6.5.4 Пейзаж в музыке

Сердюк Алена Николаевна

Пейзаж в музыке

 

1)   Прослушай фрагмент:

https://www.youtube.com/watch?v=zHCCCmngRXg

 

2)   Прочитай и пейжаже в музыке:

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием.

Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно часто найти в музыке. Музыка обладает пейзажно-изобразительными возможностями.

Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами – стала зримой. «Музыкальная живопись» отражает возросшую выразительность и изобразительность музыки.

 

Слушая инструментальные сочинения композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Но одновременно это огромная сила музыки основанная на звукописи. Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц, раскатов грома, звона колоколов и тд. А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. 

 

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи – так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо – всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

 

Пейзажные образы в музыке позволяют нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку. 

 

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа. Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.
 

3) Выбери из предложенных тольо 2 фрагмента и прослушай их:

Мусоргский, Рассвет на Москве реке

https://youtu.be/XvTGSYElepg

 

Э. Григ Утро

https://youtu.be/CP17zQzsLKA

 

Римский - Корсаков, Садко, Океан

https://youtu.be/moFg22eFjMc

 

https://youtu.be/OacmAjLVxkk

 

Римский - Корсаков Полет Шмеля

https://youtu.be/xQf5jt94nds

 

4) Выполни задания:

Вопросы и задания (ответы запиши в тетрадь и пришли на проверку учителю):

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Что такое "звукоизобразительность"?
  4. какие звуки природы мугут передать звуки музыки?
  5. Какой из прослушенных фрагментов тебе понравился больше всего?

 

Д.П.:  Пейзажной музыки очень много. По следующей ссылке ты найдешь подборку пейзажной музыки, которая поможет тебе сосредоточиться и настроиться на успешной выплнение любого дела: https://www.youtube.com/watch?v=hlWiI4xVXKY