9.5.0 Программа учителя - наставника

Сердюк Алена Николаевна

Программ учителя - наставника

Актуальность программы

В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит создание единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование».

Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении в педагогической деятельности требуется помощь. Внедрение программ наставничества в образовательные организации обеспечит системность и преемственность наставнических отношений в педагогическом коллективе.

Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, не только как молодые специалисты в новом коллективе, но и педагоги с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящиеся в ситуации профессионального выгорания.

Наставничество относится к «гибким» технологиям передачи знаний и опыта, позволяющим максимально индивидуализировать процесс обучения и выстроить оптимальные для конкретной личности образовательные траектории. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы их передачи.

 

Цель и задачи программы

Основная цель представленной программы наставничества: оказание практической помощи молодым специалистам в адаптационный период вступления в педагогическую деятельность в новых условиях труда.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

  • раскрытие потенциала наставляемого;
  • формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
  • развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной педагогической деятельности;
  • адаптация специалиста в новом педагогическом коллективе;
  • развитие профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, целью внедрения целевой модели наставничества «учитель – учитель / педагог - педагог» является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношений наставника и наставляемого в форме «учитель-учитель», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_serdyuk_a_n_.docx40.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

И СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА

СЕРДЮК АЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ, МАТЕМАТИКИ,

РУКОВОДИТЕЛЯ МО

УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Содержание

Актуальность программы

Цель и задачи программы

Технологии, принципы и направления программы

Ожидаемые результаты реализации программы

Основные этапы реализации программы

Психолого-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия и ресурсы

Мониторинг и оценка результатов реализации программы

Используемая литература

Актуальность программы

В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит создание единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта «Образование».

Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении в педагогической деятельности требуется помощь. Внедрение программ наставничества в образовательные организации обеспечит системность и преемственность наставнических отношений в педагогическом коллективе.

Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, не только как молодые специалисты в новом коллективе, но и педагоги с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящиеся в ситуации профессионального выгорания.

Наставничество относится к «гибким» технологиям передачи знаний и опыта, позволяющим максимально индивидуализировать процесс обучения и выстроить оптимальные для конкретной личности образовательные траектории. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы их передачи.

Цель и задачи программы

Основная цель представленной программы наставничества: оказание практической помощи молодым специалистам в адаптационный период вступления в педагогическую деятельность в новых условиях труда.

Программа наставничества способствует решению следующих задач:

  • раскрытие потенциала наставляемого;
  • формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
  • развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций как основы успешной самостоятельной и ответственной педагогической деятельности;
  • адаптация специалиста в новом педагогическом коллективе;
  • развитие профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, целью внедрения целевой модели наставничества «учитель – учитель / педагог - педагог» является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также разработка комплекса мероприятий и формирующих их действий по организации взаимоотношений наставника и наставляемого в форме «учитель-учитель», способствующих успешному закреплению на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышению его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Технологии, принципы и направления программы

Наставничество является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение. Технология наставничества эффективна для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги. При этом сам процесс наставничества предполагает использование различных и хорошо изученных технологий: интерактивные, тренинговые, проектные, информационные, консультативные. В настоящее время в системе сопровождения профессиональной деятельности педагогов широко используются возможности социальных сетей, онлайн-конференций, профессиональных встреч, мастер-классов и пр. (Приложение 1)

Реализация программы наставничества в системе образования с учетом законодательства, социально-экономических и других условий наиболее эффективна с опорой на следующие принципы:

  • принцип вариативности - предполагает возможность выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставнической деятельности;
  • принцип научности - предполагает применение научно обоснованных и проверенных  технологий;
  • принцип системности - предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
  • принцип аксиологичности - подразумевает формирование у наставляемого ценностей законопослушности, уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
  • принцип личной ответственности - предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе наставничества, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта;
  • принцип индивидуализации и индивидуальной адекватности - направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого собственной траектории развития, предполагает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемого с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
  • принцип легитимности - требует соответствия деятельности по реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Направления  наставнической деятельности вытекают из предмета наставничества. 

Предмет наставничества:

  1. Личностные качества – лидерские качества, активная жизненная позиция, стрессоустойчивость, искусство тайменеджмента.
  2. Методическая грамотность – ведение учебно-методической документации, проектирование урока в соответствии с ФГОС, современные педагогические технологии, повышение профессиональной квалификации.
  3. Социальная адаптация – психологические особенности обучающихся, психологический климат в коллективе, работа в составе творческих групп, работа с родителями.
  4. Юридически - правовая грамотность - соблюдение законодательных и этических норм, правил и принципов профессионального и межличностного общения, соблюдение кодекса учителя.

Ожидаемые результаты реализации программы

Перечислим ожидаемые результаты реализации данной программы:

- плавный «вход» наставляемого в профессию и коллектив, построение продуктивной среды в коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;

- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию наставляемого;

- развитие профессиональных перспектив педагога;

- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества;

- улучшение психологического климата в образовательной организации и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.

Основные этапы реализации программы

Структура целевой модели наставничества включает в себя систему условий,  ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательной организации. С точки зрения системы наставничества, целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса, целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы. Традиционно в программе выделены три этапа.

Адаптационный (подготовительный) этап:

  1. Подготовка локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества;
  2. Определение задач, форм наставничества, ожидаемых  результатов;
  3. Выявление профессиональных дефицитов наставляемого;
  4. Разработка персонализированных программ наставнической деятельности;
  5. Оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества (ИОМ);
  6. Организация цифровой информационно-коммуникационной среды наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения.

Проектировочный (основной) этап:

  1. Ликвидация профессиональных дефицитов наставляемого через различные формы и виды взаимодействия "наставник - наставляемый";
  2. Выполнение ИОМ;
  3. Ппромежуточный контроль процесса повышения профессиональных качеств и навыков наставляемого;
  4. Координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью;
  5. Корректировка профессиональных умений и результатов деятельности.

Контрольно - оценочный (заключительный) этап:

  1. Мониторинг результатов реализации программы наставничества;
  2. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
  3. Представление результатов деятельности наставничества в отчетах, анкетах, диаграммах;

Психолого-педагогические условия реализации программы

Психолого-педагогические условия реализации программы являются ключевыми, ибо уровень психологического комфорта - главная составляющая на пути любого успеха. Они включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в диалоге "наставник - наставляемый" и педагогическом коллективе.

Такая атмосфера позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации, повысить стрессоустойчивость наставников и наставляемых; нивелировать монотонность и однообразие в деятельности педагогов старших возрастов, предотвратить их профессионально- личностное выгорание, успешно адаптировать молодых/начинающих педагогов в коллективе.

Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:

  1. широкое использование методик и технологий рефлексивно - ценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества; это обеспечивает педагог-психолог и различные психологические службы;
  2. психологическую поддержку формируемым парам наставников и наставляемых посредством проведения психологических тренингов, направленных на развитие эмпатических способностей, применения практик, укрепляющих профессиональное здоровье специалистов, способствующих преодолению жизненных и профессиональных кризисов; педагог-психолог также участвует в определении совместимости наставнических пар/групп;
  3. формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.

Материально-технические условия и ресурсы

Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации могут включать:

  1. кабинет для проведения индивидуальных и групповых встреч наставников  и наставляемых;
  2. чаты/группы наставников - наставляемых в социальных сетях;
  3. скоростной интернет;
  4. средства для организации видео - конференц-связи (ВКС);
  5. другие материально-технические ресурсы.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы

Мониторинг процесса реализации данной программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества.

Организация систематического мониторинга программ дает возможность представить, как происходит процесс наставничества, какие изменения происходят во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенность наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы и оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

Используемая литература

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресур;
  3. Журавлева, Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Журавлева, И. А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022. - №2. - С.14-22;
  4. Качина, Т.В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества / Т. В. Качина // Методист. - 2022. - №7. - С.2-4;
  5. Черноусова, Л.Н. Проект наставничества: от идеи к результату / Л. Н. Черноусова // Методист. - 2022. - №8. - С.27-29;
  6. Наставничество как форма педагогического консультирования / Н. Б. Саханский [и др.] // Инновации в образовании. - 2019. - №2. - С. 55-67;
  7. Нугуманова, Л.Н. Наставничество как способ преодоления профессиональных дефицитов педагога / Л. Н. Нугуманова // Профессиональное образование. Столица. - №9. - 2018. - С. 34- 38;
  8. Интернет ресурсы:

http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve