1.6.3 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА

Сердюк Алена Николаевна

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКА ДЛЯ 6 КЛАССА

Основным назначением внеклассной музыкальной деятельности является пробуждение и углубление у школьников интереса к различным видам музыкальной деятельности, раскрытие и развитие их музыкальных способностей, воспитание их музыкально-познавательной и социальной активности, культурная организация их досуга.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_muz_dlya_6_kl.doc458 КБ

Предварительный просмотр:

внеурочной деятельности

по предмету "Музыка" для 6 класса

Авторская программа

учителя музыки высшей квалификационной категории

и педагога ДО

Сердюк Алены Николаевны

Срок обучения 1 года

Объем: 1 год - 34 часов

г.п. Игрим.

Цель работы по программе……………………………………………..……3

Пояснительная записка………………………………………………..…..…4

Содержание программы………………………………………………......…8

Тематический план подпрограммы «Я люблю петь» ……………..…..…10

Ожидаемые результаты освоения программы……………………………12

Список литературы…………………………………………………………12


Пение - один из наиболее доступных видов музыкальной деятельности. Хоровое, сольное или ансамблевое пение положительно влияет на эмоциональное состояние поющего. Вокальная  деятельность, являясь  самой доступной из всех видов музыкальной деятельности, способствует формированию элементов музыкальной культуры и воспитанию эстетических чувств учащихся. Само слово "вокал" происходит от итальянского "воче", то есть голос. Однако сам голос, по сути, является всего лишь инструментом. «Как совершенно надо владеть инструментом - голосом, чтобы под воздействием его в сердцах слушателей, в их памяти оставался надолго эмоциональный след, а в души проливался свет». (Теплов) Развитие музыкальных способностей, овладение вокальными навыками и формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры – одна из целей данной программы. Но человеку для комфортной жизни необходимо учиться взаимодействовать с окружающими его системами: с природой, социумом, техникой, культурой, самим собой. Деятельность – смысл и содержание жизни человека, а среда, в которой он живет, - внешнее условие его саморазвития. Постоянное изменение внутренних условий (потребностей, установок, интересов) предполагает непрерывность овладения различными видами деятельности в течение всей жизни человека. Непрерывное музыкально-эстетическое образование детей – эффективное средство социализации при условии грамотного, внимательного педагогического руководства, когда обучение рассматривается в первую очередь как средство нравственного воспитания, при этом каждый обучающийся получает возможность понять, что сделанный им выбор в подростковом возрасте не препятствует в будущем продолжению образования в других областях.

А значит, цель работы по программе такова:

в процессе активной  музыкально-творческой деятельности  создать условия, позволяющие ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить свои интересы и художественные способности, приобрести вокальные исполнительские  навыки, практические знания и умения по искусству вокала, приобщиться к сокровищнице мирового  вокально-песенного искусства.

Как гимнастика выпрямляет тело,

Так песня выпрямляет душу человека.

Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных по форме, оказывает глубокое эстетическое воздействие на  человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна  выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающую действительность, расширяет их жизненный опыт.

Актуальность программы.

Важнейшей частью эстетического воспитания детей является музыка. Детство – пора наиболее оптимальных решений в приобщении ребёнка к миру прекрасного. Образовательная программа «Музыка» для средних общеобразовательных учреждений призвана решать многие задачи, содержание программы предусматривает всестороннее музыкальное развитие ребенка через вовлечение его в разные виды музыкальной деятельности, его приобщение к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на духовное обогащение и творческое отношение к окружающему миру.

Но программа слишком объемна, а количество часов для ее глубокого и полноценного освоения так не достаточно. Особенно в средних классах, когда велико желание показать свое «Я» в процессе вокально-исполнительской деятельности, а часов на вокальную работу отводится лишь 1/3 от общего количества часов на год.

За такой короткий промежуток времени очень сложно дать теоретический курс вокального искусства, разучить вокальный репертуар и провести индивидуальный контроль сформированности вокальных навыков. Об отведении времени во время школьного урока на репетиции для подготовки концертных номеров вообще не приходится говорить.  

Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа.  Вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – эффективное  средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Все это положительно влияет  на общее состояние здоровья воспитанников и обучающихся.

Поэтому, дополнительные занятия по вокалу очень важны и полезны для любознательных, творческих школьников, имеющих желанием вести активную концертно-исполнительскую деятельность.

Целесообразность программы.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку от бога.

Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.  Посещая творческое объединение, каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения через сольное и  ансамблевое пение.

Источники программы.

Программа дополнительного образования детей «Поющая Планета» составлена с учётом требований «Программы обучения в общеобразовательной школе» и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по вокальному развитию школьников на основе программы «Хоровой класс» в ДМШ, утвержденной Министерством культуры РФ. Кроме того, данная  программа органически включает в себя отдельные элементы  творческого  опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового  исполнительства: Г.А.Струве, В.В.Емельянова, Е. Попляновой.

Роль  и  место  программы  в   образовательном   маршруте обучающихся, практическое назначение программы.

Программа   - это обобщенный опыт  по работе вокального ансамбля «Перезвон» из числа  учащихся   одного класса МОУ Игримской СОШ №1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.  При  создании  в 2006 году  вокального ансамбля «Перезвон» ставилась цель больше воспитательного характера: объединение и сплочение коллектива пятиклассников в процессе коллективной вокально-исполнительской деятельности. Работа вокального ансамбля была достаточно успешной. Дети принимали участие во всех школьных концертах, в поселковых мероприятиях, районных фестивалях. За успехи и достижения ансамбль неоднократно награждался Грамотами и Дипломами.

В рамках программы ребята познакомятся с особенностями и возможностями голосового аппарата, получат практические навыки по развитию своего голоса, овладевают методами и приемами звукоизвлечения и звуковедения. В рамках работы ДЮЦа проводятся мероприятия различной направленности, способствующие формированию коллектива, самовыражению каждого отдельного ребенка и проявлению его способностей, развитию внутреннего и интеллектуального потенциала посещающих ТО.

Реализация содержания программы  ориентирована на   применение наиболее эффективных методов и приемов  организации деятельности, ознакомления с научными знаниями по вопросу формирования голоса и вокальных навыков.

Занятия проводятся без аккомпаниатора, поэтому ученики поют под оркестровую фонограмму (часто используются готовые минуса вокальных произведений) или а’капельно (без инструментального сопровождения).

Обязательным в начале каждого занятия является проведение вокальной гимнастики и распевки (упражнения, трезвучия, интервалы, арпеджио). Уделяется особое внимание постановке певческого голоса.

В процессе обучения используются различные дыхательные гимнастики: дыхательная гимнастика Стрельниковой,
техника «Свободное пение» и техника «Пою, как говорю» (Speach Level Singing).

В работе используются произведения различных стилей и направлений. Исполняются песни советских и зарубежных композиторов, классика, а также фольклор.

В силу небольшого количества детей в группах их нельзя назвать хором. Поэтому работа идет в группах – ансамблях: дуэты, трио, квартеты, квинтеты, используется и сольная индивидуальная работа.

Во время пения необходимо  добиваться максимальной активности ребят: интонация, живость звука, работа над фразой, движение, мимика.

Цели программы.

Так как программа направлена не только на образование, но и на воспитание, расширение их кругозора и оказание содействия их социальной адаптации, то и цель курса тоже должна иметь несколько направлений.

Социализация личности: самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкально-эстетического образования.

Образовательная цель: изучение основ вокального искусства, формирование у обучающихся  основ  вокальных умений и  навыков,  совершенствование  исполнительского мастерства.

Развивающая цель: через активную  музыкально-творческую деятельность  развить вокально-исполнительские способности учащихся, сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к  вокальному  искусству,    приобщить их   к сокровищнице мирового вокально-песенного и музыкального искусства.

Творческая цель: развитие краетивных способностей личности.

Воспитательная цель: создание детского мобильного исполнительского коллектива, способного решать социальные задачи.

Оздоровительная цель: охрана  здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни.

Образовательные и воспитательные задачи курса.

Исходя из поставленных целей, задачи курса также ставятся по всем шести направлениям.

Социализация личности: 

  • привлечение ресурсов музыкально-эстетического образования в целях социально-культурной адаптации детей, для профилактики и коррекции асоциального поведения,
  • формирование интереса к вокально-исполнительской деятельности, как форме социального поведения,
  • самореализация и самовыражение детей через создание условий непрерывного музыкально-эстетического образования,
  • создание детского вокального коллектива,
  • положительно насыщенное общение, необходимое для полноценной жизни человека,
  • новые впечатления ребёнка, которые в повседневной обстановке практически получить невозможно,
  • расширение музыкального кругозора.

Образовательные задачи: 

  • приобщение детей к вокальному искусству,
  • изучение основ вокального искусства, формирование у обучающихся    вокальных умений и  навыков,  совершенствование  исполнительского мастерства,
  • расширение знаний обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала,   различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка,
  • овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,   певческой дикции, артикуляции и дыхания,
  • знание строения голосового аппарата, основ певческой гигиены и самоконтроля.

Развивающие задачи: 

  • выявление и развитие музыкальных способностей (музыкальная память и музыкальное мышление, внимание и воображение, чувство ритма и слух, координация слуха и голоса, пластика),
  • развитие голосового аппарата,
  • развитие артистических качеств,
  • развитие художественного вкуса,
  • формирование общей музыкальной культуры.

Творческие задачи: 

  • самореализация и самовыражение детей через создание творческой атмосферы интеллектуального и духовного развития,
  • развить творческие задатки и личностные качества учащихся,
  • способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности.

Воспитательные задачи: 

  • воспитание нравственных и правовых качеств личности: гуманизма и милосердия, чувства долга и ответственности, овладение этическими нормами поведения в обществе,
  • воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры,
  • выработка у ребенка стремления к самовоспитанию и самосовершенствованию, начинающемуся с самопознания,
  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие  возможности для достижения общих целей.

Оздоровительные задачи: 

  • использование возможностей искусства, музыкально-эстетической деятельности в целях психофизического оздоровления детей и подростков посредством внедрения современных педагогических технологий,
  • охрана  здоровья детей,
  • пропаганда здорового образа жизни.

Педагогические технологии, применяемые в работе по реализации программы.

В основу разработки программы  «Поющая Планета» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технологии игрового обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология индивидуализации обучения;
  • технология обучения детей с признаками одаренности;
  • информационно – компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • компетентностного и деятельностного подхода.        

Ведущие аспекты работы: дети из малообеспеченных, социально-незащищенных семей, а так же вокально-одаренные учащиеся. Принципы приема в ТО: наличие музыкальных и вокальных данных, проводятся дополнительные наборы.

Количественный состав группы: 12 - 17 человек.

Форма работы: занятия ведутся в группах - ансамблях.

Основная форма  организации процесса обучения – занятие – репетиция.

Принципы обучения: каждый обучающийся изучает основы вокального искусства, овладевает исполнительским мастерством.

Важное место в реализации программы отводится  контролю знаний и умений обучающихся.

Формы промежуточного контроля. Контрольно – диагностические занятия с детьми  проводятся не  как  самостоятельные  занятия,  а  являются  частью  общего занятия,  не  нарушая  его  целостности.  Такая  форма  контроля и диагностики позволяет  не  нарушать  естественности  поведения  ребенка,  что  говорит  об  объективности  оценивания  диагностируемого.

Принципы построения программы.

Формирование общей музыкальной культуры детей через вокально-исполнительскую деятельность базируется на нескольких принципах построения данной программы, обеспечивающих гибкость подхода к изучаемому материалу и используемому репертуару в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности: тематический принцип,  концентрический (спиралевидный) принцип, принцип контрастного сопоставления произведений, принцип адаптивности, принцип синкретизма.

Ожидаемые результаты.

В результате занятий в ТО, обучающиеся получают возможность в дальнейшем: петь красиво и без напряжения, открываются широкие возможности для импровизации, ярко выражается индивидуальность исполнения.

Людей различных профессий, связанных с любой нагрузкой на голосовой аппарат, при неумелом обращении с собственным голосом поджидают неприятности разного рода: расстройство голоса (рвется звук, голос не слушается),  болезни горла. А в таких ситуациях не далеко и до серьезных заболеваний,  вплоть до потери голоса.

Чтобы уберечь голос от возможных неприятностей, очень часто нужны азбучные истины и сведения об анатомии голосового аппарата, голосообразовании, гигиене голоса. Нужен своеобразный "букварь" для работы с голосовым аппаратом: Элементарная анатомия голосового аппарата. Работа артикуляционного аппарата, дикция. Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса. Механизм дыхания. Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата.

Для освоения вокально-исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка. Так называемые знакомые и любимые песни дети могут исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: оно способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Принципиальной установкой программы и занятий в рамках программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении теоретического и вокального материала.

Развитие  творческих  вокальных  способностей  и духовное воспитание   личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и  сообщества деятелей культуры.  Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Классические методики, которые используются при реализации программы,  позволяют научить воспитанников  слушать и слышать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами звуковедения и звукоизвлечения, снятия мышечных и психологических зажимов.

Организация педагогического процесса строится на следующих принципах: принцип единства художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип успешности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; принцип  творческого  развития; принцип доступности; принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности.

Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально-ансамблевая  работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 8 тематических  блоков,   объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые    реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется  на  2 год обучения). Переходя от темы к теме, можно рассматривать их как самостоятельные части программы, но можно и прослеживать тесную связь между ними, что дает многообразие и вариативность преподавания тем – блоков.

Структурно-тематическая модель программы:

Программа дополнена еще двумя темами, помогающими расширить кругозор детей и определить сценические возможности и задачи во время концертных выступлений:

  • Немного  из истории певческой культуры.
  • Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это  обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все  практические занятия, на которых  основное внимание уделяется  постановке голоса и сценическому искусству.

Педагогическая целесообразность программы в том, что  программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование  специальных вокальных навыков (1 направление программы): певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.),  навыки следования дирижерским указаниям, слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).


 

Тематика программы

Кол/ч

всего

Часы

Т/П

1

Организационное занятие.

1

0,5/0,5

2

Развитие голоса.

3

1/2

3

Дыхательная гимнастика

3

1/2

4

Артикуляция и дикция

3

1/2

5

Вокальная техника речи

7

1/6

6

Гигиена голоса и речи

1

0,5/0,5

7

Из истории певческой культуры

3

1/2

8

Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей

13

1/12

Всего: теория – 8 часа, практика – 26 часов.

Содержание тем – блоков. 

Тема 1. Организационное занятие.

Включает в себя привлечение детей в работу ТО, организацию детей в группы.

Тема 2. Развитие голоса.

Включает в себя подтемы: Музыкальный образ и средства музыкальной выразительности. Физиология вокала. Строение голосового аппарата.

Раскрывает:

Основные средства музыкальной выразительности (лад, динамика, темп, тембр, жанр, ритм, размер, состав исполнителей) даются как теоретический материал и как пояснение, почему музыка оказывает сильное влияние на слушающего, ее связь с психическими процессами в организме человека. Выясняется связь средств музыкальной выразительности с задуманным образом. Классификация голосов. Мужские голоса. Женские голоса. Детские голоса. Возрастные особенности голоса. Элементарная анатомия. Краткие сведения о голосовом аппарате.   Строение голосового аппарата. Снятие горловых зажимов. Упражнения для укрепления горла, снятия напряжения. Распевание. Состояние перед исполнением. Утомление: нервная система и развитие утомления; факторы, препятствующие утомлению (эмоциональный фактор, обратные связи); мышечное утомление; нагрузка и утомление; виды мышечной работы, переутомление его предупреждение. Основные качества звучания: звонкость, полётность, объём. Регистры. Резонансная теория отражения эмоций в голосе. Роль резонанса в вокальной и речевой практике. Взаимодействие резонаторов с работой гортани и дыхания. Основной тон и обертоны. Обертональное обогащение звука. Аэробика гласных звуков. Формирование вибрационных ощущений.

Тема 3. Дыхательная гимнастика.

Включает в себя подтемы: Типы и виды дыхания. Правила певческого дыхания. Дыхательные гимнастики и упражнения.

Раскрывает:

Типы дыхания. Опора звука. Статические и динамические дыхательные упражнения. Формирование плавного и экономного выдоха. Вокально-речевые упражнения для укрепления дыхательной системы. Дыхание: взаимосвязь дыхания с различными частями голосового аппарата; визуальные наблюдения за дыханием при пении. Дыхание при певческом звукообразовании.  

Типы дыхания в пении: ключичное, нижнее грудное, нижнерёберное-диафрагменнное, брюшное. Организация певческого выдоха. Воспитание голоса путём контроля над дыханием.  

Тема 4. Артикуляция и дикция.

Включает в себя подтемы: роль и значение артикуляции в речи и пении. Артикуляционные упркжнения. Декламация.

Раскрывает:

Артикуляционная гимнастика. Преодоление укоренившихся недостатков в речи. Освоение техники плавности произнесения текста на непрерывном (едином) дыхании. Упражнения для выработки чёткости и разборчивости дикции. Атака звука: придыхательная, твёрдая, мягкая.

Слово и пение. Работа артикуляционного аппарата в речи. Артикуляция при переходе от речи к пению. Работа губ в пении. Вокальная речь. Декламация.

Тема 5. Вокальная техника речи.

Раскрывает:

Голос как основной показатель эмоционального состояния и настроения. Компоненты интонации (мелодика, темп, ритм, тембр, интенсивность, логические ударения). Недостатки интонирования и затруднения в коммуникации (монотонность, однообразие речевых оборотов, отсутствие акцентов). Развитие музыкального слуха и мелодико-интонационной стороны речи. Развитие певческих навыков: певческий голос и музыкально-исполнительская одаренность; природный голос и профессиональные певческие навыки.

Тема 6. Гигиена голоса и речи.  

Включает в себя подтемы: правила гигиены, правила речи, правила пения, охрана голоса.

Раскрывает:

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата. Правила пения и речи. Болезни голосового аппарата и их предупреждение. Гигиена и охрана   голоса. Профилактика заболеваний голосового аппарата. Самомассаж в системе работы по улучшению звучания голоса (дыхательный, резонаторный, артикуляционный, точечный). Приемы самомассажа для снятия мышечного напряжения плечевого пояса.

Тема 7. Немного  из истории певческой культуры.

Раскрывает: Исторический экскурс с цитатами о жизни и профессиональной деятельности известных вокалистов.

Тема 8. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.

Раскрывает: Постановка голоса: звукообразование, резонаторы, работа над ровностью и техникой голоса. Артикуляционный аппарат, дикция.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам в 1 год обучения:

В результате обучения пению в вокальном творческом объединении воспитанник  должен:

знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата,

      - особенности и возможности певческого голоса,

      - гигиену певческого голоса,

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»,

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание),

      - основы музыкальной грамоты,

- различные манеры пения,

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч,

      - петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох,

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен,

      - петь легким звуком, без напряжения.

Результаты освоения программы и качество обучения отслеживаются через участие в концертной деятельности, в творческих достижениях, в призовых местах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты дипломантов и лауреатов.

В рамках реализации данной программы следует выделить уровни ее освоения: высокий, средний, ниже среднего.

Общие итоги музыкально-исполнительского освоения   программы «Поющая Планета»  оцениваются по следующей структурной схеме:

  1. Емельянов Е.В.  Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб., Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007.
  2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д, Феникс, 2007.
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М., Музыка, 2000.
  4. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., Альманах (выпуск 14-й), 2000.
  5. Орлова Т. М. Бекина С. И. «Учите детей петь». – М., «Просвещение» 1988г.
  6. Огороднов Д. Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой. – Свердловск, 1981г.
  7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, 1992г.
  8. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. – Ярославль, Академия развития, 2008г.