9.5.4 Система работы педагога - наставника

Сердюк Алена Николаевна

Система работы

Сердюк Алены Николаевны,

учителя МБОУ Игримская СОШ № 1

как наставника школы и педагогических сообществ.

 

Наставники,  демонстрирующие собственным примером упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны.

Зафар Мирзо

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, на стыке тысячелетий в новой образовательной среде с применением цифровых технологий это ощущается особенно остро. Современная жизнь требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, жертвенной самоотдачи.

Настоящий педагог не только обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, он владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. Тем, кому есть чем поделиться и с молодым специалистом, и с коллегами не только своего коллектива.

Не случайно, сегодня наставничество заведено на вершину педагогического айсберга. Именно наставничество заслуживает пристального внимания - ведь именно в нем отражена жизненная необходимость нуждающегося учителя получить поддержку профессионала, способного предложить теоретическую и практическую помощь.

Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.

Задачи наставничества:  помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодому специалисту; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям вчерашнего студента педагогических учебных заведений; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации педагогической деятельности и учебных занятий и поиск оптимальных возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности наставляемого.

Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.

За более чем 30-ти летний педагогический стаж, из молодого специалиста, к которому тоже был когда-то прикреплен наставник, я сама стала педагогом, имеющим достаточно знаний и опыта, желающим поделиться своими педагогическими наработками и секретами. Сегодня наставничество стало частью моей педагогической деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_pedagoga_-_nastavnika.docx471.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа № 1

СИСТЕМА РАБОТЫ

ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА

СЕРДЮК   АЛЕНЫ   НИКОЛАЕВНЫ

Система работы

Сердюк Алены Николаевны,

учителя МБОУ Игримская СОШ № 1

как наставника школы и педагогических сообществ.

Наставники,  демонстрирующие собственным примером упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны.

                          Зафар Мирзо

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, на стыке тысячелетий в новой образовательной среде с применением цифровых технологий это ощущается особенно остро. Современная жизнь требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, жертвенной самоотдачи.

Настоящий педагог не только обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, он владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. Тем, кому есть чем поделиться и с молодым специалистом, и с коллегами не только своего коллектива.

Не случайно, сегодня наставничество заведено на вершину педагогического айсберга. Именно наставничество заслуживает пристального внимания - ведь именно в нем отражена жизненная необходимость нуждающегося учителя получить поддержку профессионала, способного предложить теоретическую и практическую помощь.

Цель наставничества: способствовать формированию профессионально- адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.

Задачи наставничества:  помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодому специалисту; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям вчерашнего студента педагогических учебных заведений; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации педагогической деятельности и учебных занятий и поиск оптимальных возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности наставляемого.

Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.

За более чем 30-ти летний педагогический стаж, из молодого специалиста, к которому тоже был когда-то прикреплен наставник, я сама стала педагогом, имеющим достаточно знаний и опыта, желающим поделиться своими педагогическими наработками и секретами. Сегодня наставничество стало частью моей педагогической деятельности.

Направления моей наставнической деятельности представлены в следующей схеме:

Что дает наставничество самому наставнику?

Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность наставляемого. Этот процесс носит взаимообменный характер межличностных трудовых взаимоотношений и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. Наставник должен обладать глубокими знаниями в области педагогики, психологии и обладать высокой профессиональной компетентностью.

Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом, ему нужно стать подвижником по отношению к наставляемому, непрерывно мотивируя наставляемого к взятию творческих и профессиональных высот, и, одновременно, развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы,  осуществляя межличностное общение с коллегами. Наставники помогают другим педагогам применять эффективные формы и методы работы, которые содействуют их профессиональному становлению. Помогая наставляемому наставники видят новые перспективы в своей педагогической деятельности и, конечно же, ощущая свой вклад в профессиональный рост других педагогов сами выходят на новый уровень профессионализма.

Наставник студентов по направлению "преподавание предмета  Музыка".

За мою профессиональную деятельность 2 студентки - ученицы педагогических учебных заведений стали моими подопечными, в рамках наставнической деятельности по вопросам преподавания предмета "Музыка".

Само по себе преподавание конкретного предмета - уже не простая задача для студента- практиканта. А преподавание предмета "Музыка", с учетом специфики данного предмета - это многогранный процесс, требующий не только многих знаний и умений, но еще и работы учителя в условиях постоянной многозадачности.

Направления, охватывающие деятельность учителя - предметника,

по преподаванию предмета "Музыка":

Цель наставничества в цепочке "педагог - студент": формирование потребности будущего специалиста в проектировании своего профессионального становления и роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков.

Здесь необходимо понимать, что знает или не знает будущий педагог, умеет или не умеет что-то делать. В процессе диалога с ним необходимо эффективно распределить активные личностные  ресурсы и выбрать соответствующие стратегии поведения и развития.

Задачи:

1) стимулировать личностно-профессиональное развитие будущего специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства;

2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;

3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

Прогнозируемый результат данного направления наставничества: будущий молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании.

Используемые формы работы в данном направлении наставнической деятельности разобьем на 3 блока с учетом направлений деятельности учителя- предметника по предмету "Музыка":

На этом этапе осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений студента, будущего учителя.

Результатами этой деятельности наставничества стали:

Программы наставничества "педагог - студент" в рамках преподавания предмета "Музыка".

ИОМ студента - практиканта.

Разработки уроков по темам "Музыкальные инструменты русского народного оркестра", "Русский народный оркестр", "Три кита в музыке", "Кит - песня, особенности звучания песенной музыки".

Разработка классного часа "Русские народный музыкальные инструменты".

Презентация "Звучание инструментов русского народного оркестра".

Методические рекомендации "Учитель музыки - это просто".

Наставник учителей, вступивших в педагогическую деятельность.

Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Поэтому молодым педагогам, вступившим в педагогическую преподавательскую деятельность, необходимо в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника.

Цель деятельности наставника: довести своих подопечных до уровня, когда в наставнике больше не будет необходимости, то есть устранить зависимость молодого специалиста от наставника, и содействовать становлению наставляемого как самостоятельного адаптивно устойчивого учителя.

Задачи наставничества: обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала наставляемых, поддержка формирования и реализации их индивидуальной траектории; улучшение показателей в образовательной, социокультурной и других сферах деятельности; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать возникающие трудности; подготовка наставляемых к самостоятельной, осознанной и социально-продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации.

Основные этапы деятельности педагога-наставника:

1. Адаптация

2. Становление

3. Рефлексия

•Знакомство с молодым педагогом.

•Анкетирование.

•Выявление трудностей.

•Совместное определение цели, темы самообразования.

•Помощь в освоении современных технологий и методов обучения.

•Развитие профессиональной компетенции молодого учителя.

•Мотивирование молодого учителя к участию в различных мероприятиях и конкурсах.

•Помощь молодому специалисту в проектировании и развитии карьеры, творческой самореализации педагога.

•Мотивирование молодого учителя к инновационной деятельности.

Содержание и результаты совместной деятельности полностью зависят от результатов адаптационного этапа. Цели и задачи, формы и методы взаимодействия наставника с наставляемым могут и должны трансформироваться и изменяться в з ависимости от промежуточных результатом практической деятельности на всем протяжении всего периода наставничества.

В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение следующих рефлексивных методов обучения:

Метод самонаблюдения как разновидность наблюдения. Выражается в словесных отчетах о том, что видит, чувствует, переживает, как действует сам человек. В процессе рефлексивного наблюдения и самонаблюдения должны быть поставлены задачи сравнения, анализа происходящих явлений и событий.

Метод «исследования себя». Как бы посмотреть со стороны, что есть «Я»? Оценить, проанализировать и увидеть проблемы, наметить пути их решения и определить перспективы.

Метод игры. Рефлексивно-деловые игры – современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, представляющая собой организацию особой рефлексивной среды, в которой каждый участник не только приобретает новый когнитивный и поведенческий опыт, но и становится инициатором собственного личностного развития, а также развития своих партнеров.

Тренинговый метод как способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.

Метод микрообучения и самоанализа. Данный метод огромную значимость имеет в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей.

Важно, чтобы наставляемый учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке. Этому способствует активная методическая работа в различных формах, позволяющих наставляемым развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессионального ограничения.

Вовлечение молодого учителя в инновационную деятельность возможно через такие формы и методы обучения: проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; мини-лекции и педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские; выступления на педсоветах, методических объединениях; участие в профессиональных конкурсах.

Для непрерывного роста профессионализма молодого педагога важно постоянно наблюдать, как молодые специалисты планируют, реализуют и анализируют свою деятельность. Необходимо вести работу в трех направлениях: планирование – проведение – методический анализ.

Направления работы

Тематика мероприятий

Формы работы

1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

Основные проблемы молодого педагога, пути их решения.

Анкетирование, индивидуальные беседы. Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей школы.

Составление плана работы по самообразованию.

Практическое занятие.

2.Взаимопосещение уроков.

Основные требования к современному уроку.

Посещение уроков наставника и молодого педагога.

Типы и формы уроков.

Конспект и технологическая карта урока.

Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке.

Слагаемые успешности урока.

Факторы, которые влияют на качество преподавания.

Самоанализ урока.

Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по внеурочной предметной деятельности.

Индивидуальная беседа. Взаимопосещение внеклассных мероприятий.

3. Воспитательная работа.

Составление плана воспитательной работы в классе. Организация взаимодействия с родителями, формы работы.

Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы).

Проведение социометрии в классе.

Практическое занятие.

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для неуспевающих учащихся, «трудных» и одаренных детей.

Проведение анкетирования учащихся, родителей. Составление характеристик.

Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, социальным педагогом.

Отслеживание результатов работы.

Ожидаемые результаты работы наставника с наставляемым:

 успешная адаптации молодого педагога в учреждении;

 активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

 повышение профессиональной компетентности наставляемого педагога в вопросах педагогики и психологии;

 обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;

 совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;

 использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий;

 умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, организовывать индивидуальную работу.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной педагогической деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке, дабы не потеряться в многообразии задач и видов деятельности. Из чего вытекают и складываются все многообразие деятельности педагога? На что нужно обратить пристальное внимание наставляемого:

  • требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • практическое и теоретическое освоение основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • формы и методы организации внеурочной деятельности;
  • освоение инновационных технологий;
  • использование в педагогической деятельности ИКТ-технологий; 
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбор приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовка к первичному повышению квалификации/подтверждению квалификационной категории.

Чтоб учесть все направления и составляющие педагогической деятельности, можно воспользоваться планом развития молодого специалиста. Виды таких планов представлены в интернете, мне больше нравиться приведенный ниже - он более прост в заполнении и прозрачен для осознания и понимания "что, когда и как предстоит сделать".

Систематическая и целенаправленная работа с молодыми педагогами должна дать следующие результаты:

  Закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации;

  Формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании;

 Привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;

 Формирование у молодых педагогов индивидуального стиля педагогической деятельности.

Результатами этой деятельности наставничества стали:

Разработка программы наставничества.

ИОМ наставляемого.

Дорожная карта.

План наставничества.

Диагностические материалы - Инструментарий.

Ознакомление наставляемого со всеми направлениями педагогической деятельности.

Знакомство со спецификой работы со школьной документацией учителя предметника (СанПиН, ФГОС, образовательные программы урочной и внеурочной деятельности, аттестация педагога и программа самообразования)

Усвоение специфики преподавания преподаваемого предмета (технология у девочек).

Усвоение специфики построения современного урока с учетов инновационных технологий.

Установление стабильно-положительного эмоционального климата между учителем и обучающимися.

Участие обучающихся во ВОШ (школьный и районный уровень)

Организация клуба "Пять+" и его победное участие в районном конкурсе "Модница- подиум 2023" (1 место) и в XIII международном конкурсе для детей и молодежи "Мы можем!".

Проведение наставляемым поселкового мастер-класса в рамках поселкового мероприятия.

Активное участие наставляемого в предметной декаде.

Прохождение курсов ПК.

Подготовка к предстоящей личной аттестации педагога.

Наставник учителей, принимающих участие в  конкурсах "Учитель года"

Наставничество является двусторонним процессом и основным условием эффективности обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам напрямую от педагога - стажиста. Педагог-наставник должен на личном примере способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Именно наставник побуждает в наставляемом потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. И как высшая ступень профессионализма педагога - участие в профессиональном конкурсе, особенно в конкурсе "Учитель года".

Будучи длительное время в профессии ежегодно мной было пройдено огромное количество конкурсов профессионального мастерства. И значительное количество в разное время различных весомо значимых конкурсов профессионального мастерства:

2011г - Диплом Победителя школьного Конкурса профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года".

2012г - Диплом Победителя Конкурса профессионального мастерства "Педагог года Березовского района - 2012" в номинации "Учитель года".

2013г - Свидетельство участника XVIII конкурса "Учитель года Ханты- Мансийского автономного округа Югры - 2013".

2013г - Победитель конкурса среди педагогов и лидеров на получение премии Главы администрации Березовского района в номинации "Лучший педагог образовательной организации".

2015г - Диплом Лауреата III Премии III международного конкурса педагогического мастерства "Педагог - музыкант" в контексте современной культуры в номинации "Педагогические проекты".

2017г - Диплом Победителя школьного Конкурса профессионального мастерства "Педагог года" в номинации "Учитель года".

2018г - Диплом участника "Учитель года Березовского района - 2018".

2020г - Сертификат Лауреата федерального каталога "Лучшие педагоги России - 2020" за достижение высоких показателей в профессиональной деятельности.

Накопленный опыт сложно просто хранить, им хочется поделиться. Всегда очень приятно находиться на профессиональных конкурсах, ведь только на них есть возможность пообщаться с коллегами, достигшими таких же и больших профессиональных высот. Коллеги часто обращаются за помощью и советом, выходя на профессиональные конкурсы. Администрация образовательной организации закрепляет по приказу курирование участников профессионального конкурса "Учитель года".

Результатами этой деятельности наставничества стали:

Оказание методической помощи в составлении конкурсных материалов.

Оказание технической помощи в оформлении конкурсных материалов.

Сопровождение участника районного конкурса "Учитель года Березовского района - 2019".

Наставник учителей, принимающих участие в  иных профессиональных конкурсах 

Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой внутренний творческий и педагогический потенциал, заряжая коллег педагогическими искорками, доводя их до профессионального факела.

Будучи более 15 лет руководителем МО учителей технологии и эстетического цикла, находясь в постоянном творческо- профессиональном поиске и неся ответственность за деятельность учителей МО, их профессиональный рост и стимулирование развития их профессионального и педагогического потенциала, мне постоянно доводится осуществлять контроль и руководство подготовки и участия членов МО (и других учителей школы) в различных конкурсах профмастерства.

Результатами этой деятельности наставничества стали:

Так, в разные года учителя МО стали победителями и призерами в различных значимых конкурсных мероприятиях:

в конкурсе на Грант Главы Березовского района стали победителями 2 учителя МО - учитель изо и учитель технологии,

подготовка участников школьного конкурса "Портфолио педагога", в рамках проекта "Педагог года" (по приказу по школе) - 2019г,

подготовка участников школьного конкурса методических разработок, в рамках проекта "Педагог года" (по приказу по школе) - 2019г и 2020г,

победитель учитель технологии в Конкурсе АРТ – ТАЛАНТ, номинация «Декоративно-прикладное творчество» - 2020г,

победитель учитель технологии  в конкурс «Северное сияние»,  номинация «В здоровом теле – здоровый дух» - 2021г,

подготовка участников школьного конкурса "Портфолио педагога" (по приказу) - 2021г,

группа из 4 учителей ОО приняла участие в Метапредметной олимпиаде "Команда большой страны" - 2023г,

группа из 3 учителей ОО победила в районном конкурсе "Модница" - "Подиум 2023" и в  XIII международном конкурсе "Мы можем!".