1.6.6 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» 6 КЛАСС

Сердюк Алена Николаевна

Настоящая рабочая программа «Наглядная геометрия» по внеурочной деятельности для 6 класса

разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании рабочих программ по математике

(составитель Т.А. Бурмистрова).

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на достижение целей, определенных в  ФГОС ООО.

Цели работы по настоящей программе: формировании всесторонне образованной и инициативной личности через интеллектуально-развивающую деятельность в рамках образовательного предмета Математика.

Изучение программы направлено на решение следующих задач:

  1. Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности            обучающихся.
  2. Развитие пространственных представлений, приёмов изобразительно - графических и конструктивных  умений.
  3. Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции.

При изучении данной программы обучающиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_matematike_6_kl.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                        Утверждена приказом № ______

                     от 31.08. 2021 г.

                          Директор школы                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

6 КЛАСС

1 год обучения

34 часа

                                                                                      Учитель высшей квалификационной категории:

                                                                               Сердюк А.Н.

г.п. Игрим, 2021 г.

Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

2

2

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

3

3

Содержание учебного материала

6

4

Тематическое планирование

9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа «Наглядная геометрия» по внеурочной деятельности для 6 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании рабочих программ по математике (составитель Т.А. Бурмистрова).

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на достижение целей, определенных в  ФГОС ООО.

Цели работы по настоящей программе: формировании всесторонне образованной и инициативной личности через интеллектуально-развивающую деятельность в рамках образовательного предмета Математика.

Изучение программы направлено на решение следующих задач:

  1. Организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности            обучающихся.
  2. Развитие пространственных представлений, приёмов изобразительно - графических и конструктивных  умений.
  3. Обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции.

При изучении данной программы обучающиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам.

Объем программы:

Программа  рассчитана на 1 год обучения - 34 часа, 1 час в неделю.

Педагогические технологии:

1

Образовательная  технология  эмоционально – образного воспитания  В.В.Кирюшина

2

Технологии  на основе  активных  форм  и  методов  обучения

3

Технология  на основе  схемных  и знаковых  моделей  учебного материала

4

Технология  развития  критического  мышления

5

Технологии  развивающего  обучения

6

Игровые  технологии

7

Технология личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская)

8

ИКТ

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: беседы, решение задач,  самостоятельные и практические работы, игровые, занятие.

В процессе выполнения заданий по геометрии обучающиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор, включают дополнительную информацию об окружающем мире, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества и инициативы, многие задания основаны на личном опыте, на уже имеющихся знаниях. Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях, содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

Приоритетные виды и формы контроля:

Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся. Основными формами текущего контроля являются наблюдение, устный опросы, работа по карточке, практические работы, тесты.

Содержание программы  способствует развитию самостоятельной деятельности, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.

Содержание данной программы позволяет сформировать представление о геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших геометрических построений, способствует развитию логического мышления на основе образного.

Ценностные ориентиры содержания программы:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения.

Кроме того, важной ценностью содержания курса является работа с математическими инструментами (транспортир, циркуль, линейка). Построением геометрических фигур.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В основе содержания обучения по программе лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций:  предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития обучающихся средствами предмета «Наглядная геометрия».

Предметная компетенция.  Под предметной компетенцией понимается осведомлённость о системе основных геометрических представлений и овладение необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о геометрическом языке как средстве выражения геометрических свойств, законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения:  создавать простейшие геометрические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения геометрический задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Коммуникативная компетенция.  Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).

Организационная компетенция.  Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция.  Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность о геометрии как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира.  Формируются следующие представления образующие эту компетенцию: об уровне развития геометрии на разных исторических этапах; о высокой практической значимости геометрии с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, о важной роли геометрии с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели и др.

Обучающиеся  должен  достичь  следующих  результатов:

личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • способность к эмоциональному (эстетическому)восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей  жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

предметные:

  • представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о её значимости в жизни человека;
  • умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);
  • владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объёмными геометрическими фигурами;
  • владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов некоторых геометрических фигур.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированностьметапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей (гибкость мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем программа обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Содержание тем программы (34 часа)

Первые шаги в геометрии.(1 час)

История развития геометрии. Инструменты для построений и измерений в геометрии.

Пространство и размерность. (1 час)

Одномерное пространство (точки, отрезки, лучи), двумерное пространство (треугольник, квадрат, окружность), трёхмерное пространство (прямоугольный параллелепипед, куб). Плоские и пространственные фигуры. Перспектива как средство изображения трёхмерного пространства на плоскости. Четырёхугольник, диагонали четырёхугольника. Куб и пирамида, их изображения на плоскости.

Простейшие геометрические фигуры. (1 час)

Геометрические понятия: точка, прямая, отрезок, луч, угол. Виды углов: острый, тупой, прямой, развёрнутый. Измерение углов с помощью транспортира. Вертикальные и смежные углы. Диагональ квадрата. Биссектриса угла.

Конструирование из «Т». (1 час)

Конструирование на плоскости и в пространстве, а также на клетчатой бумаге из частей буквы Т.

Куб и его свойства. (2 часа)

Многогранники. Вершины, рёбра, грани многогранника. Куб: вершины, рёбра, грани, диагональ, противоположные вершины. Развёртка куба.

Задачи на разрезание и складывание фигур. (1 час)

Равенство фигур при наложении. Способы разрезания квадрата на равные части. Разрезание многоугольников на равные части. Игра «Пентамино». Конструирование многоугольников.

Треугольник. (1 час)

Многоугольник. Треугольник: вершины, стороны, углы. Виды треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Пирамида. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр). Развёртка пирамиды. Построение треугольников (по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам, по трём сторонам) с помощью транспортира, циркуля и линейки.

Правильные многогранники. (2 часа)

Тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр. Формула Эйлера. Развёртки правильных многогранников.

Геометрические головоломки. (1 час)

Игра «Танграм». Составление заданных многоугольников из ограниченного числа фигур.

Измерение длины. (1 час)

Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины – метр. Единицы измерения приборов. Точность измерения.

Измерение площади и объёма. (2 часа)

Единицы измерения площади. Измерение площади фигуры с избытком и с недостатком. Приближённое нахождение площади. Палетка. Единицы измерения площади и объёма.

Вычисление длины, площади и объёма. (2 часа)

Нахождение площади фигуры с помощью палетки, объёма тела с помощью единичных кубиков. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.

Окружность. (1 час)

Окружность и круг: центр, радиус, диаметр. Правильный многоугольник, вписанный в многоугольник.

Геометрический тренинг. (1 час)

Занимательные задачи на подсчёт геометрических фигур в различных плоских конфигурациях.

Топологические опыты. (1 час)

Лист Мёбиуса. Опыты с листом Мёбиуса. Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком. Граф, узлы графа. Возможность построения графа одним росчерком.

Задачи со спичками. (1 час)

Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек.

Зашифрованная переписка. (1 час)

Поворот. Шифровка с помощью 64 – клеточного квадрата.

Задачи, головоломки, игры. (1 час)

Деление фигуры на части. Игры со спичками, с многогранниками. Проекции многогранников.

Весёлые минутки на уроках геометрии: пентамино и рисунки из отрезков. (1 час)

Конструирование  из  12 плоских фигур, составленных из 5 квадратов.Графический диктант.

Конструкции из шашек и их виды. (1 час)

Конструирование из шашек. Три вида: вид спереди, вид сверху, вид слева.

Математическое вышивание. (1 час)

Конструирование на бумаге из ниток астроиды и кардиоиды. Вычерчивание астроиды и кардиоиды по схемам.

Оригами. (2 часа)

История оригами. Условные обозначения на чертежах. Изготовление фигурок – оригами по схемам.

Экскурсии. (2 часа)

История создания архитектурного объекта, определение формы его деталей, рисование отдельных деталей и всего здания в целом в разных ракурсах. Конструирование моделей этих сооружений, придумывание новых.

Повторение. (5 часов)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Характеристика

основных видов деятельности

Фактические сроки (и/или коррекция)

1

Первые шаги в геометрии.

Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью циркуля и линейки и углы с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения длин через другие.

2

Пространство и соразмерность.

Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием инструментов. Различать фигуры плоские и объёмные.

3

Простейшие геометрические фигуры.

Распознавать, называть и строить геометрические фигуры (точку, прямую, отрезок, луч, угол), виды углов(острый, прямой тупой, развёрнутый), вертикальные и смежные углы. Строить биссектрису на глаз и с помощью транспортира.

4

Конструирование из «Т».

Моделировать геометрические фигуры, используя бумагу.

5

Куб и его свойства.

Распознавать и называть куб и его элементы(вершины, рёбра, грани, диагонали).

Распознавать куб по его развёртке. Изготавливать куб из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющего форму куба.

6

Куб и его свойства.

Распознавать и называть куб и его элементы(вершины, рёбра, грани, диагонали).

Распознавать куб по его развёртке. Изготавливать куб из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющего форму куба.

7

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Изображать равные фигуры и обосновывать их равенство. Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур. Разрезать, вращать, совмещать, накладывать фигуры.

8

Треугольник.

Распознавать на чертежах, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний, равносторонний треугольники. Распознавать и называть пирамиду и её элементы (вершины, рёбра, грани). Распознавать пирамиду по её развёртке, изготавливать её из развёртки. Приводить примеры предметов из окружающего мира, имеющих форму пирамиды.

9

Правильные многогранники.

Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера количество его элементов. Изготавливать некоторые правильные многогранники из развёрток.

10

Правильные многогранники.

Различать и называть правильные многогранники. Вычислять по формуле Эйлера количество его элементов. Изготавливать некоторые правильные многогранники из развёрток.

11

Геометрические головоломки.

Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур.

12

Измерение длины.

Измерять длину отрезка линейкой. Выражать единицы измерения длин через другие. Находить точность измерения приборов. Измерять длины кривых линий.

13

Измерение площади и объёма.

Находить приближённые значения площади, измерять площади, измерять площади фигур с избытком и с недостатком; использовать разные единицы площади и объёма.

14

Измерение площади и объёма.

Находить приближённые значения площади, измерять площади, измерять площади фигур с избытком и с недостатком; использовать разные единицы площади и объёма.

15

Вычисление длины, площади и объёма.

Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объём куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади  и объёма через другие.

16

Вычисление длины, площади и объёма.

Вычислять площади прямоугольника и квадрата, используя формулы. Вычислять объём куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы площади  и объёма через другие.

17

Окружность.

Распознавать на чертежах и называть окружность и её элементы (центр, радиус, диаметр). Изображать окружность. Распознавать многоугольник, вписанный в окружность. Строить правильные многоугольники с помощью циркуля и транспортира.

18

Геометрический тренинг.

Распознавать геометрические фигуры в сложных конфигурациях. Вычленять из чертежа отдельные элементы.

19

Топологические опыты.

Строить геометрические фигуры от руки. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование. Рисовать графы, соответствующие задаче.

20

Задачи со спичками.

Конструировать фигуры из спичек. Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование.

21

Зашифрованная переписка.

Рисовать фигуру, полученную при повороте на заданный угол в заданном направлении.

22

Задачи, головоломки, игры.

Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование.

23

Весёлые минутки: пентамино и рисунки из отрезков.

Конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур.

24

Конструкции из шашек и их виды.

Исследовать и описывать свойства фигур, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование.

25

Математическое вышивание.

Изображать геометрические фигуры плоские и пространственные от руки и с использованием инструментов.

26

Оригами.

Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи, схемы.

27

Оригами.

Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи, схемы.

28

Экскурсия «Геометрические формы  в архитектуре»

Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире.

29

Экскурсия «Геометрические формы  в архитектуре»

Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире.

30

Повторение.

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

31

Повторение.

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат

32

Повторение.

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат

33

Повторение.

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат

34

Повторение.

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат

Итого:  34 часа

Используемая литература

  1. И.Ф Шарыгин. Л.Н. Ерганжиева, Математика: Наглядная геометрия 5-6 класс, 2-ое издание, Дрофа 2015 год
  2. Т.А. Бурмистрова. Математика: Сборник рабочих программ 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций- 3 издание - М.: Просвещение, 2014 год
  3. Е.С Смирнова. Методическая разработка курса наглядной геометрии 5 класс. М.: Просвещение, 1999 год
  4. Белоусова А.Г.  Введение курса наглядно-практической геометрии как пропедевтики систематического курса геометрии. –

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=211155