Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности
статья по информатике и икт по теме

Курдя Светлана Евгеньевна

Статья, в которой делюсь опытом создания интегрированных уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности

«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.»
(
И.Г. Песталоцци)

Использование межпредметных связей - одна из наиболее  сложных  задач учителя.  Она требует знаний содержания программ и учебников  по  другим  предметам. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося.

Реализация межпредметных связей  в  практике обучения предполагает сотрудничество учителя информатики  с учителями химии, физики, биологии, истории, что сложно, т.к. у учителя информатики своя учебная программа. Поэтому внеурочная деятельность как нельзя лучше позволяет реализовать межпредметные связи, работая над проектами разных учебных дисциплин.

В нашей школе информатика перешла в разряд внеурочной деятельности в 5 классе.

В данном возрасте использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Он осваивает новые виды деятельности, тесно связанные с компьютерными играми: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование. Компьютер для ребенка становится средой не только для накопления знаний, но  и для обмена знаниями, общения  с другими людьми.

Общеизвестно, что интерес ребенка к предмету «информатика» необычайно высок. Поэтому, изучая этот предмет внеурочно возможно развитие мотивации к изучению и других дисциплин. Для этого, я использую практические задания, в основе которых лежат межпредметные связи. В ходе выполнения заданий по информатике ребенок не только приобретает знания по предмету, но и повторяет понятия из других школьных дисциплин: литература, история, математика и т.д. В этом случае предмет «информатика» выступает в поддержку общеобразовательных дисциплин, что способствует повышению качества изучения последних.

Мне кажется, наиболее целесообразно во время внеурочной деятельности обучать конкретным информационным технологиям (приемам и способам обработки информации различного вида: текстовой, графической, числовой и т.д.), используя для этого различное программное обеспечение.

В содержании по информатике из государственного стандарта выделены следующие направления практической работы на компьютере для обучающихся:

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Разрабатывая свои упражнения, я придерживалась именно этих направлений  работы учащихся на уроках информатики. При разработке упражнений я старалась охватить как можно больше общеобразовательных областей: русский язык, математика, изобразительная деятельность. Упражнения, интегрирующие знания не только теории информатики, но и других учебных дисциплин выглядят особо привлекательно для ребят.

При изучении методов набора текста на клавиатуре, в информатике часто используются всем известные клавиатурные тренажеры. Для того, чтобы разнообразить деятельность ребенка в этом направлении, были разработаны специальные упражнения по математике. Задания этой группы направлены на отработку навыка поиска на клавиатуре цифр и служебных символов. В электронных таблицах и текстовом редакторе  возможно простейшее программирование на проверку ответа, полученного учащимся, что очень удобно. Использование подобных заданий позволяет более целенаправленно и дозировано отрабатывать навыки работы на клавиатуре.

Развитие у ребенка творческих способностей является одной из важнейших задач обучения и воспитания, именно поэтому важно на занятиях информатики использовать задания с элементами творчества. Возможности компьютерных технологий для развития познавательных процессов и творческих способностей школьников безграничны. В курсе информатики одной из тем является знакомство со средой и инструментами графических редакторов. Знакомство с графическим редактором - это не только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их взаимного сопряжения, компоновки, развитие пространственного и конструкторского мышления. Интеграция изобразительной деятельности учащихся с информатикой, на мой взгляд, является эффективным методом в развитии творческих способностей учащихся, художественного вкуса, фантазии, восприятии мира, в развитии познавательных процессов, таких как внимание, воображение, память, мышление, в развитии навыков практического воплощения своих идей.

На внеурочных занятиях по информатике ребята не только изучают возможности компьютера, но и знакомятся при этом с целостной картиной мира. С самых первых занятий учащиеся начинают осознавать, что информатика - это не наука о компьютерах, а наука об информации, которой наполнен весь окружающий нас мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...

Учет межпредметных связей на уроках информатики

Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...

Использование межпредметных связей на уроках информатики

Выступление на педагогической конференции...

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...

Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи

Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...