12.1 Проект Связь музыки и литературы

Сердюк Алена Николаевна

Проект "Связь музыки и литературы".

Аннотация.

Тема исследования: «Связь музыки и литературы». Представленная работа выполнена по направлению: искусство. Работа носит исследовательский характер, выстроена логически и последовательно, иллюстрирована, грамотно оформлена.

В работе выдвинута гипотеза, сформулированы объект и предмет исследования.

Гипотеза: Между музыкой и литературой  много общего. Объект: Музыка и Литература. Предмет: Общие черты двух разных искусств. Цель четко сформулирована и соответствует выбранной теме. Цель: Выявление общности и многосторонних связей музыки и литературы.

В работе перечислены методы исследования. Авторами были использованы  методы наблюдения, анализа и сопоставления, сравнения, обобщения полученной информации.   

Четко сформулированы и проработаны этапы исследования:

  1. Организационный.
  2. Деятельностный этап.
  3. Подготовка защиты проекта.

Для выполнения и написания творческо- исследовательской работы использованы литературные, справочные и научные сведения об искусстве вообще, о музыке и литературе в частности. Авторы работы узнали о связи двух искусств, многогранности и многосторонности их взаимосоприкосновений.

Результаты исследования хорошо проанализированы и представлены в виде выводов. Выводы четко сформулированы, соответствуют целям и задачам исследования. Выдвинутая гипотеза нашла свое полное подтверждение в работе над проектом. К работе прилагаются продукты проекта.

Работа была представлена на школьном конкурсе творческих и исследовательских работ, представляет практическую ценность для желающих изучить связь музыки и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekt_istoricheskiy.docx12.95 КБ
Файл aspekt_psihologicheskiy.docx12.62 КБ
Файл aspekt_tehnicheskiy.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический аспект взаимосвязи музыки и литературы.

С самого начала существования человеческой культуры музыка и литература были неразрывно связаны. В древних цивилизациях, таких как Египет, Месопотамия и Греция, поэзия исполнялась под музыкальное сопровождение. Поэты, например Гомер, использовал музыкальные инструменты для создания ритма своих стихов.

В Средние века музыка и литература продолжали развиваться вместе. Трубадуры и менестрели исполняли свои песни, рассказывая о рыцарских подвигах и любви. Эти произведения часто основывались на литературных текстах. В эпоху Ренессанса интерес к классической античности привёл к возрождению поэзии и музыки, что способствовало их дальнейшему взаимодействию.

В XVIII–XIX веках, с приходом романтизма, связь между музыкой и литературой укрепилась. Композиторы, такие как Фридерик Шопен и Роберт Шуман, черпали вдохновение из поэзии. Симфоническая поэзия, созданная такими композиторами, как Франц Лист, стала примером того, как музыка может передавать литературные идеи и образы.

Многие писатели вдохновлялись музыкой при создании своих произведений. Например, Л. Н. Толстой был большим поклонником музыки Людвига ван Бетховена и Фридерика Шопена. В романе «Война и мир» он описывает сцены, в которых герои слушают музыку, и эти моменты играют важную роль в развитии сюжета и характеров персонажей.

Литераторы нередко создавали тексты специально для музыкальных композиций. Например, многие оперы и балеты основаны на литературных произведениях. Так, либретто оперы «Евгений Онегин» было написано по роману Александра Пушкина, а балет «Щелкунчик» основан на сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Музыка и литература часто используют символику и метафоры для передачи эмоций и идей. Музыканты могут использовать определённые аккорды или мелодии для выражения радости, грусти или тревоги, а писатели — подбирать слова и образы, чтобы создать аналогичное настроение.



Предварительный просмотр:

Психологический аспект взаимосвязи музыки и литературы.

Психологический аспект взаимосвязи музыки и литературы заключается в том, что эти виды искусства тесно связаны с эмоциями и восприятием человека.

Музыка традиционно воспринимается как мощный эмоциональный катализатор. Психологические исследования показывают, что музыкальные произведения способны вызывать такие эмоции, как радость, грусть, страх, восхищение, тревогу. Музыка, в свою очередь, влияет на слушателя через мелодию, гармонию, ритм и тембр звуков, вызывая сильные эмоции, которые зачастую невозможно точно выразить словами.

Литературные произведения тоже имеют эмоциональную составляющую. Литература воздействует на читателя через текст, язык, символику и сюжеты, создавая в воображении миры и образы. В романе, рассказе или стихотворении писатель использует слова, чтобы вызвать у читателя определённые чувства. Процесс восприятия текста зависит от множества факторов, включая личный опыт читателя, культурный контекст, а также атмосферу, в которой происходит чтение. Музыкальное сопровождение может существенно изменить этот процесс, подчёркивая определённые аспекты литературного произведения.

Музыка и литература тесно связаны с эмоциями и восприятием. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая глубже понимать свои эмоции и чувства. Слияние слова с музыкой способствует активному развитию у человека образного мышления, пониманию прекрасного в жизни и искусстве. Эти виды искусства воздействуют на человека через различные каналы восприятия: литература — через текст, язык, символику и сюжеты, создавая в воображении читателя миры и образы, а музыка — через мелодию, гармонию, ритм и тембр звуков, вызывая сильные эмоции, которые зачастую невозможно точно выразить словами.

Психологические исследования показывают, что музыкальные и литературные произведения способны вызывать широкий спектр различных эмоции. Таким образом, музыка и литература могут работать в тандеме, улучшая восприятие друг друга и создавая более полное и насыщенное переживание для человека. Музыка и литература — это не только два отдельных мира, но и два вида искусства, которые могут работать в тандеме, улучшая восприятие друг друга и создавая более полное и насыщенное переживание для человека.



Предварительный просмотр:

Технический аспект взаимосвязи музыки и литературы.

Что же объединяет эти два искусства? Интонация. Тревожные, заботливые, грубые, снисходительные, взволнованные – это те нотки, которые мы можем услышать в литературной, музыкальной или разговорной речи.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.

Наглядно общие черты музыки и литературы можно представить в таблице:

Музыкаhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=7c5561ebceea8438411cd53499648a7c5ead88b0-5507022-images-thumbs&n=13

Литература

  1. Создаётся

человеком:

Композитор

Писатель, поэт

  1. Создаётся для

человека:

Слушатели

Читатели, слушатели

  1. Воздействует на

органы чувств:

Слух

Слух, зрение

  1. Создаётся по реальным и

вымышленным сюжетом и образом

  1. Строится

на:

7 нотах

33 буквах алфавита

6. Есть общие

жанры:

былина, баллада, элегия, романс, ода, гимн

7. Присутствует

символизм

это использование объектов, персонажей, событий или действий для представления абстрактных идей или понятий. Символы часто имеют многозначное значение и могут интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста.

8. Использует

метафору

это риторический приём, при котором одно понятие описывается через другое, обладая схожими характеристиками. Метафоры позволяют передавать сложные идеи и эмоции более образным и эмоциональным способом.

Аспект взаимопроникновения двух искусств.

Взаимодействие музыки и литературы глубоко и многогранно. Эти два вида творчества переплетаются друг с другом на разных уровнях: от использования музыкальных элементов в литературе до создания литературных произведений под влиянием музыки.

Некоторые аспекты взаимодействия:

  • Создание текстов для музыкальных произведений. Литераторы нередко создавали тексты специально для музыкальных композиций. Например, многие оперы и балеты основаны на литературных произведениях. Так, либретто оперы «Евгений Онегин» было написано по роману Александра Пушкина, а балет «Щелкунчик» основан на сказке Эрнста Гофмана.  Композиторы по-своему слышат литературные произведения и доносят до нас ту форму, которая зародилась в их сознании, их понимании этих произведений. Композитор может передать переживания, чувства, эмоции в своих произведениях посредством музыкальной выразительности. Ритм, форма, аккомпанемент помогают создать неповторимость образа, индивидуальность присущую определенному композитору. 
  • Влияние музыки на литературу. Многие писатели вдохновлялись музыкой при создании своих произведений. Например, Л. Н. Толстой был большим поклонником музыки Людвига ван Бетховена и Фридерика Шопена. В романе «Война и мир» он описывает сцены, в которых герои слушают музыку, и эти моменты играют важную роль в развитии сюжета и характеров персонажей. 

Некоторые писатели используют музыку как источник вдохновения. Например, французский фантаст Бернар Вербер во время написания романа «Завтрашний день кошки» слушал для вдохновения сонаты Бетховена, «Времена года» Вивальди и другие музыкальные произведения.  

В литературе часто встречаются упоминания о музыке. Авторы используют этот приём, чтобы подчеркнуть значимость момента, более широко и разнообразно раскрыть судьбу, душу персонажа.  Роман И. А. Гончарова «Обломов». В произведении красной нитью проходит музыкальная тема из итальянской оперы «Норма», которая сопровождает главного героя и Ольгу Ильинскую в период их любви. Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Музыка здесь — предмет спора главных героев, она непосредственно входит в словесную ткань произведения. Повесть И. С. Тургенева «Ася». В произведении звучит лансеровский вальс, который «потянул» героя отправиться на «встречу с судьбой». Роман «Джейн Эйр». В произведении мистер Рочестер поёт чувственный романс в сцене объяснения с главной героиней. 

 Музыкальность языка. В поэзии часто есть ритм, рифма и мелодичность, которые делают её похожей на музыку. Например, у А. С. Пушкина язык звучит почти как музыка: «Мой дядя самых честных правил,  Когда не в шутку занемог…». Здесь повторение согласного звука «с» создаёт ощущение музыкального ритма. 

  • Использование музыкальных форм в литературе. Некоторые авторы экспериментировали с использованием музыкальных форм в своих работах. Например, А. А. Блок писал стихотворения, напоминающие сонаты или симфонии. Его поэмы «Двенадцать» и «Возмездие» построены по принципу контраста и развития, что характерно для классической музыки. Также есть примеры, когда в литературных произведениях присутствуют структурные сходства с музыкальными формами. Так, в романах «Улисс» Дж. Джойса и «Ненасытимость» С. И. Виткевича есть формальные музыкальные элементы. Например, «Ненасытимость» обнаруживает черты сложной двухчастной формы, а одиннадцатый эпизод «Улисса» — элементы фуги.  
  • Также существует имитация музыкальных особенностей в литературе. Автор может подражать каким-либо музыкальным особенностям, показывая их средствами литературы. Приёмы такой имитации могут быть разнообразными — от звукописи и усложнения синтаксиса до создания текстуальных лейтмотивов или даже композиционных аналогов музыкальных форм.
  • Кроме того, музыка и литература могут влиять друг на друга: например, художественная литература обогатила личность М. И. Глинки, дала ему поэтические сюжеты для создания музыкальных произведений.  Таким образом, музыка и литература — это не только два отдельных мира, но и два вида искусства, которые могут работать в тандеме, улучшая восприятие друг друга. Многие писатели включали музыку в сюжеты своих произведений, чтобы подчеркнуть что-то важное в героях и их судьбе. Например, в повести И. С. Тургенева «Ася» звучит Ланнеровский вальс, который «потянул» героя отправиться на «встречу с судьбой». А в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Вторая соната Бетховена завершает произведение.

Однако стоит учитывать, что сопоставление литературы с музыкальным искусством всегда носит условный характер. Большинство аналогий носит характер метафоры.