3.2.1 Учебно-дидактические материалы по математике

Сердюк Алена Николаевна

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой не простую задачу в сравнительно короткий срок воспитать ученика, чтобы он мог занять достойное место в обществе. Одним из направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса. Найти новые формы и методы обучения, которые повысят интерес к учёбе, самостоятельности, творчеству - требование наших дней и первейшая задача учителя, которую не возможно решить без соответствующих учебно-дидактических материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банк математических игр для разных классов.

Дидактические игры, которые могут быть использованы  на уроке в разной степени (в зависимости от класса и темы).

Говорят, все новое - хорошо забытое старое: некоторые из игр  заимствованы из методических пособий, некоторые из опыта преподавателей. Но они органично вписываются в урок, внося в него момент игры.  

Кто быстрее.

Тема: Арифметические действия с положительными и отрицательными числами.

Каждый школьник заготавливает табличку

 

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

3

 

 

 

 

*

 

 

 

 

2

*

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

*

 

 

 

 

 

0

 

 

*

 

 

 

 

 

 

-1

 

 

 

 

 

*

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

*

 

 

-3

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Задание: По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы. После этого соседи по парте обмениваются табличками. Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой. Через две-три минуты таблички возвращаются обратно, и школьники проверяют результаты вычислений друг друга.

Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

Математические ребусы.

Тема: Решение линейных уравнений.

На доску для каждой команды проецируются рисунки. Задание играющим: вместо переменных вписать числа, которые являются корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали. Большой набор диапозитивов даёт возможность вовлечь в игру всех учащихся. Выигрывают те ученики и та команда, которые больше всего решают ребусов.

2 + Х + 3 = 12

+     -     +      -

Z – 5 + У = 1

+    -      -     - 

1 –U +1 = 6

=    =   =    =

5 + 6 – 6 = 5

Числовой фейерверк.

Тема: Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Каждой команде предлагается свой рисунок. К доске вызываются капитанами команд поочерёдно учащиеся. Требуется выполнить действия по стрелке над числами в кружочках. Выполняя действия, следует идти от центрального кружка к периферии. Можно к одному рисунку вызвать сразу трёх школьников. Побеждает та команда, у которой самая высокая результативность. 

Математический феномен.

Тема: Раскрытие скобок и заключение в скобки.

В начале игры выступает учитель. Он предлагает каждому из учеников задумать любое число; прибавить к нему какое-то число, умноженное на 2, например 8, умноженное на 2, найденную сумму разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2, т.е. 8. Учитель выборочно спрашивает у учащихся их результат и называет задуманное ими число.

Архитектор.

Тема: Задачи на построение.

Совершим путешествие по стране Геометрия, решая одну за другой задачи на построение. Задачи подобраны так, что результатом их решения является создание плана города.

Задача 1. В центре листа постройте равносторонний треугольник АВС со стороной 8см. Проведите в нём биссектрисы, высоты, медианы, используя циркуль. Обозначьте точку их пересечения буквой О. Постройте окружность с центром в точке О и радиусом равным отрезку ОВ (это – центр города, точка О – здание городской администрации).

Задача 2. Разделите с помощью циркуля и линейки стороны треугольника АВС на 4 равные части. Через каждую точку деления проведите с помощью треугольника лучи, перпендикулярные сторонам треугольника.

Задача 3. Разместите на полученном чертеже основные городские объекты (школы, больницы, магазины и т.д.)

Покормите рыбок.

Тема: Сложение и вычитание целых чисел.

Цель: Совершенствовать вычислительные умения.

Оборудование: Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовленный для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример на сложение и вычитание. Кормушки с цифрами 10 и 25.

Ход игры: Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду. Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки, цифра которой соответствует результату вычисления.

Игру “Покормите рыбок”, можно использовать на различных этапах урока на устные вычисления. При изучении темы “Сложение и вычитание целых чисел”

Молчанка.

Сигнальные карточки (красная, зелёная) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зелёную карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

Кто быстрее сядет в ракету.

Тема: Решение квадратных уравнений.

Учащиеся класса делятся на две команды. Каждой команде предлагается серия заданий.

1 команда. 

  1. Найти значение выражения –х2+2х-2 при х = -1.
  2. Решить уравнение х2 + х –2 =0.
  3. При каком значении k уравнение 16х2 + kх + 9 = 0 имеет один корень?
  4. Уравнение х2 + bх + 24 = 0 имеет корень х1 = 8. Найти х2 и коэффициент b.

2 команда. 

  1. Найти значение выражения 2х2 + 5х – 2 при х = 1.
  2. Решите уравнение х2 – 3х + 2 = 0.
  3. При каком значении k уравнение 25х2 + kх + 2 = 0 имеет один корень?
  4. Уравнение х2 – 7х + с = 0 имеет корень х1 = 5. Найти х2 и коэффициент с.

На доску проецируется рисунок.

К доске вызываются 2 ученика – представители двух команд. Выполнив первое задание, они записывают ответ на первую ступеньку ракеты, потом их сменяют другие участники команды. Побеждает та команда, которая быстрее сядет в ракету.

Цепочка.

Тема: Решение квадратных уравнений.

Каждый учащийся ряда получает карточку с небольшим заданием – решить уравнение, неравенство и т.д. Выполнив задание, учащийся передает карточку сидящему сзади. Ученик с последней парты приносит к столу учителя все карточки данного ряда. Побеждает тот ряд, который дал наибольшее число правильных ответов за самое короткое время. Пример заданий для первой команды.

Решите уравнения:

1. 9х2 – 1 = 0; 2. 1 – 4 у2 = 0; 3. (х + 3) х (х – 4) = - 12;

4. (2х + 7)2 = 100; 5. 4х2 – 3х = 0; 6. – 5х2 + 7х = 0.

За каждое правильно решенное уравнение начисляется определенное количество очков. Очки снимаются за нарушение дисциплины. Это повышает ответственность каждого члена команды за свою работу. Лишние очки команде могут принести те учащиеся, которые успеют решить дополнительно ещё несколько уравнений, предложенных учителем на доске.


Предварительный просмотр: