12.6 Технический аспект

Сердюк Алена Николаевна

Технический аспект взаимосвязи музыки и литературы.

 

Что же объединяет эти два искусства? Интонация. Тревожные, заботливые, грубые, снисходительные, взволнованные – это те нотки, которые мы можем услышать в литературной, музыкальной или разговорной речи.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.

Наглядно общие черты музыки и литературы можно представить в таблице:

 

Музыка

Литература

  1. Создаётся

человеком:

Композитор

Писатель, поэт

  1. Создаётся для

человека:

Слушатели

Читатели, слушатели

  1. Воздействует на

органы чувств:

Слух

Слух, зрение

  1. Создаётся по реальным и

вымышленным сюжетом и образом

  1. Строится

на:

7 нотах

33 буквах алфавита

6. Есть общие

жанры:

былина, баллада, элегия, романс, ода, гимн

7. Присутствует

символизм

это использование объектов, персонажей, событий или действий для представления абстрактных идей или понятий. Символы часто имеют многозначное значение и могут интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста.

8. Использует

метафору

это риторический приём, при котором одно понятие описывается через другое, обладая схожими характеристиками. Метафоры позволяют передавать сложные идеи и эмоции более образным и эмоциональным способом.

 

Аспект взаимопроникновения двух искусств.

Взаимодействие музыки и литературы глубоко и многогранно. Эти два вида творчества переплетаются друг с другом на разных уровнях: от использования музыкальных элементов в литературе до создания литературных произведений под влиянием музыки.

Некоторые аспекты взаимодействия:

  • Создание текстов для музыкальных произведений. Литераторы нередко создавали тексты специально для музыкальных композиций. Например, многие оперы и балеты основаны на литературных произведениях. Так, либретто оперы «Евгений Онегин» было написано по роману Александра Пушкина, а балет «Щелкунчик» основан на сказке Эрнста Гофмана.  Композиторы по-своему слышат литературные произведения и доносят до нас ту форму, которая зародилась в их сознании, их понимании этих произведений. Композитор может передать переживания, чувства, эмоции в своих произведениях посредством музыкальной выразительности. Ритм, форма, аккомпанемент помогают создать неповторимость образа, индивидуальность присущую определенному композитору.
  • Влияние музыки на литературу. Многие писатели вдохновлялись музыкой при создании своих произведений. Например, Л. Н. Толстой был большим поклонником музыки Людвига ван Бетховена и Фридерика Шопена. В романе «Война и мир» он описывает сцены, в которых герои слушают музыку, и эти моменты играют важную роль в развитии сюжета и характеров персонажей. 

Некоторые писатели используют музыку как источник вдохновения. Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения.  

В литературе часто встречаются упоминания о музыке. Авторы используют этот приём, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.  Роман И. А. Гончарова «Обломов». В произведении красной нитью проходит музыкальная тема из итальянской оперы «Норма», которая сопровождает главного героя и Ольгу Ильинскую в период их любви. Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Музыка здесь — предмет спора главных героев, она непосредственно входит в словесную ткань произведения. Повесть И. С. Тургенева «Ася». В произведении звучит лансеровский вальс, который «потянул» героя отправиться на «встречу с судьбой». Роман «Джейн Эйр». В произведении мистер Рочестер поёт чувственный романс в сцене объяснения с главной героиней. 

 Музыкальность языка. В поэзии часто есть ритм, рифма и мелодичность, которые делают её похожей на музыку. Например, у А. С. Пушкина язык звучит почти как музыка: «Мой дядя самых честных правил,  Когда не в шутку занемог…». Здесь повторение согласного звука «с» создаёт ощущение музыкального ритма. 

  • Использование музыкальных форм в литературе. Некоторые авторы экспериментировали с использованием музыкальных форм в своих работах. Например, А. А. Блок писал стихотворения, напоминающие сонаты или симфонии. Его поэмы «Двенадцать» и «Возмездие» построены по принципу контраста и развития, что характерно для классической музыки. Также есть примеры, когда в литературных произведениях присутствуют структурные сходства с музыкальными формами. Так, в романах «Улисс» Дж. Джойса и «Ненасытимость» С. И. Виткевича есть формальные музыкальные элементы. Например, «Ненасытимость» обнаруживает черты сложной двухчастной формы, а одиннадцатый эпизод «Улисса» — элементы фуги.  
  • Также существует имитация музыкальных особенностей в литературе. Автор может подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы. Приёмы такой имитации могут быть разнообразными — от звукописи и усложнения синтаксиса до создания текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.
  • Кроме того, музыка и литература могут влиять друг на друга: например, художественная литература обогатила личность М. И. Глинки, дала ему поэтические сюжеты для создания музыкальных произведений.  Таким образом, музыка и литература — это не только два отдельных мира, но и два вида искусства, которые могут работать в тандеме, улучшая восприятие друг друга. Многие писатели включали музыку в сюжеты своих произведений, чтобы подчеркнуть что-то важное в героях и их судьбе. Например, в повести И. С. Тургенева «Ася» звучит Ланнеровский вальс, который «потянул» героя отправиться на «встречу с судьбой». А в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Вторая соната Бетховена завершает произведение.

Однако стоит учитывать, что сопоставление литературы с музыкальным искусством всегда носит условный характер. Большинство аналогий носит характер метафоры.