3.2.2 Материалы к уроку математики.

Сердюк Алена Николаевна

Презентация к уроку Алгебры в 11 классе по теме: "Сочетания и размещения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochetaniya_i_razmeshcheniya.pptx342.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгебра и начала математического анализа 11 класс. Сочетания и размещения .

Слайд 2

Основная формула:

Слайд 3

Сочетания и размещения. При подсчете вероятности события, иногда бывает довольно таки сложно подсчитать общее количество исходов. На данном уроке мы как раз и займемся способами подсчета количества исходов. На прошлом уроке мы уже повторили правило умножения. В курсе алгебры девятого класса мы уже изучали некоторые понятия, давайте повторим некоторые из них. Определение. Произведение подряд идущих первых n натуральных чисел обозначают n ! ( n факториал) n !=1·2·…·( n -1)· n n факториал – состоящий из n множителей. Заметим важное свойство факториала: n != ( n -1)!· n

Слайд 4

Сочетания и размещения. Количество перестановок из n элементов, можно вычислять используя следующую теорему: Теорема. N отличных друг от друга предметов можно расставить по одному на N разных мест ровно N ! способами. Где P – количество перестановок из N элементов, без повторений.

Слайд 5

Сочетания и размещения. № 1. К Иван Васильевичу пришли гости: Александр, Алексей, Петр и Николай. За столом 5 стульев. а) Сколькими способами можно рассадить гостей за столом ? б) Сколькими способами можно рассадить гостей за столом, если место Ивана Васильевича известно . в) Сколькими способами можно рассадить гостей за столом, если Петр и Николай всегда сидят рядом . г) Сколькими способами можно рассадить гостей за столом, если Алексей и Александр не могут сидеть рядом.

Слайд 6

Решение. а) Способы которыми можно рассадить гостей и хозяина, не что иное как количество перестановок наших гостей возле разных стульев. Воспользуемся теоремой: Всего у нас 5 человек тогда, 5! способов расстановки. Ответ : 120 способов . б) Место Иван Васильевича уже известно, тогда гости могут выбрать 4 оставшихся стула, а это 4!=24 способа выбора. Ответ : 24 . в) Петр и Николай сидят рядом, тогда первый из них может выбрать 5 способами себе место, а вот второму останется выбор только из двух мест, рядом с первым. Остается 3 места для 3 человек: 3!=6 способов. Тогда всего способов: 5·2·6=60. Ответ : 60 . г) Алексей может выбрать место 5 способами, но вот Александру остается для выбора всего два места, так рядом с Алексеем он сидеть не может. Тогда способов: 5·2·3!=60. Ответ : 60 .

Слайд 7

Сочетания и размещения. № 2. В чемпионате по хоккею участвовало восемь команд, каждая команда сыграла с другой по одной игре. Сколько всего сыграно игр?

Слайд 8

Решение. Данную задачу можно решать различными способами. Начнем с самого очевидного, но не всегда самого простого, составим таблицу сыгранных игр и непосредственно подсчитаем количество игр. Команда сама с собой играть не может (закрашенные клетки), тогда у нас остается 64-8=56 клеток. Игр у нас произошло ровно в два раза меньше, так внизу таблицы могут быть записаны те же результаты, только в обратном порядке, в зависимости от победы или поражения. Тогда у нас 28 игр.

Слайд 9

Сочетания и размещения. Второй способ : Пронумеровав или зная названия команд можно подсчитать, что первая команда сыграет 7 игр, второй команде уже останется сыграть 6 игр, так как уже сыграла игру с первой командой и так далее, получим: 7+6+5+4+3+2+1=28 Посмотрим внимательно на нашу задачу, у нас есть 8 команд, в каждой игре участвуют 2 команды, тогда нам надо найти количество сочетаний или количество игр 8 команд, в каждой игре по 2 команды. Порядок выбора команд совершенно не важен.

Слайд 10

Сочетания и размещения. Количество сочетаний из n элементов по 2 легко вычисляется по формуле : Теорема. Для множества, состоящего из n элементов, любые два элемента этого множества (без повторения) могут быть выбраны – способами. Иначе говоря, число сочетаний 2 объектов множества, без учета порядка, состоящего из n элементов вычисляется:

Слайд 11

Сочетания и размещения. № 3. Ребята 11 А и 11 Б решили поиграть в шахматы. В 11 А учатся 10 человек, а в 11 Б 8 человек. Сколькими способами : а) Могут сыграть ребята 11 А между собой? б) Могут сыграть ребята 11 Б между собой? в) Сколько игр возможно между ребятами 11 А и 11 Б? г) Сколько всего игр возможно?

Слайд 12

Решение. а) В 11 А у нас учатся 10 человек, в шахматы играют два человека. Тогда нам надо найти количество сочетаний из 10 человек по 2, порядок нам в данной задаче не важен. Тогда воспользуемся теоремой: б) По аналогии с предыдущим примером: в) Когда играют друг против друга ребята из разных классов, то тут следует считать по правилу умножения. Выбор ученика одного из классов не зависит от выбора ученика другого класса, тогда у нас для 11 А – 10 способов выбора, а для 11 Б – 8 способов. Тогда количество возможных игр: 10·8=80 г) Здесь нам не важен ни порядок, ни кто с кем играем, тогда это количество сочетаний из учеников обоих классов по 2:

Слайд 13

Сочетания и размещения. Часто встречаются задачи, в которых порядок размещения элементов важен, тогда нам следует воспользоваться следующей теоремой: Теорема. Если множество состоит из n элементов, и требуется выбрать два элемента, с учетом их порядка, то такой выбор можно провести n ( n -1) способами. Определение. Число всех выборов двух элементов с учетом их порядка из n данных называют числом размещений из n элементов по 2 и обозначается

Слайд 14

Сочетания и размещения. № 4. В классе 20 учеников. К доске нужно вызвать двух человек, сколькими способами можно это сделать если : а) Сначала надо решить пример на квадратные уравнения, потом неравенство. б) Ученики могут выйти к доске одновременно.

Слайд 15

Решение. а) В этой задаче порядок важен, тогда б) Нам порядок не важен, тогда используем формулу числа сочетаний:

Слайд 16

Сочетания и размещения. Мы рассмотрели случай когда в выборе участвовало 2 элемента, а как же быть в случае когда их гораздо больше, ведь таких задач гораздо больше. Давайте запишем формулы для общего случая: Число сочетаний из n элементов по k элементам (без учета порядка) вычисляется по формуле: Число размещений из n элементов по k элементам (с учетом порядка) вычисляется по формуле: Заметим:

Слайд 17

Сочетания и размещения. № 5. В классе 25 учеников, нужно выбрать 4 ученика таким образом: а) Один должен подготовить доклад, второй решить геометрическую задачу, третий подготовить презентацию, четвертый выучить стих. б) 4 ученика должны подготовить выступление на школьном празднике.

Слайд 18

Решение. а) Здесь нам порядок важен, тогда б) тут нам порядок не важен

Слайд 19

Сочетания и размещения. З апиши и запомни ряд важных свойств: 1) 0!=1 2) 3) 4) Д/ п : П роверим 4 свойство:

Слайд 20

В следующих задачах проверь себя . Просмотри решения без записи в тетради и проверь свое путь решения задачи. Если есть вопросы по решению, пересмотри презентацию с начала или обратись к красному учебнику.

Слайд 21

Задача №1 Из отряда 15 человек назначают двух караульных. Сколькими способами может быть составлен караул?

Слайд 22

Решение задачи №1

Слайд 23

Задача №2 Дано множество Составьте все сочетания и все размещения из элементов данного множества по 2.

Слайд 24

Решение задачи №2 Сочетания Размещения

Слайд 25

Задача №3 Борис идёт на день рождения к близнецам Алексею и Ивану. Он хочет подарить каждому из них по музыкальному диску. В магазине осталось для продажи только 13 различных дисков любимых исполнителей братьев. Сколькими способами, купив 2 диска, Борис может сделать подарки?

Слайд 26

Решение задачи №3

Слайд 27

Задача №4 На клавиатуре компьютера 105 клавиш. Найдите вероятность того, что обезьяна нажав поочерёдно две клавиши случайным образом, получит слово «ой».

Слайд 28

Решение задачи №4 Всего событий : Благоприятных событий: 1 ,

Слайд 29

Задача №5 В отделе работают 5 ведущих и 8 старших сотрудников. В командировку надо послать двух ведущих и двух старших научных сотрудников. Сколькими способами может быть сделан выбор?

Слайд 30

Решение задачи №5

Слайд 31

Задача №6 У Минотавра в лабиринте томятся 25 пленников. а)Сколькими способами он может выбрать себе трёх из них на завтрак, обед и ужин? б)А сколько существует способов, чтобы отпустить трёх пленников на свободу?

Слайд 32

Решение задачи №6 Решение: А) Порядок важен . Б ) Порядок не важен

Слайд 33

Сочетания и размещения. Задачи для самостоятельного решения. 1. К Мише пришли гости: Саша, Леша, Петя, Коля, Аркаша. Торт разрезали на 6 кусков. а) Сколькими способами каждый ребенок может выбрать кусок торта? б) Сколькими способами каждый ребенок может выбрать кусок торта, если Миша уже выбрал себе кусочек. в) Сколькими способами каждый ребенок может выбрать кусок торта, если Аркаша всегда выбирает соседний от куска Саши. 2 . Ребята 11 А и 11 Б решили поиграть в шахматы. В 11 А учатся 13 человек, а в 11 Б 9 человек. Сколькими способами: а) Могут сыграть ребята 11 А между собой б) Могут сыграть ребята 11 Б между собой в) Сколько игр возможно между ребятами 11 А и 11 Б г) Сколько всего игр возможно? 3) Из 16 дежурных надо выбрать трех для столовой. Сколькими способами можно сделать этот выбор? 4) Сколькими способами могут быть распределены золотая, серебряная и бронзовая медали олимпийских игр по теннису, если участвовало 15 стран?