1.6.5 Программа дополнительного образования по математике

Сердюк Алена Николаевна

Дополнительное образование по предмету Математика может осуществлять по нескольким направлениям: программы эллективных курсов, программы внеурочной деятельности, программы математикеских кружков и тд. Мной представлена прграмма эллективного курса для подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ellektivnyy_kurs_k_oge_9_kl.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО МАТЕМАТИКЕ

"Подготовка к ОГЭ"

9 класс

                                           


Содержание рабочей программы

№ п/п

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по Математике» 9 класс

4

3

Содержание программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ по Математике» 9 класс

6

4

Тематическое планирование

7


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа  элективного курса является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Игримская СОШ № 1, входит в содержательный раздел:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
  • Примерной программы по математике основного общего образования Программы для общеобразовательных школ и учреждений «Алгебра 7-9 классы», Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Под ред. А.Г. Мордковича
  • Программы общеобразовательных учреждений. Атанасян Л.С.  Геометрия. Учебник для 7-9 классов.  М., «Просвещение», 2010.

Цели обучения: 

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых ученику для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли.
  3. Развитие вычислительных математических умений, позволяющих использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, информатики и вычислительной техники)
  4. Подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА) по математике через актуализацию знаний по основным темам курса. Оказание индивидуальной и систематической помощи учащимся при повторении курса математики

Изучение программы элективного курса направлено на решение следующих задач:

  1. Формирование у учащихся целостного представления о теме её значении в разделе математики, связи с другими темами.
  2. Формирование поисково-исследовательского метода.
  3. Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, уметь преодолевать трудности при решении более сложных задач.

4.         Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

  1. Развивать умения находить и систематизировать. Критически осмысливать информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные знания.
  2. Способствовать углублению интереса к изучению математики.
  3. Развивать умение применять знания для решения конкретных математических задач.

Объем программы

Программа рассчитана на 16.5 часов (по 0.5 часа в неделю, 17 учебных недель).

Педагогические технологии:

1

Технологии  на основе  активных  форм  и  методов  обучения

2

Технология  на основе  схемных  и знаковых  моделей  учебного материала

3

Технологии  интеграции  содержания  в  учебных  дисциплинах

4

Технология  развития  критического  мышления

5

Технологии  развивающего  обучения

6

Технология  на  основе  систем  эффективных  уроков

7

Технология личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская)

8

ИКТ

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися: беседы, самостоятельные работы, практические работы - погружение.

Приоритетные виды и формы контроля:

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Формы и средства контроля

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические и самостоятельные работы. Основной тип занятий - комбинированный урок. Теоретический материал проводится в форме мини- лекции. После изучения теоретического материала выполняются занятия для активного обучения, практические задания для закрепления выполняются в рабочей тетради, проводится работа с тестами. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные работы, тесты работы взяты из КИМОВ по подготовке к ОГЭ. Итоговое занятие предполагает проведение пробного тестирования по материалам ОГЭ.

Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности материала. Основными формами текущего контроля являются наблюдение, самостоятельные и практические работы, зачеты, тесты.

Форма промежуточной аттестации: Пробное тестирование.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА В 9 КЛАССЕ

Реализация рабочей программы направлена на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФК ГОС:

  • навык самостоятельной работы с таблицами и справочной литературой;
  • составление алгоритмов решения типовых задач;
  • умение применять алгоритм: использование формулы как алгоритма вычислений; применение основных правил действий с числами, алгебрагическими выражениями, решение основных типов уравнений, неравенств, систем, задач. Овладение общими универсальными приёмами и подходами к решению ОГЭ.
  • В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач; как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
  • Арифметика
  • уметь
  • сравнивать рациональные и действительные числа; выполнять оценку числовых выражений;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • Алгебра
  • уметь
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с рациональными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; применять свойства корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих корни;
  • решать рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу;
  • находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при
  • решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


3.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

  1. Числа и вычисления: Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись числа. Сравнение квадратных корней и рациональных чисел. Текстовые задачи на дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.
  2. Проценты: понятие процента. Текстовые задачи на проценты.
  3. Выражения и их преобразования: Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам и по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращённого умножения. Разложение многочлена на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.
  4. Уравнения, системы уравнений: Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно - рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.
  5. Неравенства, системы неравенств: неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множества решений квадратного неравенства.
  6. Последовательности и прогрессии: Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.
  7. Функции: функции, аргумент функции, область определения функции. Нули функции. Максимальное и минимальное значение функции. Чтение графиков функции. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.
  8. Текстовые задачи: Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу», проценты. Составление уравнений к задачам.
  9. Статистика и вероятность: Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.
  10. Геометрические задачи:        Треугольники. Четырёхугольники. Равенство треугольников. Подобие треугольников. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружность. Углы.
  11. Задачи повышенного уровня сложности: (часть 2)

Обобщающее повторение. Решение КИМов ОГЭ: решение задач из контрольно измерительных материалов ОГЭ


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы курса

Кол-во
часов

1

Числа и вычисления. Проценты.

1

2

Выражения и их преобразования.

1

3

Уравнения и системы уравнений.

1

4

Неравенства и системы неравенств.

1

5

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

6

Функции.

2

7

Текстовые задачи.

2

8

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

1

9

Геометрические задачи.

3

10

Обобщающее повторение.

1.5

11

Пробное тестирование

2

Тематическое планирование

0.5 часа в неделю, всего 17 часов.

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Дата

проведения

1

Числа и вычисления. Проценты.

1

2

Выражения и их преобразования.

1

3

Уравнения и системы уравнений.

1

4

Неравенства и системы неравенств.

1

5

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1

6

Функции.

2

7

Функции.

8

Текстовые задачи.

2

9

Текстовые задачи.

10

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

1

11

Геометрические задачи.

3

12

Геометрические задачи.

13

Геометрические задачи.

14

Обобщающее повторение.

1.5

15

Пробное тестирование

2


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. А.Г. Мордковича.- 4-е изд.,стер.. -М.: Мнемозина, 2011.- 32 с.
  2. Александрова Л.А. Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. А.Г. Мордковича.- 9-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2012.- 88 с.
  3. Лысенко Ф.Ф.. Подготовка к итоговой аттестации.  Издательство «Легион», Ростов-на -Дону,2009.
  4. Мордкович А.Г.  Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -2-е изд., доработ. -М.: Мнемозина, 2007.-144 с.: ил.
  5. Зив Дидактические материалы по геометрии для 9 класса.  М., «Просвещение», 2014.
  6. Фарков А.В. Тесты по геометрии для 9 класса.  М., «Экзамен», 2015.
  7. ГИА. Тематические тестовые задания по математике. Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я. Гаиашвили, Три модуля: «Алгебра, Геометрия, Реальная математика».Издательство «Экзамен. Москва 20117»
  8. «Математика Подготовка к ГИА-2014.» . Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Легион. Ростов-на - Дону 2013.
  9. ОГЭ. Практикум по математике. Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я. Гаиашвили, Три модуля: «Алгебра, Геометрия, Реальная математика «Издательство «Экзамен. Москва 2016»
  10. Математика. Тематические тесты 9 класс. Ю. П. Дудницын, В.Д. Кронгауз.- М. «Просвещение, 2016».

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО

МАТЕМАТИКЕ

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  2. допущены одна ошибка или есть два 1 три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1. допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1. допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

1. работа показала полное отсутствие у учашегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос, оригинальное решение задачи, свидетельствующее о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.