Модница - Подиум 2023

Сердюк Алена Николаевна

Программа подготовки обучающихся к участию в конкурсе Детской и Юношеской Моды "Модница".

Данная программа – это многолетний педагогический опыт в подготовке обучающихся к публично-сценическим конкурсам вокально-исполнитель-ского и иного творческого характера. Мои ученики участвуют во многих конкурсах и получают призовые места. Данная программа учитывает основные задачи развития образования в регионе. Ее реализация не возможна без современных учебных материалов и образовательных технологий. Она предусматривает развитие образовательной среды школы и привлечение социальных партнеров. Современные оценочные средства позволяют оценить индивидуальную успешность обучающихся.

Данная программа раскрывает секреты подготовки успешного участия в районном конкурсе "Модница- Подиум 2023".

Познакомиться с визиткой и выступлением можно перейдя по ссылкам:

выступление  https://disk.yandex.ru/i/VHizS86GJ4Ww_g

визитка  https://disk.yandex.ru/i/eFSCR2S9Kra-vQ

Так же материалы выступления были отправлены на XIII Международный конкурс для детей и молодежи "Мы можем!", где выступление клуба "Пять +" было удостоено Призового 1 места!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_konkursam.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки обучающихся

к участию в конкурсе Детской и Юношеской Моды "Модница"

Обучая детей творческому мышлению,  мы обогащаем их

не только интеллектуально, но и личностно»

                                                                                                 Р. Дж. Стернберг

Аннотация

Данная программа разработана для работы с обучающимися образовательной школы МБОУ Игримская СОШ  №1 при подготовке к Районному конкурсу "Модница".

Цель составления данной программы - оказать методическую помощь педагогам, учителям-предметникам в работе с детьми в образовательных учреждениях. Программа может быть использована как программа дополнительного образования, как программа кружка или электива, как методические рекомендации при работе с обучающимися по предмету "Технология" или при подготовке к иным творческим конкурсам по направлениям, совпадающим с направлениями указанного конкурса.

Конкурс "Модница" проводится в Березовском Районе более 20-ти лет.

Вообще похожие конкурсы проводятся в нашей стране во многих городах. Например: Межрегиональный конкурс театров детской и молодежной моды «Лабиринты моды» - Самара, Всероссийский конкурс моды «Подиум. Территория звёзд» - Кострома и Пермь, Международный конкурс-фестиваль театров моды и искусства костюма «Мода чудес»  и Международный фестиваль детско-молодежного творчества и педагогических инноваций "Кубок России по художественному творчеству "Ассамблея Искусств" - Москва.

Данная программа призвана оказать практическую помощь учителям-предметникам, занимающимся с обучающимися художественным творчеством.

Как руководитель методического объединения более 20-ти лет я наблюдала со стороны процесс подготовки к конкурсу, в этом году я стала организатором и главным руководителем нового клуба "Пять +", сразу победившего в Районном конкурсе "Модница - Подиум 2023", проводимом в Березовском районе ХМАО-Югра. Как организатор и руководитель я увидела процесс подготовки к данному конкурсу и к его финальному выступлению со всех сторон. Конкурс Детской и Молодежной Моды далеко не ограничивается выбором модели и ее отшивом - все намного масштабнее, многограннее и, как оказалось, серьезнее.

Пояснительная записка

Каждый человек - талантлив. Добьется ли он успеха - зависит от того, будет ли выявлен талант, помогут ли его развить и применить во взрослой жизни.

Рассматриваемые в данной работе виды деятельности учителя: работа в области развития детской одаренности и подготовка обучающихся к творческим конкурсам - на практике являются обязательными  компонентами общей педагогической деятельности учителя. Обновленный ФГОС, реализуемый в образовании, направлен на работу в предметной и  метапредметной области с одаренными детьми, и это не единственные нормативный документ, указывающий  на важность особой работы учителя с одаренными детьми.

Актуальность

Программа предназначена для учащихся средней и старшей ступени обучения общеобразовательной школы, проявляющих особый интерес к области "Технология" - "Пошив и демонстрация моделей". Данная программа рассматривается как система социального и культурного развития личности обучающегося, реализующая его творческий потенциал. Программа расширяет и углубляет знания по предмету "Технология", повышает мотивацию, сохраняет интерес, осознание необходимости дальнейшего изучения и совершенствования полученных навыков.

Актуальность данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания предмета "Технология" в школе, которая позволяет выявить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в совершенствовании навыков в данной области. Основная образовательная задача подготовки к конкурсу определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по предмету "Технология", а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в конкурсах схожей тематики.

Цели работы над программой вытекают из целей конкурса: создание условий для творческого самоопределения и самореализации личности, познавательной раскрепощенности, развития креативного мышления, умения применять знания на практике, активизация интереса к современному направлению творчества «Модный показ», к различным направлениям дизайна в системе культурного наследия.

Задачи

Формирование духовно и эстетически развитых личностей, способных в дальнейшем внести исторический вклад в развитие искусства моды и конструирования костюма.

Создание практических условий для реализации творческого потенциала детей, заинтересованных искусством моды и костюма, стимулирование их творческого роста и адаптации на одном из самых динамичных рынков – рынке моды.

Укрепление связи между поколениями, возрождение и изучение национальных традиций, историко-культурного наследия, развитие социальных инициатив, художественных способностей детей в сфере сохранения национальных традиций и ремесел.

Вовлечение подрастающего поколения в общественную деятельность на основе реализации интереса к технологии «Handmade».

Содействие профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Основные принципы построения программы: доступность и открытость; деятельностный подход; подход личностно- ориентированный и дифференцированный при отборе материала; использование коммуника-тивной технологий; опережающее обучение; возможность творческой самореализации личности.

Технологии и методы обучения

Программа способствует индивидуализации процесса обучения.

Отличительная особенность программы: разнообразие практических работ, позволяющих закрепить полученных умения. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме контроля качества зачетного итогового продукта деятельности.

В процессе обучения можно использовать всё многообразие методов и приёмов обучения: беседу, спор, игру, самостоятельную работу, выполнение практических работ, решение проблемных ситуаций.

Формы организации деятельности учащихся могут быть разнообразными: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты

К конкурсам нужно много и кропотливо готовиться. Это сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности учащихся, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков. Первостепенный результат участия в конкурсе: формирование креативного мышления, которое является частью функциональной грамотности и изучается в международном сравнительном исследовании PISA.

Что же еще дает детям участие в конкурсе? Участие в творческих конкурсах любого уровня имеет ряд привлекательных моментов как для ученика и его родителей, так и для учителя:

-- сформированность культуры мышления - развитие интеллекта, креативного, логического, критического, ассоциативного, пространственного мышления, творческого воображения, фантазии

--  создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами

--   поднимает интерес учащихся к изучению предмета

--   способствует профориентационному определению обучающихся

-- создает ситуацию успеха - каждый участник имеет возможность проявив свои творческие способности, получить диплом, грамоту или сертификат для пополнения личного портфолио

-- дает возможность обучающимся и их учителям представить свою школу на разных уровнях, по итогам конкурса учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников и сравнить свой результат с лучшим.

Социальное партнерство необходимо при реализации данной программы: обращались в "Дом Культуры" для организации репетиций в большом зале, за спонсорской помощью к ИП по вопросам приобретения материала для пошива изделий, проводился конкурс на базе МАУ "Березовского центра культуры и досуга "Звездный".

Основное содержание программы подготовки в конкурсу "Модница"

Подготовка к конкурсу имеет свои правила. Конкурс - это соревнование, для которого характерны напряжение, азарт, приподнятое эмоциональное состояние. Это творческий процесс, который предполагает не только проверку уровня знаний участников. Это то мероприятие, где участники попадают в нестандартную обстановку. Но это и то мероприятие, на которое нельзя зайти случайно - просто проходя мимо.

В правила подготовки конкурса умещаются разные аспекты, которые зависят от условий и положения самого конкурса:

Техническая подготовка участников

Выбор участников и руководителей.

Выбор конкурсной программы.

Обеспечение местом и техническими средствами  репетиции, отработка деталей и нюансов выступления.

Морально- психологическая подготовка участников

Эмоциональный настрой.

Поддержка стабильного эмоционального состояния участника

Работа с участником в случае срывов в процессе подготовки и отказа от выступления

Организационные вопросы по ИКТ

Наличие помощника, осуществляющего информационно- компьютерную поддержку.

В случае выездного конкурса необходимо предусмотреть вопросы размещения и питания участников.

Основные этапы работы при подготовке к конкурсу обучающихся

Конкурс "Модница" не только творческий, но еще и интеллектуально-исполнительский конкурс. Исполнительские конкурсы играют важную роль в жизни их участников. Методика подготовки к ним является предметом пристального внимания и изучения Педагогики и педагогов. Существует множество различных методик по подготовке к сценическому выступлению. Точно известно, что участие в творческо- исполнительском конкурсе требует от участника огромных физических и психологических затрат, строгой внутренней дисциплины и выносливости. Перед учениками ставится конкретная цель - померяться силами с другими и с самим собой лично: "Смогу - не смогу".

Подготовка к любому конкурсу отвечает на 3 главных вопроса: Кто? Зачем и как?? и Когда??? От правильности ответа на каждый из трех вопросов зависит успех участия и Победа в конкурсе.

Основные методы подбора участников любого конкурса в руках учителя: педагогическое наблюдение и анализ предметных результатов и качества знаний претендентов - основополагающие в данном выборе. Но кроме выбора педагога есть еще и выбор ребенка: "хочу - не хочу" и "буду - не буду", и тут снова выбор уходит к педагогу - либо убеждать ребенка, либо работать с другим, испытывающим большее желание, но имеющим меньшие способности, возможности и шансы на победу.

Весь процесс подготовки к конкурсу участниц Клуба "Пять +" от создания клуба до самого выступления можно разбить на 7 ступеней - этапов:

1 этап. Кто участник?

2 этап. Выбор тематики конкурсной программы. Выбор моделей.

3 этап. Ознакомление с запасами тканей и фурнитуры.

4 этап. Работа над пошивом моделей (от раскроя до готового изделия).

5 этап. Красота в деталях.

6 этап. Мы не забыли про визитку.

7 этап. Мы готовы! Но если что-то пойдет не так?

Разберем каждый этап отдельно.

1 этап. Кто участник?

Участие в нашем конкурсе было чисто добровольным. Желание участвовать и умение делать на швейной машинке прямую строчку были определяющими.

Риски данного этапа:

Наиболее распространенная ошибка педагогов - пристальное внимание к более прилежным ученикам. Но внутренний настрой учащегося - наиболее важная отправная точка. Таким образом, выбирая учеников для участия в конкурсе, педагог обязан помнить:

  • Ребенок должен точно знать, что представляет собой данный конкурс, то есть понимать, какого рода подготовка его ожидает и к какому результату он должен стремиться.
  • Ребенок должен сам захотеть выйти на сцену в сшитой им модели одежды.
  • Ребенок должен быть предельно заинтересован в своем участии в конкурсе, без желания не может быть победы.

2 этап. Выбор тематики конкурсной программы. Выбор моделей.

Набросав с десяток ярких слоганов, провели устное голосование, единогласно выбор пал на фразу "Летний FRESH".

И уже исходя из названия предстоящей коллекции проходил выбор моделей, тканей, цветовой палитры.

На этом этапе педагогу можно провести беседу или опрос, иллюстративное объяснение и демонстрацию, помогающие ребятам сориентироваться и определиться с названием и моделями коллекции.

Риски данного этапа:

Риски данного этапа минимальны. Главное, чтобы выбранные модели были участницам посильны в техническом исполнении. Но и при отдельных нюансах пошила руководитель всегда рядом и сможет откорректировать процесс.

Главная ошибка данного этапа - навязывание модели, заставлять ребенка отшивать то, что ему не нравится и не интересно. Исключения составляют тематические коллекции, при работе с ними ребятам часто приходится соглашаться на предложенную модель или ткань. На данном этапе следует учесть: уровень подготовки участниц по школьной программе "Технология" и соответствие выбранных моделей возрасту участниц.

3 этап. Ознакомление с запасами тканей и фурнитуры.

Изучив имеющиеся запасы тканей и фурнитуры, оценив их достаточность или нехватку для выбранных моделей часто возникает потребность доприобретения необходимых материалов.

Приобретение тканей и фурнитуры можно осуществить отправившись в имеющийся магазин тканей (их в нашем поселке два) или воспользоваться услугами интернет- магазинов.

Риски данного этапа:

Своих запасов не достаточно, в магазинах нет ничего подходящего, интернет доставка не возможна по причине сложной транспортной схемы нашего поселка. Что делать? Главное золотое правило: готовь сани летом и ткани для "Модницы" тоже!"

Вывод: первые три этапами предстоящего конкурса лучше отработать еще весной.

4 этап. Работа над пошивом моделей (от раскроя до готового изделия).

Объемный по продолжительности и разносторонний по видам деятельности этап. Хорошо если выбранные модели перекликаются со школьной программой. А если нет? На данном этапе на помощь приходят разные учебные материалы и пособия: от учебников и руководств по шитью до интернет- роликов по раскрою и обработке отдельных деталей изделия. На этом этапе участницы демонстрирую весь спектр полученных навыков, расширяя и совершенствуя их: разные виды строчек, работа с обычной швейной машинкой и оверлоком, работа с различными тканями, знание техники безопасности и тд.

На данном этапе участники работают в своем темпе по индивидуальным маршрутам. Максимально самостоятельно выполняя все виды работ. Главное, чтобы педагог на данном этапе работал корректно, через уточняющий вопрос: «Правильно ли я поняла, что ты справишься...», "Попробуешь сам или хочешь, чтоб тебе помогли сразу?"

Основными методами обучения тут станут  самостоятельная работа участниц конкурса и минимальная помощь учителя. Приемлемые формы занятий на этом этапе: консультация, творческий диалог, показ, подсказка. Важно помнить, что жизненный опыт педагога богаче, чем у ребенка. Приведенный наглядный пример, рассказанный случай из жизни помогут подвести ребенка к верному пониманию ситуации.

Риски данного этапа:

Не точная работа ножниц, отрез не по тем линиям, сломанные швейные иглы, прижигание ткани при работе утюгом. И самое главное работа с электроприборами - поэтому важно уделять внимание технике безопасности.

5 этап. Красота в деталях.

На данном этапе уже давно идет работа над постановкой самого непосредственно показа. Репетиции в самом разгаре. Музыка уже подобрана, высчитаны темпы и такты, сделана необходимая обрезка и склейка музыкального сопровождения. И как раз сейчас мы видим какие элементы в одежде и декоре лишние, а каких не достает.

Риски данного этапа: Если все было учтено (от длины и фасона до выбора обуви) заранее, то риски отсутствуют. Но бывает, что, по каким-то причинам,  приходится перешивать изделия, менять обувь или декор (шляпки, броши, сумки и тд).

6 этап. Мы не забыли про визитку.

Хорошо иметь того, кто будет отвечать за компьютерно - техническую сторону подготовки выступления к конкурсу. Сможет заблаговременно делать фото и видео съемку, монтировать видео- представление коллектива и коллекции, работать с музыкальным материалом: резать, клеить, ускорять, чистить от посторонних звуков, накладывать музыкальный фон и так далее. Ответственный за этот этап должен быть "на ты" с компьютерными программами и с интернет ресурсами. Это работа чисто компьютерная - работа трудоемкая, человеку несведущему, не работающему в конкретных компьютерных программах будет не под силу вовсе.

Риски данного этапа: Отключили интернет, сломался компьютер, нет помощника по компьютерным программам. - Интернет подключается, компьютер можно всегда найти в школе, и если Вы сами не умеете и Вам совсем никто не может помочь в создании ролика-визитки, а учитель информатики категорически отказывается, в интернете сейчас много желающих помочь с данными вопросами на коммерческой основе.

7 этап. Мы готовы! Но если что-то пойдет не так?

Сейчас на первый план выходит практико-ориентированная деятельность: упражнения, репетиции, повторы и прогоны являются основой для создания творческой работы. Педагогу важно помнить, что сценический образ – это «игра чувств», внешнее отражение эмоции, пластика танца, прямой контакт с залом. Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку распределить произвольное внимание, проконтролировать направленность и адресность исполняемого материала. На данном этапе должен быть один педагог, с которым коллектив работает над созданием сценического образа!

Риски данного этапа:

Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранные модели, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.

Основные требования к оформлению готового результата работы участников конкурса прописаны в положении. С него мы начали работу по подготовке к участию в конкурсе и ими же мы и заканчиваем, сравнивая готовый результат работы с предполагаемым и с критериями оценивания. Как видно из описания этапов - подготовка к данному конкурсу продолжительная.

Условия реализации программы, риски срыва участия в конкурсе

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, при определенных усилиях. Конкурс – это эксперимент, в рамках которого дети могут оценить и проанализировать свою деятельность в работе по подготовке к конкурсу.

Важным является аспект психологической готовности к конкурсу.

Конкурсное выступление – это один из сложных видов деятельности, который предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Перед учащимися стоит огромная задача передачи художественно- сценического замысла, в тоже время, как исполнитель испытывает на сцене сильнейшее волнение, связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Участнику нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. При подготовке к конкурсу одним из важных моментов является развитие ряда важных психологических характеристик личности обучающегося: умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, приводить себя в оптимальное состояние.

Риски срыва выступления

Выход на сцену, выступление на конкурсе - это событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего индивидуаль-ность ученика. Оказывает огромное влияние на творческий и профессио-нальный рост. Основные риски кроются в стрессогенных факторах: мероприятие проходит в новом месте, где собираются незнакомые сверстники; конкурс проводят и результаты оценивают незнакомые люди; время, отводимое на выступление ограничено; на участника возлагается груз ответственности, в связи с чем возможный проигрыш становится поражением личного плана. Все это может провоцировать тревогу и привести к дезорганизации участника, к снижению концентрации внимания, работоспособности, растерянности. Из-за невозможности контролировать себя участник может внезапно забыть все то, что знал.

В чем залог успеха?

Компоненты психологической готовности: Поведенческий компонент - знание, что делать на конкурсном мероприятии, как готовиться.  Эмоциональный компонент  - индивидуально-личностные особенности, отношение в конкурсу. Когнитивный компонент - объём знаний конкурсанта, необходимых для участия в конкурсе. Способность к саморегуляции - умения и навыки саморегуляции в период подготовки и участия в конкурсном мероприятии.

Социально-психологическая подготовка - важнейший этап, который нельзя пропускать при подготовке к публично- сценическим конкурсам. Как говорил Станиславский: «Секрет-то, оказывается совсем простой: для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлечься тем, что идет на сцене».

Подготовка к конкурсному выступлению превращается в наиважнейшей этап формирования личности, а успешность выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных действий, но и от уровня психологической адаптации участника конкурса.

И вот она - ПОБЕДА!!!

...или не победа...

Долгожданная победа! Если участники стали победителями или призерами конкурса, похвалите и их, и себя. Важно, чтобы результат очередного конкурса воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Прошедший конкурс обсуждается, разбираются наиболее интересные выступления, возможные другие способы решения сложившихся ситуаций. Поражение - это тоже опыт участия, ибо "отсутствие результата - тоже результат", который был получен. Участие в конкурсе - прекрасная возможность научиться чему-то новому. Очень полезно проанализировать сильные и слабые стороны выступления. Помните, что отрицательный результат - это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок и идти к новым вершинам.

Выводы: Для развития личности очень важно, что в ситуации публичного выступления, он действует самостоятельно. Это способствует формированию ценных волевых качеств, а так же повышает уровень концентрации внимания.

Обоснование социальной значимости данной программы

Социальная значимость программы - помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей, практическом участии в творческо-сценическом конкурсе. Постигая смысл и практический опыт творчества, участники конкурса познают не только тайны созидания, но, что очень важно, самих себя, свои возможности, приближаются к осознанию своего предназначения в жизни, учатся строить через творчество отношения друг с другом и с окружающим миром.

Есть социальная значимость данной программы и для педагогического сообщества школы. Участниц к конкурсу готовила целая команда педагогов:

- руководитель МО и основной руководитель данного проекта, руководитель-дизайнер, фото и видео редактор, ответственная за информационно-компьютерное сопровождение участия в конкурсе,

- учитель технологии и руководитель-костюмер,

- несменный хореограф и постановщик сценического действия,

- несменный стихотворец данного конкурса

- предыдущий руководитель участниц данного конкурса, наш активный консультант.

Итак, победа в любом конкурсе - это упорный труд сплоченной команды!

Список источников

  1. ФГОС ОООё
  2. Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969;
  3. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010;
  4. Рабочая концепция одаренности / под ред.Д.Б. Богоявленской. – Москва, 2003. – 94 с.
  5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М. :Музыка, 1968