности учащихся за год;
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеются:
- спортивный зал
Материально-техническое оснащение занятий
- оборудованный спортивный зал, размером не менее 30 х15 м;
- ворота футбольные;
- футбольные мячи;
- насос ручной, иглы;
- держатель для мяча;
- гимнастические скамейки;
- маты гимнастические;
- стенка гимнастическая;
- мячи набивные весом 3 кг и 5 кг;
- скакалки;
- свисток;
- секундомер – 1 шт.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Форма организации занятий: групповая и индивидуально-групповая.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- Фронтальная - одновременная работа всех учащихся.
- Индивидуальная, фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
- Групповая - организация работы по малым группам.
- В парах - организация работы по парам.
- Индивидуальная
Возможные формы занятий:
- учебно-тренировочные занятия,
- игры,
- эстафеты,
- соревнования.
расширение двигательного опыта учащихся посредством движений различной координационной сложности;
- расширение границ двигательной активности учащихся за счет развития их физических способностей;
- активизация и совершенствование основных психических процессов: внимания, восприятия, памяти и наглядно-действенного мышления.
Наиболее важными в этот год обучения в учебно-тренировочной группе являются упражнения общего воздействия, направленные на разностороннюю подготовку, на укрепление опорно-двигательного аппарата и воспитание скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты, гибкости и общей (аэробной) выносливости.
Календарный учебный график
№ занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Место проведения | Форма проведения | Форма контроля | Даты проведения | ||
План | Факт | |||||||
Основы знаний | 1 | |||||||
1 | Инструктаж по охране труда на занятиях футбола. Гигиена. История возникновения футбола. Развитие футбола. Правила мини-футбола, футбола. Жесты судей. | 1 | Кабинет №3 | занятие | инструктаж опрос | 01.09 | ||
Техническая подготовка | 13 | |||||||
2 | Передвижения боком, спиной вперёд, ускорения, остановки, повороты, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (бег, остановки, повороты, рывки) | 1 | спортзал | эстафеты | диагностика | 08.09 | ||
3 | Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Удар по неподвижному мячу внутренней частью подъёма. Удар по неподвижному мячу внешней частью подъёма. | 1 | спортзал | диагностика | 15.09 | |||
4 | Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъёма, носком. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удар по летящему мячу серединой подъёма. | 1 | спортзал | диагностика текущий контроль | 22.09 | |||
5 | Удар по летящему мячу серединой лба. Удар по летящему мячу боковой частью лба. | 1 | спортзал | диагностика | 29.09 | |||
6 | Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель. Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь. | 1 | спортзал | диагностика текущий контроль | 06.10 | |||
7 | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Остановка катящегося мяча внешней стороной стопы. Остановка мяча грудью. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы. | 1 | спортзал | диагностика | 13.10 | |||
8 | Ведение мяча внешней и внутренней стороной стопы по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения правой и левой ногой (без сопротивления защитника). | 1 | спортзал | диагностика | 20.10 | |||
9 | Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обводка с помощью обманных движений (финтов). | 1 | спортзал | Диагностика текущий контроль | 27.10 | |||
10 | Выбивание мяча ударом ногой. Отбор мяча перехватом. Отбор мяча толчком плеча в плечо. Отбор мяча в подкате | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 10.11 | ||
11 | Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 17.11 | ||
12 | Ловля катящегося мяча. Ловля мяча, летящего навстречу. Ловля мяча сверху в прыжке. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 24.11 | ||
13 | Отбивание мяча кулаком в прыжке. Ловля мяча в падении (без фазы полёта) | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 01.12 | ||
14 | Ведение, удар (передача мяча), приём мяча, остановка, удар по воротам. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 08.12 | ||
Тактическая подготовка | 4 | |||||||
15 | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Позиционное нападение с изменением позиций игроков. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 15.12 | ||
16 | Нападение в игровых заданиях 3: 1,3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 22.12 | ||
17 | Командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в защите. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 12.01 | ||
18 | Командные тактические действия в защите. Двусторонняя учебная игра. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 19.01 | ||
Физическая подготовка | 16 | |||||||
19 | Упражнения с партнером. Упражнения с набивными мячами. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Поднимание туловища из положения, лежа на спине. Многократное поднимание прямых ног в висе. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 26.01 | ||
20 | Бег в горку. Прыжки на одной ноге. Прыжки на одной и на двух ногах через препятствия. Прыжки со скакалкой. | 1 | спортзал | Учебная игра | диагностика | 02.02 | ||
21 | Прыжки на одной и двух ногах с набивными мячами. Ведение ногой набивного мяча. Подвижная игра «Всадники». | 1 | спортзал | игра | Диагностика текущий контроль | 09.02 | ||
22 | Бег спиной вперед с поворотами. Быстрые перемещения приставными шагами. Бег с внезапным поворотом кругом. Бег «Змейкой». | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 16.02 | ||
23 | Челночное перемещение. Бег с внезапным поворотом кругом по зрительному сигналу. Бег в сочетании с внезапными остановками и скоростными рывками. Кувырок вперед – прыжок через вертикальное препятствие. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 02.03 | ||
24 | Бег в равномерном темпе умеренной интенсивности, чередуемый с ускорениями. Переменный бег с варьированием скорости. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 09.03 | ||
25 | Бег по пересеченной местности. Подвижная игра «Сумей догнать». Подвижная игра «Гонка с выбыванием». | 1 | спортзал | игра | Диагностика текущий контроль | 16.03 | ||
26 | Активные упражнения на гибкость. Упражнения на гибкость с помощью партнера. Упражнения на гибкость с отягощением. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 30.03 | ||
27 | Старт по зрительному (звуковому) сигналу из различных исходных положений. Бег в медленном темпе с выполнением скоростных рывков. Бег с высокой скоростью и остановками по внезапному сигналу | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 06.04 | ||
28 | Эстафетный бег. Челночный бег. Бег с внезапными остановками и изменением направления движения. Бег с максимальной частотой шагов. | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 13.04 | ||
29 | Удары мяча ногой в быстром темпе в стену. Переменный бег. Подвижная игра «Вызов номеров». | 1 | спортзал | Практическое занятие | диагностика | 20.04 | ||
30 | Подвижная игра «Поймай палку». Подвижная игра «Поймай мяч». | 1 | спортзал | игра | диагностика | 27.04 | ||
31 | Подвижная игра «Салки». Подвижная игра « Охотники и утки». | 1 | спортзал | игра | диагностика | 04.05 | ||
32 | Подвижная игра «Перехвати мяч». Подвижная игра «В одно касание». | 1 | спортзал | игра | диагностика | 11.05 | ||
33 | Подвижная игра «В одно касание». Подвижная игра «День и ночь». | 1 | спортзал | игра | диагностика | 18.05 | ||
34 | Подвижная игра «Салки в парах». Подвижная игра «Бег-преследование». Итоговое занятие. | 1 | спортзал | игра | Контрольная диагностика | 25.05 | ||
Итого: | 34 часа | |||||||
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение реализации дополнительной образовательной программы.
№ п/п | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итого |
1. | Теоретическая подготовка | Традиционная, беседы, просмотр телепередач, тестирование, зачеты, беседы с родителями, общие собрания учащихся и родителей, творческие встречи. | Диалог, анализ выступлений, показ, решение проблемных ситуаций. Словесный, наглядный, практический (судейство), индивидуальный. | Использование специальной литературы, наглядных пособий по темам. Спортивный зал или кабинет с мультимедийной техникой | Опрос учащихся, судейство соревнований. |
2. | Практическая подготовка | Комбинированное занятие, игра, праздник, зачет, эстафета, соревнование, репетиция. | Игры, упражнения, репродуктивный, коллективный, индивидуально- фронтальный, групповой, в парах. | Таблица оценки тестовых испытаний детей. Схемы, иллюстрации. Оборудованный спортивный зал или футбольное поле размером не менее 30 х15 м. Свисток – 1 шт. Секундомер – 1 шт. Футбольный мяч – 8 шт. | Зачет, открытое занятие для родителей, самоанализ, сдача контрольно-переводных нормативов, соревнования. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- тестирование (индивидуальное),
- открытые занятия,
- соревнования, спартакиады, матчи, турниры, педагогическое наблюдение, отзывы детей и родителей.
Контроль осуществляется: по двигательной активности - на основании результатов тестов.
Способы фиксации результата:
- Протоколы уровня физической подготовленности учащихся (начальный, промежуточный, итоговый),
- Протоколы соревнований, спартакиад, матчей, турниров.
- Дневники достижений.
Карта умений и навыков учащихся объединения «Футбол»
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Основные сведения о значении и развитии физической культуры | Основные базовые действия, развивающие основные группы мышц | Навык выполнения комплекса специальных упражнений | Навыки совместного взаимодействия с партнерами по игре | Развитие посредством игры внимания, памяти, восприятия окружающего | Культура общения, ведения диалога | Уровень развития коммуникативных навыков группового взаимодействия | Итого – в % | ||
+ | * | – | |||||||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения: «+» умеет и делает хорошо; «*» делает недостаточно хорошо; «–« не умеет делать.
Карта учета результатов освоения образовательной программы
Объединение «Футбол»
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Учебноинтеллектуальные умения | Учебнокоммуникативные умения | Учебноорганизационные умения | % освоения | ||||||
полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | ||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальный балл от 6 до 10
Минимальный балл 1
Средний балл от 2 до 5
Литература для педагога:
- Гордияш Е.Л. и др. Физическое воспитание в школе. – Волгоград, «Учитель», 2007.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.
- Куколевский Г.М. Врачебный контроль в физической культуре. – М.: Медицина,
1965
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: «Москва», 1998 6. Спортивные игры. Под ред. Воробьева Н.П. – М.: Просвещение, 1975.
- Спортивные праздники круглый год. Методическое пособие. – Москва, Ростов-наДону, «МарТ», 2004.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1981.
Для учащихся:
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989.
- Хавин Б. Все об Олимпийских играх. – М.: Физкультура и спорт, 1974.
- Чусов Ю.Н. Физиология человека. – М.: Просвещение, 1981.
