1.6.1 Программа дополнительного образования по музыке

Сердюк Алена Николаевна

Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных по форме, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающую действительность, расширяет их жизненный опыт.

Актуальность программы. Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Детство – пора наиболее оптимальных решений в приобщении ребёнка к миру прекрасного. Образовательная программа «Музыка» для средних общеобразовательных учреждений призвана решать многие задачи, содержание программы предусматривает всестороннее музыкальное развитие ребенка через вовлечение его в разные виды музыкальной деятельности, его приобщение к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на духовное обогащение и творческое отношение к окружающему миру. Но программа слишком объемна, а количество часов для ее глубокого и полноценного освоения так не достаточно. Особенно в средних классах, когда велико желание показать свое «Я» в процессе вокально-исполнительской деятельности, а часов на вокальную работу отводится лишь 1/3 от общего количества часов на год. За такой короткий промежуток времени очень сложно дать теоретический курс вокального искусства, разучить вокальный репертуар и провести индивидуальный контроль сформированности вокальных навыков. Об отведении времени во время школьного урока на репетиции для подготовки концертных номеров вообще не приходится говорить. Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека. Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья воспитанников и обучающихся. Поэтому, дополнительные занятия по вокалу очень важны и полезны для любознательных, творческих школьников, имеющих желанием вести активную концертно-исполнительскую деятельность.

Целесообразность программы. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Посещая творческое объединение, каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения через сольное и ансамблевое пение. В ТО приходят дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Поющая Планета», направленная на духовное развитие обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

творческого объединения

ПОЮЩАЯ ПЛАНЕТА

Авторская программа

учителя музыки высшей квалификационной категории

и педагога ДО

Сердюк Алены Николаевны

Срок обучения 2 года

Объем: 1 год - 158 часов

2 год - 130 часов

Возраст детей: 12 – 18 лет

г.п. Игрим.


Цель работы по программе…………………………………………………3

Пояснительная записка………………………………………………..……4

Содержание программы……………………………………………………17

Тематический план подпрограммы «Я люблю петь» ……………………22

Тематический план подпрограммы «Я умею петь» …………………...…25

План воспитательной работы…………………………………………...….29

Ожидаемые результаты освоения программы…………………………….32

Материальное и методическое обеспечение программы……………...…33

Список литературы…………………………………………………………34


Пение - один из наиболее доступных видов музыкальной деятельности. Хоровое, сольное или ансамблевое пение положительно влияет на эмоциональное состояние поющего. Вокальная  деятельность, являясь  самой доступной из всех видов музыкальной деятельности, способствует формированию элементов музыкальной культуры и воспитанию эстетических чувств учащихся. Само слово "вокал" происходит от итальянского "воче", то есть голос. Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом. «Как совершенно надо владеть инструментом - голосом, чтобы под воздействием его в сердцах слушателей, в их памяти оставался надолго эмоциональный след, а в души проливался свет». (Теплов) Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками и формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры – одна из целей данной программы. Но человеку для комфортной жизни необходимо учиться взаимодействовать с окружающими его системами: с природой, социумом, техникой, культурой, самим собой. Деятельность – смысл и содержание жизни человека, а среда, в которой он живет, - внешнее условие его саморазвития. Постоянное изменение внутренних условий (потребностей, установок, интересов) предполагает непрерывность овладения различными видами деятельности в течение всей жизни человека. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей – эффективное средство социализации при условии грамотного, внимательного педагогического руководства, когда обучение рассматривается в первую очередь как средство нравственного воспитания, при этом каждый обучающийся получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях.

А значит, цель работы по программе такова:

в процессе активной  музыкально-творческой деятельности  создать условия, позволяющие ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить свои интересы и художественные способности, приобрести вокальные исполнительские  навыки, практические знания и умения по искусству вокала, приобщиться к сокровищнице мирового  вокально-песенного искусства.


Как гимнастика выпрямляет тело,

Так песня выпрямляет душу человека.

Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных по форме, оказывает глубокое эстетическое воздействие на  человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна  выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающую действительность, расширяет их жизненный опыт.

Актуальность программы.

Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Детство – пора наиболее оптимальных решений в приобщении ребёнка к миру прекрасного. Образовательная программа «Музыка» для средних общеобразовательных учреждений призвана решать многие задачи, содержание программы предусматривает всестороннее музыкальное развитие ребенка через вовлечение его в разные виды музыкальной деятельности, его приобщение к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на духовное обогащение и творческое отношение к окружающему миру.

Но программа слишком объемна, а количество часов для ее глубокого и полноценного освоения так не достаточно. Особенно в средних классах, когда велико желание показать свое «Я» в процессе вокально-исполнительской деятельности, а часов на вокальную работу отводится лишь 1/3 от общего количества часов на год.

За такой короткий промежуток времени очень сложно дать теоретический курс вокального искусства, разучить вокальный репертуар и провести индивидуальный контроль сформированности вокальных навыков. Об отведении времени во время школьного урока на репетиции для подготовки концертных номеров вообще не приходится говорить.  

Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа.  Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – эффективное  средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет  на общее состояние здоровья воспитанников и обучающихся.

Поэтому, дополнительные занятия по вокалу очень важны и полезны для любознательных, творческих школьников, имеющих желанием вести активную концертно-исполнительскую деятельность.

Целесообразность программы.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Посещая творческое объединение, каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения через сольное и  ансамблевое пение.

В ТО  приходят  дети, наделенные  музыкальными способностями,  которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «Поющая Планета», направленная  на духовное  развитие  обучающихся.

Источники программы.

Программа дополнительного образования детей «Поющая Планета» составлена с учётом требований «Программы обучения в общеобразовательной школе» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по вокальному развитию школьников на основе программы «Хоровой класс» в ДМШ, утвержденной Министерством культуры РФ. Кроме того, данная  программа органически включает в себя отдельные элементы  творческого  опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового  исполнительства: Г.А.Струве, В.В.Емельянова, Е. Попляновой.

Программа имеет практическую значимость и может быть применена для   работы в общеобразовательной  школе как программа дополнительного образования или как методическое пособие для развития вокальных навыков на уроках музыки по образовательному стандарту.

Новизна программы.

Название программы «Поющая Планета»  отражает музыкально-педагогические взгляды автора-составителя, которые проистекают из изначального стремления доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

Программа содержит материал, помогающий учащимся  научиться воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях с людьми – все эти качества не появляются сами собой. Их необходимо воспитывать, систематически развивать. На занятиях у учащихся вырабатываются чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

Особенность программы «Поющая Планета» заключается в том, что данная программа  разработана   для  детей, не обучающихся в музыкальной школе. Эта программа для тех, кто стремится  научиться красиво говорить и грамотно петь.  При этом  к обучению по программе принимаются дети  не только разного возраста, но и дети, имеющие разные  стартовые способности.

В данных условиях программа «Поющая планета» - это механизм, который  определяет содержание обучения вокалу школьников,   методы   работы учителя  по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Программа отличается тем,  что:

- позволяет в  условиях дополнительное образования  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»;

-  она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп;

-  содержание  программы может быть  основой для  организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной работе развития  вокальных умений и навыков   как для групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

-  программа дополнительного образования  имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематических блоков.

Роль  и  место  программы  в   образовательном   маршруте обучающихся, практическое назначение программы.

Программа   - это обобщенный опыт  по работе вокального ансамбля «Перезвон» из числа  учащихся   одного класса МОУ Игримской СОШ №1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  При  создании  в 2006 году  вокального ансамбля «Перезвон» ставилась цель больше воспитательного характера: объединение и сплочение коллектива пятиклассников в процессе коллективной вокально-исполнительской деятельности. Работа вокального ансамбля была достаточно успешной. Дети принимали участие во всех школьных концертах, в поселковых мероприятиях, районных фестивалях. За успехи и достижения ансамбль неоднократно награждался Грамотами и Дипломами.

Сегодня встал вопрос о занятиях на новой ступени, с новыми задачами образовательного и творческого характера.

Творческое объединение «Поющая Планета» создано в 2009 г. по желанию детей заниматься вокалом (развитием голоса). В состав коллектива входят одаренные подростки и дети из неполных и малообеспеченных семей. При наборе для занятий вокалом, учитываются певческие способности, музыкальность и элементарное желание заниматься этим видом искусства. При организации коллектива в первую очередь создалась вокальная группа, которая могла бы успешно концертировать с вокальными номерами.

В коллективе ведется учебно-культурно-воспитательная работа. В рамках программы ребята познакомятся с особенностями и возможностями голосового аппарата, получат практические навыки по развитию своего голоса, овладевают методами и приемами звукоизвлечения и звуковедения. В рамках работы ДЮЦа проводятся мероприятия различной направленности, способствующие формированию коллектива, самовыражению каждого отдельного ребенка и проявлению его способностей, развитию внутреннего и интеллектуального потенциала посещающих ТО.

Реализация содержания программы  ориентирована на   применение наиболее эффективных методов и приемов  организации деятельности, ознакомления с научными знаниями по вопросу формирования голоса и вокальных навыков.

Занятия проводятся без аккомпаниатора, поэтому ученики поют под оркестровую фонограмму (часто используются готовые минуса вокальных произведений) или а’капельно (без инструментального сопровождения).

Обязательным в начале каждого занятия является проведение вокальной гимнастики и распевки (упражнения, трезвучия, интервалы, арпеджио). Уделяется особое внимание постановке певческого голоса.

В процессе обучения используются различные дыхательные гимнастики: дыхательная гимнастика Стрельниковой,
техника «Свободное пение» и техника «Пою, как говорю» (Speach Level Singing).

В работе используются произведения различных стилей и направлений. Исполняются песни советских и зарубежных композиторов, классика, а также фольклор.

В силу небольшого количества детей в группах их нельзя назвать хором. Поэтому работа идет в группах – ансамблях: дуэты, трио, квартеты, квинтеты, используется и сольная индивидуальная работа.

Во время пения необходимо  добиваться максимальной активности ребят: интонация, живость звука, работа над фразой, движение, мимика.

Для лучшего обучения и восприятия вокального мастерства важно использовать личный пример: исполнять классику, народные песни, старинные романсы, а также произведения русских, советских и зарубежных композиторов. Желание подражать позволит ребятам сильнее полюбить вокальное искусство, быстрее вжиться в образ исполнителя - вокалиста, адаптироваться в ТО.

Члены вокального ТО принимают участие в мероприятиях ДЮЦа, в поселковых праздниках, так как концертная деятельность – своеобразный итог всей работы в творческом объединении.

Цели программы.

Так как программа дополнительного образования детей направлена не только на образование, но и на воспитание, расширение их кругозора и оказание содействия их социальной адаптации, то и цель курса тоже должна иметь несколько направлений.

Социализация личности: самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкально-эстетического образования.

Образовательная цель: изучение основ вокального искусства, формирование у обучающихся  основ  вокальных умений и  навыков,  совершенствование  исполнительского мастерства.

Развивающая цель: через активную  музыкально-творческую деятельность  развить вокально-исполнительские способности учащихся, сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к  вокальному  искусству,    приобщить их   к сокровищнице мирового вокально-песенного и музыкального искусства.

Творческая цель: развитие краетивных способностей личности.

Воспитательная цель: создание детского мобильного исполнительского коллектива, способного решать социальные задачи.

Оздоровительная цель: охрана  здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни.

Образовательные и воспитательные задачи курса.

Исходя из поставленных целей, задачи курса также ставятся по всем шести направлениям.

Социализация личности: 

  • привлечение ресурсов музыкально-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей, для профилактики и коррекции асоциального поведения,
  • формирование интереса к вокально-исполнительской деятельности, как форме социального поведения,
  • самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкально-эстетического образования,
  • создание детского вокального коллектива,
  • положительно насыщенное общение, необходимое для полноценной жизни человека,
  • новые впечатления ребёнка, которые в повседневной обстановке практически получить невозможно,
  • расширение музыкального кругозора.

Образовательные задачи: 

  • приобщение детей к вокальному искусству,
  • изучение основ вокального искусства, формирование у обучающихся    вокальных умений и  навыков,  совершенствование  исполнительского мастерства,
  • расширение знаний обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка,
  • овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,   певческой дикции, артикуляции и дыхания,
  • знание строения голосового аппарата, основ певческой гигиены и самоконтроля.

Развивающие задачи: 

  • выявление и развитие музыкальных способностей (музыкальная память и музыкальное мышление, внимание и воображение, чувство ритма и слух, координация слуха и голоса, пластика),
  • развитие голосового аппарата,
  • развитие артистических качеств,
  • развитие художественного вкуса,
  • формирование общей музыкальной культуры.

Творческие задачи: 

  • самореализация и самовыражение детей через создание творческой атмосферы интеллектуального и духовного развития,
  • развить творческие задатки и личностные качества учащихся,
  • способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности.

Воспитательные задачи: 

  • воспитание нравственных и правовых качеств личности: гуманизма и милосердия, чувства долга и ответственности, овладение этическими нормами поведения человека в обществе,
  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры,
  • выработка у ребенка стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию, начинающемуся с самопознания,
  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие  возможности для достижения общих целей.

Оздоровительные задачи: 

  • использование возможностей искусства, музыкально-эстетической деятельности в целях психофизического оздоровления детей и подростков посредством внедрения современных педагогических технологий,
  • охрана  здоровья детей,
  • пропаганда здорового образа жизни.

Педагогические технологии, применяемые в работе по реализации программы.

В основу разработки программы  «Поющая Планета» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технологии игрового обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология индивидуализации обучения;
  • технология обучения детей с признаками одаренности;
  • информационно – компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • компетентностного и деятельностного подхода.        

Ведущие аспекты работы: дети из малообеспеченных, социально-незащищенных семей, а так же вокально-одаренные учащиеся.

Принципы приема в ТО: наличие музыкальных и вокальных данных, проводятся дополнительные наборы.

Количественный состав группы: 12 - 17 человек.

Форма работы: занятия ведутся в группах - ансамблях.

Основная форма  организации процесса обучения – занятие – репетиция. Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия по группам дают возможность уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, тщательнее изучать репертуар.

Принципы обучения: каждый обучающийся изучает основы вокального искусства, овладевает исполнительским мастерством.

В процессе обучения используются основные направления работы, позволяющие научить детей:

  • грамотно правильно извлекать звук,
  • самостоятельно исполнять гаммы, арпеджио, трезвучия,
  • выдерживать тональность и чистоту интонирования при исполнении,
  • грамотно подбирать образную интонацию к каждому конкретному произведению,
  • работать с микрофоном.

Важное место в реализации программы отводится  контролю знаний и умений воспитанников.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий,  анализ подготовки и участия воспитанников в мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри,  анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о  процессе обучения, а   просто необходим в целях    достижения цели обучения по программе и реализации задач программы,   обеспечения  качества обучения.  

Контроль в рамках реализации программы  носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

  • наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;
  • итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках мероприятий разного уровня.

Контроль должен присутствовать на каждом занятии, такой вид контроля называется промежуточным. Осуществляясь со стороны педагога, промежуточный контроль позволяет корректировать все недочеты и ошибки сразу, не позволяя им стать нормой. Кроме промежуточного контроля существует итоговый контроль, позволяющий подвести своеобразный итог выполнению какого-то объема работы. И промежуточный и итоговый контроль имеют свои формы.

Формы промежуточного контроля. Контрольно – диагностические занятия с детьми  проводятся не  как  самостоятельные  занятия,  а  являются  частью  общего занятия,  не  нарушая  его  целостности.  Такая  форма  контроля и диагностики позволяет  не  нарушать  естественности  поведения  ребенка,  что  говорит  об  объективности  оценивания  диагностируемого. Отдельные  элементы  контрольно – диагностического   цикла  можно проводить  в  различных  формах:

  • устная,  
  • работа  в  парах,  
  • самостоятельная  работа,  
  • творческое  задание,
  • тест,
  • кроссворд,  ребус.

Формы итогового контроля:

  • музыкальные викторины,
  • песенные караоке,
  • выступления на фестивалях, конкурсах,
  • мини-концерты в группах,
  • сольное исполнение.

Принципы построения программы.

Формирование общей музыкальной культуры детей через вокально-исполнительскую деятельность базируется на нескольких принципах построения данной программы, обеспечивающих гибкость подхода к изучаемому материалу и используемому репертуару в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности:

  • тематический принцип,
  • концентрический (спиралевидный) принцип,
  • принцип контрастного сопоставления произведений,
  • принцип адаптивности,
  • принцип синкретизма.

Тематический принцип построения программы позволяет сконцентрировать внимание детей на каждой теме, систематизируя знания в данной области, раскрывая специфику музыкального искусства. Планирование работы с детьми осуществляется по тематическому принципу. Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы, задачи, содержание и виды  деятельности определяются исходя из реальных возможностей детей, их интересов. Развивающая среда в группах организована таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, исследованию и саморазвитию.

Концентрический принцип (возвращение к пройденным темам на более высоком уровне восприятия) позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития ребенка. Что побуждает к закреплению ранее изученного материала, фиксирует оценку, шлифует полученные ранее умения и навыки, способствует творческому их применению.  Освоение воспитанниками знаний, умений и навыков происходит ступенчато по вертикали, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опыта детей:

1-я ступень – мотивационно-познавательная  – 1 год обучения – направлена  на развитие познавательных интересов детей к вокально-исполнительской деятельности, расширение кругозора, повышение уровня информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной деятельности.

2-я ступень – креативная – 2 год обучения – направлена  на углубленный уровень освоения и формирования теоретических знаний и практических навыков, раскрытию творческих способностей личности в избранной области деятельности, предусматривает достижение воспитанниками повышенного уровня образованности в данной области

Специфический музыкальный принцип контрастного сопоставления репертуара рождает проблемную познавательно – оценочную ситуацию, повышает интерес, заостряет внимание детей. Контрастные по характеру звучания и содержанию репертуарные произведения вносят элементы новизны в образовательный процесс, исключают однообразие и приедание музыки. Знакомят воспитанников с разными средствами музыкальной выразительности, обогащая их опыт общения с музыкальным искусством.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от их индивидуальных и психофизических возможностей. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара с учетом вокально-исполнительского опыта детей.

Принцип синкретизма предполагает при доминирующем вокально-исполнительском виде деятельности на занятиях взаимосвязь разных видов музыкальной и художественной деятельности (восприятие, слушание, музыкально-ритмические  движения, творчество).

Программа построена так же с учетом и  основные художественно-педагогические  принципы:

  1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения  и творческо-исполнительской  деятельности.
  2. Тесная взаимосвязь нескольких   организационно-педагогических форм деятельности.
  3. Контекстное изучение  раздела «Вокальное исполнительство». Воспитанникам дается ряд узловых теоретических тем на занятиях – репетициях в сочетании с их практическим применение в концертной деятельности.

Устойчивость программы «Поющая Планета» заложена в её специфике и в режиме реализации:

  • программа комплексная и реалистичная,
  • программа имеет долгосрочный характер,
  • имеет четко определенные и ясно сформулированные цели и задачи,
  • эффективной и результативной программу делает многообразие видов деятельности, учитывающих разнообразные потребности всех, кто имеет непосредственное отношение к работе по программе,
  • гибкость механизма реализации,
  • соответствие нагрузки возрастным возможностям обучающихся,
  • учитывает принципы, позволяющие охватить максимальное количество детей и их родителей.

Основные показатели эффективности реализации данной программы: 

  • высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%),
  • творческая самореализация учащихся,
  • участие коллектива в творческих массовых мероприятиях.

Ожидаемые результаты.

В результате занятий в ТО, обучающиеся получают возможность в дальнейшем:

  • петь красиво и без напряжения,
  • открываются широкие возможности для импровизации,
  • ярко выражается индивидуальность исполнения.

Успехи реализации программы возможны:

  • если будет реализована  теоретическая и практическая часть программы на 100%,
  •    если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности,
  •   если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса,
  •  если  в кабинете есть  необходимые  технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса.

Этапы обучения.

Цель: постепенность развития голоса

1) Организационный. Набор детей в творческое объединение.  Обеспечение необходимыми техническими средствами: музыкальный центр, компьютер, CD – хрестоматия по вокальному искусству, включая фонограммы и минуса.

2) Отборочный. Определение диапазона вокалистов. Подбор вокального материала, прослушивание и отбор фонограмм для учебного процесса.

3) Учебно-репетиционный. Развитие вокальных данных, индивидуальные занятия, занятия с ансамблями.

4) Постановочный. Составление программ, подготовка концертных номеров.

5) Анализ выступления коллектива после концерта, обсуждение недостатков.

6) Постановка новых задач для коллектива. Учиться исполнять произведения более качественно. Расширение репертуара.

Содержание программы  предполагается  реализовать  в объеме 158 часов за 1 год обучения и 130 часов за 2 год обучения.

Учреждения дополнительного образования детей были и остаются наиболее эффективными образовательными учреждениями для развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, так как могут обеспечить рационализацию досуговой деятельности; дифференциацию и индивидуализацию образования на основе вариативности образовательных программ; приобретение знаний на уровне функциональной грамотности. Однако эта работа по реализации непрерывного дополнительного образования предполагает активную деятельность педагога, направленную на тщательность формулирования целей и задач.


Людей различных профессий, связанных с любой нагрузкой на голосовой аппарат, при неумелом обращении с собственным голосом поджидают неприятности разного рода: расстройство голоса (рвется звук, голос не слушается),  болезни горла. А в таких ситуациях не далеко и до серьезных заболеваний,  вплоть до потери голоса.

Чтобы уберечь голос от возможных неприятностей, очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии голосового аппарата, голосообразовании, гигиене голоса. Нужен своеобразный "букварь" для работы с голосовым аппаратом:

  • Элементарная анатомия голосового аппарата.
  • Работа артикуляционного аппарата, дикция.
  • Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса.
  • Механизм дыхания.
  • Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата.

Для освоения вокально-исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Так называемые знакомые и любимые песни дети могут исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Принципиальной установкой программы и занятий в рамках программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении теоретического и вокального материала.

Содержание программы дополнительного образования направлено:

  • на предоставление воспитанникам возможности получения дополнительного образования,
  • на создание условий для развития личности ребенка,
  • на развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
  • на развитие познавательных интересов и личностного самоопределения воспитанников,
  • на обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
  • на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям,
  • на развитие адаптивной среды,
  • на профилактику асоциального поведения.

Развитие  творческих  вокальных  способностей  и духовное воспитание   личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и  сообщества деятелей культуры.  Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить воспитанников  слушать и слышать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами звуковедения и звукоизвлечения, снятия мышечных и психологических зажимов.

Организация педагогического процесса строится на следующих принципах:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;
  • принцип успешности;
  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
  • принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  • принцип  творческого  развития;
  • принцип доступности;
  • принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально-ансамблевая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 8 тематических  блоков,   объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые    реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  на  2 год обучения). Переходя от темы к теме, можно рассматривать их как самостоятельные части программы, но можно и прослеживать тесную связь между ними, что дает многообразие и вариативность преподавания тем – блоков.

Структурно-тематическая модель программы:

Программа дополнена еще двумя темами, помогающими расширить кругозор детей и определить сценические возможности и задачи во время концертных выступлений:

  • Немного  из истории певческой культуры.
  • Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

Программа, предназначенная для реализации в течение двух лет, автоматически разбивается на две подпрограммы:

  1. подпрограмма на средний возраст – «Я люблю петь», предназначена для детей 12 – 14 лет:
  • знакомит детей с основами вокального искусства,
  • позволяет им реализовать внутренние потребности в вокально-исполнительской деятельости,
  • раскрыть природный потенциал детей;
  1. подпрограмма на старший возраст – «Я умею петь», предназначена для детей 15 – 18 лет:
  • продолжает знакомить детей с основами вокального искусства, раскрывая им секреты вокально-исполнительского мастерства,
  • позволяет детям реализовать внутренние потребности в вокально-исполнительской деятельности,
  • готовит детей к концертно – исполнительской деятельности.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков (1 направление программы): певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям, слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют  произведения   в праздничных мероприятиях, посвященных разным календарным и памятным датам.  Это придает прикладной смысл занятиям вокалом. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении двух лет обучения.

За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный и итоговый контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

Особое внимание в ходе учебного процесса уделяется постановке голоса, развитию артикуляционного аппарата, музыкальных и творческих способностей. Обучающиеся учатся правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, обучаются академической манере звукоизвлечения и звуковедения, знакомятся с основами музыкальной грамоты. При организации образовательной деятельности с особым успехом используются инновационные технологии Б. Теплова, Б. Уткина, «дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой и др.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы  отличается содержанием,   видами  деятельности, аппаратом  контроля, при  постепенном усложнении  процесса обучения.   Педагог  свободно  управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является  творческое объединение. Такая форма позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: особенности звуковедения, регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы). Систематическая работа в рамках программы позволяет увеличить  рабочий диапазон голоса ребенка, поставить певческий голос и дыхание, поставить правильное звукоизвлечение и звукопроизношение.


 1 год обучения  (12 – 14 лет)

Тематика программы

Кол/ч

всего

Часы

Т/П

1

Организационное занятие.

5

2/3

2

Развитие голоса.

30

12/18

3

Дыхательная гимнастика

30

12/18

4

Артикуляция и дикция

35

14/21

5

Вокальная техника речи

30

12/18

6

Гигиена голоса и речи

5

2/3

7

Из истории певческой культуры

10

4/6

8

Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей

15

6/9

Всего: теория – 64 часа, практика – 96 часов.

Содержание тем – блоков. 

Тема 1. Организационное занятие.

Включает в себя привлечение детей в работу ТО, организацию детей в группы.

Тема 2. Развитие голоса.

Включает в себя подтемы: Музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Физиология вокала. Строение голосового аппарата.

Раскрывает:

Основные средства музыкальной выразительности (лад, динамика, темп, тембр, жанр, ритм, размер, состав исполнителей) даются как теоретический материал и как пояснение, почему музыка оказывает сильное влияние на слушающего, ее связь с психическими процессами в организме человека. Выясняется связь средств музыкальной выразительности с задуманным образом. Классификация голосов. Мужские голоса. Женские голоса. Детские голоса. Возрастные особенности голоса. Элементарная анатомия. Краткие сведения о голосовом аппарате.   Строение голосового аппарата. Снятие горловых зажимов. Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения. Распевание. Состояние перед исполнением. Утомление: нервная система и развитие утомления; факторы, препятствующие утомлению (эмоциональный фактор, обратные связи); мышечное утомление; нагрузка и утомление; виды мышечной работы, переутомление его предупреждение. Основные качества звучания: звонкость, полётность, объём. Регистры. Резонансная теория отражения эмоций в голосе. Роль резонанса в вокальной и речевой практике. Взаимодействие резонаторов с работой гортани и дыхания. Основной тон и обертоны. Обертональное обогащение звука. Аэробика гласных звуков. Формирование вибрационных ощущений.

Тема 3. Дыхательная гимнастика.

Включает в себя подтемы: Типы и виды дыхания. Правила певческого дыхания. Дыхательные гимнастики и упражнения.

Раскрывает:

Типы дыхания. Опора звука. Статические и динамические дыхательные упражнения. Формирование плавного и экономного выдоха. Вокально-речевые упражнения для укрепления дыхательной системы. Дыхание: взаимосвязь дыхания с различными частями голосового аппарата; визуальные наблюдения за дыханием при пении. Дыхание при певческом звукообразовании.  

Типы дыхания в пении: ключичное, нижнее грудное, нижнерёберное-диафрагменнное, брюшное. Организация певческого выдоха. Воспитание голоса путём контроля над дыханием.  

Тема 4. Артикуляция и дикция.

Включает в себя подтемы: роль и значение артикуляции в речи и пении. Артикуляционные упркжнения. Декламация.

Раскрывает:

Артикуляционная гимнастика. Преодоление укоренившихся недостатков в речи. Освоение техники плавности произнесения текста на непрерывном (едином) дыхании. Упражнения для выработки чёткости и разборчивости дикции. Атака звука: придыхательная, твёрдая, мягкая.

Слово и пение. Работа артикуляционного аппарата в речи. Артикуляция при переходе от речи к пению. Работа губ в пении. Вокальная речь. Декламация.

Тема 5. Вокальная техника речи.

Раскрывает:

Голос как основной показатель эмоционального состояния и настроения. Компоненты интонации (мелодика, темп, ритм, тембр, интенсивность, логические ударения). Недостатки интонирования и затруднения в коммуникации (монотонность, однообразие речевых оборотов, отсутствие акцентов). Развитие музыкального слуха и мелодико-интонационной стороны речи. Развитие певческих навыков: певческий голос и музыкально-исполнительская одаренность; природный голос и профессиональные певческие навыки.

Тема 6. Гигиена голоса и речи.  

Включает в себя подтемы: правила гигиены, правила речи, правила пения, охрана голоса.

Раскрывает:

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата. Правила пения и речи. Болезни голосового аппарата и их предупреждение. Гигиена и охрана   голоса. Профилактика заболеваний голосового аппарата. Самомассаж в системе работы по улучшению звучания голоса (дыхательный, резонаторный, артикуляционный, точечный). Приемы самомассажа для снятия мышечного напряжения плечевого пояса.

Тема 7. Немного  из истории певческой культуры.

Раскрывает: Исторический экскурс с цитатами о жизни и профессиональной деятельности известных вокалистов.

Тема 8. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

Раскрывает: Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса. Артикуляционный аппарат, дикция.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в 1 год обучения:

В результате обучения пению в вокальном творческом объединении воспитанник  должен:

знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата,

      - особенности и возможности певческого голоса,

      - гигиену певческого голоса,

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»,

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание),

      - основы музыкальной грамоты,

- различные манеры пения,

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч,

      - петь короткие фразы на одном дыхании,

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох,

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен,

      - петь легким звуком, без напряжения,

     - уметь делать распевку.


2 год обучения  (15 – 18 лет)

Тематика программы

Кол/ч

всего

Кол/ч

Т/П

1

Физиология вокала.

8

2/6

2

Снятие горловых зажимов.

8

2/6

3

Факторы, влияющие на голос.

8

2/6

4

Голос и слух

8

2/6

5

Развитие голоса.

20

5/15

6

Дыхательная гимнастика

20

5/15

7

Артикуляция и дикция

20

5/15

8

Вокальная техника речи

16

4/12

9

Гигиена голоса и речи

4

1/3

10

Немного  из истории певческой культуры

8

2/6

11

Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей

8

2/6.

Всего: теория – 32 часа, практика – 96 часов

Содержание тем – блоков. 

Тема 1. Физиология вокала.

Включает в себя анатомические сведения о строении горла, физические свойства звука и физиологические возможности голоса.

Раскрывает:

Элементы анатомии. Краткие сведения о голосовом аппарате.  Способы снятие горловых зажимов. Упражнения для укрепление горла, снятие напряжения. Факторы, влияющие на голос. Расстройства голоса. Какие условия необходимы для профессионального становления голоса? Закаливание организма.  Акустическое строение голоса: певческий голос как акустическое явление; возникновение и распространение звука; шумы и тоновые звуки; высота звука; поведение звуковых волн; сила звука; тембр звука; основной тон и обертоны; резонанс;  роль голосового резонатора; вибрато; изучение звука; полётность певческого голоса.

Тема 2. Снятие горловых зажимов.

Включает в себя причины возникновения горлового зажима, приемы самомассажа для снятия зажимов.

Раскрывает: причины и следствия перенапряжения горла. Возможности избежания болезней горла и сохранения его природной красоты. Правила и законы жизни вокалиста. Упражнения и гимнастики на развитие и укрепление горла.

Тема 3. Факторы, влияющие на голос.

Раскрывает: влияние образа жизни и окружающей атмосферы на состояние голоса. Пути избежания голосовых расстройств через избежание вредной среды и вредных привычек.

Тема 4. Голос и слух.

Раскрывает: влияние уровня развития слуха на красоту пения. Способы координации слуха и голоса. Упражнения на развитие музыкального слуха и координации слуха и голоса.

Тема 5. Развитие голоса.

Включает в себя приемы и способы развития свойств голоса и голосового аппарата.

Раскрывает: Строение голосового аппарата. Основные качества звучания: звонкость, полётность, объём. Регистры. Резонансная теория отражения эмоций в голосе. Роль резонанса в вокальной и речевой практике. Взаимодействие резонаторов с работой гортани и дыхания. Основной тон и обертоны. Обертональное обогащение звука. Аэробика гласных звуков. Формирование вибрационных ощущений. Полости: ротовая, носовая (с придаточными полостями). Глотка, гортань с голосовыми складками, трахея, бронхи, лёгкие, грудная клетка с дыхательными мышцами, диафрагмой и мышцами брюшной полости. Грудная клетка, диафрагма,  надставная труба (верхний отдел гортани, глоточная, ротовая и носовая полости), нёбный свод (твёрдое и мягкоё нёбо с маленьким язычком), их строение и функции, значение для формирования профессионального звука.

Тема 6. Дыхательная гимнастика.

Раскрывает: Типы дыхания. Опора звука. Статические и динамические дыхательные упражнения. Формирование плавного и экономного выдоха. Вокально-речевые упражнения для укрепления дыхательной системы. Взаимосвязь дыхания с различными частями голосового аппарата, визуальные наблюдения за дыханием при пении. Дыхание при певческом звукообразовании.  

Тема 7. Артикуляция и дикция.

Раскрывает: Способы преодоление укоренившихся недостатков в речи. Звукопроизношение и звукообразование. Освоение техники плавности произнесения текста на непрерывном (едином) дыхании. Артикуляционные гимнастики. Упражнения для выработки чёткости и разборчивости дикции. Атака звука: придыхательная, твёрдая, мягкая. Слово и пение. Работа артикуляционного аппарата в речи. Артикуляция при переходе от речи к пению. Работа губ в пении. Расположение языка при пении. Положение мягкого нёба при пении. Глотка в процессе пения. Раскрытие отдельных частей рта при пении. О фонетическом методе воспитания голоса. Вокальная речь. Декламация.

Тема 8. Вокальная техника речи.

Раскрывает: Голос как основной показатель эмоционального состояния и настроения. Компоненты интонации (мелодика, темп, ритм, тембр, интенсивность, логические ударения). Недостатки интонирования и затруднения в коммуникации (монотонность, однообразие речевых оборотов, отсутствие акцентов). Развитие музыкального слуха и мелодико-интонационной стороны речи. Речевые модуляции. Развитие певческих навыков: певческий голос и музыкально-исполнительская одаренность; природный голос и профессиональные певческие навыки.

Тема 9. Гигиена голоса и речи.  

Раскрывает: Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата. Правила пения и речи. Болезни голосового аппарата и их предупреждение. Гигиена и охрана   голоса. Профилактика заболеваний голосового аппарата. Самомассаж в системе работы по улучшению звучания голоса (дыхательный, резонаторный, артикуляционный, точечный). Приемы самомассажа для снятия мышечного напряжения плечевого пояса.

Тема 10. Немного  из истории певческой культуры.

Раскрывает: Исторический экскурс с цитатами о жизни и профессиональной деятельности известных вокалистов.

Тема 11. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

Раскрывает: Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса. Артикуляционный аппарат, дикция.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам во 2-й год обучения:

В результате обучения  пению    в вокальном творческом объединении воспитанник  должен:

знать, понимать:

- соблюдать певческую установку,

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание),    

- основные типы голосов,  

- жанры вокальной музыки,

- типы дыхания,

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта,

- реабилитация при простудных заболеваниях,

- особенности многоголосого пения,

- жанры вокальной музыки,

- произведения различных жанров,

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч,

- точно повторить заданный звук,

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- правильно показать красивое индивидуальное звучание голоса,

- петь чисто и слаженно в унисон,

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно,

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы,

- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно,

- дать критическую оценку своему исполнению,

- характеризовать выступления великих вокалистов,

- использовать элементы ритмики и движения под музыку,

- работать в сценическом образе,

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива, во всех концертах, фестивалях, конкурсах.


Позитивное воспитание хором.

Наукой о человеческой душе часто называют искусство. И это очень верно. Ведь ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино... Нет таких предметов, которые могли бы выполнить ту особую, воспитательную  роль, какую способно выполнить искусство.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением и дополнительным образование детей, так как именно в них на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано, прежде всего, на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Смещение моментов репетиционного хода выучивания репертуара, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально - воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе с взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности,  радовать социум и окружение своими способностями, получить оценку и  общественное признание  в учреждении ДО, в школе, в городе, а может даже в округе и в России. Увлеченные любимым делом школьники   высоконравственны, добры и воспитаны,  принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа  взаимодействия с окружающим сообществом.

План воспитательной работы.

Тема: 

«Не прячь свою душу, раскрой ее, она прекрасна».

Цель:

Научить организовывать свое свободное время, воспитать творчески активную личность, опираясь на индивидуальные способности, умения и навыки, развить музыкально - художественный вкус, ответственности за результаты своего труда.

Задачи:

  1. Создать комфортную обстановку и атмосферу для обучения и развития учащихся.
  2. Создать оптимальные условия для проявления и реализации творческого потенциала воспитанников.
  3. Воспитание культуры поведения, развитие музыкально - эстетического вкуса.
  4. Развитие стремления к саморазвитию и самообразованию.
  5. Формирование уверенности в себе, веры в свои силы и возможности.
  6. Воспитание умения рационально использовать свое свободное время.


План мероприятий.

Мероприятие

Воспитательные задачи

Сроки реализации

1

Работа с одаренными и отствющими

Повышение интереса к предмету развитие потребности с самоорганизации. Самосовершенствовании развитие чувства успешности

сентябрь - май

2

Как научиться учиться

Культура поведения, культура общения, культура труда. Результаты культуры и безкультурия.

сентябрь - май

3

Техника безопасности и правила поведения

Приобретение опыта работы с техникой, электроприборами

сентябрь

4

На старт! Внимание! Марш!

Участие в коллективных мероприятиях ДЮЦ. Формирование уверенности в себе, веры в свои силы и возможности

сентябрь

5

Подготовка к Дню учителя и Дню пожилого человека

Воспитывать доброжелательность и уважение любящее отношение к старшим и пожилым людям

сент - окт

6

Твори, выдумывай, пробуй.

Реализации творческого потенциала воспитанников

октябрь

7

Как избежать конфликтов в коллективе

Воспитание навыков общения в коллективе. Проявление понимания и доброжелательности друг к другу

ноябрь

8

Этот разноцветный мир.

Воспитание культуры поведения

ноябрь

9

Как предупредить переутомление

Режим дня. Важность системы и распорядка для растущего организма

декабрь

10

ДЮЦ, с днем рождения!

Реализации творческого потенциала воспитанников

декабрь

11

Мир профессий

Воспитание умения рационально использовать свое свободное время

январь

12

Использование КТ

Применение КТ в индивидуальной, коллективной учебно-познавательной деятельности

январь

13

Сын, Отец, Отечество.

Гражданско-патриотическое воспитание.

февраль

14

Месяц хороших манер.

Воспитание умения рационально использовать свое свободное время

март

15

Месяц Семьи и здоровья.

Развитие стремления к саморазвитию и самообразованию

апрель

16

Салют, Победа!

Гражданско-патриотическое воспитание.

май


Результаты освоения программы и качество обучения отслеживаются через участие в концертной деятельности, в творческих достижениях, в призовых местах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

В рамках реализации данной программы следует выделить уровни ее освоения: высокий, средний, ниже среднего.

Общие итоги музыкально-исполнительского освоения   программы «Поющая Планета»  оцениваются по следующей структурной схеме:


Занятия проводятся в актовом зале МОУ ДОД ДЮЦ. Зал отвечает всем санитарно – гигиеническим требованиям и нормам.

Оборудование зала включает комплект мебели (стулья). Зал оборудован сценой для выступлений. Оснащен необходимой аппаратурой: компьютер, музыкальный центр, усилители, микрофоны, пульт подключения и регулирования стереосистемы.

Для демонстрации, в качестве наглядных методических пособий, разработаны презентации:

  • Работа артикуляционного аппарата.
  • Комплексы разминок – распевок.
  • Дыхательная гимнастика.

Подобрана фонотека на CD и DVD дисках:

  • минусовки репертуарных произведений,
  • караоке для детей,
  • арии из опер и оперетт.  

Имеются методические разработки тестов на определение уровня развития музыкальных способностей, психологических качеств личности.

Дидактические материалы для работы с учащимися: памятки, рекомендации, комплексы упражнений на развитие музыкальных способностей.

Подобрана методическая литература.


  1. Журавленко Н.И. Уроки пения.  –  Минск, «Полиграфмаркет», 1998.
  2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М., Государственное музыкальное издательство, 1963.
  3. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб., Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д, Феникс, 2007.
  5. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. – М., 1989.
  6. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
  7. Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. – Музыкальное воспитание в школе/Вып. 10. – М., 1992.
  8. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М., 1967.
  9. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., Музыка, 2000.
  10. Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. – М., 1987.
  11. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – 2-е изд. – СПб., Музыка, 1988.
  12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997.
  13. Самарин В.А., Осеннева М.С., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., Academa, 1999.
  14. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. – М., 1998.
  15. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., Альманах (выпуск 14-й), 2000.
  16. Орлова Т. М. Бекина С. И. «Учите детей петь». – М., «Просвещение» 1988г.
  17. Огороднов Д. Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 1981г.
  18. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, 1992г.
  19. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. – Ярославль, Академия развития, 2008г.


Наименование статей расходов

Расчёт суммы затрат

1

Методическая литература

3 400 руб.

2.

Диски для работы

DVD -Диск обучающий «Уроки вокала»

CD-Диск обучающий «Учимся петь чисто!»

DVD диски (с исполнением профессионалов вокалистов)

DVD диски (караоке с готовыми минусами)

CD-RV диски (для записи минусов)

12 840 руб.

3 350 руб. х 1 шт. = 3 350 руб.

3 650 руб. х 1 шт. = 3 650 руб.

240 руб. х 5 шт. = 1 200 руб.

240 руб. х 12 шт. = 2 840 руб.

40 руб. х 20 шт. = 800 руб.

3.

Приобретение основных технических средств на развитие материально – технической базы

Профессиональный синтезатор (с функцией записи фонограмм)

Микрофоны

Ноутбук

Принтер

Сканер

Картридж

Цифровой фотоаппарат

Флеш – память для ноутбука

 120 800 руб.

44 800 руб. х 1 шт. = 44 800 руб.

3 200 руб. х 7 шт. = 22 400 руб.

53 700 руб. х 1 шт. = 53 700 руб.

4 800 руб. х 1 шт. = 4 800 руб.

3 800 руб. х 1 шт. = 3 800 руб.

1 200 руб. х 5 шт. = 6 000 руб.

5 900 руб. х 1.= 5 900 руб.

1 800 руб. х 1 шт. = 1 800 руб.

4.

Приобретение канцелярских товаров

Бумага офисная

Папки

Файлы

Цветные ручки

 3 180 руб.

320 руб. х 4 шт. = 1 280 руб.

25 руб. х 20 шт. =500 руб.

2руб,50 х 400 шт. =1 000 руб. 

10 руб. х 40 шт. = 400 руб.

5.

Интернет – ресурсы (на год)

800 руб. х 12 шт. = 9 600 руб.

6.

СМС - дневник общения

2,50 х 200 смс = 500 руб.

Итого:                                              

149 320 руб.