Эссе гимназического конкурса профессионального мастерства "Профессия учитель"
материал

Казакова Наталья Ивановна

Предлагаю вашему вниманию мои размышления о любимой профессии. В 2018 году я стала победителем конкурса профессионального мастерства в гимназии благодаря этой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе о профессии17.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ГИМНАЗИЯ № 40 ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА Г. КАЛИНИНГРАДА

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ»

Казакова Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы

Как работать с детьми?

Как-то знаменитого педагога спросили: "Как Вы думаете, не стыдно ли мечтать о памятнике в детских судьбах?" "Стыдно не мечтать",- ответил Мастер. Вдохновляет, правда? Ведь мечта окрыляет, помогает подняться над неурядицами, стрессами, серыми буднями... По ассоциации вспоминается пушкинское: "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." Думается, что вот так и работает Учитель с Детьми - создаёт памятник, воспоминания, память - Судьбу. Как? Ежедневно, ежечасно, ежеминутно... В будни и праздники, в выходные и на каникулах... Всегда. Профессия такая: труд и отдых, нервы и бальзам, проза и поэзия, эпос и драма. А за высокими словами стоят маленькие люди, и, представьте себе, именно от учителя зависит, чтобы из озорных сорванцов выросли сильные, смелые и красивые Люди. Как это сделать? Работать с детьми.

У этой работы нет чёткого режима, хотя все мы знаем свои служебные (и не только) обязанности и права. У этой работы не может быть принуждения, хотя все мы стоим у своеобразного станка (да, это не всегда радость и праздник). У этой работы есть важный Принцип - Закон - Концепция. Это Любовь.

На заре моей педагогической деятельности мне встретилась замечательная книга - повесть Н. Соломко "Если бы я был учителем..." Ах, сколько открытий было сделано, благодаря этой вроде бы обычной житейской ситуации, сколько раз она меня выручала, сколько приятных минут доставила не одному поколению учеников, слушавших, читавших, представлявших для себя и для родителей будто бы чужую, но такую свою историю. Вот в ней-то главный герой и заявляет директору родной школы, что педагогика - это просто. Цитирую: "Надо просто быть добрым..., надо просто любить своих учеников". Конечно, директор, человек взрослый и опытный, парирует: "Разве это просто?... А как тебя любить, если холодно рядом с тобой..."

Вот где главное: как любить и возможно ли любить всех... Но это получается, когда мы рядом, когда вместе читаем, размышляем, слушаем и слышим друг друга, когда нет агрессии, когда мы становимся способными по-человечески общаться: мы - люди, мы - партнёры, мы - друзья.

Как работать с детьми? Стать старшим другом. С детьми надо ГОВОРИТЬ, где-то и на их языке (душой? сердцем?), с ними надо РАЗГОВАРИВАТЬ, им надо дать ВЫСКАЗАТЬСЯ, их нужно уметь ВЫСЛУШАТЬ. Быть рядом и при этом чуть впереди, потому что ты Учитель. И учить так, чтобы им захотелось научиться. Сегодня я вижу это желание-мотивацию во многих своих учениках. И не потому, что я такая замечательная, а потому, что мы вместе, мы друзья.

Как работать с детьми? Любить и понимать. И тогда они не прощаются, и приходят к нам, и пишут нам в "Одноклассниках", "ВКонтакте". И приводят своих детей к нам. Это дорогого стоит.

Когда-то давно я написала для своих коллег посвящение. Вот несколько строк:

Важнее дела не найти на свете:

учить любить земную красоту,

учить мечтать и слышать странствий ветер,

учить дарить и верить в доброту...

...

Любое дело с нашим не сравнится:

учить искать, учить на свете жить,

и к журавлю стремиться, и синицу

держать в руках. И - Человеком быть.

Это моё кредо и по сей день.

17.01.2018

Откуда учитель получает вдохновение?

Я думаю, вдохновение - особенное ощущение полёта, радости, загадки. В этом слове мне слышится многое: вдох и дух, отдых и новь, душа и духовность... Вдохновляясь на труд, творчество, важный поступок, человек испытывает какое-то волнение, чувство торжества, прикосновения к тайне. И он сам, и окружающие - все ждут от него Дела-События. Надо ли доказывать, насколько необходимо вдохновение учителю? Личность ведь растит, Судьбу строит! И если мы выбираем эту профессию по призванию, мы получаем вдохновение от Высших сил Природы. И тогда Дело становится Служением.

Есть у нас и постоянный источник вдохновения. Это детские глаза и детские души. Это стремление учеников знать и уметь. Это путь к результату и сам результат: не просто продукт создаём - БУДУЩЕЕ страны и мира.

Я получаю вдохновение, когда вижу, как ребята мыслят, когда понимаю, как они учатся чувствовать и сочувствовать. Я получаю вдохновение, когда ученики говорят правду и когда доверяют. Я получаю вдохновение, благодаря вниманию и доброму отношению родителей ребят. Я получаю вдохновение от тёплых слов выпускников, искренних и благодарных.

Конечно, есть и другие источники. Мудрые книги, настоящие фильмы, семейные встречи, поэзия, природа... Но особенное ощущение полёта и радости даёт именно созидание Человека. И поэтому главный источник - ПРИЗВАНИЕ.

18.01.2018

Как бороться со стрессом?

Не секрет, что мы живём в состоянии стресса. Летим куда-то ежедневно на космических скоростях, торопимся, не тормозим даже на жизненных виражах. И не успеваем, не успеваем, не успеваем... Помните у Гоголя: "Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ... Не даёт ответа..." Так пройдёт жизнь? Тогда стресс окончательно завладеет нами и уничтожит, причём и морально, и физически.

Что делать? Жить по-настоящему! Удивляться крохотным листикам-младенчикам ранней весной (ах, жизнь продолжается!), находить прелесть то ли в сухом, то ли в прохладном лете (ведь несмотря ни на что, лето - это отдых), с удовольствием гулять по яркому, будто светящемуся осеннему лесу (как на картине Остроухова "Золотая осень"), вдыхать свежий зимний воздух (и не важно, есть снег или нет)... В общении с природой человек становится оптимистом.

Продолжаем бороться со стрессом. Берём увлекательную, вовсе не обязательно очень умную книгу. Вот это отдых! А отдых прибавляет сил.

Можно играть, можно петь, можно приготовить что-нибудь вкусненькое... А ещё бороться со стрессом можно сообща - в общении. С семьёй, друзьями, коллегами.

Очень полезно общение с молодёжью. Почему настоящие учителя всегда молоды, всегда улыбаются? Да потому, что они с молодостью будто обручены - связаны, скованы. Выпускники говорят: "Вы не меняетесь". Конечно, это не так. Но мы молоды душой. И потому никакой стресс нам не страшен.

18.01.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме "Профессиональная готовность учителя к использованию современных педагогических технологий"

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примеров для ученика является сам учитель.А. Дистервег...

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задав...

ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ ( ЭССЕ НА КОНКУРС "ЛУЧШИЙ СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ" 2015-16уч.г)

Эссе о роли учителя физической культуры в селе   (КОНКУРС "ЛУЧШИЙ СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ")...

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"

Эссе на конкурс "Профессиональное мастерство педагогических работников образовательных организаций ЗАТО Александровск - 2023". Номинация "Дебют года 2023"...

Сценарий дистанционного конкурса профессионального мастерства учителей математики «Развитие профессиональной компетенции учителя математики»

«Педагог становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но только став исследователем, «постоянно перестраивающим свой профессиональный ...