1.5.1 Рабочая программа по предмету музыка с учетом ФГОС 2011г (1-4 классы)

Сердюк Алена Николаевна

Участие в инновационно- экспериментальной деятельности до 2013 г осуществлялось в реализации подпрограмм «Информатизация школы» и «Качество образования» Программы развития школы на 2011 – 2016 годы как Бизнес-плана, внедрение первого этапа ФГОС. Внедрила технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии с применением интерактивной доски SMART, составлены презентации, тесты, разработан и реализован проект "Использование интерактивной доски на уроках Музыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_programme_s_fgos.ppt999 КБ
Microsoft Office document icon programma_s_fgos.doc132 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рабочая программа по музыке с учетом ФГОС для 1 -4 классов 1 час в неделю (всего 135 часов) Составитель: учитель музыки МОУ Игримской СОШ №1 Сердюк Алена Николаевна 2011 - 2012 уч. г.

Слайд 2

Программа содержит: Пояснительную записку Характеристику предмета Место предмета в базисном учебном плане Структуру программы Цель Задачи УУД Результаты обучения Содержание программы Тематику блоков Методы освоения программы Виды деятельности Виды оценки и контроля знаний Формы и виды организации учебного процесса Требования к уровню подготовки учащихся Список научно-методического обеспечения. MULTIMEDIA – поддержка предмета Список научно-методической литературы.

Слайд 3

Цели обучения. Основная цель: духовно – нравственное развитие и воспитание личности ребенка через воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культур.

Слайд 4

При такой достаточно емкой цели изучения музыки в начальной школе следует реализовать через решение следующих подцелей : формирование основ музыкальной культуры; развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебнотворческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации; воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Слайд 5

Задачи: сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; научить воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; научить исполнять вокально-хоровые произведения, в том числе и в импровизации, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке, решаются целостно. Выбирая методы обучения, следует сбалансировано сочетать традиционные и инновационные технологии, в том числе информационные и коммуникационные.

Слайд 6

Универсальные учебные действия. В процессе изучения музыкального искусства формируются УУД воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Слайд 7

Личностными результатами изучения музыки являются: - эмоционально – ценностное отношение к искусству - реализация творческого потенциала в процессе коллективного/ индивидуального музицирования - позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей

Слайд 8

Предметными результатами изучения музыки являются: - устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира - элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности

Слайд 9

Метапредметными результатами изучения музыки являются: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств - ориентация в культурном разнообразии окружающей действительности, участив музыкальной жизни класса, школы, поселка и т.д. - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности.

Слайд 10

Тематические блоки программы. Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно_ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Слайд 11

Тематические блоки программы. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно - образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Слайд 12

Тематические блоки программы. Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально -поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Слайд 13

Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу Знать/ понимать слова и мелодию гимна России; имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения); наиболее распространённые музыкальные инструменты; народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Слайд 14

Уметь различать основные виды и жанры музыкального искусства; узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей; сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика); передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Слайд 15

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обогащения опыта восприятия музыкальных произведений; исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений; участие в хоровом исполнительстве; музицирование на детских музыкальных инструментах; передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.

Слайд 16

Формирование универсальных учебных действий (УУД): Личностные: Ценностно-смысловая ориентация учащихся, Действие смыслообразования, Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные: Целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения.

Слайд 17

Познавательные универсальные действия: Общеучебные: Умение структурировать знания, Смысловое чтение, Знаково – символическое моделирование, Выделение и формулирование учебной цели. Логические: Анализ объектов; Синтез, как составление целого из частей Классификация объектов. Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование Построение логической цепи рассуждения

Слайд 18

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Рабочая программа  

по музыке

с учетом ФГОС

для 1 -4 классов

1 час в неделю (всего 135 часов)

Составитель:

учитель   музыки

высшей квалификационной категории

М6ОУ Игримской СОШ №1

Сердюк Алена Николаевна

2011 -  2012 уч. г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для начальной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего  образования по искусству;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

-  программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. (Издательство  «Просвещение», год издания: 2005)

 - программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2005 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.        

 Данная  программа составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки.

Общая характеристика предмета.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Место предмета в базисном учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане в I-IV классах на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов).

Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, триместра, года.

Основные содержательные линии.

Основными содержательными линями являются: обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное воплощение в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Цели обучения.

Основная цель: духовно – нравственное развитие и воспитание личности ребенка через воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культур.

При такой достаточно емкой цели изучения музыки в начальной школе следует реализовать через решение  следующих подцелей:

  • формирование основ музыкальной культуры;
  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-твор-ческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
  • воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;
  • сформировать основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • научить воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
  • научить исполнять вокально-хоровые произведения, в том числе и в импровизации, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке, решаются целостно. Выбирая методы обучения, следует сбалансировано сочетать традиционные и инновационные технологии, в том числе информационные и коммуникационные.

Универсальные учебные действия.

В процессе изучения музыкального искусства формируются УУД воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- эмоционально – ценностное отношение к искусству

 - реализация творческого потенциала в процессе коллективного/ индивидуального музицирования

 - позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей

Предметными результатами изучения музыки являются:

 - устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности

 - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно – творческой деятельности

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

 - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств

 - ориентация в культурном разнообразии окружающей действительности, участив музыкальной жизни класса, школы, поселка и т.д.

 - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач

 - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента:

знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; 

уметь – владение конкретными умениями и навыками;

выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К концу обучения в начальной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое и сольное пение, элементарное музыцирование, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходство и различие объектов и явлений искусства и жизни (искусство видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У них формируются представления о мире музыки, формах ее бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувствен-ную сферу учащихся, что создает возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Содержание программы.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;  формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.
  • Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
  • Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип  расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность  возвращения школьника к уже  знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений  способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет, симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.

Тематические блоки программы.

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно_ эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно - образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. 

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально -поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно_творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах. У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально_творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально"исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально"творческую деятельность, музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально"пластическом движении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально"поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:

  1. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
  4. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражения ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.

  Оценка музыкально-практической деятельности младших школьников на уроках музыки носит лишь поощрительный, стимулирующий характер. Она должна учитывать индивидуальный исходный уровень общего и музыкального развития школьника, интенсивность формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке.

Таким образом, оценка уровня музыкального развития учащихся, предлагаемая ниже, носит условный характер:

  • Эмоциональная отзывчивость как показатель развития интереса, желания слушать музыку;
  • Проявление любой творческой активности, самостоятельности;
  • Уровень развития музыкального мышления (образность, ассоциативность);
  • Умение применять «ключевые знания» о музыке;
  • Уровень исполнительской культуры (творческий подход, эмоциональность).

Урок музыки  требует от педагога большого творческого потенциала, умения создать условия для самовыражения ребёнка; собственной деятельностью, эмоциональной выразительностью пробуждать интерес, вкус, потребность, представления о красоте.

Показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников может стать опыт восприятия музыки, внутреннее слышание шедевров мирового музыкального искусства и личностное заинтересованное отношение к музыке в целом и отдельным полюбившимся сочинениям прошлого и наших дней.

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - основной: урок,

- допустимые: экскурсия, путешествие, выставка.

 Виды контроля:

 - входной, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
  • Действие смыслообразования,
  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,
  • волевая саморегуляция,
  • коррекция,
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,
  • Смысловое чтение,
  • Знаково – символическое моделирование,
  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Классификация объектов.
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Построение логической цепи рассуждения

      Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.


Требования к уровню подготовки окончивших начальную школу

Требования заключаются в следующем:

Знать/ понимать

  • слова и мелодию гимна России;
  • имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);
  • наиболее распространённые музыкальные инструменты;
  • народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды.

Уметь

  • различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  • узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  • сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  • передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;
  • исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;
  • участие в хоровом исполнительстве;
  • музицирование на детских музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке и др.


Список научно-методического обеспечения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. – М.: Просвещение, 2010
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  • фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. Фонотека – аудиокассеты (программн)
  2. База данных ПК, аудио-, видео- материалы, презентации  - не менее 200 Гб.
  3. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
  4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»
  5. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  6. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  7. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/        
  8. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  6. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  7. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  8. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  9.  «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  10. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  11. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
  12. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  13. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  14. Песенные сборники.
  15. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.